Желанья что пользы напрасно и вечно желать а годы проходят

Михаил Лермонтов — И скучно и грустно: Стих

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Лермонтову было всего лишь 25 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Источник

Стихотворение и анализ «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «И скучно и грустно…» незадолго до своей смерти, в 1840 году. Оно стало своеобразным итогом всей его жизни. Уже само название передает состояние автора. Основная тема – одиночество и смысл бытия. В образе центрального героя сосредоточены боль и сожаление о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вечная любовь также не становится спасительным пристанищем для одинокой души, поскольку, по словам поэта, она невозможна: «Любить… но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно!»

Оглядываясь, Лермонтов видит вокруг себя безрадостную пустоту, лишенную самой жизни. Такие понятия, как дружба, любовь, товарищество, понимание и участие – не более, чем обман и притворство. От этого и уныние, и тоска, и неверие в то, что в будущем что-то изменится. Ощущение скоротечности времени выражено в словах: «проходят – все лучшие годы», и вся трагедия заключается в том, что он не способен это остановить.

Анализ

История создания

Невозможно представить себе русскую литературу без имени Лермонтова, и сегодня его произведениям отводится большое место в литературоведческих исследованиях. Но сам он довольно критически относился к своему таланту, поскольку считал, что никогда не достигнет того пьедестала, на который был возведен гениальный Пушкин. Не принесла удовлетворения и военная карьера, так как проявить себя на этом поприще было попросту негде из-за отсутствия военных действий.

%D0%98 %D1%81%D0%BA%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE %D0%B8 %D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE

«Лермонтов на Кавказе». Художник М. Решетнёв

Отношения с женщинами у влюбчивого Михаила Юрьевича длились недолго. С любовью всей его жизни, Варварой Лопухиной ему не довелось построить крепкого любовного союза, также, как и с княжной Марией Щербатовой, которой некоторое время был увлечен поэт. Причиной подавленного состояния могла послужить и предшествовавшая созданию стихотворения дуэль с французским атташе Барантом. Таким образом, все эти события нашли отражение в позднем периоде творчества русского поэта. Тоска, пессимизм, уныние – основные составляющие содержания его произведений, к числу которых относится и анализируемое стихотворение.

При жизни М.Ю. Лермонтова был выпущен единственный сборник его стихов, он появился в год его смерти, и включал в себя данное произведение. Многим не понравился чрезмерный пессимизм поэта, однако В.Г. Белинский был другого мнения. Его высокая оценка прозвучала в следующих словах: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица единственного персонажа – лирического героя, под образом которого автор подразумевает самого себя. Весь эмоциональный настрой вложен в уста этого незримо присутствующего молодого человека, умного, образованного представителя просвещенного дворянства, так и не нашедшего себя в этом мире.

Жизнь в его представлении – «пустая и глупая шутка», и этот вывод имеет под собой основание: ведь герою так и не довелось встретить ни любви, ни понимания. Не обрел он, по его мнению, и общественного признания. Его жизненные силы уходят от него, словно вода в песок, все чувства непрочны и преходящи, и нет среди них ни одного, которое бы оставило след в его душе.

Возможно, такие настроения были присущи не только Лермонтову, они охватывали немалое число его современников, которые, так же, как и он, считали себя родившимися не то время. Они также испытывали ненужность и бессмысленность своего существования, и, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались постоянному самоотравлению этими негативными эмоциями.

Композиция

Композиционно стихотворение представлено тремя катренами (четверостишиями). Выраженного сюжета оно не имеет и представляет собой монолог героя, не нашедшего своего места в этой разочаровавшей его жизни. Во всех трех катренах присутствуют рассуждения о смысле жизни, о любви, о страстях и рассудке. В заключение автор делает горький вывод о бессмысленности бытия, выражая это фразой, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

Литературное направление анализируемого стихотворения – романтизм. По родовой принадлежности – это лирика, Жанр определяется его содержанием. Поскольку размышления лирического героя представлены в виде монолога, произведение можно назвать элегией. Таким образом, «И скучно, и грустно…» – это гражданская лирика, элегия, наполненная философским смыслом.

Размер и средства художественной выразительности

Лермонтов написал свое стихотворение пятистопным амфибрахием с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских слогов. Схематично это выглядит как АВАВ.

Чтобы усилить значимость каждого слова, поэт применяет многосоюзие: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» В другой строфе: «И радость, и мука, и все там ничтожно. ». Средства художественной выразительности представлены эпитетами: «сладкий недуг», «холодное внимание»; метафорами: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка»; сравнениями: «жизнь … пустая и глупая шутка».

Риторические вопросы и восклицания словно призывают самим читателям порассуждать над представленными проблемами: «что пользы напрасно и вечно желать?», «любить… но кого же?», «что страсти?», «А годы проходят – все лучшие годы!».

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы глубже понять проблему, поднимаемую автором, можно привести слова В.Г. Белинского, который сказал, что Лермонтов исполнил «похоронную песню всей жизни». Это довольно жесткое, но справедливое определение, ведь поэт, действительно, подводит итог своему, как он считает, бессмысленному существованию. Этот глубоко одинокий и опустошенный человек страдает от отсутствия дружеской опоры, любви и невозможности найти применение своему таланту.

Прежде всего, страдания героя вызывает осознание невозможности жить полноценной жизнью, что лучшие годы проходят напрасно, его тяготит одиночество и отсутствие того, кому можно было бы протянуть руку. Он жаждет любви, но боится очередного разочарования: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Видя всю искусственность и лживость светского мира, поэт чувствует себя в нем одиноким отшельником.

Стихотворение можно назвать вызовом тому обществу, которое рушит все моральные ценности, любые высокие стремления низводит до плотских желаний. Мотив одиночества, непризнанности, неоцененности проходит через всю поэзию Лермонтова, несущую глубокую проблему бессмысленности бытия.

Источник

М. Ю. Лермонтов

Очень люблю М.Ю. Лермонтова со школьной скамьи.
Зачитывалась его стихами и прозой. В юном
возрасте была очарована его Печориным, вместе
с ним переживала его неудачи.
А потом как-то наткнулась на эпиграммы.
И они мне очень пришлись по душе.
======================================

СТИХИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

***
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.

Да охранюся я от мушек,
От дев, не знающих любви,
От дружбы слишком нежной и
От романтических старушек.
===============================================

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
=============================================

* * *
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

* * *
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь иную,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом обьята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

И СКУЧНО И ГРУСТНО

Источник

И скучно и грустно. М. Ю. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка.

М. Ю. Лермонтов, январь 1840

lermontov s perom

М. Лермонтов. Художник Б. Щербаков

Примечания к стихотворению «И скучно и грустно»

Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 109—110). Имеется черновой автограф — ЦГЛА, ф. 427, оп. 1, № 986 (тетрадь С. А. Рачинского), л. 66.

Впервые напечатано в «Лит. газете» (1840, № 6, стлб. 133).

Датируется январем 1840 года, так как 20 января стихотворение уже появилось в «Лит. газете». В «Стихотворениях» отнесено к 1840 году.

Эти несколько строк Белинский отнес к величайшим созданиям поэзии, «которые когда-либо, подобно светочам эвменид, освещали бездонные пропасти человеческого духа. » (Белинский. Т. 4. С. 526). Раскрывая общественный смысл этого стихотворения, Белинский писал: «„И скучно и грустно“ из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 45).

Источник

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтов И скучно и грустно

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Полный текст стихотворения «И скучно и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —

Такая пустая и глупая шутка…

Краткий анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтов

Вариант 1

Написано это стихотворение было почти за год до смерти. Это своеобразный итог прожитого, но не в форме констатации. Это философские размышления Лермонтова на тему любви и одиночества, дружбы и смысла жизни в целом.

Лирический герой стихотворения чувствует разочарование от того, что прожив практически всю жизнь, у него нет близкого человека, с которым можно было бы поговорить и рассказать о своих переживаниях. Состояние лирического героя можно охарактеризовать как безразличие.

Ему безразличны окружающие, он не верит в любовь: «Любить. но кого же. На время — не стоит труда, А вечно любить невозможно». У него нет желаний, стремление к исполнению коих могло бы подвигнуть к какому-то действию и шагу вперед: «Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят — все лучшие годы!».

Помимо абсолютного отсутствия желаний, острого ощущения одиночества и безразличия к жизни, лирический герой испытывает также и некое презрение по отношению к себе, своему прошлому: «В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно. ».

Не верит лирический герой и во власть страстей, поскольку считает их явлением быстропроходящим и ненадежным. Страсти уничтожаются рассудком, то есть, они исчезают, как только наскучат и разум возьмет гору: «Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка».

Жизнь лирический герой считает «пустой и глупой шуткой», если смотреть на нее трезвым, объективным взглядом, отбросив лишние иллюзии и надежды. То есть, оценивая строго по факту совершенного и совершившегося.

Интересна и форма, в которой написан стих. Каждая строфа содержит два риторических вопроса, на который дается короткий и циничный ответ. К тому же, размер стиха не одинаковый в каждой строчке, а чередуется через одну.

Если первая строчка – это пятистопный анапест. Размер, который предполагает размеренность, плавность прочтения, им принято писать размышления, медитативную лирику. Каждая вторая же строчка – трёхстопный анапест, который звучит резко, категорично, как бы обрывая размышления.

В целом, главным мотивом стихотворения выступает одиночество и тщетность жизни, бессмысленность ее. Лирический герой – одинокий человек, который разочаровался в жизни. Стихотворение пронизано экзистенциальными, отчасти нигилистическими настроениями.

Вариант 2

Стихотворение «И скучно и грустно» Лермонтова начинается с описания минутного состояния душевной подавленности («в минуту душевной невзгоды») и заканчивается обобщением, оценкой всей жизни: поэт называет её «пустой и глупой» шуткой. Между начальной строкой и итоговым обобщением — восемь строк, в каждой из которых названы ценности человеческой жизни: желания, любовь, прошлое и страсти.

Рассуждение о них построено по принципу диалога: вопрос — ответ и передаёт «внутренний разговор» лирического героя. Такая структура напоминает раннее стихотворение Лермонтова «Парус», состоящее также из трёх строф, разделённых, в свою очередь, на группы по две строки (двустишия). Лермонтов прибегает к такой чёткой организации текста, чтобы выразить свою мысль ясно и последовательно.

В каждом двустишии показана невозможность достижения идеала на земле. Стихотворение передаёт настроение подавленности лирического героя, говорит о бессмысленности человеческого существования. Многие критики осуждали Лермонтова за пессимизм стихотворения, называя его «мгновенным плодом… мрачной хандры» (С.П. Шевырёв). Однако В.Г. Белинский утверждал, что «это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни».

Между тем в этой философской элегии можно найти и противоположные мотивы. Хотя лирический герой с горечью говорит о невозможности счастья на земле, в его душе сохраняется идеал истинной жизни, что позволяет герою увидеть «с холодным вниманием» пустоту недостойной жизни и осудить её.

Это означает, что какой бы ни была жизнь вокруг, человек будет всегда испытывать потребность в идеале и стремиться к его воплощению. Стихотворение является характерным примером мироощущения Лермонтова и представляет тип высокого романтического мышления.

В стихотворении «И скучно и грустно» использована уникальная строфа, в ней сочетаются разные оттенки чувств лирического героя: печальное настроение, грустное размышление и горькие выводы. Лермонтов создаёт особый ритмико-мелодический рисунок строфы, в которой чередуются трёх‑, четырёх- и пятистопный трёхсложный размер амфибрахий. К этому размеру Лермонтов прибегает в стихотворениях, передающих глубокие внутренние переживания героя.

Например, амфибрахий был использован в раннем стихотворении «Ангел» (1831), повествующем о появлении души на земле. Центральные четыре двустишия построены по принципу контраста, антитезы реальной жизни и мечты. Строгий афористический стиль стихотворения перебивается паузами, риторическими вопросами, восклицаниями, что выражает богатство и сложность душевной жизни лирического героя.

Вариант 3

Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог всей своей жизни. Он рассуждает об одиночестве и смысле жизни, что и является темой стихотворения.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно!

Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное внимание, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же?, Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Анализ по плану стихотворение «И скучно и грустно»

Вариант 1

Знаменитый писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов, известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» — яркий пример его перл, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления.

Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности, и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка».

Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению, ничего не приносит желаемые результаты.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы.

Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворения разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».

Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтожно…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Вариант 3

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко.

В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Произведение можно определить, как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет.

Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Стихотворение «И скучно и грустно…» — анализ

Вариант 1

М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте сопутствовала обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова – гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике поэта выразился протест против внутреннего внешнего рабства. Одиночество – центральная тема многих его стихов. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.

В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены в первых и последних строках. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни.

Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности.

Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.

Совмещение конкретного и философского подчеркивается, с одной стороны, разговорной, почти бытовой лексикой («И некому руку подать», «Что пользы», «А годы проходят – все лучшие годы!», «там прошлого нет и следа», «Ведь рано иль поздно», «Такая пустая и глупая шутка»), а с другой – книжной, освященной романтической традицией («В минуту душевной невзгоды», «вечно желать», «вечно любить», «сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «С холодным вниманием вокруг»).

Жизнь – не только поэзия, в ней много прозаического. Автор подчеркивает это, используя в стихотворении обе эти формы. К сожалению, прозаическая действительность преобладает над идеальными мечтами героя, слабые отголоски которых еще видны в строках. Той же цели служит интонационное строение стиха с его восклицаниями, вопросами, недомолвками.

Лермонтов обнажает противоречия внутреннего мира героя. Выдвинутый тезис тут же подвергается сомнению, скептически переоценивается, мысль становится неоднозначной, противоречивой. Поэт писал это стихотворение «в минуту душевной невзгоды», под влиянием эмоций. Но в нем он говорит об извечных, философских темах: о любви, о страсти, о дружбе, о бесцельно прожитых годах.

Душа лирического героя мечется, ищет смысл существования – и не находит. Герою не важны приземленные вещи, ему необходимо высокое оправдание жизни. Предшествующий опыт и размышления приводят к страшному выводу: жизнь, если отбросить проходящие эмоции и восторг, всего лишь «пустая и глупая шутка».

Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа уже не рвется и не плачет, а с «холодным вниманьем» говорит о своем бесцельном существовании.

Поэзия Лермонтова являет собой тончайший лиризм, небывало глубокое проникновение во внутренний мир человека и в жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. Страстная, увлекательная, покоряющая сила творчества Лермонтова заключается в том, что она, обращаясь к сердцу, к внутреннему миру человека, будит мысль, открывает все новые и новые стороны жизни и искусства, новые идеи и истины.

Вариант 2

В романтической поэзии одной из самых популярных является проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении культурного и природного начал в жизни человека.

Для лирики Михаила Юрьевича Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, переходящей в своеобразную философскую медитацию. Образы природы, как правило, символичны или даже аллегоричны, но именно с их помощью и раскрывается настоящий мир лирического героя.

Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставляются тоске и тревоге, которые испытывает лирический герой. Именно в этом противопоставлении и следует искать истоки внутреннего конфликта: человек переосмысливает конечность своего бытия. Так получилось, что судьба Михаила Юрьевича сложилась не слишком счастливо. Поэтому основной темой его творчества становится тема одиночества.

И если в раннем стихотворении «Парус» Лермонтов создает образ «одинокого паруса», который вызывает ассоциацию с романтизмом, потому что оставляет надежду на бурю, то есть перемены, то произведения последних 1840‑х годов полны отчаянья и неверия в собственные силы.

Именно таким является стихотворение 1840 года «И скучно, и грустно… », анализ которого и будет представлен далее. С первых же строк произведение погружает читателя в пучину беспросветного пессимизма:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Несмотря на то, что начало представляет из себя безличную конструкцию, нет даже намека на соотнесенность с личностью героя, становится ясно, что параллель с лирическим героем очевидна. Странно читать, когда 26-летний молодой человек, у которого еще все впереди, вкладывает в уста своего героя слова о том, что «годы проходят — все лучшие годы».

Как будто в отчаянье, герой задает ряд, казалось бы, риторических вопросов, ведь непонятно, кому они адресованы и кто должен на них отвечать. Он вопрошает: «Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?». Но на каждый вопрос герой сам же и отвечает, но ответы эти радости не несут. По мнению героя, любить не стоит, потому что «на время — не стоит труда», «а вечно любить невозможно».

Если же заглянуть в себя, «там прошлого нет и следа», ведь «и радость, и муки, и всё там ничтожно». До какой степени самоуничижения нужно дойти, чтобы так писать о себе, о своем внутреннем мире! Далее герой рассуждает о том, что человеческие страсти тоже не могут помочь забыться, что «рано иль поздно их сладкий недуг» исчезнет, когда в действие вступит сила рассудка.

Конечно, если учесть, что в это время Лермонтов только закончил свой главный жизненный труд — роман «Герой нашего времени», то объяснение такому пессимистическому настроению героя найти можно.

Ведь главный герой романа — не просто человек, это тип, воплощающий портрет целого поколения, составленного из пороков общества. По крайней мере, так объяснил это автор в «Предисловии» к роману. Герой, обладающий многими качествами: умом, смелостью, потрясающей интуицией — как будто выпадает из реальности. У него нет определенной жизненной цели, «его грядущее иль пусто, иль темно».

Таков и лирический герой данного стихотворения, которое принято считать элегией, рефлексивным стихотворением, содержащим философские рассуждения о смысле жизни и о месте человека в этом жестоком мире. Этот внутренний монолог героя по праву можно считать исповедью, но звучит в ней не раскаянье за свою неправильно прожитую жизнь, а мировая скорбь, вызванная неудовлетворенностью устройством мира, в котором нет места могучей личности. В таком мире жизнь человека ничего не стоит, и сама она становится чьей-то злой шуткой:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —

Такая пустая и глупая шутка…

Пожалуй, самое поразительное в этом стихотворении, что здесь совсем отсутствует проявление жизни. Обычно жизнь изображена с помощью пейзажа, раскрывающего лучше всего состояние героя. В данном произведении нет ничего живого. Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Если же учесть, что через год поэт трагически уйдет из жизни, то стихотворение можно считать еще и предсказанием.

Вариант 3

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных