еврейская свадьба традиции и ритуалы

Еврейские свадебные торжества, обряды и традиции

Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.

Старинные традиции

С древних времен о свадьбе договаривались родители молодых. Жених и невеста знакомились уже после достижения договоренностей, зачастую впервые видя друг друга. Поскольку до свадебного обряда проходило довольно много времени, в некоторых регионах сговоренные молодые начинали жить вместе, не дожидаясь официально оформленных брачных уз.

Свадьба в Израиле и институт брака в целом, воспринимались не только как единение мужчины и женщины для продолжения рода, но и как воплощение Божественного повеления. Ведь, согласно Торе, тот, кто не создал семьи, не является полноценным человеком. Он не полон – где-то в мире, так же отдельно, живет его половинка.

Ритуалы сватовства и помолвки

Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.

Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.

В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.

После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.

В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.

Приготовления к еврейской свадьбе

Подготовительный период был очень важен для правильной организации торжеств. Верования и традиции евреев содержали, и до сих пор содержат, множество ограничений, которые необходимо было учесть при подготовке к свадьбе. Так, иудейская свадьба ни в коем случае не праздновалась в период национальных праздников, постов и поминальных дней. Запретной являлась и суббота — шаббат. День, когда Всевышний отдыхал от трудов, являлся всеобщим выходным у евреев, когда была запрещена всякая трудовая деятельность. В современном мире эта традиция соблюдается вплоть до невозможности самостоятельно нажать кнопку лифта или включения света. Разумеется, тут уже не до бракосочетаний.

Объявление жениха

За неделю до свадебных торжеств жених во всеуслышание объявлял о предстоящем мероприятии. Происходило это во время проведения службы в синагоге. Ритуал назывался Уфруф. Присутствующие на богослужении мужчины активно поздравляли счастливого новобрачного и осыпали его конфетами. После чего вся семья собиралась на праздничный ужин.

Очистительные ритуалы невесты

Девушка же проходила очистительные ритуалы в особом бассейне Микве. Она полностью раздевалась, даже лак с ногтей необходимо было счистить. Снимала все украшения и медленно опускалась в воду, читая молитвы. Омовений должно было быть несколько. Ее поддерживала компания подруг и замужних женщин, которые помогали и проводили беседы о ценности семейной жизни. Эти омовения означали ее очищение от грехов прошлой жизни и приготовление к замужеству.

Свадебные торжества евреев

Свадьба могла назначаться на разные дни, согласно установленным правилам. По одному из них свадьба игралась в среду, чтобы в четверг, в случае отсутствия невинности у девушки, муж мог прилюдно развестись в синагоге.

Праздновали в будние дни среди недели, и в субботу после позднего ужина. Наиболее популярным все же остается воскресенье.

Наряды для свадьбы

Особенных свадебных одеяний у евреев не наблюдается. Они одевались в нарядную одежду того региона, где проживали. Современные брачные платья и костюмы вполне классического вида. Единственное условие — платье невесты должно быть максимально скромным и закрытым.

Утро свадебного дня

В день свадьбы в первую очередь решались юридические вопросы предстоящего бракосочетания. Жених вместе с представителями невесты, гостями и раввинами подписывал договор об обручении и брачный контракт. Невеста тем временем принимала поздравления и подарки на женской половине. А матери новобрачных били что-то стеклянное в память о разрушенном Храме Иерусалимском.

Затем жених, в присутствии уважаемых свидетелей, накидывал на голову невесты длинную густую фату, которая полностью ее скрывала — в знак того, что мужчина отныне полностью отвечал за свою жену. Присутствие посторонних лиц было необходимо, чтобы удостовериться, что девушку не подменили.

Венчание — хупа

Название самого главного обряда произошло от названия балдахина. Его присутствие над головами новобрачных было обязательно. Эта изукрашенная бахромой и вышивкой ткань на четырех резных стойках-столбах символизировала сень дома жениха, под который он вводил свою супругу. Открытые стороны олицетворяли гостеприимство, ведь именно так был открыт шатер Авраама для всех страждущих. Никакой мебели в хупе не должно было быть, ведь дом еврея — это не вещи, это живущие в нем люди. Традиционно, над балдахином должно было быть открытое небо, поэтому обряды проводились на открытом воздухе.

Первым в свой «дом» входил мужчина, после чего вступала женщина и обходила жениха по кругу трижды или семь раз — священное число. Положение жены в еврейской семье было особенным, непохожим ни на мусульманский обычай, ни на европейский. Несмотря на внешние признаки, довольно сильно перекликающиеся с восточными, еврейские женщины являлись тем цементом, который скреплял семейные узы. Они были образованны, умны и намного меньше ограничены в своих возможностях.

Раввин читал молитвы, освящал вино в хрустальном кубке и разрешал жениху надеть обручальное кольцо. По еврейским обычаям кольцо предназначалось только жене. Оно было простым, без камней и излишеств, плоским. После этого читались благословляющие молитвы, молодые выпивали вино из кубка. Жених разбивал опустевшую посудину — бросал на камни или наступал правой ногой. А гости кричали: «Счастливой судьбы!». Современные молодожены часто заменяют стакан лампочкой накаливания — ее бить легче и куда громче.

Праздничное застолье

У еврейского народа во все времена было весьма специфическое отношение к пище. Поэтому, на праздничный банкет готовились исключительно кошерные блюда. А вот веселиться, петь песни и плясать Тора не запрещала, так что гуляли от души. Все гости должны были в меру сил и возможностей развлекать молодоженов. Длился праздник до восхода солнца.

Национальные танцы и развлечения

Танцы на еврейском празднике испокон веков являлись основным способом развлечься. Было придумано множество различных традиционных танцев, предназначенных именно для свадьбы. Многие из них танцуют до сих пор.

Еврейская свадьба проходила под живую национальную музыку с редкими вкраплениями музыкальных композиций региона проживания, ведь этот народ селился по всему миру. Современные свадьбы также включают в себя национальные композиции и танцы, и общепринятые плэйлисты.

Интересные обычаи еврейской свадьбы

Как и у всех остальных народов, у евреев есть свои оригинальные традиции и приметы, которые они неукоснительно соблюдают во время свадьбы — ведь от этого зависит благополучие и счастье молодоженов. Особенно интересны в этом отношении свадьбы ортодоксальных евреев, которые практически не изменились с древних времен.

Даже ревностные хранители традиций сдаются под напором современных технологий. Все чаще торжества снимаются на видео или фотокамеры, хотя раньше было строжайше запрещено фиксировать сокровенные обряды и вообще людей.

После свадьбы

Одним днем еврейская свадьба не обходилась. Согласно традициям, она продолжалась в течение недели. Приходили запоздавшие гости, устраивались застолья и мероприятия. Лишь спустя семь долгих дней после обряда венчания новобрачные могли назвать себя мужем и женой и наконец насладиться друг другом в одиночестве.

Источник

Подготовка к свадьбе

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Подготовка к свадьбе — это волнующий и радостный процесс, в который вовлечены и жених с невестой, и их семьи. В подготовке не так важна техническая сторона, как духовная, ведь свадьба — это соединение двух душ для дальнейшего совместного служения Творцу. В процессе подготовки к свадьбе будущие муж и жена изучают законы семейной чистоты, учатся проявлять симпатию, уважение и внимание друг к другу, молятся и постятся, стараются умножить свои заслуги — и этим закладывают прочный фундамент для малого Храма — семьи. В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к свадьбе в традиционных семьях. В среде баалей тшува вся подготовка часто ложится на плечи жениха и невесты.

Оглавление

Сразу после того, как молодой человек сделал девушке предложение, в доме невесты собираются ближайшие родственники с обеих сторон, накрывают стол легкими закусками, общаются, знакомятся и пьют «лехаим» — это мероприятие называется идишским словом «ворт» «слово», то есть сторона жениха и сторона невесты как бы дают друг другу слово о том, что молодые люди поженятся.

Жених в этот день обычно преподносит невесте недорогое украшение, а гости (семья жениха) приносят букет, бутылку виски и т.п. После ворта весть о будущей свадьбе распространяется с невероятной скоростью — и начинается подготовка к свадьбе.

Эрусин [↑]

Эрусин обычно проводится через несколько дней после ворта по месту жительства невесты. Для этой цели заказывают зал (если в доме невесты есть место — то можно и дома) и приглашают более широкий круг родственников и друзей. Жених и невеста обмениваются подарками, часто дарят что-то молодым и родители. Подарок обычно выбирает тот, кому он предназначен, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей дарящей стороны.

Во время эрусин составляется договор между родителями жениха и невесты. Обычно для этого используют готовый бланк, в который вносятся дата, имена родителей, жениха и невесты, гарантов и свидетелей. После того, как свидетели оставляют свои подписи, на женской половине разбивают глиняную или керамическую тарелку — в память о разрушенном Храме.

Предсвадебные испытания [↑]

Жениху и невесте до свадьбы еще предстоит узнавать друг друга лучше, изучать особые качества души, согласовывать ценности и планы, вместе искать способы и пути комфортного: и в материальном и в духовном смысле — сосуществования. Планирование всех деталей свадьбы будет для них одним из первых испытаний: станет ли оно причиной раздоров между будущими супругами — или научит их слушать, вникать, искать компромиссы?

Надо помнить о том, что при встречах очень важно соблюдать дистанцию — запреты уединения, прикосновения продолжают действовать вплоть до объявления молодых мужем и женой.

При общении надо остерегаться разговоров на интимные темы. Если парень и девушка очень любят друг друга, испытывают сильные чувства и при этом часто встречаются или разговаривают по телефону, их взаимное притяжение возрастает, и они могут перейти границу разрешённых добрачных отношений.

Поэтому после того, как молодые люди решают пожениться, в религиозном мире принято встречаться не чаще, чем два раза в неделю в людных местах, по телефону разговаривать тоже не очень долго, чтобы сохранить необходимую до свадьбы дистанцию. Очень часто в период между решением пожениться и самой свадьбой у парня и девушки возникает сильное напряжение, связанное с большим притяжением друг к другу, и бывает, что это становится причиной ссор, обид или даже, не дай Б-г, разрыва отношений.

Эти несколько недель между помолвкой и свадьбой — всегда период очень большого напряжения: физического, морального, душевного. В это время могут подняться какие-то страхи (обоснованные и не очень), обостриться отношения между женихом и невестой. Бывает, этому обострению способствует и вмешательство родителей с обеих сторон.

Из-за этого напряжения в предсвадебный период жених с невестой много ссорятся. Конфликты и ссоры — это часть будущей семейной жизни. Очень важно проанализировать их причину: отражают ли они расхождения в отношении к жизни в целом или только в конкретной ситуации? Умеет ли жених (невеста) правильно выйти из конфликта, насколько каждый из них гибок, насколько ему удается признать свои ошибки, способен ли прощать?

Несколько особенных недель [↑]

После того, как прозвучали многоголосые «мазлтовы», жених и невеста обычно тут же окунаются во «взрослый» мир заказов, покупок, доставок… Техническую подготовку к свадьбе начинают с выбора и заказа зала, где будет проводится торжество — и этим открывают череду бесконечных организационных моментов: меню, приглашения, мебель, свадебное платье, кольцо, приданное…

Одним парам в этом много помогают родители, а другие должны все делать сами. Прическу, платье и приданное невеста обычно выбирает вместе с мамой, сестрой или подругой. Квартирой, обстановкой, залом и другими вопросами лучше заниматься будущим супругам вместе.

Наполняя свой будущий дом предметами и выбирая цветовую гамму для оформления зала, жених и невеста чувствуют, что этим приближают тот день, когда они наконец-то станут мужем и женой — и будут счастливы!

Счастливы. За этими волнительными хлопотами иногда забывается главное: что цель этого наиважнейшего события — соединение двух душ. Свадьба знаменует собой не просто переход к совместному проживанию, но — начало нового периода духовной жизни двух людей.

Тем более — если речь идет о еврейской паре, вся цель объединения которой заключается в реализации совместной работы в служении Вс-вышнему. Поэтому, кроме технической подготовки к свадьбе, — требуется и интенсивная духовная подготовка, которая заложит фундамент семейной жизни. Для этого есть книги, уроки, консультации с учителями Торы и специально подготовленными для этого еврейскими религиозными специалистами.

«Не входи в свой дом неожиданно…» [↑]

Наши мудрецы сравнивают поведение Первосвященника в Храме с тем, как ведет себя человек в собственном доме, в его «малом святилище». «Не входи в свой дом неожиданно, — советуют они. — Хозяин дома должен следовать примеру Первосвященника и заранее оповещать домочадцев о своем приходе».

В соответствии с этим принципом, мужчина и женщина, начинающие семейную жизнь, не должны «входить неожиданно» в новую для них сферу жизни. Другими словами, невозможно включиться в семейную жизнь без предварительной подготовки, без обретения очень серьезных и необходимых знаний, которые они получат, знакомясь с законами чистоты семейной жизни.

Эти законы отражают всю многосторонность женской природы; изучая их, женщина учится лучше понимать себя и глубже вникать в правила семейной жизни, которые даны нам Вс-вышним. Важно понимать, что здесь нет ничего второстепенного; это сложнейший механизм, в работе которого нет «частностей».

В предыдущих поколениях матери сами обучали дочерей соблюдению законов чистоты семейной жизни. Теперь же мы знакомимся с этой темой на уроках, лекциях, по книгам, но ни один из этих способов не дает таких результатов, как личное общение. Невозможно целиком восполнить то, что мы утратили вместе с естественной ситуацией, когда знания передавались от матери к дочери. Изучение законов чистоты семейной жизни с индивидуальной наставницей — единственный метод, который может быть сравним с передачей этих знаний от матери к дочери, столь характерной для предыдущих поколений.

Невеста будет изучать с мадрихой (наставницей) законы семейной жизни, а также самостоятельно читать материалы на эту тему, настраивать себя на должность жены, учиться проявлять симпатию, уважение и внимание к жениху. А жених будет заниматься с наставником, читать соответствующую литературу самостоятельно и настраиваться на роль мужа. Чем больше в эту подготовку «вложить» — тем лучше будет результат.

Прийти к свадьбе в чистоте [↑]

Безмерно важно прийти к свадьбе в нравственной чистоте и внутреннем равновесии. Всякая предвзятость, проникшая в супружескую спальню, сознательное или бессознательное отношение к супружеским отношениям как к греху и отождествление влечения с похотью могут лишь воспрепятствовать гармоничному объединению нравственного и плотского начала в человеке, ибо, в сущности, в дозволенных супружеских отношениях нет ничего греховного, непристойного или животного, что могло бы вызвать у человека чувство вины.

Еще прежде чем двое станут «одной плотью», каждый из двоих должен достичь мира с самим собой. Без этого нет больших шансов на достижение супружеского согласия двумя отдельными личностями. Еще до вступления в брачный союз каждый из двоих должен освободиться от превратных представлений о физической стороне любви, которые могут стать препятствием на пути к полноте и совершенству совместной жизни.

Субботы-знакомства [↑]

В первую субботу после эрусин у многих принято приглашать жениха в дом семьи невесты. Жених отправляется к будущим родственникам с небольшими подарками для всех членов семьи, включая детей. Спать жених и невеста должны в разных домах, поэтому часто договариваются с соседями, чтобы жених переночевал у них.

Во вторую субботу после эрусин невеста едет знакомиться с семьей жениха — тоже с подарками и с ночевкой у соседей.

В последнюю неделю перед свадьбой жених с невестой не встречаются и не общаются по телефону. В случае необходимости, передают друг другу вопросы через родственников. Эту неделю каждый из будущих супругов посвящает особенно углубленной духовной работе и молитве.

Шабат-хатан [↑]

В субботу перед свадьбой принято устраивать особые праздничные «мероприятия» в честь жениха. Эта суббота имеет особое название — Шабат-хатан «Суббота жениха». Есть у неё и другое название — ойфруф, что означает «вызов подняться [к Торе]».

Родственники жениха проводят эту субботу в гостях у его родителей, иногда к ним присоединяются родственники невесты. В таком случае сама невеста остается дома в компании подруг. Жениха, его папу и дедушку (а иногда и братьев) вызывают к Торе.

Жениха вызывают к Торе для чтения последнего отрывка (мафтир), а также отрывка из Пророков (афтара), а затем его забрасывают конфетами. В это время напевают специальную праздничную мелодию. После молитвы принято устраивать Кидуш в честь жениха.

Существуют несколько объяснений этого обычая:

— Раньше было принято устраивать свадьбы в пятницу, перед субботой (отчасти это объяснялось возможностью сократить расходы, совместив свадебную трапезу с субботней). Соответственно, невеста начинала отсчет семи чистых дней за неделю до этого. Таким образом, суббота перед свадьбой была своего рода началом подготовки в свадьбе. Поэтому даже сегодня, когда свадьбу устраивают и в другие дни недели, обычай радовать жениха и невесту в субботу перед свадьбой остается актуальным (Нисуин кэ-Илхатам, гл. 6, Мин-аг Исраэль Тора, 4, стр. 167 на осн. Рашбо, Мишмэрэт а-Байт, стр. 167).

— В Гемаре (Ктубот 8а) сказано, что раньше было принято произносить праздничные вставки в Зимуне — приглашении к благословению после трапезы — в доме жениха задолго до самой свадьбы, а именно с момента начала предсвадебных хлопот. И хотя со времён разрушения Храма праздничную вставку произносят только в первые семь дней после свадьбы (Шулхан Арух 62:17), мы всё же видим, что радость по поводу приближающейся свадьбы ощущается задолго до неё. Как известно, свадьба является одним из самых радостных событий в жизни человека, ведь только вступив в брак, человек может достичь совершенства. А поскольку сложно ощутить эту радость в полной мере «за один раз», следует готовиться к ней постепенно, т.е. с помощью праздничных обычаев, которые начинают соблюдать уже в субботу перед свадьбой (Шаарей Нисуин 1:2, 9).

— В Гемаре (Шабат 130а) сказано, что заповеди, которые евреи приняли с радостью (например, брит-мила — заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью. Поэтому радовать жениха и невесту — важная заповедь: помочь им начать семейную жизнь в радости. И радовать их начинают с этой предсвадебной субботы.

Пост жениха и невесты [↑]

Принято, чтобы жених и невеста постились в день своей свадьбы, поскольку в тот день им прощаются их грехи. И в молитве Минха они произносят вставку: «Ответь нам…», как во все остальные посты. Если же хупу не поставили до ночи, тогда после выхода звезд они могут чего-нибудь поесть, только не следует им пить опьяняющих напитков.

В определенные дни пост жениха и невесты отменяется (Кицур Шулхан Арух, 146), но даже в эти дни следует проследить за тем, чтобы не есть и не пить чрезмерно, особенно спиртное.

Перед тем, как войти под хупу, жених и невеста должны освятить себя, как только возможно: полностью раскаяться во всех грехах в этот день, исследовать все свои дела с рождения и до этого дня и принять твердое решение с этого дня и далее служить Б-гу истинно и цельно и быть святыми и чистыми.

Невеста и жених в день хупы считаются как бы заново рожденными и абсолютно чистыми от грехов, а, как известно, благословения праведника оказывают очень сильное положительное воздействие. Принято, чтобы невеста и жених благословляли гостей на своей свадьбе, поэтому им стоит подготовиться заранее к тому, чтобы раздавать брахот. Незамужним и неженатым дают благословение о скором нахождении своей половины, об успехе в учебе и выборе профессии; семейным — о детях, успехах в воспитании, хороших отношениях в семье, достатке и успехе; людям преклонного возраста — о здоровье и долголетии, радости от детей и внуков.

Пожертвования перед свадьбой [↑]

Получится ли у молодого человека и девушки построить счастливую семью — во многом зависит от них самих, но как же им нужна помощь Небес! В таких случаях евреи стараются умножать свои заслуги, и по обычаю, жених и невеста делают пожертвования бедным (цдака) в день свадьбы.

Обычай делать пожертвования упоминается также в книге Кав а-Йашар (гл. 10), которая во многом опирается на каббалистические источники. Там сказано: когда человек устраивает трапезу в честь какого-нибудь радостного события, например, брит-милы, бар-мицвы или свадьбы, он должен постараться пригласить и бедняков. Когда люди устраивают трапезы и радуются, не заботясь о бедных, они становятся уязвимыми для воздействия злых сил.

В наше время многие пытаются следовать этому обычаю по мере своих возможностей. Существуют даже специальные организации, которые предлагают новобрачным в день свадьбы оплатить полностью или хотя бы частично другую свадьбу паре, не имеющей достаточных средств.

Конечно, главная работа длиной в жизнь у молодой пары еще впереди. Но если они заложили прочный фундамент еще в процессе подготовки к свадьбе, они могут надеяться, что этим дали верное направление дальнейшему строительству.

Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах

Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.