Выраженное желание чего либо не имеющее определенной фактической аргументации называется
В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны литература, предметный указатель и перечень логических символов.
Данное издание является шестым, переработанным и дополненным.
Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей.
Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА
§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ
§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ
§ 5. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)
§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
§ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ
§ 3. ДЕЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ
§ 4. ОПЕРАЦИИ С КЛАССАМИ
Глава IV ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 2. ВИДЫ И СОСТАВ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ
§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ
§ 4. ВЫДЕЛЯЮЩИЕ И ИСКЛЮЧАЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ
§ 5. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИЯХ
§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ
Глава V СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ
§ 2. УСЛОВНЫЕ И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ СУЖДЕНИЯ
§ 3. КОМБИНИРОВАННЫЕ СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
§ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ
Глава VI МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ
§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ
§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
Глава VII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ
§ 1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
§ 2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
§ 3. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
§ 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ
Глава VIII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. СОКРАЩЕННЫЕ И СЛОЖНЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ
§ 1. ЧИСТО УСЛОВНОЕ И УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
§ 2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ 3. УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ 4. СОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА)
§ 5. СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ
Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ
§ 2. ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ
§ 3. НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ
§ 4. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ
§ 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ
Глава X УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ
§ 1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ
§ 3. УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ
§ 4. РОЛЬ АНАЛОГИИ В НАУКЕ И ПРАВОВОМ ПРОЦЕССЕ
Глава XI АРГУМЕНТАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)
§ 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ
§ 2. СОСТАВ АРГУМЕНТАЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА
§ 3. СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ: ОБОСНОВАНИЕ И КРИТИКА
§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ
§ 5. ПОЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ
Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
§ 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА
Глава XIII ГИПОТЕЗА
§ 1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ
§ 3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
§ 4. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
§ 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ
Кириллов Вячеслав Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московской государственной юридической академии — Введение, гл. 1, § 1, 2, 3, 5, гл. II, III, IV, § 1—5, гл. VII, VIII.
Старченко Анатолий Александрович — кандидат философских наук, профессор кафедры логики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова — гл. I, § 4, гл. IV, § 6, гл. V, VI, гл. IX, X, XI, XII, XIII.
Недостаточно иметь хороший разум, но главное — хорошо применять его. Р. Декарт
Термин «логика» [1] многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления — его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства» и т. п.
Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.
Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки логики и независимо от нее. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.
Но следует ли из этого, что изучать логику не нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим следующее. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические приемы и операции, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но нередко подводит там, где требуется другой, профессиональный уровень мышления — в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание.
В творчестве писателя используются знания законов строения и функционирования языка, изучаемых наукой о языке — языкознанием. В спортивной ходьбе нужно не просто уметь ходить, как ходит большинство людей, необходимо усвоить спортивную ходьбу, принципы которой разработаны биомеханикой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кровообращении. Переваривать пищу можно и не зная физиологии. Но когда академика И. П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, он ответил: «задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».
Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей.
Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.
Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и культуры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Развивать способность к логическому мышлению К. А Тимирязев рассматривал как непременную обязанность каждого гражданина.
выражать желание
Смотреть что такое «выражать желание» в других словарях:
выражать — благодарность • действие выражать глубокое соболезнование • демонстрация выражать глубокую благодарность • демонстрация выражать глубокую признательность • демонстрация выражать готовность • демонстрация выражать желание • демонстрация выражать… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ВЫРАЖАТЬ — ВЫРАЖАТЬ, выражаю, выражаешь, несовер. (к выразить), что. 1. Обнаруживать, показывать каким нибудь внешним проявлением, знаками; высказывать, передавать. Картина выражает замыслы художника. Красноречиво выражать свои мысли. Выражать желание. Лицо … Толковый словарь Ушакова
желание — возникает желание • действие, субъект, начало возникло желание • действие, субъект, начало возыметь желание • действие вызывать желание • действие, каузация выражать желание • демонстрация выразить желание • демонстрация гореть желанием •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
демонстрация — (не) выдержать характера • прерывание, демонстрация (не) подавать признаков • демонстрация (не) скрывать радости • Neg, демонстрация (не) скрывать раздражения • Neg, демонстрация анализ показал • субъект, демонстрация анализ показывает • субъект … Глагольной сочетаемости непредметных имён
проси́ться — прошусь, просишься; несов. (несов. попроситься). разг. 1. Просить о позволении сделать что л. (войти, отправиться куда л. и т. п.). Я прошусь иногда у бабушки спать в беседку не пускает. И. Гончаров, Обрыв. Ласка [собака] шла рядом с хозяином,… … Малый академический словарь
Спрашивать — несов. перех. и неперех. 1. Обращаться к кому либо с целью узнать, выяснить что либо. отт. разг. перех. Вызывать (учащегося) отвечать урок. 2. перех. Обращаться с просьбой дать, предоставить что либо. 3. разг. Требовать соблюдения, выполнения… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Джойнт (организация) — Американский еврейский объединённый распределительный комитет Тип некоммерческая Год основания 27 ноября 1914 Основатели … Википедия
ПОДАЛЬШЕ — Иди (пошёл ты) куда [ нибудь] подальше! Прост. Бран. Требование уйти, удалиться. Мокиенко, Никитина 2003, 262. Посылать/ послать [куда] подальше кого. Прост. Шутл. ирон. Ругать, бранить кого л., выражать желание избавиться от кого л. Глухов 1988 … Большой словарь русских поговорок
Посылать/ послать [куда] подальше — кого. Прост. Шутл. ирон. Ругать, бранить кого л., выражать желание избавиться от кого л. Глухов 1988, 131; Мокиенко, Никитина 2003, 262 … Большой словарь русских поговорок
проситься — прошусь, просишься; нсв. Разг. 1. Просить о позволении сделать что л. (войти, отправиться куда л. и т.п.). П. в избу, на ночлег. П. в город. П. в деревню. П. гулять. П. в отпуск. // Выражать желание, предупреждать о желании отправить естественную … Энциклопедический словарь
Теория аргументации. Тест с ответами
1. Аргументация, которая ссылается на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения, является __________________ аргументацией.
• интуитивной
2. Ситуация аргументации завершается на учебном занятии, когда
• студенты убеждаются в истинности тезиса преподавателя по спорному вопросу
3. Столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументирования отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны называется:
• спором
4. Под аргументационной конструкцией понимают:
• демонстрацию логически обоснованной связи — следования тезиса из аргументов, выраженной вербально в ряде предложений
6. Под демонстрацией понимают:
• систему умозаключений, показывающих логическое следование тезиса из аргументов
7. Под тезисом понимается суждение, истинность которого
• доказывается в аргументации
8. Тезис аргументационной конструкции должен удовлетворять трем требованиям
• 1) Быть логически определенным; 2) Оставаться тождественным в ситуации аргументации; 3) Однозначно пониматься аргументатором и реципиентом
9. Направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы спор называется:
• полемикой
10. Примером аргументационной конструкции может служить:
• текст доказательства теоремы
11. Истинные суждения о единичных фактах следует отнести к:
• аргументам
12. Эффективность __________________ аргументации ограничена определенными аудиториями.
• контекстуальной
13. Главный аргументатор при защите дипломной работы в вузе — это:
• студент-дипломант, защищающий работу
14. __________________ — это искусство ведения спора.
• Эристика
15. В аргументационной конструкции «Сложные суждения делятся на конъюнктивные, строго-дизъюнктивные и импликативные» ошибкой является:
• неполное деление
16. Присущее каждому человеку чувство истины и справедливости, даваемое опытом жизни, называется:
• здравым смыслом
17. На судебном заседании в ситуации аргументации аргументаторами выступают по большей части
• прокурор и адвокат
18. На судебном заседании в ситуации аргументации реципиентами выступают прежде всего
• судья и присяжные заседатели
19. Слово «Аргументация» следует понимать:
• как и определенную ситуацию вербального взаимодействия, и конструкцию предложений, выражающую следование тезиса из аргументов, и процесс построения такой конструкции
20. Когда автор в споре обращается не к своему партнеру, а к слушателям, зрителям, апеллируя к их чувствам в большей мере, чем к разуму, склоняет их принять свой тезис, такая ситуация называется аргументом к:
• публике
21. К элементам, полно составляющим структуру доказательства, относятся:
• тезис, аргументы, демонстрация
22. Аргументом к __________________ называется ситуация популизма, когда аргументы основываются на желаниях большинства людей.
• массам
23. Авторитет знатока, специалиста в какой-то области называется __________________ авторитетом.
• эпистемическим
24. Ссылка на неосведомленность противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить, является аргументом к:
• невежеству
25. Угроза неприятными последствиями, в частности, угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения называется аргументом к:
• физической силе («к палке»)
26. Аргументацию-доказательство «То, что ты не терял, то ты имеешь. Рога ты не терял, следовательно, ты имеешь рога» можно логически опровергнуть путем
• опровержения аргументов
27. Авторитет вышестоящего лица или органа называется __________________ авторитетом.
• деонтическим
28. Ситуация, когда внимание с тезиса и его аргументации смещается на личность того или иного участника, например, обвиняемого, адвоката, прокурора и т.д. называется аргументом к:
• личности
29. Применимая в принципе в любой аудитории аргументация называется:
• универсальной
30. Ситуация, в которой один из участников аргументации обращается к чувству прекрасного, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения, является аргументом к:
• вкусу
31. В логической операции «Суждения делятся на простые, сложные и суждения об отношениях» допущена следующая ошибка:
• члены деления не исключают друг друга
33. В операции «Суждение можно определить как логическую форму мышления» ошибкой является:
• слишком широкое определение
34. Основной, ответственный реципиент при защите дипломной работы в вузе — это:
• оппонент
35. Аргументом к __________________ является ситуация, в которой истинность тезиса ассоциируется с именем руководителя или другого влиятельного лица.
• авторитету
36. В аргументационной конструкции «Медь — электропроводна. Железо — электропроводно. Золото — электропроводно. Ртуть — электропроводна. Следовательно, все металлы — электропроводны» по отношению к аргументации нарушено следующее правило:
• аргументы должны быть достаточными
37. В качестве примера аргументации как ситуации вербального взаимодействия и логико-коммуникативной процедуры можно назвать:
• защиту дипломного проекта
38. Операция а) построения другого доказательства истинности антитезиса; б) выведения из тезиса следствий, противоречащих истинным суждениям («приведение к абсурду»), является опровержением
• тезиса
39. __________________ — это глубокое, искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции.
• Вера
40. Ошибкой в логической операции деления понятий «Суждения делятся на атрибутивные, простые и сложные» является:
• деление не по одному основанию; члены деления не исключают друг друга
42. По отношению к аргументации в аргументационной конструкции «То, что ты не терял, то ты имеешь. Рога ты не терял, следовательно, ты имеешь рога» нарушено следующее правило:
• аргументы должны быть истинными суждениями
43. Ситуация аргументации возникает на учебном занятии, когда
• кто-то из студентов не согласен с тезисом преподавателя
Определение модальности суждений
Модальность (от слова «modus» — способ) – это надстройка семантического компонента над логическим. Общее высказывание (суждение) помещается в модальные рамки восприятия информации, которые устанавливает сам говорящий, расширяет или сужает границы своего мышления, в которых рассматривается единый смысл выражения. Если истина – это независимое отношение высказывания к действительности, то модальность – это отношение говорящего к данному высказыванию.
Любое выражение строится из трех составляющих – объекта (субъекта), предиката и связки. Объект — это то, над чем человек думает, чему приписывает различные свойства, действия. Например, «все металлы – проводят электрический ток». Металлу (объекту) приписывают свойство проводимости. Объектами ещё называют отдельные понятия, формирующие или сообразующие мысль.
Истинное выражение не включает в себя активность субъекта, хотя субъект (как присутствие целостного сознании в общей картине мира) участвует сторонним свидетелем в процессе познания и рассуждения.
Например, выражение «за окном идет снег» — здесь «условным субъектом» является самостоятельный объект — «снег», предикатом – «идет за окном». Если на момент высказывания снег действительно идет за окном, то выражение становится истинным. В другом случае – ложным. Слово «снег», если рассматривать с точки зрения языкового мышления, приобретает роль грамматического субъекта — подлежащего.
Субъект же в традиционном смысле определяется, как человеческое сознание и его содержимое (ощущения). Субъект – это тот, кто переживает ситуацию во времени. Снег, как природное явление, переживать её не может. Но вся ситуация подается именно с этой точки отчета. Действительность упрощается до оперирования только отношениями между внешними предметами.
Как только в событие включается активность субъекта личности, информация помещается в модальную рамку. Суждение приобретает дополнительный онтологический (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) смысл. Онтология берет за основу мира – изменяющуюся сущность, духовность. В философии также отмечают метафизическое сознание или метафизический субъект.
Использование модальностей в науках
В психологии (в нлп) модальные значения фраз и их замена влияет на переосмысление информации человеком (пациентом). Их используют как ключевые моменты, чтобы расширить информацию человека о самом себе. Например, фраза «нельзя загорать под луной» — событие рассматривается как невозможное, интерес к нему пропадает. Если заменить «загорать под луной возможно, но не эффективно» — то, оно продолжает мысль и высказанную теорию.
Разновидности логических суждений
Когда субъективная оценка (мнение) высказывается и совпадает с правилами логического мышления, получаются нейтральные суждения. Их можно включить в систему общих модальностей, они истинно-логичные.
Ассерторические – это все суждения в утвердительной форме. Они описывают реальные явления и ситуации, как есть. Например, «спелые яблоки – красные», «после лета наступает осень» — это утвердительные высказывания. Все предложения делятся по принципу исключения третьего, на подтверждающие и опровергающие информацию, имеют форму обычного «безликого» повествования.
Отрицание сопровождается оператором отрицания («не», «нет, не верно»). Например, «не верно, что после лета наступает зима». Этот вид суждения входит в сферу видимой действительности и не включает в себя субъективный компонент такой, как в приведенных примерах: «хорошо, что после лета наступает осень» или «необходимо, что испечённый пирог — вкусный».
Модальности суждений, виды
На основе правил традиционной логики происходит построение математических алгоритмов и компьютерных программ. Однако, человек в отличие от компьютера может себе позволить направлять мысль в будущее, высказывать идеи, гипотезы. Поэтому все теоретические рассуждения строятся в рамках модальных логик. Естественно, что не любая спонтанная мысль осуществима и оправдывает человеческие ожидания.
Например, «возможно, что на Марсе есть жизнь» — мы не можем полностью принять данное высказывание, как истинное – человек имеет знания о планете Марс лишь косвенно (никто туда не летал и не наблюдал признаков жизни своими глазами), но и принять за ложное без наличия доказательства обратного, невозможно. Такие суждения имеющие проблематический характер и называются алетическими. Сюда входят как логические высказывания, так и онтологические.
С Викиум вы сможете заниматься развитием мозга по индивидуальной программе
Алетические виды суждения
Операторами алетической модальности являются слова – «возможно», «невозможно», «случайно», «необходимо». Рассмотрим виды операторов на примере:
Эпистемическая модальность
Эпистемологическая (от греч. episteme – знание) – выражает степень принятия определенного знания субъектом. Операторы эпистемологической модальности – «знать», «верить», «убежден», «доказано». Высказывание содержит информацию, полученную косвенным путем, либо существует проблема доказуемости знания. Например, «я верю, что бог существует», «я знаю, что осенью бывает холодно».
Выражение, которое передается с помощью эпистемического оператора не является наличным фактом или действительной связью между ними (и почти к ней не относится). Оно дается уже в целостном виде субъекту, в качестве логического умозаключения. Оно вытекает, как вывод, из других знаний, проверенных на опыте. Уровень достоверности зависит от субъективного чувства, веры человека в то, что он говорит. В этом эпистемологическая модальность почти схожа с алетической. В отличие от неё, проблематические высказывания, например, о боге, не имеют способа как-либо получить доказательство.
Деонтическая модальность
Деонтические суждения – относятся к выражениям в готовых системах, созданных обществом – юридических, моральных, этических и даже математических. Объект рассматривается с точки зрения установленных правил. Операторами деонтических суждений являются – «разрешено», «запрещено», «следует». В некоторых случаях их значение содержит оттенок совета или инструкции. Например, «следует уважать свободу воли другого человека».
Событие или поступок может быть физически (или технически) возможным, но не оправдывается с точки зрения сферы деонтической логики. В ней задействован социальный разум – одно из состояний сознания, которое образуется под влиянием общества или религии, где живет человек. Например, с точки зрения логики – рабство является и ни хорошим, и ни плохим – если оно есть, то суждение о нем будет истинным, как и описание системы рабства. С юридической точки зрения оно является нарушением прав и свобод человека.
Аксиологическая модальность
Информация, выраженная в форме этой модальности, относится к морали и этике, правилам поведения человека в обществе. Операторами аксиологических высказываний являются – «хорошо», «плохо». С их помощью человек оценивается свои и чужие поступки, определяет стороны добра и зла. Например, «плохо перебивать старших в разговоре», «картина написана совсем неплохо».
Обозначения модальности в языке
Модальная логика относится к способам продуцирования языков выражений. В языке синонимы операторов рассеяны по семантическим полям в зависимости от текста, или целого произведения. Ещё сложнее выявить логическое значения фразы на иностранном языке.
Для того, чтобы привести фразы с модальными глаголами к одной категории, необходимо освоить более абстрактную форму и сравнить семантическое значение слова с модальным. В этом знание о модальных категориях не заменимая вещь. С её помощью используются шаблоны фраз в продуцировании новых выражений.