Что такое обрядовая поэзия примеры

Обрядовая поэзия

Смотреть что такое «Обрядовая поэзия» в других словарях:

Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. Под этим термином разумеется тот раздел устной поэзии (фольклор, см.), который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества О. п. играла весьма видную роль, а в области искусства… … Литературная энциклопедия

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.) … Большой Энциклопедический словарь

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Современная энциклопедия

Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.). * * * ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки (см. КОЛЯДКИ), причитания (см. ПРИЧИТАНИЯ), свадебные… … Энциклопедический словарь

обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

обрядовая поэзия — фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи причитания и т.д.). Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: заговор, плач Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное… … Литературный энциклопедический словарь

Обрядовая песня — см. Обрядовая поэзия. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Обрядовая песня — ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни к… … Словарь литературных терминов

Источник

Обрядовая поэзия

Библиография:

I. Чубинский П. П., Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край, тт. I—VII, СПБ, 1872—1878; Головацкий Я. Ф., Народные песни Галицкой и Угорской Руси, ч. 2. Обрядные песни, М., 1878; Шейн П. В., Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п., т. I, вып. 1, СПБ, 1898; Киреевский П., Песни, Новая серия, Под редакцией акад. В. Ф. Миллера и проф. М. П. Сперанского, вып. I, М., 1911; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915.

II. Исследования песен и обрядов: Веселовский Ал., Разыскания в области русского духовного стиха, VII. Румынские, славянские и греческие коляды, СПБ, 1883 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XXXII); Его же, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности, «ЖМНП», 1894, № 2, февр.; Потебня А., Объяснения малорусских и сродных, народных песен, т. II. Колядки и щедровки, Варшава, 1887 (из «Русского филологического вестника», т. XI—XVII, 1884—1887); Владимиров П. В., Введение в историю русской словесности, Киев, 1896; Аничков Е. А., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, т. I—II, СПБ, 1903 и 1905 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. LXXIV—LXXVIII); Карский Е. Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916; Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, вып. I, П., 1916; Кагаров Е. Т., Религия древних славян, М., 1918; Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров Н. П., Русская устная словесность. Темы. Библиография. Программы для собирания произведений устной поэзии, Л., 1924, стр. 19—38; Шереметьева М. Е., Земледельческий обряд «заклинания весны» в Калужском крае. Калуга, 1930; Zelenin D., Russische (ostslawische) Volkskunde, Berlin, 1927.

Полезное

Смотреть что такое «Обрядовая поэзия» в других словарях:

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.) … Большой Энциклопедический словарь

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Современная энциклопедия

Обрядовая поэзия — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Соответственно 2 группам обрядов делится на 2 разряда: календарную и семейную. Среди календарных поэтическим богатством выделяются циклы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и пр.). * * * ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки (см. КОЛЯДКИ), причитания (см. ПРИЧИТАНИЯ), свадебные… … Энциклопедический словарь

Обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми Обрядами: прозаическая или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т.д. Произведения О. п. могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие… … Большая советская энциклопедия

обрядовая поэзия — поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, причитания, свадебные песни и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

обрядовая поэзия — фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи причитания и т.д.). Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: заговор, плач Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ — ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное… … Литературный энциклопедический словарь

Обрядовая песня — см. Обрядовая поэзия. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Обрядовая песня — ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни к… … Словарь литературных терминов

Источник

Реферат на тему: «Обрядовая поэзия»

Обрядовая поэзия

1. Введение
2. Праздник Каляды
3. Праздник Масленицы
4. Заклички весны
5. Праздник Троицы
6. Праздник Купалы
7. Праздник урожая
8. Праздник Покров
9. Заключение
10. Список используемой литературы

Введение

Частью народного быта является фольклор. Он сопровождал первую пахоту, молодежные гулянья, праздничные обряды. Обрядовыми именуются песни, который исполняют во время самых разных обрядов.

Древние славяне считали, что такие обряды оказывают влияние на силы природы: способствуют хорошему урожаю, удачной охоте, приплоду скота, принесут человеку здоровье, счастье и богатство и т.п.

Календарно-обрядовая поэзия — это песни, которые использовались в ряде обрядов, связанных с народным календарём, основанном на распорядке сельскохозяйственных работ по временам года. В этих песнях олицетворялись силы природы, которые имели значения для сельскохозяйственных труда: солнце, земля, времена года (мороз, «весна-красна», лето).

Праздник Каляды

kolyada

Коляда — один из крупных славянских праздников, в переводе с латинского — первый день месяца. Этот праздник приурочен к зимнего солнцестоянию, к рождению Нового солнца, нового солнечного года, к повороту солнца на весну.

С пением колядок — песен, юноши и девушки наряжались и обходили дома, славили их хозяев, желали богатого урожая, изобилия и т.п. Веселые, короткие колядки были песенной формой таких пожеланий. В завершении колядующие просили хозяев дома наградить их. Наградой были угощения:

Бегла свинка от Максимки,
Да сгубила Коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Если хозяева отказывали в угощении, то для них могли пропеть:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием Рождества Христова.

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Отражены колядки и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки — блины да оладки». «Колядки — хозяйские порядки».

Перед Рождеством и под Новый Год существовал обычай — святочные гадания по жребию, которые сопровождались подблюдными песнями, в иносказательной форме предвещающих будущее каждому участнику. В песнях предвещалось: богатство, счастье, несчастье, замужество и т.п..

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Пр аздник Маслени ц ы

maslenitsa

Масленица — один из самых весёлых древних праздничков, отмечаемый в течении недели перед Великим постом, отличающейся гостеприимством и обильным застольем.

Праздник содержит ряд элементов славянской мифологии. Исполнители обряда как бы «заклинают солнце», вызывают его весеннее «разгорание». В народном календаре восточных славян — это граница зимы и весны. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях по «солнцу»- по кругу, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники и колодка, которые как бы символизируют солнце.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша Масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Чтобы проводить Масленицау — чучело с песнями возили по деревне, а затем хоронили или сжигали.

А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница- мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
(«Снегурочка» Островский)

Поговорки:

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Сыр, сметану, масло вкушай, все беды — щедростью души избывай.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Заклички весны

zaklichka3

После проводов Масленицы шли семь недель Великого Поста. В этот период строжайше запрещались всякие увеселения. Даже песни нельзя было петь. Девушки собирались на посиделки: пряли, рукодельничали, обсуждали деревенские новости, разговаривали о парнях и рассказывали свои сны.

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались не пением, а кликанием. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Славяне считали, чтобы Весна пришла, ее нужно позвать, попросить придти — выкликнуть. Девушки под вечер вечер забирались на крыши сараев, выходили на высокие места и оттуда кликали весну.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

zaklichka2

В это время начиналось возвращение перелетных птиц. Чтобы приблизить весну, хозяйки пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: “грачей”, “жаворонков”, “куликов”. Каждый член семьи, выходя на улицу, подбрасывал их в воздух и выкликивал:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Закличек было много. Наигравшись, накричавшись, фигурки прикрепляли к веткам деревьев, засовывали под крыши домов и сараев. Остатки печенья съедали или скармливали скоту.

Все это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Праздник Троицы

troitsa1

Широко отмечается летний праздник — Троица. Это один из важнейших праздников в году. Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляньями, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. Водили хороводы, которые сопровождались различными песнями:

troitsa

В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования.

Праздник Ивана Купалы

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. приближение к жатве. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.

По традиции производились два очистительные обряда: купание и прыгание через костёр.

Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.

kupala1

Девушки собирают травы и цветы, плетут венки, по которым гадают и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). В купальскую ночь ищут клады (цветущий папортник).

Основная цель купальских обрядов — отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Для этого жгут костры. Юноши и девушки ночь накануне Купалы проводили в поле.

Купалы проводила в поле.
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.

Праздник урожая

urozhaj3
Праздник урожая посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию — спасы: медовый, хлебный, яблочный.

Закончена жатва, чем была заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Последнюю гость стеблей завязывали веночком — «завивали бороду», чтобы сила земли не оскудела.

Лежит козёл на мяже,
Дивуется бороде:
А и чья то борода,
А вся мёдом увита?

Для восстановления сил катались по жатве. С радостными песнями возвращались домой. Последний сноп брали с собой и хранили в деревне весь год.

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети — закромами,
А в печи пирогами!

В такие дни чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Праздник Покров

Зиму «зазывали» так же, как и весну: празднествами и народными гуляньями. В народной традиции в Покров отмечалась встреча Осени с Зимой. Этот день связывали с первым инеем или снегом, который покрывал как покрывалом землю; связывали с первыми холодами.

По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы.

Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто к легкому году, а не чисто к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель.»

С Покрова начинали топить избы. Затапливая печь, хозяйки приговаривали особые слова: «Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров».

pokrov2Считалось, что в этот день ложится спать Домовой, и чтобы он хранил тепло в избе, проводили обряд «запекание углов». Пекли маленькие блинцы, и первый блинец делили на 4 части. Их раскладывали по углам дома, чтобы домовой был сыт и доволен.

Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалами. В Покров девки просили Ладу о скором замужестве, гадали.

К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая.

С течением времени праздник Покров стал более православным, но у древних славян он был одним из важных праздников в году.

Заключение

Календарно-обрядовая поэзия — это художественное обобщение трудового опыта крестьянина — земледельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Список используемой литературы

1. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.. Литература. 6 класс. 1 часть. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013

Источник

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Смотреть что такое ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ в других словарях:

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

поэзия, связанная с народными бытовыми Обрядами: прозаическая или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т.д. Произведения О. п. смотреть

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ, поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами: прозаич. или стихотворные заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Произв. О. смотреть

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. — Под этим термином разумеется тот раздел устной поэзии (фольклор, см.), который связан с традиционными обрядами. На ранних с. смотреть

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Материалы, добытые антропологической школой, широко использовал для своей теории развития поэзии Ал. Веселовский ((см.), «Собр. сочин.», серия 1, т. II, вып. I. Поэтика сюжетов 1897-1906, СПБ, 1913), от теории заимствования перешедший к построению своего эволюционного учения. При всех своих теоретических недостатках «Историческая поэтика» Веселовского имела большое значение для научных исследований по вопросам генезиса и первоначальной стадии развития поэзии, в первую очередь О. п., для анализа выделения из первоначального синкретизма диференцированных форм самостоятельных искусств. Ближайший ученик Ал. Веселовского Е. Аничков, автор самого большого на русском яз. исследования по О. п. («Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», тт. I-II, СПБ, 1903 и 1905), следуя в основном теории учителя, тем не менее в ряде вопросов отходит от него, усвоив в значительной степени построение Фрезера.

Марксистских работ по исследованию обрядовой поэзии чрезвычайно мало. Особенного внимания заслуживает статья Поля Лафарга «Свадебные песни и обычаи» (1886), напечатанная в русском переводе в «Очерках по истории первобытной культуры» (изд. 2-е, М., 1928), где Лафарг, отмечая огромное историческое значение обрядовых свадебных песен, борется против утверждения теории заимствования. При изучении генезиса О. п. никак нельзя упустить «Писем без адреса» Плеханова (1899-1900, перепечатаны в XIV т. его сочинений). Здесь особенно важна критика Плехановым теории Бюхера, считавшего игру у первобытных народов генетически предшествующей труду, а не обратно, как, согласно с основными положениями историко-материалистического метода, утверждал Плеханов. Правда, Плеханов возражал («Сочинения», т. XIV, стр. 59) против взглядов Бюхера, изложенных в его книге «Происхождение народного хозяйства», отмечая большое расхождение в ней с тем, что излагается Бюхером в его же известном труде «Работа и ритм».

Плеханов верно устанавливает в рассуждениях Бюхера об игре как якобы предшественнице труда влияние вышедшей в 1896 книги Карла Грооса «Игры животных», биологическую концепцию к-рой в применении к человеческому примитивному обществу Плеханов блестяще разбивает.

С развитием религиозного культа примитивные обрядовые магические действа постепенно переходят в сложную культовую драму (см.). «Драма, в первых своих художественных проявлениях, сохранила весь синкретизм обрядового хора, моменты действа, сказа, диалога, но в формах, упроченных культом, и с содержанием мифа, объединившего массу анимистических и демонических представлений, расплывающихся и не дающих обхвата» (там же, стр. 354). Культовая традиция сделалась более устойчивой, чем традиция обрядовая, обряд перешел постепенно в ведение профессионалов, жрецов. С постепенным усложнением культа усложнилось и культовое действо, и так вырабатывалось из первоначального обрядового действа через действо культовое то, что является драмой как особой формой искусства. Так произошла напр. греческая трагедия (см.). Но далеко не везде так прямолинейно было развитие поэзии от обрядового синкретизма к высокоусовершенствованной театральной драме. У множества, даже у большинства народов процесс оказывался более прихотливым и менее завершенным. При сравнительном изучении драматических элементов в обрядовой поэзии различных народов можно проследить разнообразие этих историко-поэтических процессов. В последнее время огромная сводка драматических элементов в О. п. малокультурных народов сделана В. Н. Харузиной («Примитивные формы драматического искусства», журн. «Этнография», 1927, № 1, 2; 1928, № 1, 2).

Что касается фольклора европейских народов, то в нем большей частью сохранились еще разрозненные элементы примитивных обрядовых действий, не доразвившихся до детально разработанных форм культового действа (как это было у греков). Тем не менее число этих элементов в устной поэзии европейских народов, в первую очередь в крестьянских массах, чрезвычайно велико. Наиболее типичными являются формы заклинательной поэзии, так наз. заговоров (см.). Элементами первоначального обрядового синкретизма наполнены у всех земледельческих народов проявления поэтического творчества, так или иначе связанного с хозяйственным крестьянским календарем. В крестьянстве европейских народов элементы первичной обрядовости переплетены с воздействиями иноземных культов, уже с дофеодальной эпохи с огромной силой вторгшихся в быт и воззрения германских, кельтских, славянских и иных племен, живших еще жизнью родового общества. Особенно же велико оказалось воздействие в эпоху феодализма и в последующие христианской идеологии и христианских культов. Тем не менее внимательный анализ обрядовых моментов в крестьянском фольклоре любой европейской национальности показывает, что это воздействие извне пришедших культов не нарушило основы примитивных традиционных воззрений, а лишь дало им новую, большей частью смешанную, так называемую «двоеверную» оболочку. За внешнехристианскими церковными культовыми словами и церемониями нетрудно иной раз разглядеть все ту же магическую обрядовость примитивной земледельческой религии. Даже самый календарный распорядок земледельческих обрядов и связанных с ними песен, игр и плясок показывает компромиссное сочетание туземных аграрных традиций и извне пришедших христианских празднеств.

Если взять восточнославянскую обрядовую, так называемую календарную поэзию, то мы увидим, что деревенские обряды, игры, хороводные песни до самого последнего времени сосредоточивались вокруг церковных праздников: рождества, масленицы, пасхи, фоминой недели, троицы и др. Несмотря на спайку с христианскими праздниками, исконный аграрно-религиозный характер крестьянских обрядов сохранился и до сих пор. «Языческие» основы бытового православия и значение их изучения для антирелигиозной пропаганды вскрыты проф. Н. М. Маториным в его недавно вышедшей книжке «Православный культ и производство» (М., 1931). К книжке приложена и программа по изучению бытового православия. В основе крестьянских обрядов попрежнему лежат первобытная магия, заклинание, принимающие самые разнообразные формы как в целях предохранения от враждебной «нечистой» силы (так наз. магия профилактическая), так и в целях обеспечения человеку каких-либо положительных ценностей: плодородия, богатства, любви и т. д. (магия продуцирующая (см. проф. Е. Кагаров, К вопросу о классификации народных обрядов, «Доклады Академии наук СССл, 1928)).

I. Чубинский П. П., Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край, тт. I-VII, СПБ, 1872-1878; Головацкий Я. Ф., Народные песни Галицкой и Угорской Руси, ч. 2. Обрядные песни, М., 1878; Шейн П. В., Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п., т. I, вып. 1, СПБ, 1898; Киреевский П., Песни, Новая серия, Под редакцией акад. В. Ф. Миллера и проф. М. П. Сперанского, вып. I, М., 1911; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915.

II. Исследования песен и обрядов: Веселовский Ал., Разыскания в области русского духовного стиха, VII. Румынские, славянские и греческие коляды, СПБ, 1883 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XXXII); Его же, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности, «ЖМНП», 1894, № 2, февр.; Потебня А., Объяснения малорусских и сродных, народных песен, т. II. Колядки и щедровки, Варшава, 1887 (из «Русского филологического вестника», т. XI-XVII, 1884-1887); Владимиров П. В., Введение в историю русской словесности, Киев, 1896; Аничков Е. А., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, т. I-II, СПБ, 1903 и 1905 («Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. LXXIV-LXXVIII); Карский Е. Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916; Зеленин Д. К., Очерки русской мифологии, вып. I, П., 1916; Кагаров Е. Т., Религия древних славян, М., 1918; Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров Н. П., Русская устная словесность. Темы. Библиография. Программы для собирания произведений устной поэзии, Л., 1924, стр. 19-38; Шереметьева М. Е., Земледельческий обряд «заклинания весны» в Калужском крае. Калуга, 1930; Zelenin D., Russische (ostslawische) Volkskunde, Berlin, 1927.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ОБРЯ́ДОВАЯ ПОЭ́ЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие (напр., колядки), символическими, если сопровождают, объясняют или символизируют обряд (напр., причитания, свадебные песни), и игровыми (напр., славянские хороводные песни, карнавальные песни итальянцев, испанцев и других народов). Уже в период капитализма О. п. постепенно уходит из быта. Устойчивее песни хороводные и игровые. Некоторые обрядовые песни переходят в разряд внеобрядовой лирики, в детский фольклор.

Чичеров В. И., Зимний период рус. земледельч. календаря XVI—XIX вв., М., 1957;

Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — нач. XX в., М., 1979;

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных