Для чего проводились обряды

Зачем нужны обряды?

«Любовь к Богу порож­дает кра­соту и чело­веч­ность обряда, вос­при­ни­ма­е­мого, как цветы, при­но­си­мые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть хри­сти­ан­ства – влюб­лен­ность в своего Бога и Гос­пода и тем самым ощу­ще­ние, что на земле оста­лось и живет Его Тело – Цер­ковь. Как же могут эти ощу­ще­ния не выра­зить себя во внеш­них дей­ствиях, кото­рые мы назы­ваем обря­дами?»
С.И. Фудель

Из письма в редак­цию:

Ответ:

Я, так же как и Вы, не люблю фор­ма­лизма и искус­ствен­но­сти в духов­ной жизни. Вместе с тем, так ли уж пра­вильно счи­тать, что фор­ма­лизм и искус­ствен­ность при­вне­сены в Цер­ковь обря­дами?

Возь­мите для при­мера каж­де­ние в Пра­во­слав­ной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто чело­век ходит по храму и машет какой-то желез­ной чашеч­кой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там вос­ку­ряет. Да, еще при этом кла­ня­ется сто­я­щим в храме людям, а они кла­ня­ются ему в ответ. А ведь смысл этого про­стого дей­ствия – каж­де­ние перед обра­зом и подо­бием Божиим, кото­рым, согласно Библии, и явля­ется чело­век. Этому образу и кла­ня­ется свя­щен­ник или диакон. Из ува­же­ния к этому же образу в свя­щен­но­слу­жи­те­лях скло­няют головы и люди в церкви. Что пло­хого или искус­ствен­ного в этом обряде?

Обряды – это внеш­нее выра­же­ние внут­рен­него содер­жа­ния рели­ги­оз­ной тра­ди­ции. Без них не обхо­дится ни одна рели­гия. Более того, ни один веру­ю­щий чело­век не обхо­дится без обря­дов. Даже если кто-то не при­над­ле­жит к какой-либо кон­крет­ной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, у него все равно есть неко­то­рые внеш­ние формы выра­же­ния своих веро­ва­ний. И чем богаче внут­рен­ний мир веры, тем глубже, насы­щен­нее сим­во­лами будут и обряды.

И в этом смысле пра­во­слав­ные обряды намного богаче и выра­зи­тель­нее многих других рели­ги­оз­ных обря­дов. Срав­ните пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние, напри­мер, с язы­че­скими риту­аль­ными пляс­ками вокруг костра. Стоит ли объ­яс­нять, в какой тра­ди­ции внут­рен­нее содер­жа­ние богаче?

А фор­ма­лизм и искус­ствен­ность про­ис­те­кают изнутри, исхо­дят от самого чело­века, зави­сят от того, сколько сердца он вкла­ды­вает в ритуал.

Здесь важно пом­нить, что пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние не есть какое-то теат­раль­ное пред­став­ле­ние, кото­рое нужно посе­тить, непре­менно отме­титься. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин ПРИ­НИ­МАЕТ УЧА­СТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со свя­щен­но­слу­жи­те­лями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень тре­петна, дерз­но­венна и сильна. Чтобы убе­диться в этом, доста­точно хотя бы один раз все­рьез ПЕРЕ­ЖИТЬ Литур­гию, не «отсто­ять», не «при­сут­ство­вать на», а ПРО­ЖИТЬ. Почув­ство­вать, как Вашей личной моль­бой исхо­дит из сердца про­ше­ние екти­ньи «Да изба­виться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Гос­пода просим». И вместе с хором повто­рить «Гос­поди, поми­луй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начи­нает радостно биться, а скор­чен­ная душа раз­во­ра­чи­ва­ется в надежде…

Конечно, Вы совер­шенно правы в том, что глупо и нелепо регла­мен­ти­ро­вать любовь. Только почему цер­ков­ные обряды для Вас явля­ются такой регла­мен­та­цией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, ока­зы­ва­ете какие-то знаки вни­ма­ния. Этим Ваша любовь не исчер­пы­ва­ется, но ведь в этом она про­яв­ля­ется. И если Вы посто­янно дарите цветы (я, напри­мер, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом про­яв­ля­ется фор­ма­лизм и холод­ность Ваших с ней вза­и­мо­от­но­ше­ний.

А ведь если поль­зо­ваться Вашей логи­кой, то полу­ча­ется, что при встрече с людьми совсем не обя­за­тельно сни­мать шляпу, улы­баться, пожи­мать руку… Тоже ведь услов­но­сти, зачем этот пустой фор­ма­лизм?! Да, дружба не сво­дится к руко­по­жа­тию, но не здо­ро­ваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не явля­ются цен­траль­ным содер­жа­нием пра­во­слав­ной веры, но ВНЕШНЕ вера про­яв­ля­ется в том числе и через ритуал.

фраг­мент статьи «Что мне не нра­вится в пра­во­сла­вии», журнал «Фома»

Источник

Зачем Церкви столько обрядов?

На днях мне в интернете попался популярный, или, как теперь говорят, вирусный, текст:

«Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

И так далее — список довольно длинный, и я не привожу его полностью, общая мысль понятна. Богатство православной обрядности — это что-то пустое и ненужное, даже противное первоначальному замыслу и желанию Господа Иисуса и первых учеников.

Поэтому совершать эти обряды — дело пустое и ненужное. Так ли это?

В Библии есть подробные описания обрядов

Конечно, Господь и апостолы едва ли практиковали православное благочестие, каким мы его знаем сейчас. Они принадлежали к иудейской культуре I века, и благочестивые обычаи, которых они придерживались, имели именно ветхозаветное, еврейское происхождение.

Но это благочестие носило ничуть не менее обрядовый, традиционный и общинный характер, чем православное.

В Библии мы находим подробные описания обрядов — то есть, по определению, «действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение». Например, в центре ветхозаветной веры стоит празднование Пасхи — воспоминание Исхода (то есть выхода) еврейского народа из египетского рабства, и это празднование предполагает совершение четкой последовательности символических действий, каждое из которых передает определенное послание.

12-я глава книги Исход подробно описывает, в какие одежды надо облачиться, какую еду есть и какие действия совершать:

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:1-11).

Люди совершали (а религиозные иудеи совершают до сих пор) тщательно разработанный ритуал, в ходе которого воспоминались и разъяснялись следующим поколениям события священной истории. Но это носило далеко не только образовательный характер — обряд функционировал в качестве своего рода мистической машины времени, которая делала (и делает) людей участниками исхода. Не только какие-то другие люди, очень давно, в другой стране, пережили Исход из Египта — это то, что произошло именно с нами, составляет важнейшую часть именно нашего опыта. «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» (Втор. 6:21).

Поэтому человек, который по своей воле отказался от участия в пасхальной трапезе, отпадал от народа — это было не просто отказом вспоминать ключевое для народа событие, но отказом в нем участвовать.

В центре христианской общины стоит именно обряд

И Господь Иисус не только не уклоняется от совершения этого обряда — напротив, Его Тайная Вечеря, на которой Он устанавливает Таинство Евхаристии, совершается именно в Пасхальный Седер.

Его ученики совершают Евхаристию, как Он заповедал: «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор.11:24, 25).

В разных традициях внутри христианства это может выглядеть немного по-разному, но везде мы найдем именно обряд — традиционную «последовательность действий, которым присуще символическое значение».

Безобрядовое христианство невозможно уже хотя бы потому, что в центре христианской общины, как ее создал Иисус, стоит именно обряд. Евхаристия.

Но оно невозможно и по другим причинам.

Во-первых, личное благочестие предполагает регулярные усилия в молитве. Псалмопевец прославляет Бога не потому, что у него сегодня есть такое настроение — а потому, что Бог достоин хвалы и поклонения. Обязанность посвящать Богу день субботний предполагает эту же молитвенную дисциплину — это нравственная обязанность человека, воздавать хвалу его Творцу и Искупителю, и это предполагает дисциплинированные, организованные усилия.

Можно — и нужно — молиться своими словами. Но когда вы устали, недовольны и вообще не в настроении, вы молитесь словами, которые уже сложились в библейской традиции. Молитвенником первых христиан была Псалтирь — и это неоднократно упоминается: Иак. 5:13, Еф. 5:19, Кол. 3:16.

Вторая причина — любая общая молитва требует какой-то упорядоченности, и когда эта упорядоченность неизбежно возникает, она становится устойчивой — не создавать же ее заново каждый раз. Обряды — то есть какие-то устойчивые формы, в которые отливается общая молитва — просто неизбежны.

Обряды Церкви вырастают из опыта молитвы

Они неизбежны и в общинах, которые стараются уйти от обрядов — и на них можно напасть точно с теми же словами, как и на православных:

Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

Если в христианском мире есть строгие реконструкторы, которые тщательно (насколько это возможно) воспроизводят обычаи I века, то их очень немного — во-первых, невероятно утомительно, во-вторых, непонятно, зачем, в-третьих, все равно без толку — человек XXI века, нарядившийся в костюм I-го, — это просто не больше, чем человек XXI века в маскарадном костюме.

Религиозная жизнь неизбежно нуждается в каких-то обрядовых формах, и они не могут буквально воспроизводить формы I века.

Но желательно, чтобы они сохраняли с ними связь — чтобы они росли из I века, как растет живой организм.

Потому что Господь Иисус создал Церковь — «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), которую апостол Павел описывает как живое Тело, напоенное Святым Духом — «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Обряды Церкви вырастают из ее опыта молитвы и богообщения, они не являются чем-то случайным или бессмысленным.

Когда мы совершаем их, мы входим в то же пространство веры и молитвы, в котором находились апостолы.

Да, духовная жизнь может формализироваться, тщательное выполнение обрядов — скрывать внутреннюю пустоту и неверность Богу — против чего много предостерегали еще ветхозаветные пророки.

Но чтобы вам стала грозить опасность формализации вашей религиозной жизни, она сначала должна у вас быть.

Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны,
И жена не уйдет к другому,
Если у вас нет жены.

А если духовная жизнь у вас есть, она неизбежно будет проявляться в обрядах — и не нужно этого бояться.

Источник

Обычаи и обряды русского народа

Славяне с древности почитали народные традиции, соблюдали обычаи, проводили русские обряды. Большинство из них православные – образовались после Крещения Руси, но есть и те, что празднуются со времен язычества.

Обычаи и обряды русского народа
Задолго до Крещения Руси славяне были язычниками – в те времена почтительно относились к обрядам, обычаям и традициям. Они регулировали разные сферы жизни народа – от рождения до смерти.

Свадебная церемония в традиционных русских нарядах

Сегодня, будучи уже православным народ верит в приметы, предания, бережно хранит традиции нации, проводит русские обряды.

Зачем нужны были обряды

Рождество, обряд Крещения, Пасха – традиционные христианские праздники, а Масленица и Ивана Купала – уходят корнями в язычество.

Блины и символики Масленицы

Обряды

Со времен славянской старины сохранилось множество преданий в бытовых приметах, которые связаны с рождением ребенка, праздниками, погребением усопших.

Обычаи

Русский народ придерживается многих обычаев, верит в приметы и в основном очень суеверный. Некоторые из них:

Многие до сих пор прибивают над дверью дома подкову «на счастье», не зная, что этим действием они передают дом под защиту Дажьбога-Солнца с его конницей. Кони языческого бога и должны были привезти удачу домочадцам.

Календарные обряды

В народном календаре переплетаются христианские и языческие праздники, которые ежегодно отмечает русский народ. Они хранят традиции древних культов и обряды, почитающие предков.

Важно! На Руси народный календарь называли месяцесловом. Он охватывал весь год, где были расписаны праздники, будни, традиции, обычаи, суеверия, обряды, явления, народные приметы, которые проявлялись в тот или иной месяц, день.

Месяцеслов стал слиянием двух начал: христианского и языческого.

Святочные обряды

В начале года славяне традиционно отмечали языческие святки. С этими празднованиями слился христианский праздник – Рождество Христово.

На святках люди надевали карнавальные костюмы, маски, шкуры животных с целью обмануть злых духов.

Эти существа, согласно поверьям, по праздникам приходят «на этот свет» и становятся необычайно сильными. Чтобы отогнать нечистую силу славяне веселились, шумели, праздновали, пели песни и всячески забавлялись.

На святки было принято гадать на приплод скота и будущий урожай. А молодые девушки ждали этого праздника, чтобы погадать на будущее замужество. Существовали десятки способов гадания. Один из них – «прополка снега».

Ночью девушки выходили за ворота своего дома, становились лицом к ветру и бросали против него снег. Если он падал с громким звуком – это предвещало скорое замужество с молодым человеком. Когда случалось наоборот, снег падал глухо и криво – жениху суждено было быть старым и глухим.

Девичьи гадания

Также было принято совершать ритуалы, магические обряды, которые должны обеспечить плодородие. Мальчики набирали полные рукавички зерна и ходили по домам, «рассевая» его. Одновременно исполняли песни, которые славили хозяев. Детям дарили сладости, пироги.

Рождественские народные гуляния

Языческие святки похожи на православное Рождество. Обряды, традиции русского народа переплелись.

Суеверия и приметы на Рождество

Рождество Христово – важный православный, народный праздник, с которым связано много обычаев, обрядов и примет. Считалось, что как пройдет праздник, таким будет и весь последующий год. Этому дню ежегодно уделяется много внимания.

Рождество отмечают 7 января – праздник счастья, добра, тепла, веры и любви.

В этот день принято навещать родственников, друзей, крестных и принимать гостей. В качестве подарка с собой берут сладости, игрушки, блюда собственного приготовления. Если прийти лично не получается – можно обойтись телефонным звонком.

Гирлянды на улицах к празднику

На Рождество православные в домах, на улицах, в общественных местах зажигают праздничные огни, свечи, камины. Эти традиционные атрибуты привлекают в дом богатство, тепло, благодать. Одну свечу зажигают в память о покинувших их родственников. У кого есть домашние питомцы – их стоит вкусно накормить, чтобы год был финансово удачным.

Важно! 7 января нельзя ругаться, заниматься уборкой и другими домашними делами. Об этом хозяйки должны позаботиться заранее.

Колядование

Это праздник рождественских песен и колядок, который проходит утром 7 января или с вечера 6 января после восхода первой звезды.

Коляда

По преданиям ритуал обещал хозяевам дома хороший урожай в огороде, на поле, большой приплод скота и общее благополучие.

Поэтому колядники всегда старались обойти как можно больше домов, кроме тех, где недавно кто-то умер. По традиции они обычно начинали с запада на восток в селе и с нижнего края вверх – в горах.

Обряд проходит в три этапа:

На Руси верили, что обходы колядников изгоняют нечистую силу и защищают от болезней. В обрядовых приговорах их называли божьими посланцами или небывалыми гостями.

Крещение

Крещение Господне или Богоявление – православный праздник, который отмечают 19 января.

Крещение – батюшка читает молитву, святит воду

Крещение завершало святочный цикл – 12-дневные гуляния с гаданиями, колядками и вечеринками.

В этот день принято изгонять нечисть, замаливать грехи. Перед Богоявлением прощались со Святками:

По дворам ходили ряженые исполнители колядок. Считалось, что чем больше в этот вечер придёт в дом колядующих, тем больше добра случится у хозяина в новом году.

Масленица

Один из самых популярных, известных древних праздников, который был связан у язычников с поминанием предков. Отсюда и поедание блинов – поминальной еды. Также, праздник символизировал приход весны, проводились языческие обряды.

На Масленицу принято палить соломенное чучело, олицетворяющее зиму.

Символы Масленицы

Со временем грустный праздник превратился в день веселья и радости. К традициям палить чучело и готовить блины добавились катания на конных упряжках, кулачные бои, тещины посиделки.

Праздничные развлечения

Обряды на Масленицу интересные и необычные. Они сочетают в себе завершение зимних праздников и начало весны. Масленицу отмечают 7 дней до начала Великого поста. Прощание с ней происходит в воскресенье.

Обряды на весну

Перед началом весны устраивали обряды на Руси, посвященные встречи птиц, заклички, 22 марта отмечали день Жаворонки – в этот день согласно поверьям, прилетает сорок первых птиц, которые несут на крыльях весну.

Важно! К Весне на Руси относились очень серьезно – ее закликали, гукали, встречали. Ждали, чтобы она пришла с теплом и доброй благоприятной погодой.

Закликали весну несколько раз:

Пасха

Это главный праздник православного христианства, который отмечают в середине весны по воскресеньям – дата ежегодно смещается в зависимости от Юлианского календаря. За неделю до Пасхи православные отмечают Вербное воскресенье.

Пасхальные куличи

В день Пасхи принято идти в церковь святить праздничные куличи, крашеные яйца – символы праздника. Хлеб символизирует богатство и достаток. Яйцо – символ плодородия и пробуждения природы.

Ярилин день

Традиционный старославянский праздник, который отмечали 16 февраля по старому стилю или 1 марта – по-новому.

Ярило – старославянский бог солнца

Ярило – бог плодородия, в этот день приходит весна, солнце «ярит» то есть нагревает землю. 16 февраля считался последним днем свободным от работы, люди старались отдохнуть перед сельскохозяйственными работами.

Его было принято масштабно отмечать с весельем и народными гуляниями. Устраивали танцы, ярмарки, водили хороводы, плясали и веселились от души.

День Петра и Февронии

Этот традиционный день святых покровителей, семьи, любви, верности и благополучия отмечают 8 июля.

Предания гласили, если в этот день работать бок о бок с женой – в семье, доме будет достаток, благодать и взаимопонимание.

Это жаркое время года, разгар сенокоса. Однако если идет дождь – считается будет хороший урожай меда.

Памятник Петру и Февронии

8 июля парни и девушки проводили магические обряды, заговоры, чтобы укрепить семью или найти любовь.

Ивана Купала

Рождество Иоанна Крестителя или праздник Ивана Купалы с древних времен считался одним из самых разгульных и веселых.

Накануне праздника ночью молодежь плела для себя венки, потом бросали их в воду, палили костры, прыгали через них, водили хороводы.

Девушки опускают в воду венки

Считалось, что на Ивана Купала природа раскрывает все свои живительные силы. В полночь расцветает папоротник, а тот, кто его найдет, становится всевидящим, начинает понимать язык растений и зверей.

Спас – от имени Спасителя, Иисуса Христа. За год православные с древних времен отмечают Три Спаса:

Каждый из них имеет свой символ: мед, яблоки, хлеб. Об этом дне говорили:

«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Народ объясняет название праздника по-своему – в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму.

Покров

Покрова Пресвятой Богородицы для русского народа был одним из главных осенних торжеств. Это лучшее время для смотрин и свадеб. Праздник отмечают 14 (1 по старому стилю) октября.

Образ Пречистой Девы, покрывающей народ своим головным платком

Согласно церковному календарю, Покрову отмечали в память о чудесном явлении Богородицы у стен Царьграда, оцепленных сарацинами. Богоматерь укрыла город своим плащом, спасла от разорения.

Важно! В славянском календаре 1 октября означал окончание сельскохозяйственных работ, начало зимы.

Свадебные традиции

С конца 9 века, когда было провозглашено христианство начали формироваться традиционные русские свадебные обряды и обряд церковного венчания. Окончательно древний свадебный ритуал с определенными этапами, атрибутикой, одеждой, угощениями сформировался в 16 веке.

Русская свадьба

Молодоженов защищали с помощью многочисленных оберегов, амулетов, вышивки на одежде, зажженных свечей.

Свадьба, также как рождение и похороны, считалась своеобразным переходом в жизни человека. Праздник состоит из этапов:

Весь процесс занимал от недели до трех месяцев. Участие принимали родственники, друзья молодоженов.

Обряды при приеме гостей

Русский народ очень гостеприимный – хлебосольство всегда было главной отличительной чертой славян. Оно демонстрировало величие человеческой души и материальную щедрость. Радушный хозяин готов был отдать лучший кусок гостю и разделить с ним все, что было.

Важно! Принять, накормить, спать уложить, дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было естественными для русского человека.

В каждом доме были рады гостю, встречали его хлебом, солью, горячим обедом, приятной беседой, окружали заботой.

Погребальные обряды

Славяне считали, что, перемещаясь в мир мертвых покойник открывает дверь в потусторонний мир, а оттуда могут прийти злые духи. Поэтому похоронные славянские обряды были направлены на защиту живых:

Эти и другие обычаи встречаются у славян и до сих пор. Чтобы не забывать русские обряды их возрождают в фольклорных фестивалях. Люди вспоминают легенды, находят старожилов, которые хранят тайны прошлого. Расшифровывают значение древних оберегов, отмечают старинные праздники, рассказывают детям о традициях и культуре своего народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.