что за обряд ас беру

Как казахи проводили поминки: традиция ас — тризна

Казахи поминают умершего через 7 дней после смерти, это называется жетісі; через 40 дней – қырқы и через 100 дней – жүзі. Ас – поминки, которые казахи проводят через год после кончины человека. Эту традицию также называют «ас беру» (большое угощение), «ас өткізу» (проведение поминок).

Традиция «ас» по праву занимает место среди самых древних. «Ас» подразумевает понятие перехода. Люди переходят в другое состояние, прощаются с горем.

Еще греческий историк Геродот писал о предках казахов саках-скифах:

«Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его, мясо разрубают на куски… Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов. Этих людей также считают праведными, а женщины у них совершенно равноправны с мужчинами».

76DD6B58 D5FE 4BB6 8D45 5A3E991C6ECD w650 r0 s

Прощание с горем

Историк Алексей Левшин, автор книги «Описание киргиз-казачьих, или киргиз кайсацких орд и степей», приводит такую информацию:

«Казахи несколько раз поминают своих родственников, и обряд сей наблюдается ими весьма точно. Поминки совершаются после смерти чрез 40 дней, чрез 100 дней и чрез год; а у иных и чрез 9 лет.

Важнейшими почитаются те, которые делаются по происшествии года

Случай сей требует необходимого и богатого при разделе имения покойника. Старший в семействе непременно отделяет часть на поминки, родственники со своей стороны также жертвуют для сего празднества, кто чем может.

Если оно несоответственно богатству или званию умершего, то наследники подвергают себя укоризнам встревоженной тени его и покрываются стыдом в глазах у знакомых.

У богатых людей годовые поминки чрезвычайно дорого стоят. Пригласив множество гостей, выслушав молитву за упокой души усопшего, призвав тень его и вычислив знатнейшие его подвиги в жизни, они

закалывают белую лошадь, варят ее и присоединяя к прочим, заранее приготовленным кушаньям,

начинают ее есть и пить кумыс.

Потом приступают, так же как на свадебных пирах, к играм, скачкам, песням и разным другим забавам. Отличающиеся проворством и искусством получают от хозяев награды и иногда весьма значительные».

Ас с большим размахом

Адольф Янушкевич, несколько раз встречавшийся с Кунанбаем, отцом великого казахского поэта и мыслителя Абая, в письме своим родственникам писал:

«Казахи, даже очень богатые, много тратят на поминки.

Кунанбай, например, оценивает последний обряд после смерти брата в 200 коней

Он зарезал 63 коня и 200 баранов, а что стоили призы для байги, сколько вышло сахара, чая, риса – того и сосчитать точно не может».

Потомки именитых и богатых личностей проводят ас с большим размахом. Ученый Халел Аргынбай в своих трудах приводит сведения о том, что

на поминках батыра Сырыма Датулы было принесено в жертву 2500 овец, до 200 лошадей, до 5000 ведер кумысу

и множество разных других вещей, розданных отличнейшим наездникам, стрелкам и борцам.

На поминках в память батыра Хангильды было употреблено 5000 овец, до 250 лошадей и прочее. И естественно, на всех этих поминках проводились айтысы акынов, скачки на дальние расстояния, состязания борцов, стрельбы из лука и соревнования бегунов.

Традиция в искусстве

О том, что казахский ас не проходит без песен, написал в поэме «Кулагер» знаменитый поэт Ильяс Жунсугурулы:

Әндермен әсем-әсем Ақан серің
Қаратты ауызына астың елін;
Өлеңге сұлулықты қосты талай:
«Ақмарқа», «Ардагерім», «Тастүлегім».

Мелодии Акан сере взлетали ввысь
Он слушать себя заставил всю степь;
Исполняя «Акмарка», «Ардагер» и «Тастулек»,
И этим песням внимала казахская степь.

(перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).

Казахская традиция ас была показана в фильме режиссера Булата Мансурова по одноименной поэме И. Жансугирулы.

Казахи всегда проводили поминки по ушедшим из жизни. Бывало и так, что они проводили ас памяти близких друзей, представителей других национальностей.

В известной книге писателя Азильхана Нуршаикова «Истина и легенда» описан такой случай. Автор спрашивает Бауржана Момышулы:

«Скажите, Бауке, когда умер Серебряков? После войны?» (Серебряков И. И. — командир 8 гвардейской стрелковой дивизии гвардии, полковник – прим. автора).

Б. Момышулы: «Он умер через год после войны в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Я узнал об этом потом. Мы, его боевые товарищи, установили на его могиле памятник. Перед открытием памятника я специально поехал в Москву, выразил соболезнование его супруге, возложил цветы на его могиле.

– Валентина Николаевна, по казахской традиции через
год после кончины человека проводят ас – поминки. Прошел год, как ушел из жизни Иван Иванович. Пригласите самых близких его друзей. Я проведу ас по моему другу.
Вдова Серебрякова не знала, верить или не верить мне.
– Ой, Бауржан, для этого же много денег нужно, – сказала она, качая
головой.
– Не беспокойтесь, все расходы я беру на себя, – сказал я.

– Пригласите сегодня же.

На следующий день в доме Серебрякова собрались все друзья Ивана Ивановича. Так я провел ас по Серебрякову. К сожалению, я не смог провести поминки по генералу Панфилову, который был мне как отец. Тогда я был на войне».

Традиция и по сей день живет в казахских семьях.

Источник

Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи

0d636ee327ff775b

Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи: Pixabay

Смерть человека сплачивает членов его семьи. В сложный момент друзья и знакомые приходят поддержать, помогают справиться с горем, берут на себя часть обязанностей по организации похорон. У мусульман существуют особые требования к поминальным обычаям, которые нужно чтить и соблюдать.

Правила поминания у мусульман

Чем правильнее и четче пройдут поминальные обряды в семье усопшего мусульманина, тем легче его душе пребывать в ожидании дня воскресения в барзахе. Каковы основные поминальные обряды после похорон, согласно с исламскими традициями?

У мусульман принято хоронить усопших в короткие сроки, желательно в день смерти до захода солнца, чтобы тело не изменило свой вид, как отмечает в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза (Погребальный обряд в исламе)» А. Муслимов. Когда погребение совершено, готовятся к поминкам.

Организация поминок у мусульман

На какой день после смерти проводятся поминки у мусульман? Поминальная трапеза в доме умершего обычно проводится в день похорон. Как стоит вспоминать умершего согласно Корану? Умершего члена семьи принято вспоминать с теплотой либо не обсуждать вообще. Хорошо, если праведные дети усопшего будут читать за него дуа (личную молитву). На поминальную трапезу приглашают муллу, который читает Коран.

Поминки можно проводить в доме, в кафе или ресторане — решение о месте поминок принимает семья усопшего. В традиционных семьях мужчины и женщины сидят на поминках за отдельными столами либо по разным концам стола. Женщины — ближе к входной двери. Поминки можно заменить раздачей милостыни (хаир).

fcf0cc09d03530f7

Правила поминания у мусульман : Pixabay

Какие есть правила поминания по шариату?

Шариат — это комплекс законов ислама, основанный на Коране и сунне пророка Мухаммеда. О нем пишет Али-Заде Айдын Ариф Оглы, автор книги «Исламский энциклопедический словарь». По правилам шариата не принято поминовение усопшего на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день. Считается, что поминание на седьмой и сороковой дни позаимствовано в других вероисповеданиях и не должно применяться в исламе.

В шариате сказано, что недопустимо делать после смерти человека что-то в знак скорби, чего не делали до того, например намеренно отпускать бороду.

Какие приняты угощения на мусульманских поминках?

На мусульманских поминках не употребляют алкоголь. Сама трапеза должна быть скромной, чтобы не обременять семью усопшего тратами. На стол подают такие традиционные блюда:

На поминальном обеде подают сладости, фрукты: хурму, изюм, печенье, традиционную домашнюю выпечку. Они символизируют сладость загробной жизни. Уходя с поминок, гости могут взять их с собой.

Особенности мусульманского траура

У мусульман существуют свои правила поминовения усопших. Они прописаны в Коране. Их нужно чтить, соблюдать и правильно трактовать, чтобы избегать во время похорон искажений и суеверий.

5ef8bfbadb868422

Особенности мусульманского траура: Pixabay

Как долго стоить выражать соболезнование родственникам умершего мусульманина?

У мусульман принято горевать по умершему три дня. Родня, друзья и знакомые люди выражают семье умершего соболезнования (тазия). В доме читают Коран, молятся, раздают всем приходящим в дом людям садаку. Садака — это благодарность за поддержку и дань в память усопшего. Она может быть в виде денег, сладостей или платков.

Все остальные традиции о поминовении усопшего в иные дни и более длительной скорби не прописаны в Коране.

Суеверия и запреты на похоронах и поминках

Есть определенные запреты, которые нужно соблюдать как в день похорон в доме и на кладбище, так и в дни траура. Мусульманские правила запрещают:

Шариат напрямую не запрещает женщинам посещать похороны, тем не менее это считается нежелательным. Посещение кладбища беременным женщинам запрещено.

Можно ли мусульманам дома ставить в рамки фотографии умерших родственников? В отличие от православных традиций, по законам Корана не принято ставит фотографию умершего, а также приборы для него за поминальным столом. Зеркала в доме также не принято занавешивать. Это считается суеверием.

Сколько длится мусульманский траур?

Законы шариата гласят следующее: траур по усопшему соблюдают только три дня с момента его кончины. Жены могут дольше скорбеть об умершем супруге — 10 дней, 4 месяца.

Как вести себя во время траура мусульманам? Нужно проявлять смирение и с благодарностью принимать заботу, если люди хотят помочь семье умершего человека. Большим благом считается желание держать пост за усопшего, если он хотел, но не успел это сделать.

Часто родственники и друзья полностью берут на себя финансовые расходы по проведению поминок. У мусульман принято погашать долги умершего, чтобы они не держали душу на земле.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

У народов, исповедующих ислам, существуют национальные правила и обычаи, связанные с проводами усопшего. Это происходит, потому что этносы впитывали традиции смежных культур, проходили свой путь развития и становления. Что общего и в чем разница поминок в разных мусульманских странах?

9e97b13b4c9629b7

Поминальный хлеб татар: Pixabay

Какие поминальные обычаи у мусульман казахов?

Жаназа (джаназа) у казахов проходит по правилам ислама. На поминальную трапезу «кудайы ас беру» приходит не только родня, но и все, кто знал усопшего. Самыми главными аспектами поминальной трапезы считается:

Желательно, чтобы трапеза была скромной и ограниченной во времени, чтобы не обременять семью усопшего. У казахов издавна не принято проводить поминальный обед в доме (юрте) усопшего. Дастархан организовывали у соседей или родственников, сейчас — в учреждении общепита.

В дальнейшем умершего родственника поминают в дни, освященные мусульманской традицией (Ораза-айт и Курбан-айт).

Какие поминальные обычаи у мусульман татар?

Татары проводят умеренные поминки. Здесь не принято накрывать столы в ресторане, а суть поминания заключается в чтении молитв по умершему. Приветствуется всеобщая молитва, ведь чем больше людей вспоминают человека после смерти, тем больше у него шансов быть благословенным на том свете.

Тем, кто пришел на поминки, татары собирают садаку, дают питу. Не возбраняется забирать с собой еду со стола.

Поминальные обычаи у азербайджанцев и киргизов

Азербайджанцы готовят поминальную трапезу в день похорон. Приходят все, кто узнал о похоронах, без специального приглашения. Часто затраты на похороны превышают свадебную смету.

У киргизов поминальный обед состоит из множества блюд. Они щедро угощают всех пришедших проститься с покойным и поддержать его семью. Такая щедрость смягчает и успокаивает душу человека, покинувшего этот мир.

Поминальные обряды черкесов и карачаевцев

На поминки черкесов приходят эфенди из разных аулов и часть суммы, выделенной на ритуальные действия, забирают для бедняков. На сороковой день устраивают многолюдные поминки.

У карачаевцев перед захоронением проводят деур — обряд выкупа грехов для всех, кроме девочек до 14 лет и мальчиков до 16. На поминки режут кур, барана, но пищу в доме готовить нельзя, это делают на улице. Самые многолюдные поминки устраивают на пятьдесят второй день. Поминают усопшего в годовщину смерти.

Похороны и поминальные обычаи — это важная часть религиозных канонов. Их соблюдение позволяет отдать дань уважения умершему, поддержать его близких и достойно пройти сложное испытание.

placeholder

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Зачем казахи проводят поминки при жизни человека — традиция Көзі тірісінде ас беру

Тому, кто незнаком с культурой казахского народа, некоторые обычаи и традиции на первый взгляд могут показаться весьма странными. Но все объясняется просто.

Казахи по своей природе народ жизнерадостный. И не исключено, что это качество появилось у них от того, что вплоть до 20 века они жили в постоянном движении. Жизнь в степи требует частых кочевок в поисках пастбищ. Порой дорога занимает довольно много времени, и чтобы не скучать, молодые состязаются в сложении стихов и поют песни. А во время стоянок люди более зрелого поколения делятся воспоминаниями и рассказами об истории предков.

Об этом мире казахи говорят «жалған» (ложь, бренный мир). Также существует выражение «қамшының сабындай қысқа өмірде ойнап күлу керек» (жизнь коротка, как рукоять камчи — то есть очень короткая, и надо жить радостно).

Именно в таком отношений к жизни и кроется причина обилия казахских народных традиций. И надо отметить, что большинство из них позитивные. Другими словами,

казахи старались любую свободную минуту провести весело. И делалось это всегда сообща

Так, исследователь Иоган Сиверс (1762-1795), побывавший среди казахов, не скрывая удивления, писал:

«Женщины плотно сидели вокруг огня и пели обрядовые песни. Им вторили 15 мужчин со двора»

Долгая жизнь — счастье

Самыми счастливыми людьми казахи считают долгожителей. И таковые в казахской степи были не редкость. Об этом упоминается в книгах Н. Төреқұл «Қазақтың жүз шешені» (Сто казахских ораторов), «Абай энциклопедиясы» (Абай, энциклопедия), А. Сейдімбек «Қазақтың күй өнері» (Искусство казахского кюя), Құсымен Игісін «Ұлы дала» (Великая степь) и других. Например,

И это далеко не полный список степных долгожителей.

Григорий Потанин, друг Чокана Валиханова, не раз гостивший в ауле своего друга, писал:

«Султан Чингис (отец Ч. Валиханова – Б. О.), несмотря на свои 85 лет, был еще бодрый старик. До последнего времени он делал свои перекочевки не в тарантасе, а верхом на лошади».

Ушедшие продолжают жить

Когда человек в преклонном возрасте уходит в иной мир, казахи оплакивают его горькими слезами. Но в то же время говорят:

«Это той! Надо радоваться, он прожил долгую жизнь».

Через год, когда время траура заканчивается, проводят Ас – годовщину со дня смерти человека. С этого начинается отсчет нового времени. Надо отметить, что Ас означает еще и переход — например «асу» (перевал).

Акыны состязаются в айтысе, восхваляя усопшего. Проводятся конные скачки, где победителей одаривают дорогими подарками. Балуаны (борцы) состязаются в силе и ловкости. На соревнованиях по стрельбе из лука каждый стремится завоевать звание меткого стрелка. Проводятся соревнования по бегу и даже борьбе среди женщин — Қатын күрес. Потом в степи многие годы вспоминают большой Ас.

Көзі тірісінде ас беру

Редко, но случалось в казахской степи и так, что Ас проводился и при жизни человека. Так общество показывало свою радость и уважение, кому уже исполнилось много лет. Подобные Асы не были похожи на настоящие поминки, ведь человек был жив, и назывались либо Ас, либо Той.

Такой Ас проводился лишь по желанию самого человека или его близких. На подобное торжество в первую очередь приглашали ровесников «виновника» Ас.

Такой Ас был проведен, например, в связи 80-летием бабушки великого казахского композитора Бахытжана Байкадамова. Об этом в своих воспоминаниях рассказала сестра композитора Данабике Каралдина. Вот что она написала в книге воспоминаний «Алма ағаштар гүлдегенде» (Когда цвели яблони).

«В те годы бабушке Шегетай исполнилось 80, и весь аул выказал пожелание:

«Это как раз тот случай когда надо уважить байбиче. В этой семье больше восьмидесяти прожил только Жарылгап би. Неизвестно, доживет ли она до его возраста, пусть сын проведет ей Ас».

С рождения спокойный и сдержанный отец промолчал. Но все поняли, что желание большинства он исполнит.

Во все стороны были разосланы джигиты, чтобы пригласить гостей. Отец сказал бабушке:

«Люди наверняка соскучились по вашему голосу, пусть послушают, готовьтесь».

Мы часто слышали, что «наша аже (бабушка) была в молодости хорошей певицей». Но все же пение восьмидесятилетней старушки слушать было непривычно.

У долгожителей ровесников очень мало. Тогда еще были живы старики, приходившиеся нам дальними родичами. Как мы узнали, пригласили и двух аксакалов. Бабушка шутя и любя называла их «екі обыр» (два рака). Известно, что у ровесников всегда свои особые отношения, часто шутливые. В ауле женщины начали подтрунивать: «О, два рака получили свободу!». Когда двое аксакалов подошли к дому, бабушка сказала:

– Ну, екі обыр, проходите на самые тер-почетные места!

Непрерывно прибывали гости… Через несколько дней приехал очень худощавый, одетый в длинный чекмень, высокий безбородый человек. Слезая с коня, он сразу же громким голосом запел.

Болғалы мен Балтекей талай заман,

Жиыннан қалған емес-ей ата-бабам.

Шақырса сексендегі-ей қыз тойына,

Болғаны Қоқан Жүсіп-ей қыз ойында.

Аптығып мен де жеттім-ей алаңдама,

Шақырған әнші қызға-ей, ах-ау,

Мен қалай бармай қалам, дөй-дөй, дөй,

Много времени я уже Балтекей,

Никогда мои предки не оставались в стороне от веселья-ей.

Значить, будет там обязательно Кокан Жусип-ей.

Вот и я пришел, не волнуйся, красавица моя-ей,

К милой моей, пригласившей меня-ей, ах-ау,

Как же не приду я к ней, дой-дой, дой…

Он все пел низким голосом и наконец остановился. Это был певец, которого в народе прозвали Кокан-Жусип. И в прошлом у него не раз были словесные состязания–айтысы с нашей бабушкой Шегетай.

Неплохим был голос и другого гостя по имени Уке. Все они показывая свое искусство и дарили собравшимся огромную радость. В полдень подошел черед нашей Шегетай аже. Она спела «Тойбастар», которую пела в молодости.

Той, той базар, той базар,

Тойлай келдім, еркем!

Алтын сақа қолға алып,

Ойнай келдім, еркем сәулем-ай!

Кежегемнен келін деп тартса дағы, еркем,

Той бастауды осылай қоймай келдім,

Той, той веселый, веселый той,

На веселый той я пришла, милый мой!

Золотой сака, асык для игры в руках,

Я пришла к тебе для игры, милый мой!

Хотя удержать хотели все меня, все меня,

Я не перестану, буду петь и начну веселье,

Милый мой, милый мой!

Когда аже спела эту песню, дядя Амирали, приехавший из Оренбурга, где учился, крепко обнял бабушку. Аксакалы Токкожа, Уке, Кокан Жусип очень весело проводили время. Они попросили бабушку:

«Спой ту песенку, что ты спела тому родичу, который обиделся на тебя не по делу».

Бабушка не заставила себя долго упрашивать и запела шутливую песню-ответку, которую сочинила в молодости на ходу и которая сразу разошлась по аулу.

Мы, дети, мало что поняли, но мне запомнилось, как старики со смеху повалились в ряд. Наверное, вспомнили то время, когда были молодыми джигитами, а бабушка была молодой красавицей».

Источник

Евразийский национальный университете им. Л.Н. Гумилева, Казахстан

«Ас беру» в поминальной обрядности казахов

Казахские народные традиции и обычаи имеют большое значение для

объединения народа, развития общества и передачи жизненного опыта

молодому поколению. Народные традиции играли главную роль в воспитании

нации во времена противостояний с внешними врагами. Подтверждением этому

Многочисленные указы и последующие перемены последовательно лишали людей душевного покоя и ослабляли дух инакомыслия. Сколько же лишений претерпел наш народ!

Мы решили использовать понятие «национальные традиции» вместо обобщенного «традиции». Для человека, понимающего национальные традиции

В своей статье «О киргизских поминках» в газете «Степной вилайет»

Многие ученые считают, что «ас беру» и другие схожие традиции являются всенародными праздниками. Следующие строки подтверждают это утверждение: «Однако, «ас» у казахов, посвященный годовщине со дня смерти усопшего и почтению его памяти (по нашим сведениям последние масштабные «ас беру» проводились в 20-е годы ХХ века), выходит далеко за рамки обычаев погребения и поминовения. Не буду углубляться в детали, достаточно взглянуть на значимость традиции. Казахский «ас» это не просто народный праздник. В первую очередь, «ас» – обычай, поддерживающий этнический характер. Лично я считаю, что «ас» направлен на самоочищение этноса. «Ас»

Например, по словам летописца Алшына Мендалыулы, у рода Адай, жившего в окрестностях Мангистау, Устюрта и вдоль берегов Эмбы, в период с 1750 года по 1850 годы было проведено 9 масштабных поминальных обедов. В семи из них для гостей было собрано 800-1000 юрт. На поминальном обеде в честь Жаная Кожаназара, проведенного в «Аккиз-тогай» на берегу реки Эмба, для гостей были установлены тысячи юрт, принесены в жертву две тысячи овец. Пиршество посетил хан. Его путь от кареты до главной юрты был покрыт белым войлоком. Говорят, что с тех пор место и назвали «Аккиз-тогай» (а киіз

Традиция «ас беру» у казахов соблюдалась всем обществом. «Ас беру»

Литература:

1. Аселеу Сейдімбек. азаты ауызша тарихы: Зерттеу. – Астана:

2. Маргулан, Акишев, адырбаев, Оразбаев, 1966, с.309-310;

4. Алимбай Нурсан Казахский ас как модель мира кочевой культуры (К семиотике одной из форм ритуальногомоделирования действительности у кочевников) // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографическихи антропологических исследований 1988-1989 гг. Тезисы докладов в 3-х частях. Ч.2. Алма-Ата, 1990. С.79–81;

уезов М.О. Абай жолы. Роман-эпопея. 1 кітап. –Алматы: Жазушы, 12.

kv«ПАО «МТС» филиал в Хабаровском крае Тел.: 8-800-250-0890 www.khv.mts.ru Супер Ноль 09 Федеральный номер / Авансовый метод расчетов Указанные условия тарифного плана действительны с 07.04.2016 г. для абонентов Хабаровского края при нахождении на территории Хабаровского края и Еврейской АО. При нахождении за пределами Хабаровского края и Еврейской АО дейс. »

kv«DOI: 10.30570/2078-5089-2018-91-4-6-31 К.А.Пахалюк ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ КАК ОСНОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В 2012—2018 ГГ. Константин Александрович Пахалюк — аспирант кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России. Для связи с автором: kap1914@yandex.ru. Аннотация. Статья посвящена исследованию причин и. »

kv«ALPRO® Ваша стартовая площадка к контролю за прибылью ДеЛаваль: двигатель прогресса в молочном производстве Система управления ALPRO® – для полного контроля на ферме ALPRO® Windows™ это удобная для пользователя и гибкая система управления, созданная для оптимизации процесса принятия Вами решения. П. »

kv«НАУЧНЫ Е ВЕДО М О СТИ С ерия История. Политология. 2 0 1 8. Том 45. № 3 489 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ TOPICAL ISSUES OF RUSSIAN HISTORY УДК 930.1 DOI 10.18413/2075-4458-2018-45-3-489-497 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ О СТРА. »

kv«Список современной литературы для школьников 5-11 класса для чтения на летних каникулах Современным подросткам повезло: на книжном рынке постоянно появляются отличные новые книги, рассчитанные на подростковую аудиторию. Они — увлекательное чтение не только для поколения XXI века, но и для умудренных книжным опытом взрос. »

kv«52 ЖУРНАЛИСТИКА И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 1. Акопов А. И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. 1999.2. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция в СМИ. М., 1999. 12 с.3. Владелец Mail.ru вошел в поиск. Фонд Юрия Мильнера куп. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных