гаятри мантра что означает

Гаятри-мантра: в чем её мощный посыл?

Наиболее всесильной из известных мантр считается Гаятри, одаряющая мудростью. Она способна направлять ум, знания, чувства, а также сущность человека на их подлинный путь. Чтение Гаятри-мантры создаёт прогрессирование и рост компонентов истины (сат). Как универсальное послание к Создателю Вселенной, молитва может произноситься каждым желающим независимо от страны проживания, религии, пола и времени чтения молитвы.

Как звучит и переводится Гаятри-мантра?

Чтобы аккумулировать магнетическую силу помыслов, рассеянных в ментальной вселенной, молитву читают следующим образом:

ॐ भूर्भुवः स्वः । ОМ БХУР БХУВА СВАХА

तत् सवितुर्वरेण्यं । ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ

भर्गो देवस्य धीमहि । БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ

धियो यो नः प्रचोदयात् ॥ ДХЬЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Gayatri mantra fokusiruet vnimanie na Istochnike Pervoprichine TvortseКак и все Веды, Гаятри-мантра изложена на санскрите, и есть множество вариантов её перевода. Несмотря на внешние отличия, суть текстов везде одинаковая. Чтобы иметь точное представление, ознакомьтесь с представленным ниже дословным и одним из вариантов литературной интерпретации.

Дословный перевод слов мантры:

Один из гармоничных литературных переводов звучит так: «Мы медитируем и храним в сердце облик сияющего, Высшего Божественного, сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знания и свет, дарующего радость, устраняющего страдания и невежество. Да просветит Он наш разум.»

Особенность Гаятри-мантры

Эта молитва — сущность Упанишад, а знания этих древнеиндийских трактатов — сущность четырёх Вед. В основе мантры находится четыре базовые декларации из Вед. Сама молитва сложена из трёх аспектов и двадцати четырёх слогов. Она обладает живыми вибрациями и безграничным потенциалом. Солнце — её главенствующее Божество. Молитва обращена к энергии светила, Сурье, к божественности — Савите, то есть к тому, из чего всё образовано.Gayatri mantra dolzhna povtoryatsya neskolko raz v den s chistyim serdtsem

В Гаятри-мантре реализовано три основных направления:

Когда человеку нужно помолиться и попросить у Бога развить силы, таланты, он приступает к прочтению Гаятри-мантры. Из древнейших писаний известно, что Гаятри — это Аннапурна, Божественная, оживляющая сила, Мать. Она вездесуща там, где читают молитву. Гаятри наделена тремя именами — Гаятри, Сарасвати, Савитри. Каждому из них соответствуют определенные качества, присутствующие в человеке:

Это трио — символ чистоты в помыслях, словах, поступках, что особенно важно для практикующих гармонию между обдуманным, сказанным и сделанным. Было обнаружено, что при пении мантры с акцентом, обозначенным в Ведах, происходит озарение окружающей атмосферы (иллюминация) под влиянием колебаний, создаваемых молитвой.

Вишвамитра — мудрец, открывший Гаятри-мантру, посвятил Шри Раму, индийского царя (8 реинкарнация Вишну) в таинство поклонения Солнцу. Произошло это во время Трета-Юги (около 1,3 млн. лет назад). В ведах сказано: «Самано Мантраха — пусть общей для всех будет одна мантра — Гаятри».

Что дает чтение молитвы?

Концентрация на Гаятри-мантре позволяет осознать наивысшее благополучие — обретение мудрости. Чтобы адаптировать волны полезных мыслей, намерений и эмоций, которыми наполнена тонкая атмосфера, при помощи мантры создают расширенные вибрации в универсальной реальности. Полное убеждение в истинной цели жизни — мудрости, потребует от сознания приложения однонаправленных усилий для овладения ею.

Аккумулирование духовных достижений, рассредоточенных в ментальном пространстве, рассматривается как божественный дар, получаемый практикующим. Повторение мантры обеспечивает развитие разума. Необходимо понимать, что трансформация наблюдается в результате собственных усилий человека, а не под действием таинственной силы, и выступает плодом духовного роста.

Чтение Гаятри-мантры запускает 24 качества, рост которых в жизни практикующего проявляется как процветание, достижение поставленных целей. То есть практика базируется не на вере, а на научном базисе. Почитание Богини Гаятри позволяет быстро продвинуться в самореализации. Когда тонкий энергетический поток начинает стабильно течь, происходит очищение интеллекта, чувств, эмоций от тёмных и извращённых помыслов и чувств.

Правильное чтение Гаятри-мантры

Kazhdyiy slog Gayatri mantryi deystvuet na opredelyonnuyu chast telaДля получения материальных и духовных благ рекомендуется ежедневно проговаривать Гаятри-мантру. Стоит повторять молитву 108 раз. Чем больше количество повторений по целому циклу, тем больше раскрывается возможностей для действия древней мантры в практикующем.

Гаятри-мантра относится к категории тех немногих молитв, проговаривание которых не предусматривает строгих ограничений. Незначительные отклонения в произношении слов, не повлекут за собой трагических последствий, однако эффект будет слабее. Практиковать чтение молитвы можно всегда и при любых обстоятельствах. Наиболее подходящим для практики считается вечер или раннее утро. Многим людям удобно проговаривать мантру в полдень. Произношение перед пищей очищает продукты от негатива, а перед походом в душ — тело и всё внутреннее пространство.

Для практики необходимо найти спокойное место, чтобы ни люди, ни посторонние звуки не отвлекали от чтения мантры. Нужно сесть удобно, чтобы спина была ровной, а лицо повернуто на восток либо север. Когда мышцы будут расслаблены, перед собой представляют Солнце на уровне груди, а в середине светила помещают образ богини Гаятри. Затем читают молитву.

Допускаются любые три варианта произношения слов мантры:

Есть мнение, что мысленное проговаривание молитвы более эффективно. Однако это сложнейшая практика, ведь так ум отвлекается больше, чем когда в голос читают молитву.

Сколько раз повторяют мантру?

Чтобы сконцентрироваться на звуках, рекомендуется произносить молитву вслух, когда ум неспокойный. Обычно при повторении практикующий вкладывает в текст любовь к Богу, что в разы усиливает действие мантры. Если это сложно сделать, рекомендуется попробовать прочувствовать благодарность к Всевышнему. Обычно у каждого человека находится то, за что он чувствует благодарность. В противном случае достаточно повторять Гаятри-мантру, не отвлекаясь.

Как правило, на чтение молитвы 108 раз уходит около 15 минут. Завершающим этапом воспевания Гаятри должно стать троекратное повторение «Шанти». Это успокаивает тело, ум, душу молящегося. За один раз можно делать по 3, 9 или 11 подходов, каждый из которых будет включать в себя повторение молитвы 108 раз. Во время практики важно осознать смысл своего обращения. Если чувства благодарности, любви отсутствуют, то на определённом этапе практики они придут к вам позже. После чтения Гаятри-мантры нужно посидеть расслабленно некоторое время. Осознать собственные ощущения, и только потом открыть глаза.

Сила Гаятри-мантры

Каждый слог этой молитвы связан с определенной частью тела человека. Чтение мантры способно:Gayatri mantra ponimayushhaya mat

— выставить по правилам гармонии огонь пищеварения;

— оказать хорошее влияние на зрение;

— защитить от недугов, несчастных случаев;

— повлиять на тонус тела.

Гаятри-мантра имеет силу раскрывать чакру Аджну — Третий глаз. Она развивает интуицию, помогает реализоваться желаниям и понять законы существования мира. Ей под силу очистить ум, а также сознание от негатива, иллюзорности, наделить практикующего мудростью, сверхспособностями.

В Гаятри-мантре раскрыта суть Вед, которую можно определить так: в людях и существах физического мира существует Высшее «Я», и человек должен ощущать себя таковым. Он от природы божественен, но отождествление себя с телом делает его обычным человеком. Важно осознать, что вы — это гармония духа, тела, ума.

Советуем вам послушать блаженную Гаятри мантру в этом видео:

Источник

Шри Гаятри мантра

cf8e5375249af711a84d03a8a4cee65c

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

П ервое упоминание об этой мантре стало известно миру из древнего ведического писания «Ригведа» (3.62.10), «Веда гимнов», написанного на священном санскрите — протоязыке всей индоарийской культуры и индоевропейской языковой семьи. В этой статье мы постараемся приблизиться к пониманию Гаятри с точки зрения образного восприятия санскрита и русского языка, заглянем в историю прихода мантры в наш мир и осветим основные аспекты практики мантры.

Традиционно считается, что знания, содержащиеся в Ведах, были записаны древними мудрецами для сохранения и передачи потомкам, однако изначально они переходили от учителя к ученику много поколений и передавались устно. Так кто же создатель Гаятри-мантры? Кто впервые произнёс её? Некогда Вишвамитра, один из махариши 1 (Великих мудрецов), в результате длительных аскез и медитативных практик смог впервые изречь и постичь истинный смысл Гаятри-мантры. Благодаря этому он смог воспользоваться всей её мощью и духовной силой.

Шри Гаятри мантра: текст

Om Bhur Bhuvah Svaha
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

«Ригведа» (Мандала 3, глава 62, гимн 10)

Гимны этой мандалы по традиции приписываются Вишвамитре, сыну Гатхина, внуку Кушики.

Чтобы разобраться в глубинном смысле этой мантры, необходимо знать историю её зарождения, проникнуться величием её творца и попытаться прочувствовать всю её всеобъемлемость.

История Гаятри мантры

В Маркандея-пуране (глава 45 «Порядок Творения») говорится:

Мы видим, что Брахма «создал Гаятри из своего рта». Эта образная формулировка может означать, что Брахма произнёс Гаятри-мантру и другие гимны, стихи, придав им соответствующую для них правильную форму, строфу, ритм и размер. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гаятри существовала изначально как тонкая энергия в форме космических вибраций, подобно самому Брахме. Что подразумевается под Гаятри в этом тексте? Можно разобраться в этом, взглянув на само слово «Гаятри». Оно состоит из двух основных корней: «гаяте», что означает «песнь», и «траяте», что означает «защита». Следовательно, в совокупности мы получаем «защитную песнь», или оберегающий, сохраняющий звук — мантру. По дальнейшему контексту мы видим логическое соответствие этого заключения.

f6177d5cb2892c425482f9926789cd1d

Нужно иметь ввиду, что Гаятри не просто мантра, она является эталоном, некой божественной формулой и порождает целый класс Гаятри-мантр, которые посвящены различным божествам. Все эти мантры сохраняют стихотворный размер Гаятри и имеют 24 слога. Вишвамитра, благодаря своим аскезам 18 и глубокой упорной медитации, смог постичь и воспроизвести эту мантру, тем самым подарив её миру. Что же сподвигло Вишвамитру пойти таким нелёгким путём и добиться столь высокой реализации?

Ответ мы можем найти в древних ведических эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате», авторы которых повествуют об одной и той же истории борьбы между высоким духом мудреца Васиштхи и гордыней Вишвамитры.

Некогда Вишвамитра был царём-кшатрием 19 по имени Вишваратха. Храбрый и честолюбивый, он, посетив ашрам 20 мудреца Васиштхи, который был сыном самого Брахмы, отведал угощений и возжелал заполучить чудесную корову Нандини, которая жила в ашраме мудреца и помогала ему в служении. Мудрец Васиштха отказал ему, и Вишваратха захотел забрать её силой. Но корова не желала покидать Васиштху и, будучи божественным существом, в ярости своей уничтожила всё войско Вишваратхи.

«Махабхарата». Книга 18. Сваргароханикапарва

«…– О царь, почему ты подвергаешь себя аскезе? Чего ты хочешь? Я дарую тебе благословение и исполню всё, что ты пожелаешь!

Вишваратха в ответ распростёрся ниц перед Шивой и сказал:

– Быть тому! – отвечал бог богов и удалился в свою обитель…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 55.

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 56.

eca9777d194f0a492078ab4aa196b33a

«Брахма, глава всех богов, предстал перед ним и, желая умилостивить его, сказал:

– О Брахмариши, мы почтительно кланяемся тебе, аскезы твои доставили нам великое удовлетворение. Силой своих исключительных аскез ты обрёл брахманическое могущество, о, сын Каушики. Я в присутствии сонмов Марутов 32 дарую тебе долголетие, о, брахман. Будь счастлив, о, великий, и иди, куда желаешь! Знаменитый муни в ответ на слова Брахмы и богов склонился в великой радости и сказал:

– Поскольку мне дарованы сан брахмариши и долгая жизнь, я хочу обрести знание Брахмана! Пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне! Пусть я стану главным толкователем Кшатраведы и Брахмаведы, и пусть сын Брахмы Васиштха выразит мне почтение, о, боги! Если вы готовы исполнить это моё последнее желание, то пусть первый среди богов дарует мне своё благословение. По просьбе богов Васиштха, лучший среди молящихся, помирился с Вишвамитрой.

– Воистину, ты – брахмариши, ты всего достиг! – сказал он».

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 65.

В этом отрывке мы видим, что Вишвамитра просит Брахму: «пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне…» — эта просьба значит нечто большее, нежели просто знание этих слогов и Вед. Вишвамитра осознал, что корнем всех страданий является неведение. Таким образом, Вишвамитра попросил о постижении мудрости Вед, и потому ему явилась богиня Гаятри.

7da5973096e3b4f8bd0c4e74769ec27c

Гаятри-мантра: как практиковать

В Атхарваведе (19.71.1) сказано, что этот гимн есть Веда-мата, Мать Вед. Гаятри, Сарасвати, Савитри — это символ шакти 34 Брахмы, знания, чистоты и добродетели. Сама же Гаятри-мантра с Пранавой (священный звук ОМ), Вьяхрити 35 и Ширас 36 является сущностью всех Вед. Ширас — головная мантра, которая, согласно Дхармашастрам, является почитаемой формулой и произносится вместе с Гаятри:

«Паро Раджасе’савад Ом» — ‘пребывающий вне тьмы Ом’.

Вьяхрити — это «огненные» слова, или «рождённые огнём». Священные изречения семи высших миров, каждое из которых отражает суть своего мира: первые три — махавьяхрити: «бхур», «бхуваха», «сваха», затем остальные вьяхрити: «манар», «джанар», «тапар», «сатья». После пранавы (ОМ) в ритуале используют первые три — махавьяхрити, но есть варианты исполнения всех семи.

Для того чтобы углубиться в практике пения Гаятри мантры, необходимо не только изрекать звуки мантры, знать значение слов, но и осознавать глубинный смысл каждого сказанного слова, и тогда в сознании зазвучат очень знакомые нашей душе родные вибрации. Постичь смысл, заложенный в слогах мантры не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. К тому же, если этому предшествовал длительный период практики мантры с достаточным усердием, любовью и концентрацией, то она открывается в своей истинной природе и даёт плоды. При чтении любой ведической мантры, человек должен знать четыре следующих вещи:

Давно известно о связи санскрита с русским языком, это две формы одного и того же языка, чья фонетика изменилась со временем и в связи с обстоятельствами, которые сопровождали носителей этого языка. Однако само словообразование осталось настолько неизменным, что это подтверждают санскритологи. Единая корневая основа сохранилась также в языках латинской группы, которая, в свою очередь, является дочерней в индоевропейской языковой семье. Таким образом, на каком бы языке ни мыслил человек, пропевание мантры на санскрите будет иметь отклик сначала в его уме, затем в сознании и, наконец, в интуитивном беЗсознательном.

bf2923dfd0b23b89aec158e8844339c8

Smriti parisuddhau svarupa sunya iva artha matra nirbhasa nirvitarka

Когда память очищена и имеет свою собственную природу, она пуста, как суть самого объекта. Это сияющее самадхи 37 без рассуждения

Йога-сутры Патанджали. Самадхипада. Сутра 43

Составляющие Гаятри-мантры

Aum — пранава, или священный звук, символизирующий всё сущее.

Махавьяхрити — три качества трёх миров, отражающие природу Бога.

Tat — ‘тот’. Указательное местоимение. Обозначает Всевышнего. Это не просто местоимение, и использовано неслучайно. Обращение к Богу с помощью относительного местоимения (тот), а не личного (ты, он), имеет очень важный смысл. Отношение к Богу, как к «тому», указывает на его безличность, т. к. он проявлен во всех формах. Здесь мы видим правильное отношение и восприятие Всевышнего — видеть его во всех и во всём, а не представлять себе некую отдельную божественную Персону.

Savitur — ‘живитель’. Ещё одно качество Всевышнего. Здесь прослеживается корень «vita», что значит жизнь, «sa» или «su» означает участие, именно здесь участие в обеспечении энергией жизни. Таким образом, мы обращаемся к Богу, как животворящему источнику жизненных сил природы. В материальном мире люди всегда видели источник жизни в воде и в солнце. В мифологии индусов Савитар приобрёл отдельную персонализацию как солярное божество, при этом имеющее особое превосходство над Сурьей, Варуной, Индрой и другими божествами. Это говорит нам о том, что дар жизни, её непосредственное творение осуществляется только по воле Бога, но для этого необходимо сформировать множество благоприятных обстоятельств: тепло солнца, влага, день и ночь, ветер и дождь. В Индии садху неспроста произносят утренние молитвы, повернувшись лицом к восходящему солнцу и набрав в ладони воду из священной реки Ганг, принимают омовение. Для выполнения своей Дхармы 45 необходима жизнь.

Bhargo — ‘очищающий, лучезарный, чистый, светлый’. Такой перевод весьма образный, но корневая основа подсказывает нам истинный смысл. Bh — это приставка; очень часто в санскрите с этих звуков начинаются слова, и она означает «Бог, божественный, великий, благой». Argo — это известный нам корень, его мы встречаем среди греческих и латинских наименований, например, корабль всем известного Ясона «Арго», герой «Аргус» — тысячеокий; здесь это перекликается с Арджуной (героем-лучником, которого его учитель Дрона считал лучшим, так как тот обладал уникальным зрением и всегда попадал в цель), и наконец, «аргентум» — ‘серебро, металл’, издревле считающийся священным и назван так неспроста. В действительности ионы серебра обладают антисептическими, бактерицидными свойствами. Серебро используют для очищения в медицине и технике. Но всё это уже вторичные термины, первично же само слово, означающее луч света, стремящегося поразить тьму. Божественный свет, который устраняет тьму неведения, очищает сознание и исцеляет душу от невежества. Свет, который являет собой божью любовь, силу и величие, источающее чистоту.

Devasya — ‘Абсолют’. Это слово образовано от санскритского «deva» — ‘Бог’ и «devata» — ‘божество’. Однако эта форма слова имеет более глубокий смысл. Девами в индуизме называют многих богов, каждый из которых обладает определёнными качествами (Агнидев — бог огня, Павандев — бог ветра, Сурьядев — бог солнца, Ямадев — бог смерти и т. д.). У славян это были дивы, каждый из которых имел свою вотчину, в которой творил чудеса. Слово «девасья», как и другие слова в санскрите, имеет общую с русским языком фонетику и порядок словообразования. Нас интересует окончание «sya». Мы можем поискать в русском языке похожие формы: например — колосья, братья, кутья, гостья, третья, харатья, сватья и т. д. «Т» и «С» — взаимозаменяемые звуки, часто сливаются, образуя звук «Ц», потому у нас много глаголов, оканчивающихся на «тся», а произносим всегда «ца», так и получается, что глагол «дивиться» и существительное «девица» звучат одинаково. Как у нас, так и в санскрите, мы можем встретить этот дифтонг, например, «матсья» — рыба, и здесь мы тоже при правильном произношении услышим «Ц». В санскрите нет буквы, обозначающей звук «Ц», однако сам звук есть, и используются то «С», то «Т», то обе буквы вместе — всё как в русском языке. Получается, что в окончаниях «Т» и «С» могут меняться в зависимости от самих слов. Мы обращаем внимание на то, что слово «deva» в санскрите мужского рода; если поискать среди приведённых выше примеров русских слов, то мы увидим, что большинство из них женского рода и лишь два (братья и колосья) имеют мужской род и множественное число, что как раз и образует такое окончание. Следовательно, мы можем сделать вывод, что devasya — это божества. Божество или Бог во множественном числе, т. е. множественная форма Бога. Как братья рождаются от одного отца, как колосья в поле все одного рода, так и все божества вышли из единого источника — основы и первопричины всего, содержащей в себе качества всех богов. Мы можем почувствовать в этом слове истинный абсолютизм Бога.

Dhimahi — ‘медитация’. «Dhi» — ‘интеллект, ум, разум’; «mahi» — ‘максимум, великий, большой’. Т. е. дословно мы получаем максимальную работу разума над самим собой, образно говоря, околопредельные способности мозга. Это и есть концентрация. В контексте мантры это слово означает предельную концентрацию на Боге, направление всей ментальной энергии к высшему источнику существования.

Dhiyo yo — «dhi» означает ‘ум’; «yo» — ‘дискомфорт, укрощение, ограничение, аскеза’.

Например, йога (где «га» — ‘движение’) — путь аскез, движение к контролю, управлению. В русском языке звук «йо», а проще «ё», занимает особое место. Во всех словах, где он образует корневую основу и не заменяется более мягкой «е», везде мы можем заметить аспект аскезы, болезненности, неприятных ощущений. Например, ёж, ёлка, ёрш, йод (хотя слово уже появилось позднее), мёд (без укуса пчел в старину было не добыть), лёд (обжигает в мороз не хуже огня), лён (льняная пряжа состоит из лубяных волокон, сильно заостряющихся на концах, грубое полотно). В общем, этот список можно продолжать, но чаще всего звук «ё» русский человек произносит сквозь зубы, когда внезапно ударяется или испытывает боль, а также использует дозволенные ругательства: «ё-моё», «ёлки-палки», «ёжкин кот», «ёкэлэмэнэ» и т. д.

Nah — ‘наш, нас’ (местоимение).

Prachodayat — ‘просветит, даст просвещение’.

Таким образом, мы получаем высказывание о том, что в укрощённом уме через аскезу и есть наше просветление. Эта часть является одновременно и мантрой, и молитвой, в которой практик обращается к высшим силам с просьбой о помощи в проведении по пути аскез к свету истины.

08296604209bedfb73e5b50748370ae7

Гаятри-мантра: что она дает. Сила и могущество Гаятри-мантры

В этой статье были разобраны все составляющие Гаятри-мантры, однако заключительный перевод может быть понят только посредством усердной практики пения этой мантры, размышлением и/или отсутствием размышления. Результат всегда зависит от цели, поэтому честно осознавайте истинную цель практики.

Иногда может наступить такое время, когда наше сознание под воздействием окружающих нас энергий становится нестабильным, легко управляемой марионеткой страстей; асаны могут оказаться малоэффективными, пранаямы — неактуальными в данное время, а медитация — не по зубам. Именно в такое время мантра становится «палочкой-выручалочкой». Благодаря мантре происходит сонастройка вектора сознания (которое всегда стремится наружу) с вектором души (которая всегда стремится внутрь, к живатме, к Богу). С помощью Гаятри-мантры, где грань между мантрой и молитвой весьма размыта, можно обрести избавление от невежества, найти вдохновение и силы на преодоление своих страстей, преобразовав их в позитивные качества. Она приносит Великие плоды — это знание и мудрость, так как раскрывает в нашем сознании высшее «Я» (частицу Абсолюта), которое является всем сущим, всей энергией и всей истиной — это «Я» всего. Согласно писаниям, человек, познавший это, всегда будет мудр, а значит, будет жить в соответствии с Дхармой, с волей

Всевышнего, его здоровье не иссякнет, как не иссякнет сила и энергия. Когда-то эту простую истину осознал Вишвамитра, так последуем же его примеру.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • Ящерки на участке приметы
  • ящерица с двумя хвостами примета
  • ящерица пришла в дом примета
  • ящерица перебежала дорогу примета
  • ящерица на кладбище примета