мантра для предложения пищи богу

Мантра для предложения пищи богу

7D0oOyw2NtMDqWKUfIO7w2vuRYiTv82rwQ60I nfxN7 VA03lvHqm3hf0F MunpEjOeZzDcmYhpDHA4d3DZXqBPy

Молитва Маха-прасаде Говинде

маха-прасаде говинде
нама-брахмани вайшнаве
св-алпа-пунья-ватам раджан
вишвасо наива джайте

шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал,
дживе пхеле вишайа-сагоре
та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,
та’ке джета катхина самсаре

кршна баро дойамой, корибаре джихва джай,
сва-прасад-анна дило бхаи
сеи аннамрта пао, радха-кршна-гуна гао,
преме дако чаитанйа-нитаи

Тот, кто не накопил большого запаса благочестивых поступков, не может иметь веры ни в маха-прасад, ни в Говинду, ни в святое имя, ни в вайшнавов.

О, братья! Материальное тело-комок невежества, а чувства-тропинки, ведущие к смерти. Так или иначе мы оказались в океане чувственного наслаждения. Язык же самый ненасытный и неукротимый из всех органов чувств. Обусловленной душе очень трудно обуздать язык в этом мире. Но Ты, Господь Кришна, очень милостив, ибо даровал нам остатки Своей пищи, чтобы мы могли обуздать свой язык.

Вкусите же этот нектарный кришна-прасад, воспойте славу Их Милостям Шри Шри Радхе и Кришне и с любовью воскликните: «Чайтанья! Нитай!»

Как правильно читать мантру:

мантра читается по строкам, не стоит разделять одну строку интонацией, например сначала ведущий произносит шарира абидйа-джал, все за ним повторяют, и затем джоденрийа тахе кал. При таком разделении меняется смысл мантры. Нужно целиком: шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал

7D0oOyw2NtMDqWKUfIO7w2vuRYiTv82rwQ60I nfxN7 VA03lvHqm3hf0F MunpEjOeZzDcmYhpDHA4d3DZXqBPy

Лекции по Аюр-веде, прочитанные Вайдйанатхом дасом (Бха́кти Вигья́на Госва́ми (Bhakti Vijñāna Gosvāmī; также известен как Вайдьяна́тха Да́са;[1] имя при рождении — Вади́м Миха́йлович Туне́ев, род. 30 августа 1956, Ташкент, Узбекская ССР)).

7D0oOyw2NtMDqWKUfIO7w2vuRYiTv82rwQ60I nfxN7 VA03lvHqm3hf0F MunpEjOeZzDcmYhpDHA4d3DZXqBPy

Прасада-севая
Песни, прославляющие духовную пищу (из «Гитавали»)
Часть первая
(эта песня поется перед оказанием почестей прасаду Господа)
1
бхаи-ре!

шарира абидйа-джал, джодендрийа тахе кал, дживе пхеле вишайа-сагоре та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати, та’ке джета катхина самсаре
2

кришна баро дойамой, корибаре джихва джай, сва-прасад-анна дило бхаи сеи аннамрита пао, радха-кришна-гуна гао, преме дако чаитанйа-нитаи

7D0oOyw2NtMDqWKUfIO7w2vuRYiTv82rwQ60I nfxN7 VA03lvHqm3hf0F MunpEjOeZzDcmYhpDHA4d3DZXqBPy

Часть вторая
(эта песня исполняется во время оказания почестей прасаду)
1
бхаи-ре!

эк-дина шантипуре, прабху адваитера гхаре, дуи прабху бходжане босило шак кори’ асвадана, прабху боле бхакта-гана, эи шак кришна асвадило
2

хено шак-асвадане, кришна-према аисе мане, сеи преме коро асвадана джада-буддхи пари-хари’, прасада бходжана кори’, `хари хари’ боло сарва-джан

1. О братья! Однажды в Шантипуре, в доме Шри Адвайты, Господь Чайтанья сел обедать с Нитьянандой и, отведав зелени, сказал: «О Мои преданные, этот шак изумителен на вкус! Наверняка его попробовал Сам Господь Кришна».

2. «Вкус такого шака пробуждает в сердце любовь к Кришне*. С такой любовью к Богу и надо вкушать этот прасад. Отбросьте все материальные представления и, вкушая прасад Господа, просто пойте: «Хари! Хари!»»

* Зная, что Господь Чайтанья очень любит шак, мать Шачи готовила блюда из двадцати различных видов шака. Овощу под названием шак повезло больше, чем любому другому, поскольку Господь постоянно вкушает его. С едва заметной улыбкой Господь принимает пищу и рассказывает всем о достоинствах шака: «Этот шак называют ачьютой, и в том, кто его ест, развивается привязанность к Кришне. [Во время еды Господь Чайтанья давал различным видам шака имена Кришны.] Тот, кто ест патала-, бастука- и кала-шак, из жизни в жизнь будет общаться с вайшнавами, а тот, кто ест салинча- или хеланча-шак, избавится от болезней и обретет преданность Кришне» (Шри Чайтанья-бхагавата, Антья-кханда, 4.279,293,295-298).

Источник

Мантры для предложения пищи

Освятить пищу можно не только в храме, но и дома. Для этого нужно готовить ее в чистоте, с чистыми помыслами и, не пробуя, прежде всего предложить готовую пищу Господу. После этого приготовленная вами пища будет одухотворена, и становится прасадом.

Для освящения пищи у вас должен быть специальный поднос и посуда.

116 1 prasad

Когда пища готова, ее раскладывают, сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами и листьями туласи. На подносе обязательно должен быть стакан свежей воды. Жидкие блюда наливаются в глубокую посуду, твердые раскладываются в мелкую, хлеб может быть положен прямо на поднос. Соль и приправы кладутся отдельно.

После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик, надо сесть на коврик и, звеня колокольчиком, произнести трижды следующие мантры.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те
кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха

намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча
джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха


ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ,
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ

Перевод

Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Гопосподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп.
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.

О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.

Я выражаю своё почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он – защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира.
Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Верховным Господом, известным под именами Кришна и Говинда.

Или вариант более простой :

Поместив тарелку перед изображением Кришны, скажите: «Мой дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими это скромное подношение».


Если человек ест только прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Верховной Личности Господа Шри Кришне. А памятуя о Господе в момент смерти, он навсегда возвращается назад домой к Кришне.

Спустя 15 минут после предложения прасад может быть снят с алтаря.

Прежде чем убрать тарелку, следует три раза произнести маха-мантру. Затем тарелка Кришны забирается и её содержимое перекладывается либо обратно в кастрюли, где оно было приготовлено, либо в тарелку для маха-прасада.

То, что было предложено Кришне называется «прасад». То, что было непосредственно предложено Кришне на тарелке, называется «маха-прасад». Нужно разложить маха-прасад всем присутствующим и сразу же съесть его.

Читать еще важные материалы по теме :

Источник

Прасад или Как правильно освящать пищу в Христианстве и Ведической культуре

prasad kak pravilno osvjashatj pischu1

Освященная пища (прасад) – приносит счастье, любовь и способна изменить судьбу как нашу, так и тех, кого вы угощаете. Освященная пища, меняет свои свойства, тем самым приобретая неповторимый вкус и становится целебным нектаром для нашего организма и сознания. Регулярное употребляете освященной пищи, может лечить очень многие тяжелые проблемы, даже алкоголизм и наркоманию, т.к. очищает тонкое тело и дает более высокий и сладкий вкус. В статье вы найдете информацию о том, как правильно освящать пищу в Христианской и Вайшнавской традиции.

Подробные описания, как правильно освящать пищу в Ведической культуре:

Продукты для освященной пищи:

Процесс приготовления освященной пищи:

Чтение Мантр для освещения пищи:

Освящение пищи простым способом:

Когда поставите пищу на алтарь, произнесите:

«Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту еду»

А затем в течение нескольких минут повторяйте маха-мантру:

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе.

Также есть такая мантра, которой можно очищать пищу, воду и любые предметы:

Бхункте бходжайатхе харих

Так же в Бхагавад-гите (24:4) есть мантра, которую можно использовать для очищения и освящения пищи.

Эта мантра очищает пищу с помощью благословения Бога, причем очищает любую, даже не очень чисто приготовленную пищу, удаляя все ее недостатки и несовершенства, включая ингредиенты пищи и даже посуду для ее приготовления.

Мантра гармонизирует состояние пяти пран человека и освящает вообще любые предметы, над которыми она читается. Поэтому, если вы хотите всегда быть здоровым, возьмите за правило каждый прием пищи представлять актом, предлагающим эту пищу Богу, а не актом простого поглощения еды. Для этого разучите эту мантру и всегда ее повторяйте (вслух, шепотом или «про себя») перед едой. Через некоторое время вы сами ощутите чудесные изменения в состоянии вашего здоровья.

Брахма Арпанам Брахма Хавир

Брахмаагнау Брахманаа Хутам

Брахмайава Тена Гантавйам

Брахма Карма Самаадхинаха

Ахам Вайшваанаро Бхутва

Праанаапаана Самаа Юктаха

Пачаамйанам Чатур Видам

Ом Шанти Шанти Шантихи

Значение данной мантры:

Брахман – это акт приношения.

Брахман, есть сама суть приношения.

Брахманом и предлагается это приношение.

Воистину тот достигает Бога,

Кто видит Бога во всех Его деяниях.

Брахман – это священный огонь,

И всепроникающая космическая энергия

Пребывающая во всех живых существах.

Освящение по всем правилам, принятым в обществе вайшнавов:

Для этого вам необходимо устроить алтарь с изображениями Господа Кришны, Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Общества сознания Кришны. Тарелку с едой ставят перед изображением Шрилы Прабхупады. На тарелочку Кришны положите листочек туласи, если у вас есть такая возможность. Также хорошо на поднос, где уже находятся тарелочки Кришны положить немного соли и пару долек лимона, поставить стаканчик с водой. Разница между упрощенным вариантом поднесения пищи и полным ритуалом заключается еще и в произносимых при этом мантрах. Во время предложения по всем правилам склонитесь перед алтарем и три раза читайте вслух, напевайте или прошепчите приведенную ниже мантру:

Намо Ом Вишну падайя

Кришна прештайя бхутале

Шримате бхакти веданта

Намастэ сарасвати дэвэ

Гаура Вани прачаринэ

Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя

Кришна према прадайа те

Кришнайя Кришна Чайтанья

Намнэ гаура-твише намах

Говиндайя намо намах

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе.

Завершающий этап освещения пищи:

В любом из вариантов, после прочтения мантры принесите свои поклоны и оставьте еду на 5-15 минут, чтобы Господь вкушал ее.

После этого нужно переложить прасад что буквально означает «милость Господа» в кастрюли, сковородки, в которых у вас находится приготовленная еда или на отдельную тарелку, а посуду Кришны тщательны вымыть.

В «Бхагавад-гите», одном из ведических писаний, Господь Кришна говорит, что если кто-то с любовью и преданностью предложит Ему вегетарианскую пищу, будь то всего-навсего листок, плод или вода, Он примет ее. По Своей непостижимой милости Господь пробует пищу, предложенную Ему, и тем самым одухотворяет ее. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Господа Кришны, а обыкновенный прием пищи превращается в трансцендентный акт поклонения Господу и общения с Ним.

Вкушая Кришна-прасад, мы очищаемся и избавляемся от последствий своей кармы.

Как мыть посуду предназначенную для освещения:

Желательно не делать это тем губками и тряпками для мыться посуды, которыми Вы пользуетесь обычно, а иметь для этих целей специальные, или же просто мыть руками. Также не стоит ставить посуду Кришны в раковину, где вы моете свою посуду, т.е. просто держите тарелочки в руках когда моете, не ставьте их в раковину, а тем более если там лежит ваша невымытая посуда. Вымыв посуду Кришны уберите ее в специально отведенное для этого место.

«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы…»

Подробные описания, как правильно освящать пищу в Христианстве:

Отличие процедуры предложения или освящения пищи в Христианстве и Вайшнавизме, не носит принципиальных различий. Но в Вайшнавизме гораздо более жесткие требования, при несоблюдении ритуала можно нанести оскорбление Божеству неправильным Служением.

Для освещения пищи в христианстве самый простой вариант, это когда семья садится за стол, глава семьи или духовный наставник читает молитву (при этом все берут друг друга за руки). Тем самым пища на столе освящается. Даже такой, казалось бы простой ритуал способен освятить пищу, причем качества этой, освященной, пищи будут принципиально отличаться от ЕДЫ. Это уже прасад (как говорят в традиции Вайшнавизма), пища предложенная Господу. А еще желательно для него и приготовленная. Освещение очищает и трансформирует энергетику пищи, насыщая ее энергиями и качествами Бога. Таким образом, происходит ежедневная работа и трансформация сознания людей Личностью Бога.

Причем, не важно, если уровень духовного развития людей не позволяет фиксировать, ощутить или почувствовать это. Трансформация все равно идет и работает над нами через пищу.

Процесс освящения пищи в православии:

Поставьте приготовленную с любовью к Богу пищу на алтарь перед иконой и произнесите молитву. Так как требования к освещению пищи в христианстве менее строгие, я просто даю несколько молитв.

Молитва перед едой

Очи всех на Тя, Господи, уповают,

и Ты даеши им пищу во благовремении,

отверзаеши Ты щедрую руку Твою

и исполнявши всякое животное благоволения

Молитва на благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш,

благослови нам пищу и питие

молитвами Пречистыя Твоея Матери

и всех Святых Твоих,

яко благословен еси во веки. Аминь.

И перекрестите пищу и питие 3 раза

Благодарим Тя, Христе Боже наш,

яко насытил еси нас земных Твоих благ;

не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия,

но яко посреде учеников Твоих пришел еси,

Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва Иисусу на освящение пищи (не каноническая).

Приди к нам, в сердца наши!

Будь же меж нами за этим столом!

Раздели с нами хлеб наш насущный!

Даруй нам Свет Осознания и дай нам от Силы Твоей!

Защити нас от Злого и очисти от Скверны и всякого Лукавства.

Другие МОЛИТВЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ ПИЩИ

Молитва на освящение пищи до еды

Господи, благодарим Тебя за все, что Ты нам посылаешь!

Да выполнит эта пища свое божественное предназначение,

преобразуя свет солнца в свет наших клеток.

Наполни ее светом и радостью святой!

Благословенно Небо, благословенная Земля,

благословенна пища сия,

а также приготовляющий и вкушающий ее.

Благодарим, Тебя, Отче,

за благодатную пищу сию.

Прикоснись же дыханьем Твоим

и освяти всю эту пищу.

Дабы мы могли после ее вкушения

Воспринимать энергии не только земные,

Дабы мы могли достойно и с новою силою

творить Божественную волю Твою.

Молитва перед едой

ОТЕЦ ЕДИНЫЙ И ВСЕВЫШНИЙ,

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, БЫТИЯ,

БЛАГОСЛОВИ НАМ ЭТУ ПИЩУ,

ПУСТЬ НАПИТАЕТ СУТЬ ТВОЯ

ЕЁ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЧАСТИЦЫ

ЛЮБОВЬЮ, СВЕТОМ, КРАСОТОЙ!

СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ДЕСНИЦЕЙ ОЧИСТИ,

ЗАРЯДИ СВЯТОЙ ЭНЕРГИЕЙ И БЛАГОДАТЬЮ,

И ЧЕРЕЗ ПИЩУ ДАЙ НАМ СВЕТ,

БЛАГОСЛОВИ НАС, БОЖЬЯ МАТЕРЬ,

И УКРЕПИ ЛЮБВИ ЗАВЕТ! ОМ Ра!

Благодарим, Тебя, Отче,

за благодатную пищу сию.

Дыхание, любовь и энергии

Твои снизошли на нас

и укрепляют тело, силы и дух.

И дух наш возликовал.

Надеемся и верим, Отче,

что так же как насытил нас,

голодающих и жаждущих.

Надеемся и верим, Отче,

что так же как Ты спас нас,

отчаявшихся и заблудших.

Стоит отдельно уточнить, что между прочтением молитвы и вкушением пищи, должно пройти не менее 3 минут.

Вообще, мы часто забываем молиться. Поэтому все нижеприведенные молитвы надо распечатать и приклеить на стене прямо перед обеденным столом. Тогда меньше шансов забыть. И даже само их присутствие тоже будет дополнительно очищать и пищу и помещение.

Читайте также: Можно ли поднимать найденные на улице деньги, украшения, крестик? здесь

Поделиться с друзьями:

kak statj zhenoj oligarha

shepotki na ukreplenije zdorovja

mozhno li podnimatj najdennoe

Источник

Предложение пищи Господу Кришне

Прасад, прасадам — «милость Господа» («Бхагавад-гита как она есть» 2.64, пословный перевод); освященная пища или какие-либо предметы, которые были поднесены Господу и приняты Им.

Прасад Господа Кришны

Статья Вишакхи деви даси, опубликованная в журнале «Обратно к Богу», № 68, август 1974 г.

oJnE8fu RVQ

Какая еда порой маслянистая, иногда сладкая, пряная или сочная, зачастую необычная и всегда с изысканным вкусом? Ответ: Кришна-прасад. «Прасад» означает «милость Бога», это слово относится именно к пище, которая была предложена Кришне. Если вы когда-нибудь встречались с преданными Господа Кришны, то у вас, вероятно, была возможность отведать немного прасада в виде экзотических блюд, таких как пури, халава, кичори, ладду или же просто кусочки яблок с финиками и орехами. Какая разница между прасадом и обычной едой? Они могут выглядеть похожими, но разница в том, что прасад был с любовью поднесен Господу Кришне одним из Его преданных, а обычная пища — нет.

Особое качество преданного, которое отличает его от остальных, заключается в том, что он признаёт Бога верховным контролирующим всего сущего. Он знает, что Верховный Господь, Кришна, творит и даёт нам не только всю пищу, которой мы питаемся, но и воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьем и на самом деле даже землю, на которой мы живем. В «Бхагавад-гите» (10.8) Господь Кришна говорит:

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

«Я источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем». Поэтому из чувства долга, благодарности и любви преданный сначала предлагает свою пищу Кришне. И хотя Бог независим и в ни коей мере не испытывает нужды в подобных подношениях, наше желание служить Ему так же естественно, как и стремление взрослого сына служить своим родителям, которые заботились о нем всю жизнь.

Предложение прасада — хороший пример того, как преданный действует во взаимосвязи с Кришной. Преданный, посвятивший свое сознание Кришне, не просит: «Господи, пожалуйста, дай нам хлеб насущный». Нет. Преданный не просит Бога быть исполнителем его желаний, потому что знает, что Бог и так обеспечивает всем нас и остальных живых существ, от слона до муравья. Поэтому преданный ест пищу, которой нас обеспечивает Господь, — пищу, приготовленную из фруктов, овощей, молока, сахара и зерновых, — но вначале подносит эту пищу обратно Кришне. Такую пищу можно предлагать Божеству Кришны в храме либо духовному учителю — представителю Кришны. В любом случае следует понимать, что подношение всегда делают через посредство духовного учителя.

Разумеется, непреданные возразят, что такая преданность бессмысленна. Весь этот мир и существующая в нем жизнь, скажут они, возникли из безличностной, безжизненной силы. Идеальный порядок и гармония во вселенной появились из космической пыли. Изначально жизнь породила материя — какие-то химические вещества, которые случайно соединились необходимым образом. Отвечая взаимностью недалеким материалистам, придерживающимся подобных взглядов, Кришна остаётся недоступным их восприятию до того момента, когда в конце их жизни предстаёт перед ними в качестве смерти и забирает у них всё, чем они обладали.

Те, кто понял, что Бог существует, но еще не в полной мере постиг науку преданности, могут задать вопрос: «Если Бог уже обеспечивает нас всем, почему следует брать на себя труд предлагать Ему нашу пищу?» Помимо выражения благодарности, мы должны вначале подносить нашу пищу Господу еще и потому, что это защитит нас от сетей материализма, которые в противном случае опутывают нас, когда мы принимаем пищу. Всякое действие порождает противодействие — это общеизвестный закон физики. Однако люди, как правило, не знают, что этот закон не ограничивается только рамками физики. Этот закон природы глубоко затрагивает практически каждый аспект нашей жизни. Даже столь простое действие, как прием пищи, может вовлечь нас в паутину материальных последствий.

В ведической литературе сказано: дживо дживасйа дживанам — одно живое существо служит пищей другому. Чтобы питаться, все мы должны убивать. Поскольку у животных более низкий уровень интеллекта, законы природы не накладывают на них ответственность за убийства, которые они совершают естественным путем. Когда же убийство совершает человек, он вовлекается в комплексную сеть действий и последствий. За причиненное страдание ему самому когда-нибудь в будущем придется страдать. Однако приготовление пищи для Бога и последующее предложение Ему перед тем, как мы попробуем ее, освобождает нас от последствий, налагаемых материальной природой. В «Бхагавад-гите» (3.13) сказано: «Преданные Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которую сначала приносят в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу для своего чувственного наслаждения, воистину, вкушают один лишь грех».

Комментируя этот стих, Шрила Прабхупада говорит: «Преданные Господа, обладающие сознанием Кришны, прежде чем принимать пищу, предлагают ее Господу. Такая пища насыщает их тела духовной энергией. В результате они не только освобождаются от последствий совершенных в прошлом грехов, но и делают свое тело невосприимчивым ко всем видам материальной скверны. Подобно тому как во время эпидемии прививка надежно защищает человека от болезни, пища, предложенная Господу Вишну [Кришне], ограждает нас от скверны этого мира, и того, кто ест только такую пищу, называют преданным Господа».

Люди, находящиеся на начальной стадии самоосознания, предлагают свою пищу Кришне в соответствии с наставлениями возвышенных преданных, которые заинтересованы только в том, чтобы доставлять Кришне удовольствие. Такие великие души служат Кришне из любви и не ожидают за это никакого вознаграждения. Но каким образом можно доставить удовольствие Верховной Личности, Господу, который полностью независим, всепроникающий, сознаёт всё сущее и является изначальной причиной всех причин? Надо просто следовать Его наставлениям и указаниям Его чистых преданных и делать это с искренним и серьезным отношением. Господь Кришна говорит:

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахртам
ашнами прайататманах

«Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или воду, Я непременно приму его подношение» (Б.-г., 9.26).

Если мы стремимся очиститься, занимаясь трансцендентным преданным служением Всевышнему, то нам следует выяснить, чего от нас хочет Господь. Тот, кто любит Кришну, будет подносить Ему всё, чего Он желает, и избегать предложения чего-либо нежелательного или того, что предлагать не просят. Поэтому не следует подносить Кришне мясо, рыбу или яйца. Если бы Он хотел принимать такие подношения, то сказал бы об этом. Вместо этого Он просит листья, фрукты, цветы и воду и говорит о таком подношении: «Я приму его». Следовательно, мы должны понимать, что Он не примет мясо, рыбу и яйца. Овощи, зерновые, фрукты, молоко и вода — продукты питания, которые предназначены для человека и перечислены Самим Господом Кришной. Всё остальное, что люди употребляют в пишу, предлагать Ему нельзя, поскольку Он не примет такие подношения. Соответственно, мы не сможем действовать на уровне любовной преданности, если будем предлагать Богу такую пищу.

Как только Верховный Господь принял подношение (Он может сделать это, посмотрев на него или услышав молитвы Своих преданных), пища, ставшая прасадом, получает мощную духовную энергию. Поэтому преданные Господа широко распространяют прасад. Одухотворенная пища увеличивает продолжительность жизни, очищает наше существование, дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. И помимо этого напитывает нас трансцендентным осознанием, а это — особое свойство, которое невозможно купить ни за какие деньги.

Значение прасада

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит, что перед тем как съесть пищу, ее нужно предложить Ему. В наставлениях Шрилы Прабхупады говорится о важности этого принципа:

«В тринадцатом стихе третьей главы Шри Кришна объясняет, что только пища, принесенная сначала в жертву, чиста и пригодна к употреблению теми, кто стремится к прогрессу в жизни и освобождению из оков материальной зависимости. В том же стихе Он говорит, что люди, не предлагающие Ему своей пищи, едят только грех. Иными словами, с каждым кусочком такой пищи они все глубже увязают в хитросплетениях материальной природы. Приготовление вкусных и простых овощных блюд, предложение их изображению или Божеству Господа Кришны, с поклоном и молитвой о том, чтобы Он принял это скромное подношение, способствуют неуклонному духовному продвижению в жизни, очищению тела и развитию тонких тканей мозга, обеспечивающих ясность мышления. Самое главное — предложение должно совершаться с любовью. Кришна не нуждается в пище, ибо Ему принадлежит всё, что существует, и тем не менее Он принимает подношение того, кто желает угодить Ему таким образом. Самое важное в приготовлении, служении и подношении — делать это с любовью к Кришне».
«Бхагавад-гита как она есть» 9.26, фрагмент комментария

В семнадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь Кришна рассказывает о том, что пища бывает разных категорий и оказывает разное влияние:

Даже пища, которую употребляют люди, делится на три вида в соответствии с тремя гунами материальной природы. То же самое касается жертвоприношений, аскез и благотворительной деятельности. Выслушай Меня, Я расскажу тебе о различиях между ними.

КОММЕНТАРИЙ: Различные обстоятельства и гуны материальной природы определяют различия в питании людей, в их жертвоприношениях, аскезах, которые они совершают, и благотворительной деятельности. Все эти действия совершаются на разных уровнях. Тот, кто, проанализировав различные виды деятельности, может определить, в каких гунах природы они находятся, является мудрым человеком. Те же, кто сводит воедино различные виды жертвоприношений, пищи или благотворительной деятельности, и не могут увидеть между ними разницы, называются глупцами. Некоторые проповедники заявляют, что человек может делать всё что угодно и при этом достичь совершенства. Однако эти глупые пастыри действуют вопреки указаниям священных писаний. Они придумывают собственные пути духовного развития и вводят в заблуждение неискушённых людей.

Пища в благости увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Такая полезная пища сладкая, сочная, маслянистая и вкусная. Чрезмерно горькая, кислая, солёная, острая, сухая и горячая пища нравится людям, находящимся в страсти. Такая пища порождает боль, горе и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, гниющая, протухшая и нечистая, нравится людям в гуне невежестве.

КОММЕНТАРИЙ: Цель питания состоит в том, чтобы увеличить продолжительность жизни, очистить ум и увеличить физическую силу. Это его единственное предназначение. В прошлом великие авторитеты отобрали те продукты, которые больше всего укрепляют здоровье и увеличивают продолжительность жизни, такие как молоко и молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи. Все они особенно нравятся тем, кто находится в благости. Некоторые продукты, например, печёная кукуруза или чёрная патока, не очень вкусны сами по себе, но становятся вкусными, если их употреблять с молоком и другой пищей. Тогда они тоже относятся к гуне благости. Все эти продукты чисты по своей природе. Они разительно отличаются от осквернённой пищи, такой как мясо и вино. Маслянистая пища, о которой говорится в восьмом стихе, не имеет в своём составе жиров, полученных в результате убийства животных. Жиры животного происхождения содержатся в молоке, самом чудесном из всех продуктов питания. Получая животные жиры из молока, сливочного масла, сыра и других молочных продуктов, мы избавляемся от необходимости убивать невинных существ. Убивать их могут только люди с варварским сознанием. Цивилизованные люди получают животные жиры из молока, а нелюди — путём убийства животных. Белки в изобилии содержатся в горохе, дале, цельной пшенице и других продуктах.

Пища в страсти горькая, пересолёная, слишком горячая или сильно сдобренная красным перцем, вызывает дисбаланс слизи в желудке, что ведёт к развитию различных заболеваний. К невежеству или тьме относятся прежде всего несвежие продукты. Любая пища, приготовленная более чем за три часа до еды (за исключением прасада — пищи, предложенной Господу), является пищей в гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища издаёт неприятный запах, который привлекает людей в гуне невежества, но вызывает отвращение у тех, кто находится в благости.

Остатки пищи можно есть лишь в том случае, если эта пища была первоначально предложена Верховному Господу, или её ел святой человек, в особенности духовный учитель. В противном случае остатки чужой пищи относятся к гуне тьмы и являются причиной инфекционных и других заболеваний. Такая пища очень привлекательна для людей в гуне тьмы, но вызывает неприятие у людей в благости, которые никогда даже не притронутся к ней. Самой лучшей пищей являются остатки блюд, предварительно предложенных Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» Верховный Господь говорит, что Он принимает блюда, приготовленные из овощей, молока и муки, если они предложены Ему с преданностью. Патрам пушпам пхалам тойам. Разумеется, главным из того, что принимает у нас Верховная Личность Бога, является наша любовь и преданность. Однако говорится также, что прасад должен быть приготовлен по определённым правилам. Любая пища, приготовленная согласно указаниям шастр и предложенная Верховной Личности Бога, годится для употребления, даже если она была приготовлена очень давно, потому что такая пища является трансцендентной. Следовательно, для того, чтобы сделать пищу очищающей, съедобной и удовлетворяющей вкусы всех людей, её необходимо предложить Верховной Личности Бога.
«Бхагавад-гита как она есть», 17.7-10

Индиец: В чем важность прасадам? Важность прасадам?
Прабхупада: Прасад? Прасад означает милость. Милость. Прасад означает пракришта рупена сидати. Вот что такое прасад. Это значит, что он приносит полное удовлетворение.
Индиец: В конце нашей встречи вы угостите нас прасадом. В чем же важность этого прасада?
Прабхупада: О, этого. Да. Прасад. Очень хорошо. Этот прасад — благосклонность Кришны. Особая благосклонность Кришны. Вот что такое прасад. Прасаде сарва бхикшанам ханир асйападжайате. Если мы просто принимаем прасад Кришны, даже не имея никакой культуры, мы сможем получить духовное знание.
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите» 4.24-34, Нью-Йорк, 12 августа 1966 г.

«Бхунджате те тв агхам папа, йе пачантй атма-каранат. Тот, кто готовит для себя, вкушает один лишь грех. В материальном мире как вегетарианцы, так и невегетарианцы едят один лишь грех, и им придется страдать от последствий этого греха. Но что касается нас, то мы вкушаем остатки пищи, которая была предложена Кришне, поэтому ничего не боимся. Если Кришна хочет овощи, мы обеспечиваем Его овощными блюдами, если Он захочет невегетарианскую пищу, мы можем предложить Ему и такую пищу, но Он не хочет, как ясно сказано в Бхагавад-гите. Так что нас интересует прасад, а не вегетарианская или невегетарианская пища. Можешь сказать своей подруге, которая нас пригласила, что Свамиджи не мастер говорить о питательной ценности пищи, но то, что мы принимаем как прасад, невозможно сравнить ни с какой другой пищей во всей вселенной. Однако, если эта группа желает слушать о сознании Кришны, философию Бхагавад-гиты, то [нужно сказать им, что] это не религия. Это базовое знание [необходимое] для человеческой жизни. Все эти пожилые мужчины и женщины, они должны интересоваться ценностью жизни. Немало животных питается как вегетарианцы; обезьяны вегетарианцы, голуби вегетарианцы, так что стать вегетарианцем невелика заслуга. А вот осознать Кришну — важнейшее дело человеческой жизни. Ты должна постараться убедить своих друзей в этом. Они должны постараться узнать о сознании Кришны. Однако, поскольку они вегетарианцы, это великолепная возможность для них разобраться в нашей философии».
Из письма Шрилы Прабхупады Нандарани, 17 октября 1968

«Я понял твои вопросы. По поводу вопроса о рецептах прасада: Кришне предлагается пища в благости. Продукты в гуне благости — это пшеница, рис, бобовые (фасоль и горох), сахар, мед, масло, все молочные продукты, овощи, цветы, плоды и зерно. Эти продукты можно предлагать в виде любых блюд, приготовленных разными способами на усмотрение преданных. Ингредиенты всегда одни и те же, жаришь ли ты их в масле, варишь, печешь, растираешь в порошок или сочетаешь и готовишь еще какими-то способами, идея в том, что они должны относиться к этой группе продуктов. Ты можешь стряпать и по собственному рецепту, если хочешь, при условии, что твои ингредиенты входят в эту группу. Эта группа продуктов упомянута Кришной в Бхагавад-гите, и мы действуем соответственно. Сейчас ты должен сообразить, кто научил тебя, какая пища здоровая, а какая нет. Чем подтверждается авторитетность того лица? На самом деле здоровая и нездоровая — это материальные определения, а мы всегда интересуемся тем, чего хочет Кришна, поэтому мы предлагаем Ему есть то, что Он хочет. А Он просит готовить Ему пищу из продуктов этой группы. Надеюсь, теперь ты сможешь понять все, что касается приготовления прасада».
Из письма Шрилы Прабхупады Крису, 13 ноября 1968

«Поясняю мое письмо к Крису: я перечислил ингредиенты для приготовления прасада. Все эти продукты можно приготовить и в составе известных рецептов, и, если хочешь, можешь придумать новые хорошие блюда. Важно, чтобы приготовленные тобой блюда нравились Господу Кришне, и чтобы продукты, из которых они приготовлены, входили в те группы продуктов, которые я перечислил».
Из письма Шрилы Прабхупады Харер-Наме, 1 декабря 1968

«Аннa, гхритa, дaдхи и дугдхa ознaчaют зерно, топленое мaсло, йогурт и молоко. Нa сaмом деле это основные продукты питaния. Овощи и фрукты игрaют вспомогaтельную роль. Из зернa, овощей, топленого мaслa, молокa и йогуртa можно приготовить сотни и тысячи блюд. Вся пищa, которaя предлaгaлaсь Гопaле нa церемонии Аннaкутa, былa приготовленa из этих пяти видов продуктов. Только демоничных людей привлекaет другaя пищa, о которой мы не стaнем дaже упоминaть. Необходимо уяснить, что для полноценного питaния достaточно зернa, топленого мaслa, йогуртa и молокa. Ничего другого предлaгaть Божеству нельзя. Вaйшнaв, или совершенный человек, не ест ничего, что не было предложено Божеству. Люди чaсто бывaют недовольны продовольственной политикой своей стрaны, однaко из ведических писaний известно, что все проблемы с продовольствием решaтся сaми собой, если в стрaне будет достaточно коров и зернa. Вот почему «Бхaгaвaд-гитa» предписывaет вaйшьям (тем, кто занимается сельским хозяйством и торговлей) вырaщивaть зерно и зaщищaть коров. Коровa является вaжнейшим животным, потому что дaет чудотворный продукт – молоко, из которого можно делaть топленое мaсло и йогурт.

Совершенство человеческой цивилизaции зaключaется в рaзвитии сознaния Кришны, одним из элементов которого является поклонение Божеству. Божеству подносят блюдa из овощей, зернa, молокa, топленого мaслa и йогуртa, a потом рaздaют их всем желaющим. В этом зaключaется рaзницa между Востоком и Зaпaдом. Люди, приходившие увидеть Божество Гопaлы, приносили рaзные продукты, чтобы предложить их Божеству. Они пришли к Божеству и принесли все свои зaпaсы, чтобы не только сaмим поесть прaсaдa, но и нaкормить других. Движение сознaния Кришны aктивно продолжaет этот обычaй – готовить рaзные блюдa, предлaгaть их Божеству и рaздaвaть людям. Это необходимо делaть по всему миру, чтобы положить конец демоническому обрaзу жизни людей, в чaстности привычке есть греховную пищу. Демоническaя цивилизaция никогдa не сможет устaновить мир во всем мире. Поскольку потребность в пище состaвляет глaвную потребность человеческого обществa, лицa, ответственные зa приготовление и рaспределение продуктов питaния, должны брaть пример с Мaдхaвендры Пури и проводить церемонию aннaкутa. Если кaждый будет питaться только предложенным Божеству прaсaдом, все демоны стaнут вaйшнaвaми. Когдa все люди обретут сознaние Кришны, то же сaмое естественным обрaзом произойдет и с прaвительством. Тот, кто рaзвил в себе сознaние Кришны, лишен предрaссудков и ко всем относится доброжелaтельно. Если тaкие люди возглaвят прaвительство стрaны, ее грaждaне непременно перестaнут грешить. Они перестaнут быть демонaми, достaвляющими беспокойство окружaющим. Только тогдa повсюду воцaрится мир и соглaсие.
«Шри Чaйтaнья-чaритaмритa», Мaдхья-лилa. 4.93, комментарий

ЧЧ Антья 16.92: Шри Чайтанья Махапрабху отведал немного прасада, а Говинда взял остатки, упаковал их и перевязал.
ЧЧ Антья 16.93: Для Шри Чайтаньи Махапрабху вкус прасада в миллионы и миллионы раз превосходил вкус нектара, и Он был совершенно счастлив. Волосы по всему Его телу встали дыбом, а слёзы непрерывным потоком хлынули из глаз.
ЧЧ Антья 16.94: Шри Чайтанья Махапрабху подумал, «Почему этот прасад обладает таким дивным вкусом? Конечно же, это связано с тем, что его коснулись нектарные уста Кришны».
ЧЧ Антья 16.95: Понимание этого вызвало у Шри Чайтаньи Махапрабху чувство экстатической любви к Кришне, но присутствие слуг Господа Джаганнатхи сдержало Его эмоции.
ЧЧ Антья 16.96: Господь повторял снова и снова: «Даже частичка остатков предложенной Господу пищи, несёт в себе огромную удачу». Служители храма Джаганнатхи спросили: «Что Ты имеешь в виду?»
ЧЧ Антья 16.97: Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Эти остатки пищи, которые принял Кришна, становятся нектаром, сошедшим с Его губ. Он превосходит небесный нектар и даже такие полубоги, как Господь Брахма, с трудом обретают его».
ЧЧ Антья 16.98: «Остатки пищи Кришны называют пхела. Любого, кому достанется даже незначительная её часть, следует считать очень удачливым».
ЧЧ Антья 16.99: «Тот, кому сопутствует удача в обычных делах, не может получить такую милость. Только человек, которому полностью благоволит Кришна, может получить эти остатки».
ЧЧ Антья 16.100: «Слово „сукрити“, подразумевает благочестивую деятельность, осуществляемую по милости Кришны. Тот, кто достаточно удачлив, получает эту милость с остатками еды Господа и благодаря этому, возвышается».
ЧЧ Антья 16.101: Сказав это, Шри Чайтанья Махапрабху попрощался со всеми слугами. Посмотрев, как проходит очередное подношение пищи Господу Джаганнатхе, называемое упала-бхога, Он вернулся в свою обитель.

Ощутив прикосновение риса, брошенного Нитьянандой Прабху, Адвайта Ачарья подумал, что остатки трапезы парамахамсы Нитьянанды очистили Его, и потому принялся танцевать.

КОММЕНТАРИЙ: Авадхутой называют того, кто поднялся над всеми правилами и ограничениями. Иногда Нитьянанда Прабху пренебрегал некоторыми правилами санньясы и вел Себя, как безумный авадхута. Он бросил на землю недоеденный рис и несколько зерен попало в Адвайту Ачарью. Последний очень обрадовался этому. Он причислял Себя к общине смарта-брахманов, и, когда Его коснулся рис, отведанный Нитьянандой Прабху, Адвайта Ачарья почувствовал, что сразу же очистился от скверны предрассудков смарты. Остатки трапезы чистого вайшнава называются маха-маха-прасадом. Они всецело духовны и неотличны от Господа Вишну. Их ни в коем случае нельзя считать простыми объедками. Следует понимать, что духовный учитель находится на ступени парамахамсы и не обязан следовать предписаниям системы варнашрамы. Остатки пищи с тарелки духовного учителя и других подобных ему парамахамс обладают очистительной силой. Стоит обычному человеку дотронуться до такого прасада, как его ум очищается, а сам он возвышается до положения безупречного брахмана. Поведение и слова Адвайты Ачарьи являются назиданием обывателям, не подозревающим о важности духовных ценностей и не знающим о необыкновенных свойствах пищи, отведанной истинным духовным учителем и чистыми вайшнавами.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 3.96

Предложение бхоги

KFE Wqjtw64

Перед предложением бхоги (пищи) Верховному Господу ее нужно положить в отдельную посуду (металлические поднос и тарелки/миски, чашки/стаканы), которая используется только для Шри Кришны, и накрыть ее салфеткой (салфетка должна оставаться на подносе до того, как он будет отнесен на алтарь, затем салфетку нужно снять). Пищу, предназначенную для предложения Господу, не следует выставлять напоказ, когда несете ее на алтарь.

«Нельзя предлагать Божеству пищу, на которую взглянула собака или другое низшее животное».
«Нектар преданности», глава восьмая

Порции должны быть как для одного человека.

«По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божеству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему».
Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 14 февраля 1969

На тарелках во время подношения должно быть, как минимум, по два каждого штучного блюда:

«Можете продолжать предлагать десять тарелок. В храме Радха-Дамодары предлагают бхогу шести Госвами. Предлагайте десять полных тарелок: восемь пури, два качори, два самоса, несколько видов сладостей (по две штуки каждого вида) и различные овощи. Готовь разные вкусные вещи, такие как джхури, дал-мот, джалеби, райта и другие прекрасные блюда. У вас должен быть хороший запас таких вещей, чтобы если в храм зайдет важный человек, вы могли предложить ему полную тарелку бесплатного прасада. Так наш храм станет очень популярным, потому что все будут знать, что если прийти в наш храм, получишь очень хороший прасад. Для остальных гостей продолжайте каждый день продавать прасад. Это очень хорошая программа. Весь прасад должен быть первоклассным.
Из письма Шрилы Прабхупады Дхананьджае и Акшаянанде Свами, 18 июня 1975

Вместе с подношением в каждой тарелке (чашке) должен быть лист Туласи.

«. Можем ли мы подрезать листья Туласи, нет, никакого вопроса о подрезании быть не может. Но ты можешь брать листья Туласи для поклонения Кришне. В первую очередь используй засохшие листья или листья, которые опали, а если требуется больше листьев для поклонения Кришне, можешь взять их у деревца Туласи следующим образом. Сначала подойди к Туласи Деви и предложи поклоны, попроси ее, что для поклонения Кришне, ты хочешь взять несколько листьев. Затем, если она позволит, можешь взять. Не может быть никакого вопроса о подрезании в манере садовника просто для того, чтобы создать красивую форму растения для декоративных целей. И если есть мертвые веточки, из них можно сделать шейные бусы, а если ветви большие, можешь сделать четки для джапы. Нет необходимости оставлять на ночь горящую свечу, но можно поставить ее для Туласи Деви вечером на один час, это будет хорошо».
Из письма Шрилы Прабхупады Шрилы Прабхупады Джагамохини даси, недатировано

«Я очень рад, что ты занята служением Туласи-деви. Чтобы доставить радость Господу, очень важно предлагать Ему листья Туласи. Однако сама Туласи-деви радуется не красивым мелодиям, а настоящей преданности. Так что продолжай стараться как можно лучше, и ты без дополнительных усилий будешь продвигаться в сознании Кришны».
Из письма Шрилы Прабхупады Шарада-деви-даси, 25 ноября 1974

«. При каждом подношении Божествам бхоги на тарелке должен лежать лист Туласи».
Из письма Шрилы Прабхупады Индире, 9 августа 1971.

«Да, листья Шримати Туласи-деви должны предлагаться всем экспансиям Вишну-таттвы Кришны, включая Нитьянанду и Балараму».
Из письма Шрилы Прабхупады Дхрувананде, 4 января 1973

Минимальный стандарт предложения (не учитывая предложения в уме) — поставить подношение перед изображением Шрилы Прабхупады и прочитать его пранама-мантру:

«По поводу двух твоих вопросов: для предложения прасада молитвы духовному учителю достаточно. Метод таков: всё предлагается духовному учителю, а духовный учитель предлагает это же подношение Господу. Когда пища предложена духовному учителю, он тут же предлагает ее Господу. Такова система, и поскольку мы приходим через парампару, мы обязаны действовать через верный канал, а именно: сначала духовный учитель, затем Господь Чайтанья, затем Кришна. Поэтому когда мы читаем молитвы, мы делаем так: ванде ‘хам шри-гурох. и постепенно переходим к Госвами, затем к Господу Чайтанье, затем к Радхе-Кришне. Так нужно молиться. А когда мы предлагаем прасад, мы ставим все перед духовным учителем, и это значит, что духовный учитель позаботится о том, чтобы предложить пищу Господу. Поэтому, если мы просто читаем молитву духовному учителю, это уже достаточная церемония».
Из письма Шрилы Прабхупады Харер-Нама, 28 мая 1968

Обычно произносят молитвы Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье и Господу Кришне (каждую по три раза). Посуду нужно поставить перед изображением Шрилы Прабхупады и Панча-таттвы (Господь Чайтанья и четверо Его спутников) или на алтарь с Божествами.

Для предложения пищи Кришне нужно произнести по три раза каждую из следующих мантр: сначала первые две — духовному учителю Международного общества сознания Кришны Шриле Прабхупаде (произносятся эти две мантры подряд, затем снова первая-вторая и третий раз первая-вторая), затем три раза третья мантра — Господу Чайтанье, и три раза четвертая — Господу Кришне):

«9) Как предлагать пищу

Предлагая Божеству пищу, или бхогу, следует произносить следующие мантры:

1) нама ом вишнупадайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

«Я выражаю свое почтение Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Господу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп».

2) намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

«О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты».

3) намо маха-ваданйайа кршна-према прадайа те
кршнайа кршна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты — Сам Кришна, явившийся как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Мы выражаем Тебе свое почтение».
(«Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 19.53)

4) намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча
джагад-дхитайа кршнайа говиндайа намо намах

«Я выражаю свое почтение Высшей Абсолютной Истине, Кришне, благожелателю коров, брахманов и всех живых существ. Я снова и снова склоняюсь перед Говиндой, источником наслаждения для всех чувств».
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 13.77)
Из книги «Шрила Прабхупада сиддханта», глава третья

Правильное произношение этих мантр можно послушать здесь: http://sulo-cana.narod.ru/Bhoga-mantra.mp3

Шрила Прабхупада говорит об этих мантрах:

«Во время предложения прасада можешь трижды произнести молитву духовному учителю и трижды — молитву намо брахманйа. Это очень хорошо — повторять мантру три раза. Кроме того, после предложения пищи духовному учителю, можешь предложить ее Господу Чайтанье, произнеся молитву намо маха-ваданйайа три раза, а затем трижды предложить Кришне».
Из письма Шрилы Прабхупады, 26 марта 1968

«По поводу предложения пищи: обычно пищу предлагают вначале духовному учителю; мы не можем ничего делать напрямую. Духовный учитель принимает подношение от имени ученика и предлагает его Кришне. После того, как Кришна поест, духовный учитель принимает прасад, а затем преданные принимают маха-прасад. Так принято. Все вначале предлагают духовному учителю с молитвой: нама он вишну-падайя. »
Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани, 15 февраля 1968

Прабхупада: Не надо специальной тарелки. Процесс таков: всё, что мы предлагаем Божеству, это предлагается гуру. А гуру предлагает своему гуру. Так это доходит до Кришны. Мы не предлагаем Радхе-Кришне напрямую. Нет. Мы не имеем права. И Он не принимает, когда предлагают напрямую. Изображения ачарьев — почему они здесь стоят? На самом деле подношение нужно предлагать своему гуру, а он предложит своему гуру, он — своему гуру, он — своему гуру. Так это дойдёт до Кришны. Таков процесс. Вы не можете напрямую обращаться к Кришне или к другим подчиненным Кришны. Это невозможно.
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», Горакхпур, 15.02.1971

«Такова система парампары. Как вы получаете знание от одного звена к другому. Нараяна, Кришна, дал наставления Вьясадеве. Брахма, Брахма дал наставления Нараде. Нарада поведал их Вьясадеве. Вьясадева — своему ученику Мадхвачарье. Мы тоже должны следовать этому принципу, таким же образом. Прежде всего мы выражаем почтение духовному учителю, как это было сделано по отношению к Шукадеве Госвами. Там вйаса-сунум упайами гурум мунинам. Затем — его духовному учителю, потом — его. затем — его духовному учителю, затем — его духовному учителю, его духовному учителю, его духовному учителю, в конечном итоге — Кришне. Таков процесс. Не пытайтесь приблизиться к Кришне напрямую, перепрыгнуть. Это бесполезно. Как вы получаете знание по звеньям, по системе парампары, точно так же нам следует обращаться к Кришне по этим звеньям».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», Рим, 28.05.1974

Во время произнесения этих мантр в левой руке следует держать колокольчик и равномерно позванивать им. Звуком колокольчика мы привлекаем внимание Господа и очищаем пространство на тонком плане.

«Да, когда Джаганнатха ложится спать и когда Он просыпается, обычно звонят в колокольчик. Звонить в колокольчик нужно даже когда предлагается прасад. Так делают во всех храмах Вриндавана».
Из письма Шрилы Прабхупады Мадхусудане, 1 февраля 1968

Использование колокольчика очень эстетично, его звук нравится Господу. Кроме того, звук колокольчика очищает пространство на тонком плане.

Свидетельства из священных писаний о колокольчике собраны в «Хари-бхакти-виласе» Шрилы Санатаны Госвами:

(Агамы)
Раковина имеет три качества, которые нужно рассмотреть: размер, гладкость и
яркость (блеск). В случае если в раковине нет естественных дырок, и она
обшита золотом, то она подходит для поклонения Божеству, даже
если Оно сломано или неправильно вырезано.
Особенно важно звонить в колокольчик при омовении Божества, поскольку
Господу Кешаве очень нравится такая практика.

(Нарада-панчаратра)
Приглашая Господа и предлагая Ему аргхйу, благовония, цветы и пищу,
человек должен всегда звонить в колокольчик и повторять следующую
мантру.

(мантра)
Преданный должен предложить Господу благовоние, звоня в колокольчик после
повторения джайадхвани мантраматах сваха. Неблагоприятно звонить в
колокольчик в другое время, кроме как во время поклонения Господу. Человек,
который желает достичь совершенства, не должен поклоняться Господу не
звоня в колокольчик.

(Слава звона в колокольчик)

(В беседе между Брахмой и Нарадой, записанной в Сканда-пуране, находим
следующее утверждение)
Сейчас услышь, как Я опишу благочестие от звона в колокольчик во время
омовения и поклонения Господу Васудеве.

Тот, кто поклоняется Господу, звоня в колокольчик, будет жить на райских
планетах тысячи миллионов лет, прислуживаемый небесными женщинами.
Колокольчик наиболее благоприятный среди всех музыкальных
инструментов. Он сильно удовлетворяет Господа Кешаву. Звон в
колокольчик приносит благочестие от совершения миллионов
жертвоприношений. Человек, омывающий Господа Хари, играя на
музыкальных инструментах, звоня в колокольчик, воспевая песни
прославления Господа и создавая благоприятные звуки, несомненно,
освобождается уже в этой жизни.

В случае если недоступны никакие музыкальные инструменты на время поклонения Господу, то просто от звона в колокольчик, всё становится совершенным. Звон колокольчика благоприятен. Он очень дорог Господу Хари. Вот почему преданный может звонить при поклонении Господу. Просто звоня в
колокольчик, преданный может удовлетворить Господа Кешаву, повелителя
полубогов, в течение времени, равного правлению сотен и тысяч Ману.

(в беседе между Верховным Господом и Прахладой из Вишну-дхармоттары мы
находим)

О лучший из Дайтьев, слушай, пожалуйста͵ о славе колокольчика.
О Прахлада, не существует преданного, подобного тебе в трёх мирах.
О сын Дайтйи, знай наверняка, что где бы ни держался для поклонения Мне
колокольчик c Моим именем, написанным на нём, — Я лично присутствую
там. Я живу в сердце человека, который звонит в колокольчик, носящий
символ Гаруды или Сударшана-чакры.

Мой дорогой сын, человек, который ежедневно звонит передо Мной в
колокольчик, украшенный изображением Гаруды, предлагая Мне
благовоние, поклонение, воду для омовения и сандаловую пасту, обретёт
благо от совершения 10 000 жертвоприношений, раздачи 10 000 коров в дар
и соблюдения сотен врат чандрайана с каждым своим предложением.
Просто от звона в колокольчик, любой вид поклонения становится полным и
успешным. Я становлюсь доволен человеком, который звонит в колокольчик, поклоняясь Мне, и так Я даю ему место в Моей личной обители. Человек может освободиться от страха рождений и смерти, если он звонит в колокольчик, украшенный знаком чакры или Гаруды при поклонении Мне.

О царь Даитйев, увидев колокольчик, украшенный символом
Гаруды, Я становлюсь счастлив подобно бедному человеку, который
получил много богатства. Как полубоги чувствуют счастье днём и ночью,
видя нектар, так и Я чувствую сильное удовлетворение, когда вижу форму Гаруды на колокольчике. В век Кали, просто с преданностью звоня в колокольчик при поклонении Мне, человек обретает благо от совершения 10-ти миллионов обетов чандрайана.

(также говорится)
Тот, кто делает колокольчик с чакрой, которая очень дорога Господу Вишну,
или с символом Гаруды на его вершинне, считается установившим три
мира в этом колокольчике. Тот, кто слышит звук колокольчика,
украшенного символом чакры во время смерти – даже если он очень падшая
личность – становится недосягаем для Ямадутов.

Звук колокольчика, раздающийся во время поклонения Господу Хари, устраняет
все виды недостатков и всё неблагоприятное. Полубоги, великие мудрецы,
и предки становятся очень довольны, слыша звук колокольчика. В
отсутствии колокольчика, украшенного символом Гаруды или чакры,
человек должен использовать обычный колокольчик. Нет сомнения в том,
что Верховный Господь будет доволен преданным, который Ему
поклоняется, звоня в колокольчик.

Человек может освободиться от страха перед змеями, огнём и светом, если его
колокольчик украшен формой Гаруды в его доме. Человека нельзя назвать
преданным Господа Хари, если в его доме перед Божеством не находится
раковина и колокольчик.

По этой причине, для удовлетворения Верховного Господа, Вайшнавы должны
использовать колокольчик, украшенный символом Гаруды или чакры.
Очень благоприятно трубить в раковину, повторять святое имя Господа,
воспевать Его славу, танцевать перед Ним и читать вслух литературу,
такую как Пураны, омывая Божество. (Конец цитаты.)

После произнесения пранама-мантр следует повторять мантру Харе Кришна или гаятри-мантру.

«По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла».
Из письма Шрилы Прабхупады Арундхати, 16 июня 1969

«По поводу Гаятри-мантры, Арундхати напрасно так настаивает. Если она хочет предлагать прасад Божествам, она может просто повторять харе-кришна-мантру. Нет необходимости повторять именно Гаятри-мантру. Для этого нужно получить специальное посвящение от духовного учителя, и ты должен сообщить ей об этом. Так не делается. А пока что, если Арундхати хочет предлагать прасад, подойдет и харе-кришна-мантра».
Из письма Шрилы Прабхупады Прадьюмне, 4 июля 1969

После произнесения мантр пища должна остаться на алтаре 15-20 минут, максимум — полчаса, как говорит Шрила Прабхупада:

«По поводу твоих вопросов: да, оставляй тарелку Кришны на алтаре на пятнадцать-двадцать минут или дольше, не больше, чем на полчаса. После того, как предложишь блюдо, оставшееся в кастрюлях нужно немедленно раздать. Тарелка Кришны может оставаться на алтаре, пока остальное раздают. Любая девушка, имеющая посвящение, может участвовать в приготовлении прасада, а преданный, у которого нет посвящения, пусть даже и юноша, не может принимать участия в приготовлении».
Из письма Шрилы Прабхупады Балаи, 25 января 1968

«Когда прасад (вода или пища) предложены Господу, Его тарелка должна оставаться на алтаре около пятнадцати-двадцати минут (пока оставшееся в кастрюлях принимают преданные). Воду достаточно оставлять на несколько минут. Когда прасад убран с алтаря, и мы к нему прикоснулись, его уже нельзя ставить обратно на алтарь. Все, что мы предлагаем, должно быть как можно более чистым».
Из письма Шрилы Прабхупады Карунамайи, 25 февраля 1968

«Да, оставлять подношение на алтаре в течение пятнадцати минут достаточно».
Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге, январь 1968

«По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божеству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему».
Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 14 февраля 1969

«Можно сделать, как ты предлагаешь, то есть, приготовить тарелки с прасадом для гостей, чтобы людям на пиру не приходилось долго ждать после предложения. Первую тарелку нужно положить Кришне, и ее нужно держать отдельно, повыше и накрытой. Тогда все будет нормально».
Из письма Шрилы Прабхупады Тамала-Кришне, 12 июня 1969

Самое главное при приготовлении и предложении — делать это с любовью и настроем на то, что это делается для удовольствия Кришны и с благодарностью к Нему. Вся суть предложения пищи Кришне в том, что он дает нам шанс установить с ним близкие отношения, предложить Ему что-нибудь с любовью и преданностью, как объясняет Шрила Прабхупада:

«Кришна говорит: «Когда Мой преданный предлагает Мне что-нибудь из овощей, зерновых и фруктов, поскольку он делает подношение с преданностью и любовью, Я ем». Когда преданный предлагает с преданностью и любовью: «Кришна, Ты дал нам столько продуктов. Я приготовил из них блюдо. Пожалуйста, отведай первым», — о, это так замечательно. Точно так же как отец обеспечивает вас столькими вещами, и вы чувствуете себя обязанными ему: «О, наш отец содержит нас». И если вы приготовите что-нибудь и сначала дадите это отцу: «Мой дорогой отец, я приготовил это блюдо. Оно очень вкусное. Попробуй первым. — О, это очень вкусно? Хорошо, дай Мне попробовать». Отец будет очень доволен: «О, вот мой дорогой сын». Это собственность отца. Вы ничего не можете предложить своему отцу. И точно так же вам нечего предложить Кришне. Просто вам нужно стать немного разумным. Вот и всё. Не будьте негодяем».
Из лекции Шрилы Прабхупады, Сан-Диего, 30.06.1972

Прабхупада: Давать и принимать, на английском это называется словом любовь. Так начинается любовь. В европейских, американских странах распространена свободная любовь. Они дарят цветок. Он или она принимает. И так начинается любовь. Кришна тоже говорит, любовь к Кришне начинается так же. Патрам пушпам пхалам тойам. [запись прерывается] То, что перечислено. Если вы просто с любовью предложите Кришне, Кришна говорит: ахам ашнами, «Я ем». Кришна голоден? Настоящее подношение — это любовь. Патрам пушпам не имеют ценности. Или лючи, пури — не имеют ценности. Настоящая ценность — это любовь. Йо ме бхактйа прайаччхати. Поэтому Он ничего ни от кого не принимает, если человек не предан Ему.
Из беседы, Бомбей, 16.04.1977

«В то время у Санатаны Госвами не было храма. Его Божество находилось на дереве. Мадана-мохана сказал ему: «Санатана, ты приносишь все эти сухие чапати, они пресные, и ты не даешь Мне даже и щепотки соли. Как Я могу есть?» Санатана Госвами ответил: «Господь, куда мне идти? Всё, что я получаю, я предлагаю Тебе. Пожалуйста, принимай. Я старик, не могу двигаться». Только посмотрите. И Кришна был вынужден есть эти чапати. (смеется) Потому что бхакта предлагает, и Он не может отказать. Йе мам бхактйа прайаччхати. Настоящая ценность — это бхакти. Что вы можете предложить Кришне? Всё принадлежит Кришне. Что является вашим? Какова ваша ценность? И какова ценность ваших вещей? Это ничто. Поэтому настоящая вещь — бхактйа, реальная ценность — это ваше чувство: «Кришна, будь добр, прими это. У меня нет квалификации. Я самый гнилой, падший, но (Прабхупада начинает плакать) я принес эту вещь Тебе. Пожалуйста, возьми ее». Это будет принято. Не будьте надменными. Всегда будьте осторожны. Вы имеете дело с Кришной. Такова моя просьба. Большое спасибо».
Из лекции Шрилы Прабхупады, Лос-Анджелес, 16.07.1969

«Пищу можно предлагать где угодно, но с преданностью и соблюдением всех правил и предписаний».
Из письма Шрилы Прабхупады Мадхусудане, 1 февраля 1968

«По поводу прасада: Кришна не принимает пищу, приготовленную непреданными. В Бхагавад-гите говорится: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. (9.26) То есть, самое главное — бхакти, преданность. Кришна не примет ничего, если это предлагает Ему кто-то, не являющийся чистым преданным. Как же стать чистым преданным Кришны? Нужно повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди: не есть мяса, не одурманивать себя, не заниматься незаконным сексом, не играть, и, кроме того, ты должен следовать указаниям гуру, который опытен в науке преданности. Если ты серьезно стараешься постичь сознание Кришны, ты можешь, с разрешения своего отца, пожить с нами некоторое время в одном из наших центров, изучить эту науку, а потом принять самостоятельное решение».
Из письма Шрилы Прабхупады Фредерико Лоренцо, 14 октября 1974

«Кришне нельзя предлагать ничего, что не было сделано руками преданных».
Из письма Шрилы Прабхупады Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975

За исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для проповеди и служения, следует избегать пищи, приготовленной непреданными.

В «Чайтанья-чаритамрите» описывается история, как Рагхунатха дас Госвами приглашал раз в две недели к себе на прасад Господа Чайтанью (он кормил Его на деньги своего отца). Так продолжалось два года, по истечении которых он вдруг неожиданно перестал приглашать Махапрабху.

Господь спросил Своего секретаря Сварупу Дамодару: «Рагхунатха перестал приглашать меня? Почему?» Сварупа Дамодара знал ум Рагхунатхи. Он сказал: «Прабху! Рагхунатха решил, что ежедневный прием у себя дома Тебя и преданных дает ему почетное место среди преданных и усиливает его эгоизм. Кроме того, он знает, что Ты не любишь есть пищу, приготовленную из продуктов, купленных на деньги мирских людей, но принимаешь его предложение из вежливости».

Махапрабху засмеялся и сказал:

вишаира аннакайле малина хайа мана
малина маха хайле нахе кришнера смарана

«Принятие пищи от мирского человека оскверняет ум. С оскверненным умом невозможно заниматься Кришна-бхаджаном. Я не мог отклонить предложение Рагхунатхи из вежливости. Я рад, что он сам решил прекратить все это» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.278-280).

«По поводу рождественского обеда с семьей: не думаю, что тебе следует есть пищу, приготовленную непреданными. Ты лучше приготовь что-нибудь сам, предложи Кришне, а потом, если хочешь, предложи остатки Господу Иисусу. Думаю, Господу Иисусу это понравится. Конечно, ты можешь сидеть со своей семьей и есть фрукты и молоко, которые они тебе предложат, но чем есть пищу, приготовленную ими, лучше самому приготовить прасад и предложить его Господу Кришне, а затем предложить то же самое Господу Иисусу».
Из письма Шрилы Прабхупады Хришикеше, 26 ноября 1968

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • Ящерки на участке приметы
  • ящерица с двумя хвостами примета
  • ящерица пришла в дом примета
  • ящерица перебежала дорогу примета
  • ящерица на кладбище примета