Зачем нужны обряды?
«Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело – Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?»
С.И. Фудель
Из письма в редакцию:
Ответ:
Я, так же как и Вы, не люблю формализма и искусственности в духовной жизни. Вместе с тем, так ли уж правильно считать, что формализм и искусственность привнесены в Церковь обрядами?
Возьмите для примера каждение в Православной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто человек ходит по храму и машет какой-то железной чашечкой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там воскуряет. Да, еще при этом кланяется стоящим в храме людям, а они кланяются ему в ответ. А ведь смысл этого простого действия – каждение перед образом и подобием Божиим, которым, согласно Библии, и является человек. Этому образу и кланяется священник или диакон. Из уважения к этому же образу в священнослужителях склоняют головы и люди в церкви. Что плохого или искусственного в этом обряде?
Обряды – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции. Без них не обходится ни одна религия. Более того, ни один верующий человек не обходится без обрядов. Даже если кто-то не принадлежит к какой-либо конкретной религиозной традиции, у него все равно есть некоторые внешние формы выражения своих верований. И чем богаче внутренний мир веры, тем глубже, насыщеннее символами будут и обряды.
И в этом смысле православные обряды намного богаче и выразительнее многих других религиозных обрядов. Сравните православное богослужение, например, с языческими ритуальными плясками вокруг костра. Стоит ли объяснять, в какой традиции внутреннее содержание богаче?
А формализм и искусственность проистекают изнутри, исходят от самого человека, зависят от того, сколько сердца он вкладывает в ритуал.
Здесь важно помнить, что православное богослужение не есть какое-то театральное представление, которое нужно посетить, непременно отметиться. Православный христианин ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со священнослужителями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень трепетна, дерзновенна и сильна. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы один раз всерьез ПЕРЕЖИТЬ Литургию, не «отстоять», не «присутствовать на», а ПРОЖИТЬ. Почувствовать, как Вашей личной мольбой исходит из сердца прошение ектиньи «Да избавиться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Господа просим». И вместе с хором повторить «Господи, помилуй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начинает радостно биться, а скорченная душа разворачивается в надежде…
Конечно, Вы совершенно правы в том, что глупо и нелепо регламентировать любовь. Только почему церковные обряды для Вас являются такой регламентацией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, оказываете какие-то знаки внимания. Этим Ваша любовь не исчерпывается, но ведь в этом она проявляется. И если Вы постоянно дарите цветы (я, например, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом проявляется формализм и холодность Ваших с ней взаимоотношений.
А ведь если пользоваться Вашей логикой, то получается, что при встрече с людьми совсем не обязательно снимать шляпу, улыбаться, пожимать руку… Тоже ведь условности, зачем этот пустой формализм?! Да, дружба не сводится к рукопожатию, но не здороваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не являются центральным содержанием православной веры, но ВНЕШНЕ вера проявляется в том числе и через ритуал.
фрагмент статьи «Что мне не нравится в православии», журнал «Фома»
Зачем Церкви столько обрядов?
На днях мне в интернете попался популярный, или, как теперь говорят, вирусный, текст:
«Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ
И так далее — список довольно длинный, и я не привожу его полностью, общая мысль понятна. Богатство православной обрядности — это что-то пустое и ненужное, даже противное первоначальному замыслу и желанию Господа Иисуса и первых учеников.
Поэтому совершать эти обряды — дело пустое и ненужное. Так ли это?
В Библии есть подробные описания обрядов
Конечно, Господь и апостолы едва ли практиковали православное благочестие, каким мы его знаем сейчас. Они принадлежали к иудейской культуре I века, и благочестивые обычаи, которых они придерживались, имели именно ветхозаветное, еврейское происхождение.
Но это благочестие носило ничуть не менее обрядовый, традиционный и общинный характер, чем православное.
В Библии мы находим подробные описания обрядов — то есть, по определению, «действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение». Например, в центре ветхозаветной веры стоит празднование Пасхи — воспоминание Исхода (то есть выхода) еврейского народа из египетского рабства, и это празднование предполагает совершение четкой последовательности символических действий, каждое из которых передает определенное послание.
12-я глава книги Исход подробно описывает, в какие одежды надо облачиться, какую еду есть и какие действия совершать:
«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.
Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:1-11).
Люди совершали (а религиозные иудеи совершают до сих пор) тщательно разработанный ритуал, в ходе которого воспоминались и разъяснялись следующим поколениям события священной истории. Но это носило далеко не только образовательный характер — обряд функционировал в качестве своего рода мистической машины времени, которая делала (и делает) людей участниками исхода. Не только какие-то другие люди, очень давно, в другой стране, пережили Исход из Египта — это то, что произошло именно с нами, составляет важнейшую часть именно нашего опыта. «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» (Втор. 6:21).
Поэтому человек, который по своей воле отказался от участия в пасхальной трапезе, отпадал от народа — это было не просто отказом вспоминать ключевое для народа событие, но отказом в нем участвовать.
В центре христианской общины стоит именно обряд
И Господь Иисус не только не уклоняется от совершения этого обряда — напротив, Его Тайная Вечеря, на которой Он устанавливает Таинство Евхаристии, совершается именно в Пасхальный Седер.
Его ученики совершают Евхаристию, как Он заповедал: «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор.11:24, 25).
В разных традициях внутри христианства это может выглядеть немного по-разному, но везде мы найдем именно обряд — традиционную «последовательность действий, которым присуще символическое значение».
Безобрядовое христианство невозможно уже хотя бы потому, что в центре христианской общины, как ее создал Иисус, стоит именно обряд. Евхаристия.
Но оно невозможно и по другим причинам.
Во-первых, личное благочестие предполагает регулярные усилия в молитве. Псалмопевец прославляет Бога не потому, что у него сегодня есть такое настроение — а потому, что Бог достоин хвалы и поклонения. Обязанность посвящать Богу день субботний предполагает эту же молитвенную дисциплину — это нравственная обязанность человека, воздавать хвалу его Творцу и Искупителю, и это предполагает дисциплинированные, организованные усилия.
Можно — и нужно — молиться своими словами. Но когда вы устали, недовольны и вообще не в настроении, вы молитесь словами, которые уже сложились в библейской традиции. Молитвенником первых христиан была Псалтирь — и это неоднократно упоминается: Иак. 5:13, Еф. 5:19, Кол. 3:16.
Вторая причина — любая общая молитва требует какой-то упорядоченности, и когда эта упорядоченность неизбежно возникает, она становится устойчивой — не создавать же ее заново каждый раз. Обряды — то есть какие-то устойчивые формы, в которые отливается общая молитва — просто неизбежны.
Обряды Церкви вырастают из опыта молитвы
Они неизбежны и в общинах, которые стараются уйти от обрядов — и на них можно напасть точно с теми же словами, как и на православных:
Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ
Если в христианском мире есть строгие реконструкторы, которые тщательно (насколько это возможно) воспроизводят обычаи I века, то их очень немного — во-первых, невероятно утомительно, во-вторых, непонятно, зачем, в-третьих, все равно без толку — человек XXI века, нарядившийся в костюм I-го, — это просто не больше, чем человек XXI века в маскарадном костюме.
Религиозная жизнь неизбежно нуждается в каких-то обрядовых формах, и они не могут буквально воспроизводить формы I века.
Но желательно, чтобы они сохраняли с ними связь — чтобы они росли из I века, как растет живой организм.
Потому что Господь Иисус создал Церковь — «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), которую апостол Павел описывает как живое Тело, напоенное Святым Духом — «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).
Обряды Церкви вырастают из ее опыта молитвы и богообщения, они не являются чем-то случайным или бессмысленным.
Когда мы совершаем их, мы входим в то же пространство веры и молитвы, в котором находились апостолы.
Да, духовная жизнь может формализироваться, тщательное выполнение обрядов — скрывать внутреннюю пустоту и неверность Богу — против чего много предостерегали еще ветхозаветные пророки.
Но чтобы вам стала грозить опасность формализации вашей религиозной жизни, она сначала должна у вас быть.
Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны,
И жена не уйдет к другому,
Если у вас нет жены.
А если духовная жизнь у вас есть, она неизбежно будет проявляться в обрядах — и не нужно этого бояться.
Обычаи и обряды русского народа
Славяне с древности почитали народные традиции, соблюдали обычаи, проводили русские обряды. Большинство из них православные – образовались после Крещения Руси, но есть и те, что празднуются со времен язычества.
Обычаи и обряды русского народа
Задолго до Крещения Руси славяне были язычниками – в те времена почтительно относились к обрядам, обычаям и традициям. Они регулировали разные сферы жизни народа – от рождения до смерти.
Свадебная церемония в традиционных русских нарядах
Сегодня, будучи уже православным народ верит в приметы, предания, бережно хранит традиции нации, проводит русские обряды.
Зачем нужны были обряды
Рождество, обряд Крещения, Пасха – традиционные христианские праздники, а Масленица и Ивана Купала – уходят корнями в язычество.
Блины и символики Масленицы
Обряды
Со времен славянской старины сохранилось множество преданий в бытовых приметах, которые связаны с рождением ребенка, праздниками, погребением усопших.
Обычаи
Русский народ придерживается многих обычаев, верит в приметы и в основном очень суеверный. Некоторые из них:
Многие до сих пор прибивают над дверью дома подкову «на счастье», не зная, что этим действием они передают дом под защиту Дажьбога-Солнца с его конницей. Кони языческого бога и должны были привезти удачу домочадцам.
Календарные обряды
В народном календаре переплетаются христианские и языческие праздники, которые ежегодно отмечает русский народ. Они хранят традиции древних культов и обряды, почитающие предков.
Важно! На Руси народный календарь называли месяцесловом. Он охватывал весь год, где были расписаны праздники, будни, традиции, обычаи, суеверия, обряды, явления, народные приметы, которые проявлялись в тот или иной месяц, день.
Месяцеслов стал слиянием двух начал: христианского и языческого.
Святочные обряды
В начале года славяне традиционно отмечали языческие святки. С этими празднованиями слился христианский праздник – Рождество Христово.
На святках люди надевали карнавальные костюмы, маски, шкуры животных с целью обмануть злых духов.
Эти существа, согласно поверьям, по праздникам приходят «на этот свет» и становятся необычайно сильными. Чтобы отогнать нечистую силу славяне веселились, шумели, праздновали, пели песни и всячески забавлялись.
На святки было принято гадать на приплод скота и будущий урожай. А молодые девушки ждали этого праздника, чтобы погадать на будущее замужество. Существовали десятки способов гадания. Один из них – «прополка снега».
Ночью девушки выходили за ворота своего дома, становились лицом к ветру и бросали против него снег. Если он падал с громким звуком – это предвещало скорое замужество с молодым человеком. Когда случалось наоборот, снег падал глухо и криво – жениху суждено было быть старым и глухим.
Девичьи гадания
Также было принято совершать ритуалы, магические обряды, которые должны обеспечить плодородие. Мальчики набирали полные рукавички зерна и ходили по домам, «рассевая» его. Одновременно исполняли песни, которые славили хозяев. Детям дарили сладости, пироги.
Рождественские народные гуляния
Языческие святки похожи на православное Рождество. Обряды, традиции русского народа переплелись.
Суеверия и приметы на Рождество
Рождество Христово – важный православный, народный праздник, с которым связано много обычаев, обрядов и примет. Считалось, что как пройдет праздник, таким будет и весь последующий год. Этому дню ежегодно уделяется много внимания.
Рождество отмечают 7 января – праздник счастья, добра, тепла, веры и любви.
В этот день принято навещать родственников, друзей, крестных и принимать гостей. В качестве подарка с собой берут сладости, игрушки, блюда собственного приготовления. Если прийти лично не получается – можно обойтись телефонным звонком.
Гирлянды на улицах к празднику
На Рождество православные в домах, на улицах, в общественных местах зажигают праздничные огни, свечи, камины. Эти традиционные атрибуты привлекают в дом богатство, тепло, благодать. Одну свечу зажигают в память о покинувших их родственников. У кого есть домашние питомцы – их стоит вкусно накормить, чтобы год был финансово удачным.
Важно! 7 января нельзя ругаться, заниматься уборкой и другими домашними делами. Об этом хозяйки должны позаботиться заранее.
Колядование
Это праздник рождественских песен и колядок, который проходит утром 7 января или с вечера 6 января после восхода первой звезды.
Коляда
По преданиям ритуал обещал хозяевам дома хороший урожай в огороде, на поле, большой приплод скота и общее благополучие.
Поэтому колядники всегда старались обойти как можно больше домов, кроме тех, где недавно кто-то умер. По традиции они обычно начинали с запада на восток в селе и с нижнего края вверх – в горах.
Обряд проходит в три этапа:
На Руси верили, что обходы колядников изгоняют нечистую силу и защищают от болезней. В обрядовых приговорах их называли божьими посланцами или небывалыми гостями.
Крещение
Крещение Господне или Богоявление – православный праздник, который отмечают 19 января.
Крещение – батюшка читает молитву, святит воду
Крещение завершало святочный цикл – 12-дневные гуляния с гаданиями, колядками и вечеринками.
В этот день принято изгонять нечисть, замаливать грехи. Перед Богоявлением прощались со Святками:
По дворам ходили ряженые исполнители колядок. Считалось, что чем больше в этот вечер придёт в дом колядующих, тем больше добра случится у хозяина в новом году.
Масленица
Один из самых популярных, известных древних праздников, который был связан у язычников с поминанием предков. Отсюда и поедание блинов – поминальной еды. Также, праздник символизировал приход весны, проводились языческие обряды.
На Масленицу принято палить соломенное чучело, олицетворяющее зиму.
Символы Масленицы
Со временем грустный праздник превратился в день веселья и радости. К традициям палить чучело и готовить блины добавились катания на конных упряжках, кулачные бои, тещины посиделки.
Праздничные развлечения
Обряды на Масленицу интересные и необычные. Они сочетают в себе завершение зимних праздников и начало весны. Масленицу отмечают 7 дней до начала Великого поста. Прощание с ней происходит в воскресенье.
Обряды на весну
Перед началом весны устраивали обряды на Руси, посвященные встречи птиц, заклички, 22 марта отмечали день Жаворонки – в этот день согласно поверьям, прилетает сорок первых птиц, которые несут на крыльях весну.
Важно! К Весне на Руси относились очень серьезно – ее закликали, гукали, встречали. Ждали, чтобы она пришла с теплом и доброй благоприятной погодой.
Закликали весну несколько раз:
Пасха
Это главный праздник православного христианства, который отмечают в середине весны по воскресеньям – дата ежегодно смещается в зависимости от Юлианского календаря. За неделю до Пасхи православные отмечают Вербное воскресенье.
Пасхальные куличи
В день Пасхи принято идти в церковь святить праздничные куличи, крашеные яйца – символы праздника. Хлеб символизирует богатство и достаток. Яйцо – символ плодородия и пробуждения природы.
Ярилин день
Традиционный старославянский праздник, который отмечали 16 февраля по старому стилю или 1 марта – по-новому.
Ярило – старославянский бог солнца
Ярило – бог плодородия, в этот день приходит весна, солнце «ярит» то есть нагревает землю. 16 февраля считался последним днем свободным от работы, люди старались отдохнуть перед сельскохозяйственными работами.
Его было принято масштабно отмечать с весельем и народными гуляниями. Устраивали танцы, ярмарки, водили хороводы, плясали и веселились от души.
День Петра и Февронии
Этот традиционный день святых покровителей, семьи, любви, верности и благополучия отмечают 8 июля.
Предания гласили, если в этот день работать бок о бок с женой – в семье, доме будет достаток, благодать и взаимопонимание.
Это жаркое время года, разгар сенокоса. Однако если идет дождь – считается будет хороший урожай меда.
Памятник Петру и Февронии
8 июля парни и девушки проводили магические обряды, заговоры, чтобы укрепить семью или найти любовь.
Ивана Купала
Рождество Иоанна Крестителя или праздник Ивана Купалы с древних времен считался одним из самых разгульных и веселых.
Накануне праздника ночью молодежь плела для себя венки, потом бросали их в воду, палили костры, прыгали через них, водили хороводы.
Девушки опускают в воду венки
Считалось, что на Ивана Купала природа раскрывает все свои живительные силы. В полночь расцветает папоротник, а тот, кто его найдет, становится всевидящим, начинает понимать язык растений и зверей.
Спас – от имени Спасителя, Иисуса Христа. За год православные с древних времен отмечают Три Спаса:
Каждый из них имеет свой символ: мед, яблоки, хлеб. Об этом дне говорили:
«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают».
Народ объясняет название праздника по-своему – в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму.
Покров
Покрова Пресвятой Богородицы для русского народа был одним из главных осенних торжеств. Это лучшее время для смотрин и свадеб. Праздник отмечают 14 (1 по старому стилю) октября.
Образ Пречистой Девы, покрывающей народ своим головным платком
Согласно церковному календарю, Покрову отмечали в память о чудесном явлении Богородицы у стен Царьграда, оцепленных сарацинами. Богоматерь укрыла город своим плащом, спасла от разорения.
Важно! В славянском календаре 1 октября означал окончание сельскохозяйственных работ, начало зимы.
Свадебные традиции
С конца 9 века, когда было провозглашено христианство начали формироваться традиционные русские свадебные обряды и обряд церковного венчания. Окончательно древний свадебный ритуал с определенными этапами, атрибутикой, одеждой, угощениями сформировался в 16 веке.
Русская свадьба
Молодоженов защищали с помощью многочисленных оберегов, амулетов, вышивки на одежде, зажженных свечей.
Свадьба, также как рождение и похороны, считалась своеобразным переходом в жизни человека. Праздник состоит из этапов:
Весь процесс занимал от недели до трех месяцев. Участие принимали родственники, друзья молодоженов.
Обряды при приеме гостей
Русский народ очень гостеприимный – хлебосольство всегда было главной отличительной чертой славян. Оно демонстрировало величие человеческой души и материальную щедрость. Радушный хозяин готов был отдать лучший кусок гостю и разделить с ним все, что было.
Важно! Принять, накормить, спать уложить, дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было естественными для русского человека.
В каждом доме были рады гостю, встречали его хлебом, солью, горячим обедом, приятной беседой, окружали заботой.
Погребальные обряды
Славяне считали, что, перемещаясь в мир мертвых покойник открывает дверь в потусторонний мир, а оттуда могут прийти злые духи. Поэтому похоронные славянские обряды были направлены на защиту живых:
Эти и другие обычаи встречаются у славян и до сих пор. Чтобы не забывать русские обряды их возрождают в фольклорных фестивалях. Люди вспоминают легенды, находят старожилов, которые хранят тайны прошлого. Расшифровывают значение древних оберегов, отмечают старинные праздники, рассказывают детям о традициях и культуре своего народа.