Что такое обрядовый фольклор в литературе кратко

Обрядовый фольклор

obr folkl

Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.

Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.

Русские обряды

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

Виды обрядов

Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.

Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.

На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

Обряды и события жизни

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.

Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.

Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.

Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.

Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.

Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.

Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.

Церковные святцы стали своего рода канвой для сельскохозяйственного календаря. Будучи переосмыслены народом под влиянием трудовой практики, они наполнились пословицами, сельскохозяйственными и природными наблюдениями. Например, весной на Сретение, вспоминая святых Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, народ говорил «Анна и Симеон сбрую починяют». То есть пора готовить лошадей к посевным.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:

В гости Масленка идёт

С пирогами и блинами, –

Весну под руку ведёт!

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.

Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:

К тебе девки пришли,

К тебе красны пришли,

Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:

Теоретический материал для углублённого изучения

Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?

Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.

Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.

Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.

Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.

«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).

Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.

Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.

Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:

Щедрый вечер, добрый вечер.

Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.

Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.

Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какое термин характеризует представленное определение?

… – устное словесное и музыкальное народное творчество:

Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Подберите необходимое слово и завершите пословицу:

Не всё коту масленица, будет и …

Новый год, игра «кошки-мышки», Великий пост.

Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.

Источник

Обрядовый фольклор

Обрядовым фольклором называется художественное творчество народа, которое исполняется во время обрядов (песни, поэзия, похоронные причитания, танцы и т.д.). Выражаться творчество может в загадках, диалогах, пожеланиях, заговорах и т.п. Обряды имели важное культурное, магическое и ритуальное значение для людей. Ни один праздник или поминальное событие не проходили без них.

Не следует обряд путать с понятием «ритуал». Разные источники трактуют этот термин по-разному. Но проведенный анализ существующих обозначений позволил выделить обобщенное понятие ритуала. Это совокупность различных обрядов, совершенных в определенной последовательности и которые сопровождаются религиозным культом.

1520971526 pozdravleniya s troicey 2018 goda 25

Ритуал – первоформа, праформа деятельности человека по отношению к миру. Форма насыщается смыслом обряда и определяет дальнейшую тактику выражения содержания, при этом обладает мощной силой, которая влияет на субъект, что не удивительно. В основе обряда – накопленные тысячелетиями народные переживания, страхи, радости, попытки самопознания. Ритуал образует форму культурных действий, а тот, кто его выполняет, самоидентифицируется как «человек культурный».

Суть и специфику определяет ситуация, в которой совершается действо. Содержание обусловлено либо потребностью перехода в новый бытийный статус, либо когда необходимо устранить неблагоприятные воздействия или наоборот – совершить действие ради будущих благ (например, календарные обряды). А содержание обряда несколько иное, оно обладает более широким, универсальным значением.

Если рассматривать понятие «обряд» в контексте социально-психологических знаний о личности, то точно определить его значение невозможно. Все попытки сформулировать четкую дефиницию отсылают в этимологию, где прослеживается родство со словами «ряд», «наряд», «порядок» и т.п. Основа этих слов обозначает последовательность и устройство, поэтому можно допустить, что все производные от нее несут значение последовательного построения, восстановления порядка. Если рассматривать понятие обряда в более широком значении, то его совершить – значит создать мир, то есть выполнить роль и креативные функции творца.

В традиционной русской духовной культуре время воспринимали как нечто неоднородное и неравнозначное по наполнению. В представлении наших пращуров жизнь наполнена сакральными, магическими силами, которые способны повлиять на любые события и кардинально их изменить. В календарных обрядах обозначалась желаемая жизнь, текущая в «правильном порядке». В представлении предков существовали и другие мощные силы, влияющие на ход событий самым нежеланным образом (стихийные бедствия, болезни). В праздничные дни подобных явлений особо опасались, поэтому именно тогда и проводились обряды.

Люди верили, что через силу обрядов можно переустроить мир. К примеру, в день зимнего солнцеворота, во времени возникал разрыв. Чтобы восстановить поток и навести порядок, совершались организованные магические действия: разжигали костры, произносили заклинания, спускали с гор горящие колеса (имитация движения солнца).

Обряды – это воплощение традиций в действиях, которые возникают в переломные моменты жизни. Они сопровождали все жизненные события, при которых требовалось «установить порядок». Это коллективные мероприятия, направленные на восстановление «правильного» хода событий, мироустройство.

Обряд как ритуал – это обобщение опыта, создание условий для возникновения массовых переживаний и в то же время – восприятие усвоений идей и действительности. Такая деятельность направлена на восстановление мира, по мнению предков, любое отклонение могло разрушить целостность «круга жизни».

Различают разные обрядовые мероприятия, среди которых: ограждающие (защищают от порчи, нечисти, болезней), окказиональные (для хорошего урожая, вызова дождя, мороза на Рождество), провоцирующие (обеспечение земных благ, приплода скота) и другие.

Семейно-бытовой фольклор

Группа семейно-бытового фольклора включает множество культурных действий, обладающих мощной силой. Основные виды:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Родильные

Родильный период считался самым опасным и уязвимым как для матери, так и новорожденного дитя. Поэтому для обоих обеспечивали защиту от злых духов и нечисти разными манипуляциями. Нельзя никому сообщать предположительную дату родов. Рожать в доме запрещалось. Когда наставало время, девушка уходила в баню или любое другое помещение, где не жили люди. Традиционные действия:

В послеродовом периоде женщина обретала новый статус – матери. После рождения ребенка принято было награждать повитуху монетой.

Свадебные

По времени проведения – это самые длительные действия, период которых нередко достигал двух-трех недель. В разных регионах обряды отличались по наполнению и содержанию, но только деталями. В основном, торжественная обрядность имела схожий характер и непременно включала сватовство, сговор, девичник, непосредственно сама свадьба, послесвадебные мероприятия. Крестьяне выбирали на роль жены здоровых, работящих девушек, которые умеют шить, готовить и т.п.

Причитания

Свадебные мероприятия сопровождались различными заговорами, песнями, посыл которых – защита молодоженов и их будущих детей от злых духов, порчи, сглаза, бедности, несчастий. Поэзия – неотъемлемая составляющая празднеств. Она проявлялась в произведениях самых разнообразных фольклорных жанров: загадки, пословицы, поговорки, приговоры, песни, причитания. Последние часто исполняла невеста, с плачем, горечью, так как прощалась с молодостью, беззаботной жизнью, родительским домом, подружками.

Причитания являлись проявлением переживаний девушки о предстоящей замужней жизни, отношениях с родственниками мужа. Такая поэзия отличалась ярко выраженной реалистической направленностью. В ней очень отчетливо прослеживаются сомнения невесты, будет ли она счастлива в чужом доме, здесь правдиво описываются эмоции и переживания по поводу бытовой обстановки и повседневной рутины в обычном крестьянском семействе.

Причитания – яркий пример народного творчества. Только в них не описывается в полной мере жизнь крестьян, а упор делается на эмоциональное состояние человека и его отношение к происходящему и будущим перспективам. То есть основной посыл причитаний – выражение чувств. Здесь нет сюжета, конкретного мотива и содержания. Преимущественная форма – монолог, посредством которого и выражаются эмоции и переживания. Причитания переполнены драматичностью и экспрессией, в них используются эпитеты, уменьшительные и ласковые слова (например, «милые подруженьки», «дорогая мамочка», «чужая сторонушка»). Выразительность, эмоциональность и применение эпитетов и уменьшительных – все это придает поэзии невероятной силы.

Песни

Без песенного творчества не обходилась ни одна свадьба. Причем песни исполнялись на всех этапах проведения торжественного мероприятия. Песни в основном звучали в коллективном исполнении, имели четкую структуру, мотив, сюжет, обладали повествовательным характером. Эмоциональное содержание было разным: и грустным, и веселым. Содержание песен более светлое, чем причитаний. Если в последних выражались чувства только девушки, то в песенном творчестве – общественное отношение к событию.

О чем рассказывает творчество? Песнопение описывает свадебный обряд, приезд жениха на сватовство, поход под венец, подарки новоиспеченным супругам, обряд расплетания косы, пир. Особенностью свадебного песенного исполнения является идеализация как всего происходящего, так и участников действа. Например, жених и невеста – «князь» и «княгиня», все гости – в шикарных одеяниях. Другими словами в песнях рисуется желаемое как реальное.

d57e605b7094851e5edb7

Яркий пример идеализации – величания (жанровый подтип песни). Короткие содержательные мотивы, исполняемые во время застолья, в которых акцентируется внимание на красоте, физической силе и других достоинствах того, о ком поется.

Многие песни были непрерывно связаны с конкретными этапами самого обряда, имели определенную тематику, касающуюся момента. Со временем творчество отходило в прошлое, так как становилось неактуальным в связи с отмиранием обряда.

Однако были песни, которые не относились к определенному моменту и могли исполняться на любом этапе празднества. Они задавали торжественный ритм, главными их героями были молодожены, в текстах описывалась свадьба в целом. Отличительной особенностью этой песенной группы являлась символика. Символам жениха выступали голуби, орлы, гуси, невесты – павы, ласточки и др. птицы.

Приговоры подружек

На свадебных гуляниях почетное место занимают приговоры подруг невесты. Это часто рифмованные импровизационные тексты, короткие и своеобразные. Приговоры насыщенны шутками, смешным и веселым содержанием.

Все этапы свадьбы сопровождались определенными обрядами, которых четко придерживались во время торжества. Обрядность растягивалась на несколько дней, причем последовательность проведения действий не нарушалась.

Свадебное творчество находилось в самой тесной связи с тематическими обрядами, что определяет не только его этнографическую роль, но и эстетическую. Свадьба всегда воспринималась как яркое, веселое, запоминающееся и масштабное торжество, где все красиво наряжались, громко пели и плясали.

Похоронные обряды

По эмоциональному тону, содержанию, мотиву кардинально отличается от свадебного творчества похоронная поэзия. Единственный жанр при поминальных мероприятиях – причитания. Похоронная обрядность посвящена исключительно горю и трагизму. Такие песни всегда сопровождаются рыданиями и истерическими воплями.

Похоронные обряды корнями уходят в далекое прошлое. Предки верили, что душа умершего перемещается в другой мир. Укоренилось мнение, что умершие могли оказывать влияние на судьбу своих живых родственников, поэтому их боялись и делали все возможное, чтобы задобрить. Подобное отношение к смерти отобразилось в похоронной обрядности.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Об усопших не говорили плохо, древний обычай сохранился до наших дней. Даже если человек при жизни совершал недостойные поступки, его все равно величали в похоронных песнях, называя ласковыми и добрыми словами.

Основное содержание всех поминальных причитаний – выражение преданности, любви, уважения к покойнику, страха перед грядущими переменами, ожидающие семью после смерти близкого. В плачах с мощной поэтической силой описывается трагедия семейства, чей сын, муж, отец умер.

Для придания большей лиричности, как и в свадебных песнопениях, на поминках используют поэзию с выразительными эпитетами, словами с уменьшительными суффиксами, множественными повторениями, восклицаниями, вопросами. Все это усиливает эмоциональный фон и драматическое напряжение. Лирический монолог (так называют похоронные причитания) по продолжительности дольше, чем свадебные причитания. Некоторые поминальные плачи насчитывают более 100 строк. В поминальных причитаниях особая роль принадлежит повествованиям, посвященным погибшим трагической смертью.

Сказочный фольклор. История собирания и изучения. Классификация жанров.

Устная проза определяет два направления: сказочная и несказочная проза. Основное их отличие – разное отношение народа к рассказам. Кто-то воспринимает это как выдумку, а некоторые считают, что описываемые события соответствуют реальности. Однако сказка – это нарочитое повествование, которое никогда не выдается за правду. В сказках выделяют несколько жанров: о животных, магические, кумулятивные, новеллистические или бытовые. В каждой сказке есть сюжет, что выделяет ее среди всех остальных фольклорных направлений.

Русская сказка

Народные сказки передаются из поколения в поколение посредством устного повествования. Этим жанр отличается от литературного. Но если творчество попадает в поле народного общения и передается из уст в уста, тогда оно, так как и устные сказания, подлежат изучению фольклористами. Одна из ключевых особенностей сказки – специфическая поэтика.

%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Сказка и миф

Миф образовался намного раньше сказки. Чем отличаются эти два жанра? В сказке преобладает развлекательная тематика, миф имеет сакральное значение. В мифах древние народы рассказывают о реалиях жизни героев, богов, происхождении природных явлений, хоть и не всегда они выдаются за действительное. Сказание обладает священным характером, в то время как сказка – увеселительным.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных