дипломатический этикет правовой обычай традиция социальная норма свадебный ритуал

Линия заданий 2, ЕГЭ по обществознанию

Денежный капитал, природные ресурсы, профессиональные умения и навыки, факторы производства, физический капитал.

Верный ответ: Факторыпроизводства

11125. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Дипломатический этикет, правовой обычай, традиция, социальная норма, свадебный ритуал.

Верный ответ: Социальнаянорма

11154. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Республика, Санкт-Петербург, автономный округ, субъект Федерации, Краснодарский край.

Верный ответ: субъектФедерации

11183. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Знание права, правосознание, правовая идеология, правовая установка, правовая психология.

Верный ответ: Правосознание

11212. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Уровень жизни, качество жизни, реальные доходы на дуицу населения, состояние окружающей среды, доходы от недвижимости.

Верный ответ: Качествожизни

11241. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Величина спроса, равновесная цена, рыночная экономика, предпринимательские способности, рынок труда.

Верный ответ: Рыночнаяэкономика

11270. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Экспортный тариф, таможенный союз, таможенная пошлина, тарифное регулирование, импортная пошлина.

Верный ответ: Тарифноерегулирование

11299. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Уровень жизни, средняя продолжительность жизни, состояние окружающей среды, уровень образования, душевой показатель ВВП.

Верный ответ: Уровеньжизни

11328. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальный лифт, вертикальная мобильность, межпоколенная мобильность.

Верный ответ: Социальнаямобильность

11357. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Источники права, естественное право, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай.

Источник

Дипломатический этикет правовой обычай традиция социальная норма свадебный ритуал

Верный ответ: Конкретность

Дипломатический этикет, правовой обычай, традиция, социальная норма, свадебный ритуал.

Верный ответ: Социальнаянорма

А) преобразование духовной сферы в соответствии с государственным планом
Б) постепенное усложнение общественных отношений
В) качественный переворот в социальных отношениях, совершённый за короткий промежуток времени
Г) реорганизация органов государственного управления по инициативе парламентского большинства
Д) скачок в развитии производства

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

1) реформа
2) революция
3) эволюция

Верный ответ: 13212

А) оплата мобильной связи
Б) включение в меню ресторана овощей и фруктов, выращенных в собственном хозяйстве
В) оплата перевозки произведённой продукции
Г) оплата труда наёмного управляющего
Д) размещение офиса фирмы в помещении, принадлежащем владельцу фирмы

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

1) внешние
2) внутренние

Верный ответ: 12112

А) определение статуса и защита государственной границы
Б) федеративное устройство и территория Российской Федерации
В) разграничение государственной собственности
Г) режим пограничных зон
Д) федеральная государственная собственность и управление ею субъекты РФ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1) совместно федеральный центр и управление ею субъекты РФ
2) только федеральный центр

Верный ответ: 22112

А) обвиняемый
Б) понятой
В) прокурор
Г) свидетель со стороны обвинения
Д) дознаватель

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

1) сторона обвинения
2) сторона защиты
3) иные участники

Верный ответ: 23131

«У социологии много общего с другими общественными науками. С (A)___________ её объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С (Б)___________ она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и (В)___________, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С (Г)___________ её роднит то, что она исследует личность и её жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от (Д)___________, которая изучает только то, что свершилось, социология фокусируется на (Е)___________, включает в себя социальное планирование и прогнозирование».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Верный ответ: 632895

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Существует два подхода к определению политической системы общества. Первый подход рассматривает её в узком смысле слова, как систему политических организаций и институтов, регулирующих общественные отношения и управляющих общественными делами. Второй подход включает в понятие политической системы все моменты, связанные с политической деятельностью: 1) политическую деятельность, 2) политическое сознание, 3) политические отношения и нормы, 4) политические организации. Соответственно политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Общим недостатком как узкого, так и расширенного определений политической системы является то, что вместо указания главных, существенных признаков политической системы в них перечисляются её элементы. Положение не исправляет в принципе указание на то, что элементы политической системы образуют сложную систему или органическое единство.

Стержнем политической системы, главным субъектом политической деятельности, политических отношений и политического сознания является институциональная подсистема, т.е. система политических институтов общества. Традиционно в системе политических организаций выделяют три основных элемента: государство, политические партии, общественные организации и объединения граждан. Главным элементом и ядром институциональной подсистемы и вообще всей политической системы общества является государство.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) три определения:
— система политических организаций и институтов, регулирующих общественные отношения и управляющих общественными делами;
— совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе;
— институализированная форма общественной управленческой деятельности в социально дифференцированном обществе, обеспечивающая реализацию интересов различных социальных групп;
2) ответ на вопрос: субъектов политической системы, которые осуществляют государственное управление.
Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу форме

Правильный ответ должен содержать примеры, раскрывающие взаимосвязь трёх из названных автором подсистем с любой другой подсистемой, допустим:
1) государство Z (институциональная подсистема) функционирует на основе права (правовая подсистема);
2) в формировании высших органов государственной власти в стране Z участвуют три политические партии (подсистема политических отношений и институциональная подсистема);
3) в государстве Z принят закон о парламентских выборах (правовая подсистема и подсистема политических отношений);
4) в стране Z консервативную идеологию отражают программные требования партии законности и порядка (политическое сознание и институциональная подсистема).
Могут быть приведены иные уместные примеры.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Правильный ответ должен содержать аргументы, например:
— государство отличается наивысшей концентрацией власти;
— государство распространяет свою верховную власть на всё общество и все социальные институты (в определённых границах);
— государство обладает суверенитетом (верховенством и независимостью);
— государство обладает правом применять принуждение на законных основаниях;
— государство обладает исключительными правами (например, правотворчество, налогообложение).
Аргументы могут быть приведены в иных формулировках

В правильном ответе могут быть названы формы рационального познания и указана их роль в познании, допустим:
1) понятие: отражение наиболее существенных свойств / признаков предмета, явления, процесса, отличающих его от других предметов;
2) суждение: высказывание, которое содержит информацию (утверждение или отрицание) о предметах, явлениях, процессах, их свойствах и отношениях между ними;
3) умозаключение: вывод из одного или нескольких суждений, который представляет новое знание о предметах, явлениях или процессах.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны два нарушения Трудового кодекса:
— незаконное требование предъявить пенсионное свидетельство при поступлении на работу впервые,
— продолжительность рабочей недели для работников в возрасте от 16 до 18 лет не должна превышать 35 часов;
Приведено ещё одно положение Трудового кодекса, например: для лиц, не достигших 18 лет, испытание при приёме на работу не устанавливается.
Могут быть приведены иные положения

При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

2. Принципы федерализма:
1) государственная целостность РФ;
2) единство системы государственной власти;
3) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
4) разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации.

3. Субъекты РФ:
1) республики;
2) края;
3) области;
4) города федерального значения;
5) автономная область;
6) автономные округа.

4. Предметы ведения в РФ:
1) ведение РФ (например, принятие федеральных законов, гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств и пр.);
2) совместное ведение федерального центра и субъектов Федерации (например, защита прав национальных меньшинств, природопользование и пр.);
3) ведение субъектов Федерации.

5. Конституционные основы национальной политики:
1) равенство прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка, запрет дискриминации по расовой, национальной, языковой принадлежности;
2) право гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность;
3) гарантия прав коренных малочисленных народов;
4) содействие развитию национальных культур и языков народов России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

Подсказка к этому вопросу еще не внесена, но скоро появится =)

Источник

Дипломатический этикет правовой обычай традиция социальная норма свадебный ритуал

Пётр I в своей книге «Юности честное зерцало» писал: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маятник». Этот фрагмент является примером

Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.

право — общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, и обеспечиваемые его принудительной силой.

Церемония-торжественное мероприятие, представляющее собой последовательность каких-либо действий.

Традиция — социальная норма, определенный стереотип, складывающийся на протяжении нескольких поколений, который становился со временем эталоном поведения.

В данном случае речь идет об этикете.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Корпоративные нормы носят общеобязательный характер для всего общества.

2) Унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов, называются обычаями.

3) Правовые нормы санкционируются государством.

4) Нормы этикета регулируют поведение людей с позиций добра и зла.

5) В современном обществе за несоблюдение религиозных норм чаще всего следуют формальные социальные санкции.

6) Запрет переходить проезжую часть на красный сигнал светофора — пример правовой нормы.

Социальные нормы — предписания правильности поведения в обществе. Обычаи — унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов. Этикет — принятая в особых кругах система правил поведения.

1) Корпоративные нормы носят общеобязательный характер — нет, неверно.

2) Унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов, называются обычаями — да, верно.

3) Правовые нормы санкционируются государством — да, верно.

4) Нормы этикета регулируют поведение людей с позиций добра и зла — нет, неверно.

5) В современном обществе за несоблюдение религиозных норм чаще всего следуют формальные социальные санкции — нет, неверно.

6) Запрет переходить проезжую часть на красный сигнал светофора — пример правовой нормы — да, верно.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Соблюдение социальных норм всегда обеспечивается применением государственного принуждения.

2) Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов.

3) Социальные нормы подразделяются по способу обеспечения их действия.

4) Отличительной чертой права как социального регулятора является его формальный характер.

5) Нормы этикета применяются в сфере отношения человека и общества к природе и окружающему миру.

1) Соблюдение социальных норм всегда обеспечивается применением государственного принуждения. Нет, неверно, существует неформальный социальный контроль (общественное мнение) и внутренний (совесть).

2) Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов. Да, верно, они ориентированы не неограниченный круг лиц.

3) Социальные нормы подразделяются по способу обеспечения их действия. Да, верно, нормы права, морали и т.д.

4) Отличительной чертой права как социального регулятора является его формальный характер. Да, верно.

5) Нормы этикета применяются в сфере отношения человека и общества к природе и окружающему миру. Нет, неверно, этикет применяется только в общении между людьми.

В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры

4) народной мудрости

Это примеры приличия, норм поведения, — этикета.

Правильный ответ указан под номером 1.

Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

Б) детальные правила вежливого поведения

В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации

Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

2) корпоративная норма

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Обычай — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие. Основной способ управления поведением в догосударственном обществе в условиях родовых отношений.

Б) Этикет — свод правил поведения.

В) Корпоративная норма — подотрасль гражданского права, совокупность норм, регулирующих на основе частно-управленческих методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций (корпоративных форм юридических лиц).

Г) Закон — это правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры

4) народной мудрости

Этикет — &nbspнормы и правила, отражающие представления о должном поведении и действиях людей в обществе.

Правильный ответ указан под номером 1.

2) народной мудрости

3) эстетической нормы

Этикет − нормы и правила поведения людей в обществе.

Эстетические нормы − правила художественной, чувственной выразительности, связанные с искусством.

Народная мудрость − жизненный опыт народа, дошедший до нас в разных жанрах: пословицах, поговорках, песнях и т. д. Обычно авторства не имеет.

Нормы морали − правила поведения людей, в которых выражаются представления о зле и добре, хорошем или плохом.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Какие социальные нормы иллюстрирует следующее требование: мужчина обязан освободить свою спутницу от необходимости нести какие-либо вещи (кроме дамской сумочки)?

1) эстетические нормы

3) народную мудрость

Этикет − нормы и правила поведения людей в обществе.

Эстетические нормы − правила художественной, чувственной выразительности, связанные с искусством.

Народная мудрость − жизненный опыт народа, дошедший до нас в разных жанрах: пословицах, поговорках, песнях и т. д. Обычно авторства не имеет.

Нормы морали − правила поведения людей, в которых выражаются представления о зле и добре, хорошем или плохом.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет.

2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы.

3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности.

4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран.

5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт.

6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти.

1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет. Нет, это относится к нормативному компоненту.

2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы. Да, верно.

3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности. Да, верно.

4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран. Да, верно.

5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт. Нет, неверно.

6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти. Нет, неверно, это относится к функциональной подсистеме.

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К основным признакам государства относят наличие обязательной идеологии.

2) Дипломатический этикет и политические традиции представляют нормативный компонент политической системы.

3) СМИ осуществляют политическую социализацию граждан.

4) Государство обладает исключительным правом легального принуждения граждан к выполнению его воли.

5) Формы взаимодействий социальных групп по вопросу распределения влияния на политические процессы представляют культурно-идеологический компонент политической системы.

1) К основным признакам государства относят наличие обязательной идеологии. Нет, неверно, это признак тоталитарных государств, в демократических — идеологический плюрализм.

2) Дипломатический этикет и политические традиции представляют нормативный компонент политической системы. Да, верно, она включает в себя социальные нормы связанные с политической сферой.

3) СМИ осуществляют политическую социализацию граждан. Да, верно, СМИ приобщают людей к политике, просвещают их относительно политических событий, формируют их политические предпочтения и т. д.

4) Государство обладает исключительным правом легального принуждения граждан к выполнению его воли. Да, верно, это один из ключевых признаков государства, для этого государство использует институты армии, полиции и т. д.

5) Формы взаимодействий социальных групп по вопросу распределения влияния на политические процессы представляют культурно-идеологический компонент политической системы. Нет, неверно, это относится к коммуникативной подсистеме.

Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?

3) обычаи и традиции

Эстетика — наука о творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения. Категории эстетики — прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Этика — наука о морали (нравственности).

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам социальных норм.

1) традиции; 2) отклоняющееся поведение; 3) корпоративная этика; 4) социальная активность; 5) право; 6) этикет.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Пункты 2 и 4 являются лишними, так как они не являются видами социальных норм, а представляют собой поведения, действия субъектов.

Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.

Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.

Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.

Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.

Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.

И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.

Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.

Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения — такова главная идея науки.

На основании текста назовите три особенности науки как вида познания. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Названы три особенности науки:

— получение научных знаний требует применения особых навыков и умений;

— объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы;

— наука стремится раскрыть все свойства мира.

2) Дано объяснение понятию, например:

— наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Автор пишет, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Используя знания, полученные из курса, назовите три любых других вида познания, приведите примеры каждого из них.

1. Три вида познания и три примера:

1) художественное познание, или эстетическое (например, гражданин Х. изучив картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», сформировал представления о внешнем облике жителей Московского государства конца XVII века);

2) обыденное или житейское познание (например, бабушка объяснила внучке как делать рогалики, показала на своем примере все этапы приготовления);

3) мифологическое познание (например, древние викинги были уверены, что погибнув в бою попадут в Вальхаллу, так как об этом повествуют их национальные мифы и легенды).

Могут быть названы другие виды и приведены другие уместные примеры.

Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение.

— Научные истины не зависят от желания исследователя. Человек не может по своему произволу менять содержание научного знания.

— Объект изучения науки существует независимо от исследователя.

— Применение научных достижений невозможно, если научные истины искажаются.

Могут быть приведены другие аргументы.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

1) возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт;

2) сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования;

3) познание человеком мира в его многообразных проявлениях;

4) специализированная деятельность по производству знаний.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

На основании текста назовите три особенности науки как вида познания. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.

Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.

Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.

Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.

Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.

И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.

Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.

Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения — такова главная идея науки.

Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука».

1) возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт;

2) сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования;

3) познание человеком мира в его многообразных проявлениях;

4) специализированная деятельность по производству знаний.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Автор пишет, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Используя знания, полученные из курса, назовите три любых других вида познания, приведите примеры каждого из них.

1. Три вида познания и три примера:

1) художественное познание, или эстетическое (например, гражданин Х. изучив картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», сформировал представления о внешнем облике жителей Московского государства конца XVII века);

2) обыденное или житейское познание (например, бабушка объяснила внучке как делать рогалики, показала на своем примере все этапы приготовления);

3) мифологическое познание (например, древние викинги были уверены, что погибнув в бою попадут в Вальхаллу, так как об этом повествуют их национальные мифы и легенды).

Могут быть названы другие виды и приведены другие уместные примеры.

Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение.

— Научные истины не зависят от желания исследователя. Человек не может по своему произволу менять содержание научного знания.

— Объект изучения науки существует независимо от исследователя.

— Применение научных достижений невозможно, если научные истины искажаются.

Могут быть приведены другие аргументы.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Названы три особенности науки:

— получение научных знаний требует применения особых навыков и умений;

— объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы;

— наука стремится раскрыть все свойства мира.

2) Дано объяснение понятию, например:

— наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Автор пишет, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Используя знания, полученные из курса, назовите три любых других вида познания, приведите примеры каждого из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.

Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.

Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.

Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.

Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.

И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.

Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.

Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения — такова главная идея науки.

Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука».

1) возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт;

2) сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования;

3) познание человеком мира в его многообразных проявлениях;

4) специализированная деятельность по производству знаний.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

На основании текста назовите три особенности науки как вида познания. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Названы три особенности науки:

— получение научных знаний требует применения особых навыков и умений;

— объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы;

— наука стремится раскрыть все свойства мира.

2) Дано объяснение понятию, например:

— наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение.

— Научные истины не зависят от желания исследователя. Человек не может по своему произволу менять содержание научного знания.

— Объект изучения науки существует независимо от исследователя.

— Применение научных достижений невозможно, если научные истины искажаются.

Могут быть приведены другие аргументы.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

1. Три вида познания и три примера:

1) художественное познание, или эстетическое (например, гражданин Х. изучив картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», сформировал представления о внешнем облике жителей Московского государства конца XVII века);

2) обыденное или житейское познание (например, бабушка объяснила внучке как делать рогалики, показала на своем примере все этапы приготовления);

3) мифологическое познание (например, древние викинги были уверены, что погибнув в бою попадут в Вальхаллу, так как об этом повествуют их национальные мифы и легенды).

Могут быть названы другие виды и приведены другие уместные примеры.

Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.

Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.

Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.

Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.

Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.

И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.

Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.

Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения — такова главная идея науки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМВИДЫ НОРМ