гаятри мантра значение и применение

Гаятри мантра

8107170d9d2cb80289aec3db1cd48e4e

О дна из самых могущественных мантр, сохраненная до наших времен в древних священных писаниях человечества. Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Риг Веды (III 62.10), авторство большей части которой приписывается риши Вишвамитре. Считается, что мантра содержит в себе всю сущность Вед.

Регулярное повторение Гаятри мантры с верой, искренностью и преданностью, сосредоточенностью, ведет к очищению ума и тела, дарует мудрость, процветание, умиротворенность, озарение, устраняет все препятствия на пути, избавляет от страхов, опасностей, очищает карму, благословляет освобождением, а также приводит к развитию духовного разума. При правильном произношении мантры, ум практикующего может видеть истину без искажения, без наслоения сознания, позволяет развить интуицию. Независимо от пола, национальности и вероисповедания ее может произносить любой человек.

ॐ भूर्भुवः स्वः
तत् सवितुर्वरेण्यं
भर्गो देवस्य धीमहि
धियो यो नः प्रचोदयात्

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

ОМ БХУР БХУВА СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Гаятри мантра может иметь многочисленные переводы, поскольку санскрит представляет собой язык образов. Ниже приведены несколько вольных вариантов.

«Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум. И направит лучи нашего сознания на путь праведности».

«Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»

Скачать разные вариации исполнения мантры Гаятри можно в этом разделе

Источник

ГАЯТРИ МАНТРА

Содержание:

1255884119 gayatri 1

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

Ом Бхур Бхавах Суваха
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодайат

↑ Великая сила Гаятри-мантры

↑ Для чего предназначена Гаятри мантра

Считается, что она посылает человеку долголетие, великолепное здоровье, красоту, благополучие, процветание, умиротворенность, жизненную и магическую силу. Избавляет от неудач, страхов, помогает преодолевать препятствия, исполняет самые смелые желания.

Если вы болеете, не поленитесь регулярно практиковать Гаятри мантру и сами увидите результат, проверено. Более того, Гаятри помогает избавляться от негатива, сглаза, порчи. Она имеет великую очищающую силу. Йоги говорят, что на земле нет ничего более очищающего, чем Гаятри мантра. Она способна очистить карму, освободить от кармических долгов и грехов, избавить от колеса рождения и смерти.

Люди, повторяющие Гаятри мантру с любовью, искренностью, верой и преданностью, находятся под защитой от опасностей.

А главное, регулярное повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума. Она дарит ясный активный ум, развивает интеллект, очищает сознание, уничтожает заблуждения и иллюзии, дает мудрость и паранормальные способности.

Постепенно, при регулярной практике и правильном произношении мантры, ум произносящего ее избавляется от всего наносного, нечистого, и человек может видеть истину без искажения, без наслоений сознания. Гаятри повторяют для достижения универсального сознания и для пробуждения силы интуиции. Она дарует духовное просветление и много благ.

Как произносится Гаятри мантра и что означает.

↑ Гаятри звучит буквально так

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

(Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat)

Большое значение имеет правильное ее произношение:

Ом;
Бхур Бхувах Сува-ха;
Тат Савитур Варе-уньям;
Бхарго-О Девасья Дхимахи;
Дхийо-Йо Нахф Прачо-дайат.

Полезно будет также и регулярно слушать эти записи, чем чаще, тем лучше. Они имеют магическую очищающую силу.

↑ Перевод Гаятри мантры

(ОМ) ОМ (ДХИМАХИ) Мы медитируем (БХАРГО) на Духовную Лучезарность (ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ) Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности (САВИТУР) Источник (БХУР, БХУВА, СУВАХА) Физической, Астральной и Небесной Сфер Существования. (ТАТ) Пусть Та Высшая Божественная Сущность (ПРАЧОДАЯТ) просветит (ЙО) который (НАХ) наш (ДХЙО) разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину).

↑ Когда нужно повторять Гаятри мантру

Вы можете повторять мантру в любом месте и в любое время, чем бы вы не занимались. Например, сидя в транспорте, при ходьбе и т.д.

↑ Сколько раз повторять Гаятри мантру

Перед едой ее можно повторять 3, 9, или 11 раз. Никаких ограничений для джапы (повторения мантры) Гаятри нет, но традиционно ее повторяют 108 раз.

Регулярное повторение нескольких мал (одна мала равна повторению Гаятри мантры 108 раз) Гаятри ежедневно даст большой эффект. По крайней мере, каждый день одну малу джапы (то есть, 108 раз, не меньше) нужно делать без перерыва. Считается, что это число является минимальным для того, чтобы задействовать энергию мантры.

Также считается, что тот, кто регулярно повторяет мантру 108 раз, вскоре получит озарение. А тот, кто повторяет ее 1008 раз, достигнет просветления через 40 дней. Причем, повторение не должно быть просто механическим, а именно сосредоточенным, с любовью, искренностью и преданностью.

↑ Несколько советов для практикования Гаятри мантры

Для практики джапы нужно выбрать тихое место, сесть в удобной позе, держать спину ровно, расслабить все мышцы. Лучше сидеть лицом на восток или на север. Затем можно представить в центре груди или перед собой сияющий источник света (Солнце), а в центре этого источника образ богини Гаятри (см. на рисунке). После этого можно начинать чтение мантры.

Считается, что мысленная мантра является наиболее эффективной. Если у желающего практиковать мантру очень беспокойный ум, то лучше всего начинать повторение мантры вслух. Затем через некоторое время можно перейти к мысленному повторению. И не забывайте следить за тем, чтобы ум не отвлекался.

1255885310 gayat sa

Гаятри мантра – прославленная мантра Риг Веды (Веды Гимнов), посвященная Савита (Savitṛ), ее провидцем (Риши) считается Вишвамитра, Божественная энергия, вызываемая мантрой, носит имя Савита, размер мантры так же называется Гаятри (24 слога в трех строках, по 8 слогов в каждой).

Эта мантра почитается, как вторая важнейшая мантра, после Пранавы – мистического слога ОМ. Мантра состоит из префикса oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ, формулы взятой из Яджурведы и стиха гаятри размера 3.62.10 Ригведы.

Savitṛ (Савитри, Савитар, Савита) – имя Солнечного Бога, иногда отождествляемое с именем Сурья (Surya), иногда различаемое от него, постигаемое и персонифицируемое как божественное влияние и живительная энергия Солнца, тогда как Сурья – отождествляется с Солнцем более конкретно; Солнце перед восходом зовется Савитри, а от рассвета до заката видимое над горизонтом – Сурья. Савита представляется имеющим тело золотого звета, золотые волосы.

1255885773 gayat1

Источник

Гаятри мантра – текст, перевод и как читать

“Гаятри мантра” – одна из самых древних и могущественных, она развивает интуицию, реализует желания и позволяет понять устройство мира. Важно правильно применять мантру на практике.

gayatri mantra tekst

История Гаятри мантры

Первое упоминание этой мантры встречается в ведическом писании “Ригведа”, священной книге индусов. Язык “Ригведы” – санскрит. Книга создавалась древними мудрецами для передачи знаний следующим поколениям.

“Гаятри” не просто заклинание, это формула, которая содержит несколько мантр, посвященных разным божествам.

Значение, сила и возможности

“Гаятри” значит “воспеванием чего достигается спасение”.

znachenie(1)

Ритуал дает жизненные силы, долголетие, умиротворенность, избавляет от неудач, негатива и порчи, имеет большую очищающую силу, помогает улучшить карму, достигнуть целей.

Текст мантры на разных языках и перевод

Мантра на санскрите:

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yo nah Prachodayaat

Ом Бхур Бхувах Сваха
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодаят

О, Всевышний, Создатель вселенной, дающий жизнь, устраняющий боль и страдания и дарующий счастье. Ты есть высший свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на тебя, чтобы ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении.

Составляющие мантры и их значение

Значение слов ритуала:

Значение слогов и их связь с частями тела

Каждый слог мантры связан с частью человеческого тела:

Слог Значение Часть тела
Са Храбрость Левый глаз
Ви Поддержание Правый глаз
Тур Благополучие Левое ухо
Ва Сила воли Правое ухо
Ре Любовь Нос
Ни Деньги Рот
Ям Сияние Подбородок
Бхар Защита Горло
Го Интеллект Левое плечо
Де Подавление Правая грудь
Ва Преданность Левая грудь
Сья Сохранение Пупок
Дхи Жизненная сила Правое плечо
Ма Самоограничение
Хи Аскетичность Ниже пупка
Тхи Дальновидность Левый бок
Дхийо, Йо Пробуждение сознания Левый локоть
Пра Идеальность Правое запястье
Чо Отвага Левое запястье
Да Мудрость Левая ладонь
Ят Служение Правая ладонь

Правила чтения и практики

Для достижения эффекта от ритуала необходимо:

pravila chteniya(1)

Время и место

Рекомендуется повторять мантру перед восходом солнца, в 12 часов дня и после заката, можно совершать распевание перед каждым приемом пищи.

Для проведения ритуала нужно сесть на поверхность, накрытую шерстяной или хлопковой тканью.

Это необходимо для изоляции тела от земли, забирающей энергетику. Лицо должно быть обращено на восток или север.

Сколько раз повторять

Ограничений для количества повторов мантры нет. Рекомендуется ее произносить 108 раз (1 мала). Такое количество является минимальным для задействования энергии. При произнесении нескольких мал эффект усиливается. При совершении ритуала рекомендуется использовать четки (лучше всего из 108 бусин). Если повторять мантру 1008 раз, человек достигнет озарения через 40 дней.

Саи Баба и Саи Гаятри мантра

Сатья Саи Баба, философ, гуманист, наставник, целитель и чудотворец, родился в 1926 г. в деревушке Путтапарти на юге Индии, умер в 2011 г. Политики и актеры мирового уровня относились с уважением к его учению и считали его великим мудрецом и человеком, творящим добро.

sai baba

В ашраме Саи Бабы (или “Месте наивысшего покоя”) практиковались медитация и мантры. Ашрам был построен более 40 лет назад на пустыре, сейчас это небольшой городок, где есть музей, стадион, госпиталь, университет и школы. Это место является пространством для любви и медитации. После смерти Саи Бабы духовный центр продолжает работать, посетители могут разместиться в самом ашраме или за его пределами в гостинице.

Основа философии великого учителя заключается в совершенствовании собственной души. При жизни Саи Баба издал несколько томов своих лекций.

Саи Баба говорил, что “Гаятри мантра” подходит для каждого человека, неважно, какая у него каста и место рождения. “Саи Гаятри”, посвященная аватару (богу в воплощении человека), которым является Сатья Саи Баба, дает защитную силу и исполняет любые желания, способствует достижению целей.

Дханвантари Гаятри мантра

Дханвантари – бог медицины, частичное воплощение бога Вишну. Он принес людям знание аюрведы (направление восточной медицины, духовная наука и образ жизни). В покровительстве этого бога нуждаются не только целители, но и те, кто хочет достичь гармонии души и тела.

dhanvantari

Прочтение мантры, посвященной Дханвантари, дает человеку связь с высшей энергией, поддерживает здоровье и помогает увидеть причины болезни.

Специалисты аюрведы утверждают, что, если прочитать мантру над водой 21 раз, она приобретает свойство исцелять болезни.

Вариации Гаятри мантры

Мантра может быть посвящена богам:

Ганеша

Ганеша (Ганапати) – бог мудрости и благополучия, богатства и изобилия. Сын Шивы и Парвати, изображается с головой слона. Это один из самых почитаемых и популярных богов в индуистском пантеоне, единственный, имеющий нечеловеческое лицо. Бог устраняет препятствия, защищает путешественников и торговцев, помогает реализации творческих начинаний. В современном понимании является покровителем бизнесменов.

ganesha

“Мантра Ганеши” устраняет страх, негатив и препятствия. Читается перед тем, как начать новое дело. Рекомендуется провести первый ритуал в период роста Луны и далее практиковать ежедневно.

Сурья

Сурья – бог солнца, просветления, источник энергии, мотивации и освобождения. Почитается как всевидящий разум и небесный защитник. Божество олицетворяет жизнь и плодотворность, ему принято поклоняться, чтобы год был урожайным.

Божество изображалось по-разному на севере и юге Индии. Южане иллюстрировали его босым, держащим цветок лотоса. На севере страны бог был в короткой одежде, с роскошным поясом, в сапогах, он был единственным обутым божеством.

“Гаятри мантра”, посвященная Сурье, служит для сосредоточения энергии, психической защиты и обретения благополучия. Солнце – символ здоровья и бессмертной жизни. Читая эту мантру, человек обретает защитную ауру. Ритуал следует совершать при восходе Солнца.

Лакшми (Шри) – супруга Вишну, богиня процветания, счастья, славы и благополучия. Она олицетворяет семейное счастье, удачную судьбу, бессмертие, материальные блага и изобилие. Является матерью всего существующего.

shri

Богиня изображается многорукой, красивой, держащей лотос, что не случайно, т.к. она появилась сидя на этом цветке, который символизирует просветление, чистые мысли и материнство. Богиня может иметь 2, 4 или 8 рук.

В честь Лакшми в Индии устраивают праздники с представлениями, весельем и фейерверками. Она любит места, где все ярко освещено, звучит смех и царит радость. У Лакшми много имен, наиболее распространенные: Шриджа, Камала, Падма, Вишнуприя, Улкавахини, Падакши.

“Лакшми Гаятри” поют утром или перед сном. Она наполняет душу любовью и дарит исполнение желаний.

Слова нужно произносить для достижения счастья, гармонии и успеха, помыслы должны быть чистыми и сострадательными.

Агни – бог огня, домашнего очага, жертвенного пламени, трансформации сознания. Его основная функция – посредничество между людьми и высшими силами. С древнейших времен костер помогал согреться и приготовить еду, защититься от хищников и провести религиозный обряд. Поэтому огонь обожествлен человеком, наделен особыми свойствами.

Агни – покровитель солнечной энергии, тепла и сияния, защитник от пагубных природных явлений. Также бог покровительствует жертвоприношениям. Его имена: Павака, Вибхавасу, Читрабхану, Шукра, Дхумакету, Сатарудия, Матаришвану.

Божество имеет разные изображения, но на всех его лицо окружено пламенным ореолом. Часто его изображают в красной одежде с темным ликом. Он может быть старцем или юношей с огненными волосами, иметь круглый живот, несколько голов и рук. Агни держит топор, факел, веер, жертвенный ковш, копье и лотос.

“Гаятри”, посвященная Агни, дает телу и разуму жизненные силы, уверенность, выносливость, избавляет от страха смерти. Она несет силу, просветляющую от невежества и озаряющую путь совершенствования. Мантра является очищающей и наполняющей человека внутренней светлой энергией.

Аннапурна

Аннапурна – богиня изобилия, щедрости, плодородия, великодушия и достатка в пище, покровительница земледельцев. Является инкарнацией Парвати, жены Шивы. Питание в индуизме считается священным, перед употреблением пищи всегда возносятся молитвы богине Аннапурне.

Женщина изображается сидящей на лотосе или троне, с красным круглым лицом и тремя глазами. В руках она держит миску с рисом, сосуд с молоком, чашу, наполненную драгоценностями.

Мантра этой богине помогает исполнить желания, дарует изобилие, богатство и процветание. Рекомендуется совершать ритуал перед едой.

Источник

Шри Гаятри мантра

cf8e5375249af711a84d03a8a4cee65c

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

П ервое упоминание об этой мантре стало известно миру из древнего ведического писания «Ригведа» (3.62.10), «Веда гимнов», написанного на священном санскрите — протоязыке всей индоарийской культуры и индоевропейской языковой семьи. В этой статье мы постараемся приблизиться к пониманию Гаятри с точки зрения образного восприятия санскрита и русского языка, заглянем в историю прихода мантры в наш мир и осветим основные аспекты практики мантры.

Традиционно считается, что знания, содержащиеся в Ведах, были записаны древними мудрецами для сохранения и передачи потомкам, однако изначально они переходили от учителя к ученику много поколений и передавались устно. Так кто же создатель Гаятри-мантры? Кто впервые произнёс её? Некогда Вишвамитра, один из махариши 1 (Великих мудрецов), в результате длительных аскез и медитативных практик смог впервые изречь и постичь истинный смысл Гаятри-мантры. Благодаря этому он смог воспользоваться всей её мощью и духовной силой.

Шри Гаятри мантра: текст

Om Bhur Bhuvah Svaha
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

«Ригведа» (Мандала 3, глава 62, гимн 10)

Гимны этой мандалы по традиции приписываются Вишвамитре, сыну Гатхина, внуку Кушики.

Чтобы разобраться в глубинном смысле этой мантры, необходимо знать историю её зарождения, проникнуться величием её творца и попытаться прочувствовать всю её всеобъемлемость.

История Гаятри мантры

В Маркандея-пуране (глава 45 «Порядок Творения») говорится:

Мы видим, что Брахма «создал Гаятри из своего рта». Эта образная формулировка может означать, что Брахма произнёс Гаятри-мантру и другие гимны, стихи, придав им соответствующую для них правильную форму, строфу, ритм и размер. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гаятри существовала изначально как тонкая энергия в форме космических вибраций, подобно самому Брахме. Что подразумевается под Гаятри в этом тексте? Можно разобраться в этом, взглянув на само слово «Гаятри». Оно состоит из двух основных корней: «гаяте», что означает «песнь», и «траяте», что означает «защита». Следовательно, в совокупности мы получаем «защитную песнь», или оберегающий, сохраняющий звук — мантру. По дальнейшему контексту мы видим логическое соответствие этого заключения.

f6177d5cb2892c425482f9926789cd1d

Нужно иметь ввиду, что Гаятри не просто мантра, она является эталоном, некой божественной формулой и порождает целый класс Гаятри-мантр, которые посвящены различным божествам. Все эти мантры сохраняют стихотворный размер Гаятри и имеют 24 слога. Вишвамитра, благодаря своим аскезам 18 и глубокой упорной медитации, смог постичь и воспроизвести эту мантру, тем самым подарив её миру. Что же сподвигло Вишвамитру пойти таким нелёгким путём и добиться столь высокой реализации?

Ответ мы можем найти в древних ведических эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате», авторы которых повествуют об одной и той же истории борьбы между высоким духом мудреца Васиштхи и гордыней Вишвамитры.

Некогда Вишвамитра был царём-кшатрием 19 по имени Вишваратха. Храбрый и честолюбивый, он, посетив ашрам 20 мудреца Васиштхи, который был сыном самого Брахмы, отведал угощений и возжелал заполучить чудесную корову Нандини, которая жила в ашраме мудреца и помогала ему в служении. Мудрец Васиштха отказал ему, и Вишваратха захотел забрать её силой. Но корова не желала покидать Васиштху и, будучи божественным существом, в ярости своей уничтожила всё войско Вишваратхи.

«Махабхарата». Книга 18. Сваргароханикапарва

«…– О царь, почему ты подвергаешь себя аскезе? Чего ты хочешь? Я дарую тебе благословение и исполню всё, что ты пожелаешь!

Вишваратха в ответ распростёрся ниц перед Шивой и сказал:

– Быть тому! – отвечал бог богов и удалился в свою обитель…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 55.

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 56.

eca9777d194f0a492078ab4aa196b33a

«Брахма, глава всех богов, предстал перед ним и, желая умилостивить его, сказал:

– О Брахмариши, мы почтительно кланяемся тебе, аскезы твои доставили нам великое удовлетворение. Силой своих исключительных аскез ты обрёл брахманическое могущество, о, сын Каушики. Я в присутствии сонмов Марутов 32 дарую тебе долголетие, о, брахман. Будь счастлив, о, великий, и иди, куда желаешь! Знаменитый муни в ответ на слова Брахмы и богов склонился в великой радости и сказал:

– Поскольку мне дарованы сан брахмариши и долгая жизнь, я хочу обрести знание Брахмана! Пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне! Пусть я стану главным толкователем Кшатраведы и Брахмаведы, и пусть сын Брахмы Васиштха выразит мне почтение, о, боги! Если вы готовы исполнить это моё последнее желание, то пусть первый среди богов дарует мне своё благословение. По просьбе богов Васиштха, лучший среди молящихся, помирился с Вишвамитрой.

– Воистину, ты – брахмариши, ты всего достиг! – сказал он».

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 65.

В этом отрывке мы видим, что Вишвамитра просит Брахму: «пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне…» — эта просьба значит нечто большее, нежели просто знание этих слогов и Вед. Вишвамитра осознал, что корнем всех страданий является неведение. Таким образом, Вишвамитра попросил о постижении мудрости Вед, и потому ему явилась богиня Гаятри.

7da5973096e3b4f8bd0c4e74769ec27c

Гаятри-мантра: как практиковать

В Атхарваведе (19.71.1) сказано, что этот гимн есть Веда-мата, Мать Вед. Гаятри, Сарасвати, Савитри — это символ шакти 34 Брахмы, знания, чистоты и добродетели. Сама же Гаятри-мантра с Пранавой (священный звук ОМ), Вьяхрити 35 и Ширас 36 является сущностью всех Вед. Ширас — головная мантра, которая, согласно Дхармашастрам, является почитаемой формулой и произносится вместе с Гаятри:

«Паро Раджасе’савад Ом» — ‘пребывающий вне тьмы Ом’.

Вьяхрити — это «огненные» слова, или «рождённые огнём». Священные изречения семи высших миров, каждое из которых отражает суть своего мира: первые три — махавьяхрити: «бхур», «бхуваха», «сваха», затем остальные вьяхрити: «манар», «джанар», «тапар», «сатья». После пранавы (ОМ) в ритуале используют первые три — махавьяхрити, но есть варианты исполнения всех семи.

Для того чтобы углубиться в практике пения Гаятри мантры, необходимо не только изрекать звуки мантры, знать значение слов, но и осознавать глубинный смысл каждого сказанного слова, и тогда в сознании зазвучат очень знакомые нашей душе родные вибрации. Постичь смысл, заложенный в слогах мантры не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. К тому же, если этому предшествовал длительный период практики мантры с достаточным усердием, любовью и концентрацией, то она открывается в своей истинной природе и даёт плоды. При чтении любой ведической мантры, человек должен знать четыре следующих вещи:

Давно известно о связи санскрита с русским языком, это две формы одного и того же языка, чья фонетика изменилась со временем и в связи с обстоятельствами, которые сопровождали носителей этого языка. Однако само словообразование осталось настолько неизменным, что это подтверждают санскритологи. Единая корневая основа сохранилась также в языках латинской группы, которая, в свою очередь, является дочерней в индоевропейской языковой семье. Таким образом, на каком бы языке ни мыслил человек, пропевание мантры на санскрите будет иметь отклик сначала в его уме, затем в сознании и, наконец, в интуитивном беЗсознательном.

bf2923dfd0b23b89aec158e8844339c8

Smriti parisuddhau svarupa sunya iva artha matra nirbhasa nirvitarka

Когда память очищена и имеет свою собственную природу, она пуста, как суть самого объекта. Это сияющее самадхи 37 без рассуждения

Йога-сутры Патанджали. Самадхипада. Сутра 43

Составляющие Гаятри-мантры

Aum — пранава, или священный звук, символизирующий всё сущее.

Махавьяхрити — три качества трёх миров, отражающие природу Бога.

Tat — ‘тот’. Указательное местоимение. Обозначает Всевышнего. Это не просто местоимение, и использовано неслучайно. Обращение к Богу с помощью относительного местоимения (тот), а не личного (ты, он), имеет очень важный смысл. Отношение к Богу, как к «тому», указывает на его безличность, т. к. он проявлен во всех формах. Здесь мы видим правильное отношение и восприятие Всевышнего — видеть его во всех и во всём, а не представлять себе некую отдельную божественную Персону.

Savitur — ‘живитель’. Ещё одно качество Всевышнего. Здесь прослеживается корень «vita», что значит жизнь, «sa» или «su» означает участие, именно здесь участие в обеспечении энергией жизни. Таким образом, мы обращаемся к Богу, как животворящему источнику жизненных сил природы. В материальном мире люди всегда видели источник жизни в воде и в солнце. В мифологии индусов Савитар приобрёл отдельную персонализацию как солярное божество, при этом имеющее особое превосходство над Сурьей, Варуной, Индрой и другими божествами. Это говорит нам о том, что дар жизни, её непосредственное творение осуществляется только по воле Бога, но для этого необходимо сформировать множество благоприятных обстоятельств: тепло солнца, влага, день и ночь, ветер и дождь. В Индии садху неспроста произносят утренние молитвы, повернувшись лицом к восходящему солнцу и набрав в ладони воду из священной реки Ганг, принимают омовение. Для выполнения своей Дхармы 45 необходима жизнь.

Bhargo — ‘очищающий, лучезарный, чистый, светлый’. Такой перевод весьма образный, но корневая основа подсказывает нам истинный смысл. Bh — это приставка; очень часто в санскрите с этих звуков начинаются слова, и она означает «Бог, божественный, великий, благой». Argo — это известный нам корень, его мы встречаем среди греческих и латинских наименований, например, корабль всем известного Ясона «Арго», герой «Аргус» — тысячеокий; здесь это перекликается с Арджуной (героем-лучником, которого его учитель Дрона считал лучшим, так как тот обладал уникальным зрением и всегда попадал в цель), и наконец, «аргентум» — ‘серебро, металл’, издревле считающийся священным и назван так неспроста. В действительности ионы серебра обладают антисептическими, бактерицидными свойствами. Серебро используют для очищения в медицине и технике. Но всё это уже вторичные термины, первично же само слово, означающее луч света, стремящегося поразить тьму. Божественный свет, который устраняет тьму неведения, очищает сознание и исцеляет душу от невежества. Свет, который являет собой божью любовь, силу и величие, источающее чистоту.

Devasya — ‘Абсолют’. Это слово образовано от санскритского «deva» — ‘Бог’ и «devata» — ‘божество’. Однако эта форма слова имеет более глубокий смысл. Девами в индуизме называют многих богов, каждый из которых обладает определёнными качествами (Агнидев — бог огня, Павандев — бог ветра, Сурьядев — бог солнца, Ямадев — бог смерти и т. д.). У славян это были дивы, каждый из которых имел свою вотчину, в которой творил чудеса. Слово «девасья», как и другие слова в санскрите, имеет общую с русским языком фонетику и порядок словообразования. Нас интересует окончание «sya». Мы можем поискать в русском языке похожие формы: например — колосья, братья, кутья, гостья, третья, харатья, сватья и т. д. «Т» и «С» — взаимозаменяемые звуки, часто сливаются, образуя звук «Ц», потому у нас много глаголов, оканчивающихся на «тся», а произносим всегда «ца», так и получается, что глагол «дивиться» и существительное «девица» звучат одинаково. Как у нас, так и в санскрите, мы можем встретить этот дифтонг, например, «матсья» — рыба, и здесь мы тоже при правильном произношении услышим «Ц». В санскрите нет буквы, обозначающей звук «Ц», однако сам звук есть, и используются то «С», то «Т», то обе буквы вместе — всё как в русском языке. Получается, что в окончаниях «Т» и «С» могут меняться в зависимости от самих слов. Мы обращаем внимание на то, что слово «deva» в санскрите мужского рода; если поискать среди приведённых выше примеров русских слов, то мы увидим, что большинство из них женского рода и лишь два (братья и колосья) имеют мужской род и множественное число, что как раз и образует такое окончание. Следовательно, мы можем сделать вывод, что devasya — это божества. Божество или Бог во множественном числе, т. е. множественная форма Бога. Как братья рождаются от одного отца, как колосья в поле все одного рода, так и все божества вышли из единого источника — основы и первопричины всего, содержащей в себе качества всех богов. Мы можем почувствовать в этом слове истинный абсолютизм Бога.

Dhimahi — ‘медитация’. «Dhi» — ‘интеллект, ум, разум’; «mahi» — ‘максимум, великий, большой’. Т. е. дословно мы получаем максимальную работу разума над самим собой, образно говоря, околопредельные способности мозга. Это и есть концентрация. В контексте мантры это слово означает предельную концентрацию на Боге, направление всей ментальной энергии к высшему источнику существования.

Dhiyo yo — «dhi» означает ‘ум’; «yo» — ‘дискомфорт, укрощение, ограничение, аскеза’.

Например, йога (где «га» — ‘движение’) — путь аскез, движение к контролю, управлению. В русском языке звук «йо», а проще «ё», занимает особое место. Во всех словах, где он образует корневую основу и не заменяется более мягкой «е», везде мы можем заметить аспект аскезы, болезненности, неприятных ощущений. Например, ёж, ёлка, ёрш, йод (хотя слово уже появилось позднее), мёд (без укуса пчел в старину было не добыть), лёд (обжигает в мороз не хуже огня), лён (льняная пряжа состоит из лубяных волокон, сильно заостряющихся на концах, грубое полотно). В общем, этот список можно продолжать, но чаще всего звук «ё» русский человек произносит сквозь зубы, когда внезапно ударяется или испытывает боль, а также использует дозволенные ругательства: «ё-моё», «ёлки-палки», «ёжкин кот», «ёкэлэмэнэ» и т. д.

Nah — ‘наш, нас’ (местоимение).

Prachodayat — ‘просветит, даст просвещение’.

Таким образом, мы получаем высказывание о том, что в укрощённом уме через аскезу и есть наше просветление. Эта часть является одновременно и мантрой, и молитвой, в которой практик обращается к высшим силам с просьбой о помощи в проведении по пути аскез к свету истины.

08296604209bedfb73e5b50748370ae7

Гаятри-мантра: что она дает. Сила и могущество Гаятри-мантры

В этой статье были разобраны все составляющие Гаятри-мантры, однако заключительный перевод может быть понят только посредством усердной практики пения этой мантры, размышлением и/или отсутствием размышления. Результат всегда зависит от цели, поэтому честно осознавайте истинную цель практики.

Иногда может наступить такое время, когда наше сознание под воздействием окружающих нас энергий становится нестабильным, легко управляемой марионеткой страстей; асаны могут оказаться малоэффективными, пранаямы — неактуальными в данное время, а медитация — не по зубам. Именно в такое время мантра становится «палочкой-выручалочкой». Благодаря мантре происходит сонастройка вектора сознания (которое всегда стремится наружу) с вектором души (которая всегда стремится внутрь, к живатме, к Богу). С помощью Гаятри-мантры, где грань между мантрой и молитвой весьма размыта, можно обрести избавление от невежества, найти вдохновение и силы на преодоление своих страстей, преобразовав их в позитивные качества. Она приносит Великие плоды — это знание и мудрость, так как раскрывает в нашем сознании высшее «Я» (частицу Абсолюта), которое является всем сущим, всей энергией и всей истиной — это «Я» всего. Согласно писаниям, человек, познавший это, всегда будет мудр, а значит, будет жить в соответствии с Дхармой, с волей

Всевышнего, его здоровье не иссякнет, как не иссякнет сила и энергия. Когда-то эту простую истину осознал Вишвамитра, так последуем же его примеру.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • Ящерки на участке приметы
  • ящерица с двумя хвостами примета
  • ящерица пришла в дом примета
  • ящерица перебежала дорогу примета
  • ящерица на кладбище примета