Желание о чем стихотворение

Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. Лирический герой стихотворения полагает, что Россия – не то место, где ему предначертано быть судьбой. Его душа тянется на историческую родину – в Шотландию. Дело в том, что в семье поэта существовало предание о том, что род Лермонтовых берет свое начало из Шотландии. Юному поэту было невдомек, как потомки шотландского барда Томаса Лермонта оказалась в итоге в России.

Тема стихотворения

Ведущей темой стихотворения «Желание» является тема родины, тоска по которой теснится в душе лирического героя.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, подобно ворону, не может легко упорхнуть в родные края:

«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

Герой стихотворения мечтает о свободе, которая позволила бы ему посетить родные места, где покоятся его предки и где хранятся предметы, связанные с их славными именами:

«На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
На древней стене их наследственный щит,
И заржавленный меч их висит.»

Но мечтам поэта не суждено исполниться. От Шотландии его отделяют непреодолимые преграды: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». В этом трагедия лирического героя – он ощущает себя неприкаянным, не нашедшим свое место в жизни.

Настроение стихотворения

Тональность стихотворения печальна. Каждая стихотворная строка пронизана тоской лирического героя. Создать такое настроение автору помогают анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…» «Зачем не могу в небесах я парить?» Также многосоюзие придает музыкальности и грусти произведению: «Я стал бы летать над мечом и щитом и смахнул бы я пыль с них крылом; и арфы шотландской струну бы задел, и по сводам бы звук полетел…»

Лирический герой и его своеобразие

Герой стихотворения выражает протест против судьбы, по воле которой он разлучен с родиной. Но это возмущение поэта не способно привести к действенным результатам, ведь судьбу не обыграть:

«Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.»

Ощущая себя не на своем месте, лирический герой вынужден смиренно угасать в неуютном для него мире: «Последний потомок отважных бойцов увядает средь чуждых снегов», ведь он «здесь был рожден, но нездешний душой».

Художественно-выразительные средства, используемые автором

Основным средством выразительности в стихотворении «Желание» являются эпитеты: мечты тщетны, мольбы бесполезны, строгие законы судьбы, чуждые снега, нездешняя душа. Они подчеркивают обреченность лирического героя, неизменность его положения.

Риторические вопросы в первой и в последней строфе стихотворения придают еще большую трагичность образу лирического героя, выражая его обеспокоенность своим положением: «О! зачем я не ворон степной?»

Идея стихотворения

Анализ «Желания» подтверждает, что тема стихотворения, выбор выразительных средств, общее настроение произведения, особенности образа лирического героя призваны выразить идею неисчерпаемого одиночества, которая является традиционной в лирике М.Ю.Лермонтова.

Источник

Стихотворение и анализ «Желание»

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробуждён,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой…

О! зачем я не ворон степной.

Краткое содержание

%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Г. Доре. Шотландский пейзаж.

Стихотворный сюжет представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, как ворон, не способен улететь на родную землю. Герой мечтает стать свободным, словно птица. Он понимает: только личная свобода позволит ему посетить дорогие сердцу места, побывать в Шотландии, где покоятся останки предков и хранятся предметы, имеющие прямое отношение к их славным именам.

К сожалению, мечтам поэта сбыться не суждено. От желанной Шотландии его отделяют преграды непреодолимой силы: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». Именно в этом заключается трагизм лирического героя: он чувствует себя, как неприкаянный человек, не нашедший своего места в жизни.

История создания

Лермонтов написал данное стихотворение в юном шестнадцатилетнем возрасте, в 1831 году. Он высказывает в этом произведении наивную мечту обрести своё место в жизни. Лирический герой считает: Россия – это не то место, где ему судьбой предначертано прожить жизнь. Душа героя устремлена на историческую родину – в Шотландию. Дело в том, что в семье поэта из уст в уста передавалось семейное предание о том, что род Лермонтовых происходит из Шотландии. В момент написания стихотворения, юному автору было неведомо, каким образом потомки шотландского барда по имени Томас Лермонт оказались в России.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – перед нами элегия. На это указывают печальные раздумья и тоска по недостижимому идеалу. На принадлежность к элегии также указывает то, что произведение написано от первого лица. Поэтический размер – трёхстопный трёхсложник со смежной рифмовкой. Это весьма непростая форма организации стиха, ритм которой улавливается не сразу.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение включает в себя шесть строф, соединённых парной рифмовкой:

Образы и символы

В произведении с целью раскрытия основной идеи автором представлено три семантически важных образа:

Темы и настроение

Главная тема произведения – тема Родины, тоска по которой живёт в сердце романтического героя. Настроенческая тональность стихотворения – это печаль. Буквально каждая строка пронизана тоскливыми эмоциями молодого поэта. Передать эмоции печали и тоски помогают многочисленные анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…».

Основная идея

Основная идея произведения заключена в следующем: не всегда наши мечты и желания способны воплотиться в реальной жизни. Чаще всего, они вынуждены жить глубоко в душе, не имея возможности реализоваться. Лирический герой испытывает неисчерпаемое одиночество, избавиться от которого ему не суждено. В целом, тема одиночества традиционна для поэзии Лермонтова.

Средства выразительности

Главными выразительными средствами в данном произведении являются:

Источник

Анализ и сравнение стихотворений «Желание» Лермонтова и Пушкина

Михаил Юрьевич Лермонтов — противоречивая фигура в литературном мире. В стихах поэта палитра чувств разнообразна. Анализ стихотворения «Желание» Михаила Юрьевича Лермонтова показывает, что это произведение относится к романтической поре творчества. Молодой писатель противопоставлял себя каноническому обществу. Отражение внутреннего мироощущения в яркой личности, герое-одиночке — основная тема лирики поэта.

lazy placeholder

История создания

Пушкинское стихотворение «Желание» относится к раннему периоду творчества великого поэта.

Оно было написано в 1816 году под влиянием горячего чувства к сестре одного из лицеистов, друга Александра Сергеевича.

Прекрасную девушку звали Екатериной Бакуниной. Она часто посещала лицейские балы, где и привлекла внимание юного писателя.

Пушкин влюбился – горячо, страстно, самоотверженно. Как и всегда, он полностью отдался вспыхнувшему чувству. Все это отразилось в небольшом, но проникновенном стихотворении «Желание.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:

Композиция

Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.

Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».

Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.

Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!

Темы и образы стихотворения Лермонтова

Жизненные обстоятельства помогли Лермонтову поразмышлять над тем, что значит для него свобода. Это основная тема лирического произведения. В первых четырёх строчках возникают следующие образы:

Присутствует в стихотворении и образ моря. Бескрайнее и необъятное, оно завораживает. Как и человеческая душа, стихия спокойная и неспокойная, буйная и кроткая, мятежная и покладистая, свободная от всего, её невозможно загнать в темницу, заковать в кандалы. Волны способны стихнуть и вновь появиться при дуновении ветра.

Человек чувствует себя счастливым и умиротворённым на «дощатом челноке с полусгнившею скамьёй». В морской стихии ему позволительно мечтать о сокровенном и мысленно поступать так, как хочется, а не так, как диктует общество.

Поэт осознаёт, что в «мечтаньях рая» будет свободен. Его ограничивает рациональное мышление, здравый смысл, не позволяющий переступать грань вседозволенности. Свобода — право выбора, оно контролируется разумом и общественной моралью. Человек поступает обдуманно. В мечтах и мыслях тайные, тёмные желания исполняются. Погрузившись в страну грёз, человек обретает чувство свободы.

Тема одиночества пронизывает всё творчество Лермонтова. Не является исключением и это сочинение. Частое употребление формы личного местоимения «я» при анализе стихотворения Лермонтова «Желание» подчёркивает: поэт бесконечно одинок в стремлении обрести свободу.

Печальное настроение произведения — стремление поэта к свободе. По лирическому жанру это элегия. Определение этого понятия подразумевает душевные терзания героя, его бесконечную грусть.

Художественные особенности произведения

Стихотворение написано простым, бытовым языком.

Однако, создавая необходимый художественный эффект, автор использует высокие формы и слова: «медлительно», «влекутся», «несчастливая» и т.д.

Присутствует много лексики, передающей чувства: «унылом», «горести», «несчастливой», «безумия», «тревожит», «слезы».

Поэт описывает внутреннее состояние, поэтому использует, в основном, прилагательные и существительные. Глаголы тоже есть, но их мало. Таким образом, читатель вместе с автором полностью погружается в описываемое состояние.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой, томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – в Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.

Средства художественной выразительности

Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».

Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.

Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».

Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя.

Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:

Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…

Краткий анализ стихотворения Пушкина

Анализ «Желания» Александра Сергеевича также говорит о «мечтах безумия» и одиночестве в несчастной любви к женщине. Поэт и есть лирический герой. Чёткие образы отсутствуют. Чтобы облегчить свою душевную рану, он выплёскивает переживания в строки. Юноша одинок в любви, в его чувствах нет взаимности. Молодой человек хранит любовь в секрете от друзей, потому что отношения — дело двоих влюблённых. Единственное средство пережить болезнь любви — признаться себе в ней на бумаге.

По жанру это тоже элегия. Чувство любви будет расти с каждым днём, поэт мучается, страдает дома в тишине. Стихотворный размер ямб полностью раскрывает внутренние переживания:

Мечта Пушкина о взаимной симпатии не исполнится. Однако лучше страдать безответно, чем не любить.

Стихотворения обоих поэтов носят описательный характер. Отсутствует завязка, выраженная кульминация, финал. По построению они напоминают страницу личного дневника автора. Свобода, одиночество, тоска, грусть побудили поэтов к созданию литературных шедевров. Лермонтов и Пушкин подарили миру многочисленные произведения в романтическом стиле.

Преступление

«Кто умышленно возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Присно-Деву Марию, или на Честный Крест, или на Святых Его Угодников, и будет в том совершенно обличен; тот подвергается лишению всех прав состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу, а сверх того и публичному Церковному покаянию».

То же — тому, кто «явственно хулит имя Божие, поносит службу Божию и Церковь Православную и ругается Св. Писанию и Св. Таинствам».2

А вот еще — из Воинских артикулов и Морского устава 1720 г. Там все хуже — «прожжение языка раскаленным железом и отсечение головы», а также, «судя по вине», или наказание «телесно, или отсечением члена, или лишением жизни».3

Пагуба! И она чуть не наступила. Семь лет спустя после сочинения, в июне 1828 г. «крепостные люди отставного штабс-капитана Митькова «принесли к Высокопреосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому прошение, что господин их развращает их в понятиях Православной, ими исповедуемой, Христианской веры, прочитывая им из книги его рукописи некое развратное сочинение под названием Гавриилиада, и представили Высокопреосвященному Митрополиту и ту самую книгу».

lazy placeholder

«Но так как Гавриилиада приписывалась Пушкину, то по Высочайшему повелению учреждена Комиссия, в которую вошли: граф В.П. Кочубей, граф П.А. Толстой и князь А.Н. Голицын».4

Пушкину — 29 лет, Кочубею, председателю Госсовета и Комитета министров — 59, Толстому, управляющему Главным штабом — примерно 60, Голицыну, бывшему обер-прокурору Святейшего Синода, бывшему Министру духовных дел и народного просвещения — 54 года. Серьезная комиссия!

И разрыв — в поколение!

lazy placeholder

Главная мысль

А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.

Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.

Сюжет

А вещица была такая легкая. Сначала представление — «шестнадцать лет, невинное смиренье… нога любви, жемчужный ряд зубов». Потом исходный пункт — «ее супруг, почтенный человек, седой старик, плохой столяр и плотник… ленивый муж». Завязка действия — «всевышний Бог склонил приветный взор на стройный стан, на девственное лоно рабы своей…». Марии снится сон — там ангелы, архангелы, трон с Богом, серафимы, херувимы, небосклон, звон… и «голос Бога слышит… жених грядет… к своей рабыне». Но, между прочим, ею был замечен красавец — архангел Гавриил. «Так иногда супругу генерала затянутый прельщает адъютант». А тут и сатана, не дремлет «старый враг»! Сначала он — лукавый змий, «краса», «огонь лукавых глаз», «цветов разнообразность». Прельщает — «сердца трепетание», блаженство, нега, а не скука с Богом, каким же счастьем было грехопадение для Евы и Адама. И вот на месте змия «Мария зрит красавца молодого… К лукавому склонив на грудь главу, вскричала: ах. и пала на траву…».

lazy placeholder

Т. Маврина. Иллюстрация к «Гавриилиаде».

Возмутительно, но так невинно, таким веет восхитительным младенчеством, такой шалостью, когда ужасающему этому атеисту всего двадцать два года, и вокруг — юг, зной, кровь закипает! Писалась сия многозначительная поэма весной (весной!), в апреле (апреле!) 1821 года в славном городе Кишиневе, при обольстительном стечении тех, кто нам так важен своей красотой, нежностью и, страшно сказать, негой. О пушкинских любовях в это время скромно умолчим. Седовласые пушкинисты давно уже все поведали.

lazy placeholder

Первая публикация поэмы. Потаенная литература XIX века. Лондон. 1861 год.

Поболтать бы с Ходасевичем! Как жаль, что расстояние до него — 100 лет (но не 200). Какую восторженность он чуял в этом возмутительном писании! «Сияет Мария невинностью»!… «Безграничная радость и восторг, возникшие от созерцания яркого, пышного, многообильного мира»!… «Счастлив тот, кто в самом грехе и зле мог обретать и ведать эту чистую красоту»!1

Счастлив, конечно, но мог бы схлопотать Сибирь и каторгу за такие шалости.

lazy placeholder

Приобщенная к «делу» Пушкина переписка о развращении отставным штабс-капитаном Митьковым своих дворовых людей.

lazy placeholder

Приобщенная к «делу» Пушкина переписка о развращении отставным штабс-капитаном Митьковым своих дворовых людей.

lazy placeholder

Приобщенная к «делу» Пушкина переписка о развращении отставным штабс-капитаном Митьковым своих дворовых людей.

Источник

«Желание» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, жанр, идея

e52a1f437eafd43209e632a6fe7b0722

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Желание.

История создания – стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году. Увлечение поэта историей своего рода, влияние байроновских традиций сыграли свою роль в создании элегии “Желание”.

Тема – тоска о родине, о невозможных, несбыточных мечтах, одиночество.

Композиция – размышления лирического героя, его воображаемое путешествие в страну своих предков. Состоит из 6 строф, разделённых содержательно на “путешествие” и “монолог лирического героя”.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – произведение написано чередующимся амфибрахием и анапестом, рифмовка парная (ААВВ).

Эпитеты – “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”.

Метафора“расстилаются волны морей”.

История создания

Стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году 29 июля в имении Середниково. Семья поэта хранила предания о том, что их род идёт от шотландского барда Томаса Лермонта. Насколько достоверны эти сведения – неизвестно, но воображение юноши дорисовало все недостающие детали, и появилось немного наивное, романтичное стихотворение “Желание”.

Мечты молодого человека о свободе, возможности побывать в далёкой стране предполагаемых предков заведомо были несбыточными, это обусловлено временем и материальным положением семьи поэта. Такое путешествие могли себе позволить только очень состоятельные люди. Шестнадцатилетний юноша это прекрасно понимал, и его желания реализовались в прекрасное, грустное стихотворение с соответствующим названием. Сыграло роль и увлечение юноши историей и зарубежной литературой. Также не стоит исключать влияния известного поэта-романтика Д. Г. Байрона, творчеством которого был увлечён в этот период молодой Лермонтов. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1859 году.

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой. Томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.

Композиция

Две последние строфы – восклицание о неизбежности повиноваться своей судьбе, невозможности изменить то, что предначертано.

Жанр – элегия, на что указывают грустные раздумья, тоска по невозможному, философские умозаключения о жизни и судьбе. На принадлежность стихотворения к этому жанру указывает также то, что оно написано от первого лица.

Средства выразительности

Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора.

Стихотворение насыщено анафорами, это придаёт ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа 1-й и 3-й стих: “Зачем я не птица, не ворон степной…Зачем не могу в небесах я парить”. Вторая строфа 2-й и 3-й стих: “Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах…”).

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных