12 солнечных мантр в комплексе Сурья Намаскар
В йоге Солнце — это канал пингала или сурья нади, пранический канал, по которому течет жизненная сила (правая половина тела). Сурья Намаскар наполняет тело очень большим количеством энергии. Очень хорошо выполнять Сурья Намаскар в день Солнца, в Воскресенье (в этот день можно посвятить этой практике чуть больше времени, чем обычно, сделать ее более осознанной, используя, например, мантры).
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
1. Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу)
Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет. В летописях Митра описывается как пробуждающий людей к активности, поддерживающий землю и небо и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.
2. Ом Равайа Намаха (приветствие светящему)
Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
3. Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность)
Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Эта прекрасная аналогия нуждается в правильной интерпретации. Семь коней в действительности представляют семь лучей или семь эманаций Верховного сознания, которые выявляют семь планов бытия: бху (земной, вещественный), бхувар (промежуточный астрал), сувар (тонкий, небесный), махар (место пребывания дэвов), джанах (место обитания святых душ, которые перешли за пределы эго), тапах (место пребывания просветленных сиддхов) и сатьям (не поддающаяся анализу истинная реальность). Сурья символизирует само Верховное Сознание, контролирующее все эти планы проявления. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания – небо, в то время как Агни (огонь) – его представитель на Земле.
4. Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет)
Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
5. Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо)
Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
6. Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание)
Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности)
Хиранья Гарбха также известен как золотое яйцо, блистательный как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха – семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
8. Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца)
Маричи – один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
9. Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити)
Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце – один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
10. Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца)
Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
11. Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы)
Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
12. Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению)
В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Свами Сатьянанда Сарасвати «Сурья Намаскар — техника солнечного оживления»
Мантры для приветствия Солнцу(Сурья намаскар)
Сегодня я расскажу о том, какие санскритские мантры используются для выполнения йогической практики приветствия Солнцу «Сурья намаскар».
Само название «Сурья намаскар» (सूर्यनमस्कार) является санскритским словом, состоящим из двух частей:
सूर्य (sūrya, суурйа) — Солнце и
नमस्कार (namaskāra, намаскаара) — почитание.
Перед началом практики обычно прочитывают мантру на санскрите:
Образ Нараяна, описанный в мантре
ध्येयः सदा सवितृमण्डलमध्यवर्ती नारायणः सरसिजासनसंनिविष्टः।
केयूरवान्मकरकुण्डलवान् किरीटी हारी हिरण्मयवपुर्धृतशङ्खचक्रः ।।
dhyeyaḥ sadā savitṛmaṇḍalamadhyavartī nārāyaṇaḥ sarasijāsanasaṁniviṣṭaḥ
keyūravān makarakuṇḍalavān kirīṭī hārī hiraṇmayavapur dhṛtaśan̄khacakraḥ
дхйейах садаа савитрмандаламадхйавартии наараайана сарасидьжаа санасанни вишта
кейуураваан макаракундалаваан кириитии хаарии хиранмайавапур дхрташьанкха чьакрах
Должен почитаться всегда в центре солнечного диска находящийся Нараяна на лотосном месте расположившийся.
Обладающий кейуром, серьгами макары, украшенный диадемой и жемчужным ожерельем, с золотой фигурой, раковину и диск держащий.
Эта мантра посвящена Нараяне, как олицетворению духовного Солнца. При этом описан его образ. Кеюр — это наплечное украшение, которое носится между суставом плеча и бицепсом.
Мантры для Сурья Намаскар
Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии и как раши в индийской. Согласно индийской астрологии, каждый раши имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр, которые мысленно повторяются в их соответственном порядке в соединении с 12-ю движениями Сурья Намаскар (подробнее о комплексе Сурья Намаскар смотрите по ссылке).
Эти солнечные мантры не просто имена Солнца, но каждый звуковой слог, содержащийся в них, является носителем основной вечной энергии (шакти), представляемой самим Солнцем. При повторении их и концентрации на этих мантрах все умственные структуры получают пользу и станут возвышенными.
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем. Использование этих 12 мантр позволяет углубить вашу практику Сурья Намаскар.
Мантры для Сурья Намаскар
1. Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу)
Первая поза Пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет. В летописях Митра описывается как пробуждающий людей к активности, поддерживающий землю и небо и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.
2. Ом Равайа Намаха (приветствие светящему)
Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе Хаста Уттанасане (Ардха Чакрасана) мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
3. Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность)
Наклон к ногам — Падахастасана.
Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Эта прекрасная аналогия нуждается в правильной интерпретации. Семь коней в действительности представляют семь лучей или семь эманаций Верховного сознания, которые выявляют семь планов бытия: бху (земной, вещественный), бхувар (промежуточный астрал), сувар (тонкий, небесный), махар (место пребывания дэвов), джанах (место обитания святых душ, которые перешли за пределы эго), тапах (место пребывания просветленных сиддхов) и сатьям (не поддающаяся анализу истинная реальность). Сурья символизирует само Верховное Сознание, контролирующее все эти планы проявления. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания – небо, в то время как Агни (огонь) – его представитель на Земле.
4. Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет)
Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же, как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (Ашва Санчаланасана — поза Наездника) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
5. Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо)
Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В Парватасане (Горка) мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
6. Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание)
Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в Аштанга Намаскар, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности)
Хиранья Гарбха также известен как золотое яйцо, блистательный как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха – семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в Бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
8. Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца)
Маричи – один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (Парватасана), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
9. Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити)
Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце – один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (Ашва Санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
10. Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца)
Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу Падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в выполнении позы Падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
11. Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия.
Солнце – самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (Хаста Уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
12. Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению)
В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению. В 12-ой позе (Пранамасана) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Биджа мантры
Как смену 12 именам Солнца здесь представлена серия биджа мантр или семенных слогов. Биджа мантры — это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела.
Вот эти биджа мантры:
1. ОМ ХРАМ
2. ОМ ХРИМ
3. ОМ ХРУМ
4. ОМ ХРАЙМ
5. ОМ ХРАУМ
6. ОМ ХРАХА
Шесть биджа мантр повторяют 4 раза в течение практики одного раунда Сурья Намаскар.
Те или другие биджа мантры или солнечные мантры могут пороизноситься вслух или мысленно в зависимости, главным образом, от склонности практикующего и скорости практики. Если скорость практики очень маленькая, можно комбинировать солнечные мантры с наблюдением чакр. Если скорость немного быстрее, тогда биджа мантры могут быть использованы таким же образом. Если физические движения становятся намного быстрее, тогда те и другие мантры повторяются одни без прохождения чакр, или же наблюдение может быть проведено через чакры без мантр.
«Сурья Намаскар — техника солнечного оживления» Свами Сарасвати Сатьянанда.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте, чтобы быть в курсе новостей, читать полезные рецепты и слушать музыку! Подписывайтесь на мой канал на YouTube, чтобы не пропустить новые видео! Свои вопросы и оставляйте в комментариях к статье. Отзывы можно посмотреть и оставить здесь.
Мантры для выполнения комплекса упражнений Сурья Намаскар
Комплекс «Приветствие Солнца» пользуется неизменной популярностью у всех поклонников йоги. Но мало кто знает, что это не просто физкультура, а еще и энергетическая практика, которая включает в себя произнесение мантр. В правильно выполненном комплексе Сурья Намаскар – мантра, дополняющая каждый элемент практики.
Что такое Сурья Намаскар
Чтение мантры «Приветствие Солнца» состоит из 12 асан.
В переводе с санскрита словосочетание означает «Приветствие Солнца». Это последовательность из 12 асан, каждая из которых сопровождается ритмичными вдохом и выдохом, а также проговариванием мантры.
В ходе практики цикл дыхания синхронизируется с движениями тела и человек погружается в медитативное состояние. Сурья Намаскар – это ритуал поклонения богу Солнца.
Считается, что регулярное выполнение практики способствует воспитанию в человеке солнечных качеств, таких как активность, лидерство, сила, мужество и пр.
История происхождения
Ритуал поклонения Солнцу упоминается еще в древних текстах индуизма. В прежние времена этим названием обозначалась чисто ритуальная практика поклонения солнечному божеству без привязки к физическим упражнениям.
Как последовательность асан Сурья Намаскар возникает уже в XX в. благодаря Пратинидхи Панту, реформатору физического воспитания, который, как считается, и разработал этот комплекс.
Ритуал поклонения Солнцу также фигурирует в трудах Свами Шивананды и Кришнамачарьи. Все они внесли свой вклад в популяризацию комплекса Сурья Намаскар как физической практики йоги.
Последовательность асан
Комплекс состоит из 12 основных асан. Некоторые из них требуют попеременного выполнения на каждую ногу, поэтому комплекс делится на 2 полукруга по 12 асан в зависимости от того, на какую ногу выполняются упражнения. Таким образом, полный круг включает в себя 24 упражнения.
Основные асаны комплекса следующие:
Поза собаки мордой вверх — одна из асан.
Мантры для практики
Чтобы комплекс принес максимальную пользу не только на уровне тела, но и в плане энергетики, необходимо дополнять его чтением мантр. Для каждой асаны мантра будет своей.
Ежегодно Солнце проходит через 12 стадий, известных как знаки зодиака или раши в индийской астрологии. Проходя через раши, Солнце принимает новое имя.
Эти 12 имен стали мантрами, которые в соединении с асанами и дыханием наделяют практикующего острым умом, энергией и способностью к концентрации.
Ом митрайа намаха
Это мантра приветствия Солнцу как вселенскому другу. Поклоняющийся целиком вверяет себя ему – источнику жизненной силы, света, тепла и животворящей энергии. Солнце здесь покровитель мира, властитель земли и неба. Оно принимает и любит каждого своего обитателя без предвзятости и осуждения.
Ом равайа намаха
Равайя означает «тот, кто светит, дарующий божественное сияние». Во второй асане человек вытягивается вверх навстречу этому божественному свету.
Ом сурья намаха
Мантра имеет значение «тот, кто порождает активность». Здесь появляется динамический аспект Солнца. В древних мифах Сурья предстает как бог, несущийся по небу в упряжке из 7 коней.
Каждый конь символизирует план бытия или уровня сознания: землю, астрал, небесный мир, миры божеств дэвов, святых душ, просветленных сиддхов и мир за пределами постижения. Сурья в данном случае – это верховный бог, контролирующий все сферы бытия.
Ом бханаве намаха
Это приветствие тому, кто озаряет. В четвертой асане Солнце воплощает гуру – того, кто рассеивает мрак невежества и ведет к знанию, подобно тому как первые лучи Солнца разгоняют ночь.
Ом кхагайя намаха
Движение Солнца по небу когда-то было единственным средством вычисления и отсчета времени. Этой мантрой принято выражать благодарность Солнцу как измерителю времени и прогресса.
Ом пушне намаха
Приветствие Солнца как питающего источника. Оно поддерживает и насыщает своими живительными лучами все живое на Земле. В позе 8 точек, шестой асане, человек выражает Солнцу свое глубокое уважение за дарованные ему свет, пищу и кров.
Ом хиранья гарбхайа намаха
Хиранья Гарбха – это золотое яйцо, из которого был рожден бог-созидатель Брахма. Это семя причинности, в котором заключена Вселенная. Мантра означает приветствие золотой космической личности, и Солнце в данном случае – причина жизни, всего живого.
Ом маричайя намаха
Подобно тому как Маричи является одним из сынов Брахмы, лучи – это дети Солнца. Они подобны миражу: как измученному жаждой путнику мерещится водоем на горизонте, так и иллюзии часто принимаются за истину. Данной мантрой человек просит Солнце озарить его, научить различать, где просветляющее знание, а где заблуждение.
Ом адитьяйа намаха
Адити – это имя космической матери, неисчерпаемой творческой мощи, от которой произошли все остальные божества. От нее пошел и бог Солнца. Мантра приветствует богиню Адити и просит ее благословения.
Ом савитри намаха
В этой мантре приветствуется Савитри, стимулирующий, пробуждающий силу Солнца. Когда речи идет о Савитри, имеется в виду Солнце на восходе, пробуждающее ото сна и побуждающее к действию, тогда как Сурья больше ассоциируется с активностью в течение дня.
Ом аркайа намаха
Это приветствие Солнцу, заслуживающему похвалы. Арка значит «энергия», и здесь человек отдает дань уважения Солнцу как неиссякаемому источнику этой энергии.
Ом бхаскарайа намаха
Эта мантра приветствует Солнце как первооткрывателя, символ ясного духовного знания, трансцендентных истин. Оно освещает путь, ведущий к просветлению. В заключительной асане комплекса практикующий молится, чтобы этот путь был светлым и беспрепятственным.
Биджа-мантры
Биджа переводится с санскрита как «семя». Биджа-мантры – это сменные слоги. Эти звукосочетания – источники мощной энергии. Они не имеют дословного перевода, но в них сосредоточено глубокое духовное знание.
Биджа-мантры повышают уровень вибраций тонких тел человека и возвышают сознание.
Всего насчитывают 6 священных слогов, относящихся к Солнцу:
Слоги произносят по 4 раза на каждый круг комплекса. По желанию можно делать это вслух или мысленно.
Советы и рекомендации по практике
Регулярное выполнение комплекса способно укрепить духовное и физическое здоровье, если все делать правильно.
Ниже приведены некоторые советы, как практиковать комплекс так, чтобы извлечь из него максимальную пользу:
Самое главное условие – регулярность. Если практиковать комплекс Сурья Намаскар каждый день, то первые результаты будут видны уже через пару недель.
[Асаны] Сурья-намаскара: техника выполнения, последовательность и действие
На санскрите слово «сурья» означает «солнце», а слово «намаскар» – «приветствие» или «поклонение». Таким образом, «сурья-намаскара» переводится как «приветствие солнцу». Сурья-намаскара представляет собой динамическое упражнение. Это не асана и не часть традиционной Йоги.
Мы всегда рекомендуем занимающимся Йогой включать его в свою программу в качестве существенной и неотъемлемой части. Оно наполняет все тело энергией, устраняет все признаки сонливости и великолепно готовит тело и ум к получению максимальной пользы от последующих асан, пранаямы, медитативных техник и т.д. Оно разминает все суставы, придает эластичность всем мышцам тела, массирует внутренние органы, активизирует дыхательную и кровеносную системы, а также тонизирует все другие системы организма. Короче говоря, оно приводит в состояние гармонии весь комплекс ум‑тело.
Его можно выполнять почти в любое время дня и в любом месте. Для этого не требуется никаких особых приготовлений. Если в течение дня вы почувствуете утомление, несколько циклов сурья-намаскара быстро восстановят потерянную энергию – как физическую, так и умственную. Если вы чувствуете гнев или подавленность, сурья-намаскара послужит прекрасным противоядием; это не панацея, но серьезная помощь в устранении эмоциональных потрясений. Эти ритмичное, симметричное упражнение, выполнение которого доставляет истинное удовольствие. Когда оно доведено до совершенства, создается впечатление, что тело само перетекает от одного движения к другому, без каких‑либо усилий или сознательного контроля. Кажется, что каждая часть тела сама, без всяких усилий, приходит в нужное положение в нужное время и в нужной последовательности. Попробуйте это упражнение сами, и вы поймете, что мы имеем в виду.
Символический и духовный смысл
Солнцу поклонялись с незапамятных времен. В древности люди благоговейно поклонялись солнцу, зная что оно излучает тепло и свет, необходимые для поддержания жизни. Они понимали, что без него не было бы ни жизни, ни движения. Если бы солнце перестало существовать, жизнь бы угасла, подобно пламени свечи.
В большинстве древних цивилизаций существовали религии, основанные на культе солнца. Его персонифицировали различные божества:
Все эти божества воплощают обновление бытия мира. Культу Солнца посвящались разнообразные храмы и различные места: пирамиды в Египте, Юкатан в Мексике, зиккураты в Вавилоне и Халдее. Именно из этих древних культов пришло многое из того, что составляет основу, ритуалы и символику современных религий, однако все это погребено под множеством различных наслоений и интерпретаций.
Рассмотрим Троицу Индуизма:
Солнцу поклонялись не только из‑за его материальной природы и мощи, хотя вполне возможно, что менее осведомленные люди ограничивались этим. Солнце само представляет собой символ. Оно символизирует духовное просветление и познание, свет во тьме неведения. Оно представляет сущность, духовность, существующую во всех материальных вещах. Именно эта сущность была объектом поклонения более просвещенных людей во всех древних культах и религиях. Материальное Солнце – это проявление более глубокой, скрытой основы или субстрата.
«Есть земное, материальное солнце – источник тепла; и все, кто способны видеть его, даже слепые, могут ощутить его тепло. И есть вечное солнце – источник мудрости; и те, кто духовно пробуждены, увидят это солнце и осознают Его существование».
Парацельс, средневековый алхимик
Материальное или земное солнце представляет собой проявление невидимого, духовного и небесного солнца. Духовное солнце воплощает духовные аспекты бытия, а от материального солнца происходят материальные аспекты жизни. Следовательно, именно духовное солнце считается источником силы и внутреннего света, но поскольку материальное солнце могут видеть все, кажется, будто поклоняются как раз этому его аспекту.
Во многих древних религиях и культах годичный цикл солнца считался символом жизни человека и, по существу, всех живых существ. Люди верили, что солнце рождается через 3 дня после зимнего солнцестояния, поскольку полагали, что в день зимнего солнцестояния (то есть 22 декабря) оно умирает. В это время его энергия и сила его лучей меньше всего (в Северном полушарии). 3 дня спустя (25 декабря) можно было легко видеть, что солнце заметно начинает становиться сильнее и продолжительность дня увеличивается. Это символизирует возрождение жизни, но, что еще важнее, это символизирует возрождение в духовном сознании. Эта дата имела большое значение во многих древних культах и по‑прежнему сохраняет его во многих современных религиях.
Солнце служит символом бессмертия, поскольку, умирая каждый вечер, оно возрождается на следующее утро. Восход солнца – время радости и восхищения, поскольку оно пробуждает все сущее. Вот почему сурья-намаскара было распространено в древней Индии. О нем упоминается в Ригведе и Аюрведе – древних индийских текстах, в которых предписывались различные распростертые позы для поклонения солнцу ранним утром. Однако в то время сурья-намаскара еще не имело своей современной формы и состояло из ряда неподвижных поз в сочетании с мантрами. Оно не было тем динамическим упражнением, которое мы знаем теперь. Лишь недавно эти статичные позы были объединены в согласованное упражнение, которое мы описываем в этой статье.
Многие люди все еще поклоняются солнцу в той или иной форме. Вы можете рассматривать сурья-намаскара как выражение своего уважения солнцу, будь то его материальный аспект или более глубокий духовный аспект, который символизирует материальное солнце. Или, если вы не склонны к почитанию, делайте сурья-намаскара просто для укрепления и сохранения здоровья. Это одна из ступеней к духовному осознанию и покою.
Основные особенности
Сурья-намаскара включает в себя 5 важных аспектов. Всем им следует уделять внимание для получения оптимальных результатов. Вот эти аспекты.
Ниже перечислены биджа или семенные мантры:
Полные мантры, по одной для каждого движения упражнения, выглядят следующим образом:
Ниже приводятся значения этих имен солнца:
Однако, для получения максимальной пользы, мы настоятельно советуем вам перед тем, как пытаться соединять эти мантры с каждой позицией, сначала добиться совершенства в выполнении физических движений сурья-намаскара синхронно с дыханием.
Последовательность обучения практике сурья-намаскара и действие
Вначале следует познакомиться с 12-ю позициями. На начальном этапе следует сосредоточиться на освоении последовательности физических движений, не уделяя или почти не уделяя внимания дыханию или повторению мантр. Со временем вы обнаружите, что выполняете все движения автоматически, почти не думая о них и не управляя ими. На этом этапе движения уже закрепятся у вас в уме. Очень важно осознание физического движения.
После того, как вы это освоите, добивайтесь правильной синхронизации дыхания с движением. Следует осознавать и физическое движение, и дыхание. Позднее можно выучить мантры и согласовать их с каждой позицией. На конечном этапе осознание должно быть в максимальной степени направлено на движение, дыхание и повторение мантры. В завершенной форме сурья-намаскара эти различные аспекты должны быть связаны в единое целое. Поэтому, чтобы гарантировать правильное выполнение всего упражнения, необходимо осваивать его постепенно, как описано ниже.
Техника выполнения – позы и дыхание
Ниже поочередно описаны 12 различных позиций сурья-намаскара вместе с соответствующей последовательностью дыхания.
Позиция 1. Пранамасана (поза молитвы)
Станьте прямо, поставив ступни вместе. Стойте лицом к солнцу или в направлении солнца. Сложите ладони перед грудью, в положении для молитвы – это намаскар-мудра. Закройте глаза и расслабьте все тело. Осознавайте тело, по меньшей мере, в течение полминуты. Это подготовит вас к последующей практике. Попробуйте сознательно расслаблять мышцы тела.
Дышите естественно, с полным осознанием.
Позиция 2. Хаста-уттанасана (поза поднятых рук)
Поднимите обе руки над головой, держа их на ширине плеч. В конце движения отклоните назад голову, руки и верхнюю часть туловища. Ладони должны быть обращены вверх. Движение следует осуществлять плавно, с полным осознанием.
Поднимая руки, делайте вдох.
Позиция 3. Падахастасана (поза наклона вперед)
Наклонитесь вперед и положите ладони на пол спереди или по бокам ступней. Движение должно быть непрерывным, без всяких рывков. Держите ноги прямыми. Если возможно, попытайтесь коснуться коленей лбом или подбородком (будьте осторожны: при быстром выполнении упражнения можно удариться носом). Ни при каких обстоятельствах не следует применять чрезмерную силу, чтобы принять конечное положение.
Наклоняясь вперед, как можно полнее выдохните, и, если возможно, втяните живот, особенно в конечной позиции.
Начинающим и людям с жёсткой спиной трудно принять конечное положение. Не расстраивайтесь, если вы не можете коснуться пола руками или касаетесь его только кончиками пальцев. Всё зависит от тренировки. Когда в результате занятий йогой вы станете более гибкими, вы удивитесь, обнаружив, как легко вам касаться пола всей ладонью. Необходимы лишь время и практика. Важно, чтобы в позиции 3 ноги оставались прямыми, в результате чего растягиваются мышцы ног и подколенные сухожилия, и ноги становятся более гибкими. Однако, новичкам, которые не могут коснуться пола, придётся приспосабливаться следующим образом: наклонитесь вперёд, насколько сможете, и попытайтесь коснуться пола пальцами рук, не сгибаясь в коленях. Попробуйте ещё немного растянуть ноги, вытягивая пальцы к полу, затем согните ноги, положив ладони на пол, чтобы принять позицию 4. Однако если можно избежать сгибания ног, постарайтесь держать их прямыми.
Позиция 4. Ашва-санчаланасана (поза наездника)
Вытяните правую ногу как можно дальше назад. Одновременно согните левую ногу в колене, сохраняя прежнее положение левой ступни. Ладони должны оставаться на полу, а руки должны оставаться прямыми. Однако, если для начинающих это слишком трудно, можно приподнять ладони с пола, касаясь его лишь кончиками пальцев. Это поможет увеличить прогиб спины. В конечном положении колено и пальцы вытянутой правой ноги должны касаться пола. Завершите движение, откидывая голову назад и прогибая спину насколько это возможно без чрезмерного напряжения. Движение следует выполнять плавно и с полным осознанием.
Во время движения делайте глубокий вдох.
Позиция 5. Парватасана (поза горы)
Поднимите правое колено. Одновременно опустите голову к полу и согните спину так, чтобы ягодицы поднялись вверх. Переместите левую ногу назад и поставьте левую ступню рядом с правой. Затем поднимите ягодицы как можно выше и опустите голову таким образом, чтобы она располагалась между руками. В конечном положении ноги должны быть выпрямлены. Старайтесь прижимать пятки обеих стоп к полу. При выполнении упражнения руки должны оставаться прямыми, а кисти рук и правая стопа – касаться пола. Хотя для того, чтобы занять конечное положение позиции 5 необходимы движения различных частей тела, все они должны выполняться одновременно, образуя одно гармоничное и плавное движение.
Выполняя это движение, делайте глубокий выдох.
Позиция 6. Аштанга-намаскара (поза с опорой на 8 точек)
Эта позиция называется так потому, что в конечной позе 8 точек тела соприкасаются с землей. Опустите тело к земле, вначале согнув ноги и коснувшись коленями пола. Согните руки и опустите голову и верхнюю часть туловища ближе к полу. Постарайтесь касаться лбом пола, перемещая голову и туловище вперед. В конце перемещения головы и туловища вперед, позвольте груди скользить по поверхности пола и опустите подбородок на пол. Наконец, слегка приподнимите живот и бёдра над полом. В конечном положении пола должны касаться восемь точек: подбородок, грудь, две ладони, два колена, и подушечки пальцев обеих ног. Все движение следует выполнять плавно.
Задержите дыхание на выдохе, то есть, не вдыхайте.
Позиция 7. Бхуджангасана (поза кобры)
Опустите бедра на пол. Одновременно выпрямите руки, так чтобы голова и спина выгнулись вверх. В конечном положении следует выгнуть голову и спину назад, насколько это возможно без неудобств, но стараться держать живот как можно ближе к полу, не перенапрягаясь. На протяжении всего движения положение рук и ног не должно изменяться.
Выполняя движение, глубоко вдыхайте.
Позиция 8. Парватасана (поза горы)
Из положения прогнувшись бхуджангасаны сгибайте спину в противоположном направлении так, чтобы ягодицы двигались вверх. Держите руки и ноги прямыми, и не меняйте положение ладоней и ступней. В конечной позе ягодицы должны быть подняты как можно выше, голова – находиться между рук, а пятки прижаты к полу.
Выполняя движение, делайте выдох.
Позиция 9. Ашва-санчаланасана (поза наездника)
Согните левую ногу и поставьте левую ступню между ладонями. Одновременно поднимите голову вверх, прогните спину вниз и опустите правое колено на пол. Положение обеих рук и правой ступни не должно меняться. Во время движения руки должны оставаться прямыми. В конечном положении постарайтесь как можно больше прогнуть спину и откинуть назад голову.
Принимая конечное положение, делайте глубокий вдох.
Позиция 10. Падахастасана (поза наклона вперёд)
Наклоните голову к земле. Одновременно приподнимите ягодицы и правое колено вверх. Затем, когда это окажется возможным, поставьте правую ступню рядом с левой между руками. Выпрямите ноги и попытайтесь коснуться коленей лбом.
Во время движения головы к коленям, делайте глубокий выдох.
В идеальном случае руки должны оставаться на полу на протяжении всего движения. Однако, из‑за недостаточной гибкости спины, начинающие могут не суметь выпрямить ноги, касаясь руками пола. Поэтому, выпрямляя ноги им следует позволять рукам отрываться от пола. Однако в позиции 3 им следует тянуться пальцами к полу в течение нескольких секунд, держа ноги прямыми. Это тренирует гибкость спины, так что со временем вы сможете касаться ладонями пола, не сгибая ног.
Позиция 11. Хаста-уттанасана (поза с поднятыми руками)
Плавно выпрямите все тело. Держите руки прямыми и раздвинутыми примерно на ширину плеч. Поднимите руки над головой и слегка отклоните назад руки, голову и спину. Для этого следует немного выпятить вперед живот.
Выполняя это движение, делайте вдох.
Позиция 12. Пранамасана (поза молитвы)
Сложите ладони вместе и держите их перед грудью. Расслабьте все тело.
Принимая конечное положение, делайте выдох. Дышите естественно, оставаясь в конечной позиции, перед тем, как продолжить упражнение.
Один полный цикл
Мы описали 12 позиций. Они составляют половину цикла сурья-намаскара. Полный цикл состоит из 24 позиций. Чтобы закончить вторую половину сурья-намаскара, следует повторить те же 12 позиций с двумя небольшими видоизменениями. Они состоят в следующем:
Это изменение 12-ти основных позиций, образующее 24, необходимо для того, чтобы обеспечить одинаковую тренировку обеих половин тела – сурья-намаскара представляет собой абсолютно симметричное упражнение.
Дыхание
Следите за тем, чтобы дышать через нос, а не через рот. В случае необходимости, сделайте джала-нети перед тем как начинать сурья-намаскара или вашу ежедневную программу практики.
Последовательность дыхания в сурья-намаскара совершенно естественна и должна осуществляться самопроизвольно. С каждой позицией связаны именно те фазы дыхания, которые тело выполняет автоматически, и любая попытка дышать иначе окажется неудобной и затруднительной.
Есть простое правило, которое следует помнить, обучаясь сурья-намаскара. Когда вы прогибаетесь назад – вдыхайте, поскольку грудная клетка расширяется, впуская воздух в легкие. А, наклоняясь вперед, следует выдыхать, так как живот сжимается, что, в свою очередь, уменьшает объем легких за счет давления на диафрагму, и воздух выталкивается из легких. Только при принятии позиции 6 происходит задержка дыхания, и если вы поэкспериментируете, то обнаружите, что и это тоже абсолютно естественно, так как трудно опускать тело и одновременно дышать.
В итоге, от вас почти не требуется усилий, чтобы дышать правильно: тело само подскажет вам нужный ритм. Но вы должны акцентировать вдох и выдох в большей степени, чем это естественно делает тело. В этом смысле, с вашей стороны всё же потребуются некоторые усилия.
Осознание
Осознание – существенная часть сурья-намаскара. Если выполнять это упражнение без осознания, или хотя бы попыток осознания, большая часть его полезных свойств будет потеряна.
Если у вас есть время, желательно постоять несколько минут в позиции 1, готовя себя физически и мысленно к предстоящей практике. Глаза должны быть закрыты. Если у вас не слишком много времени, вполне достаточно 30 секунд. Осознавайте всt тело и ритм дыхания. Попробуйте почувствовать отстраненность от тела и дыхания.
Мысленно представляйте себе различные части своего тела и пытайтесь их расслабить, но при этом старайтесь помнить, что вы – только свидетель. Различные части тела и дыхание – это что‑то внешнее; почувствуйте, что вы существуете отдельно от них. Осознавайте ощущения, но также с чувством отстраненности, с позиции свидетеля. Ощущайте покой, который приносит простое бытие, без суматохи и напряжения жизни или необходимости что‑то делать. В ходе обыденной жизни большинство из нас постоянно обращены вовне, а если мы и обращаемся внутрь себя, то это обычно происходит в болезненной и самоуничижительной форме. Хотя бы в течение короткого времени побудьте обращенным внутрь себя, осознавая свои чувства. Не сожалейте о прошлом и не стройте планов на будущее. Хоть немного времени проживите в настоящем. Это может удивительно успокоить ум.
Когда вы будете готовы, приступайте к практике. Непрерывно сохраняйте осознание. Ваши глаза могут быть открыты или закрыты, хотя после освоения упражнения глаза лучше держать закрытыми. Будьте свидетелем различных движений своего тела и соответствующего дыхания. Не теряйте себя в практике, наблюдайте и постоянно осознавайте каждое движение, которое вы совершаете. В этом случае сурья-намаскара становится очень действенным упражнением. Оно не только приводит все тело и ум в состояние гармонии, но и развивает способность к осознанию и сосредоточению. Эти чудесные и практичные качества перейдут и в вашу повседневную жизнь.
Расслабление
Важным дополнением к сурья-намаскара служит расслабление. Оно необходимо для того, чтобы тело отдохнуло, а сердцебиение и дыхание вернулись к норме. Кроме того, оно усиливает чувство спокойствия ума и осознание. Можно воспользоваться любым методом расслабления, но мы настоятельно рекомендуем шавасану, поскольку это научный метод, который приводит к максимальному расслаблению тела и ума, в то же время обостряя осознание.
Время, затрачиваемое на расслабление, зависит от того, сколько времени уходит на выполнение сурья-намаскара. Так, если практика сурья-намаскара занимает 20 минут, расслаблению следует посвятить по меньшей мере 5 минут. Важно, чтобы тело было расслабленным до тех пор, пока сердцебиение и дыхание не придут в норму. В этом отношении практикующему следует полагаться на собственное благоразумие.
Вы можете делать сурья-намаскара так быстро или так медленно, как пожелаете: выбор за вами. Поначалу его следует делать медленно, чтобы обеспечить правильное развитие движения и дыхания. По мере регулярной практики, ваше тело постепенно начнет плавно перетекать из одной позиции в другую. В этой ситуации вы естественным образом будете способны выполнять каждый цикл за меньшее время. Однако следует соблюдать осторожность, чтобы не выполнять упражнение настолько быстро, что вдох и выдох станут недостаточно глубокими, а мантры будут произноситься неправильно. Со временем вы обнаружите, что темп выполнения сурья-намаскара будет автоматически определяться временем, необходимым для движения, дыхания и мантры.
Количество циклов
Количество циклов упражнения зависит от вашего здоровья, а также от имеющегося у вас времени. Сурья-намаскара не следует делать до полного изнеможения. Начинающим сперва лучше ограничиться не более, чем 2-мя или 3-мя циклами, и добавлять еще по одному циклу в каждые последующие 2 дня. Таким образом, тело будет постоянно привыкать к возрастающей нагрузке.
Практически невозможно установить неизменное количество циклов для выполнения каждым утром, поскольку это целиком зависит от конкретного человека. Выполняйте столько циклов, сколько сможете за имеющееся у вас время. Однако, при малейших признаках утомления прекратите занятие и расслабьтесь. По‑существу, ваше тело должно подсказывать вам, сколько циклов вы сможете осилить – внимательно прислушивайтесь к нему и относитесь к нему со вниманием. Тем не менее, в качестве примерной рекомендации можно сказать, что достаточно здоровому человеку следует поставить своей конечной целью, выполнять около 12 циклов сурья-намаскара каждое утро. Разумеется, те, кто на это способны, могут делать и больше, и многие люди делают. Если у вас есть сомнения по этому вопросу, обратитесь за советом к знающему учителю Йоги, который индивидуально подберет вам наиболее подходящее количество циклов упражнения, в зависимости от вашего здоровья.
Последовательность
В идеале, сурья-намаскара лучше всего выполнять перед тем, как делать другие асаны, так как оно помогает избавиться от сонливости и размять тело для его подготовки к занятиям.
Когда и где заниматься?
Лучше всего делать сурья-намаскара ранним утром, на рассвете. Встаньте лицом к восходящему солнцу, чтобы впитывать ультрафиолетовые лучи, несущие здоровье. Если это невозможно из‑за времени восхода солнца, климатических условий или согласования с другими практиками Йоги, сурья-намаскара можно делать сразу после пробуждения, желательно, после посещения туалета.
Можно выполнять это упражнение и в другое время в течение дня, однако важно выждать по меньшей мере 3 часа после еды, прежде чем приступать к занятиям. Вполне подходят позднее утро перед ланчем, или середина дня перед обедом. Не рекомендуется делать сурья-намаскара перед сном, поскольку оно активизирует все тело, а это прямо противоположно тому, что требуется перед тем, как лечь в постель.
Если возможно, занимайтесь на свежем воздухе – на лужайке или на любом другом ровном и чистом месте. На землю можно положить тонкий матрац, коврик или одеяло, но его необходимо прочно закрепить. В ином случае, особенно при обучении сурья-намаскара, коврик, как правило, сползает назад.
Ограничения
В отношении практики сурья-намаскара нет абсолютно никаких ограничений, связанных с возрастом или полом – это упражнение с большой пользой для себя могут делать молодые и старые, мужчины и женщины. Правда, его не следует делать будущим матерям после 4-го месяца беременности, однако после рождения ребенка они могут вновь продолжать занятия. Кроме того, в качестве меры предосторожности, мы советуем женщинам прерывать занятия в период менструаций.
Сурья-намаскара не следует делать людям с некоторыми заболеваниями, например, ишиасом, смещением межпозвоночного диска, гипертонией, коронарной недостаточностью и т.п. Если у вас есть сомнения на этот счет, обратитесь за консультацией к специалисту.
Предосторожности
Сурья-намаскара представляет собой мощный метод выведения токсинов из организма. Однако эти токсины не следует выводить слишком быстро, поскольку это может привести к ряду неприятных последствий, например, к большим болезненным фурункулам. При появлении любых подобных симптомов или повышении температуры, сократите количество выполняемых циклов упражнения или даже полностью прекратите его делать на несколько дней. Токсины должны выводиться из организма, но это нужно делать постепенно, в течение недель или месяцев, используя сурья-намаскара, асаны и пранаяму.
Как мы уже говорили, не следует перенапрягаться, делая больше циклов упражнения, чем позволяет ваше физическое состояние. Кроме того, не пытайтесь делать сурья-намаскара во время болезни, поскольку в это время вся энергия тела должна быть сосредоточена внутри для исцеления и устранения недуга.
Указания
Поначалу необходимы некоторые умственные усилия, чтобы запомнить различные позиции, последовательность дыхания и мантры. Прекрасный способ быстрого освоения сурья-намаскара – попросить друга, чтобы он читал вам указания по мере того, как вы будете их выполнять. Это поможет вам четко запечатлеть в памяти важные аспекты упражнения.
Благотворное действие
Очевидная особенность сурья-намаскара состоит в том, что это упражнение для всего тела. Спина сгибается вперед и назад, руки и ноги сгибаются и выпрямляются, живот сокращается и растягивается и т.д. Это комплексное упражнение, которое оказывает влияние на здоровье всего организма. В отличие от многих других видов упражнений и гимнастики, оно не ограничивается развитием одной части тела, например, мышц руки.
Тело состоит из различных систем и органов, которые взаимосвязаны друг с другом и действуют согласованно, обеспечивая максимальные здоровье и эффективность. Это согласование очень легко нарушается, результатом чего становятся заболевание, упадок сил и т.д. Сурья-намаскара приводит все эти системы: кровеносную, дыхательную, эндокринную и т.д. – в равновесие друг с другом, тем самым, помогая предотвращению и лечению заболеваний. Давайте вкратце обсудим некоторые из основных систем тела и то, как на них благотворно действует сурья-намаскара.
Сурья-намаскара – поистине панацея для городских жителей, у которых оказывается недостаточно времени и возможностей для адекватных упражнений. Люди, живущие в сельской местности, естественным образом упражняют свое тело и расслабляют ум, а также ощущают тесную взаимосвязь со всем, что их окружает. Именно горожане страдают от большинства заболеваний. Это обусловлено, главным образом, недостатком физической нагрузки и спокойствия ума. Сурья-намаскара может быть решением проблемы, особенно, если оно сочетается с другими техниками Йоги. Нет никаких причин, мешающих большинству людей делать его ежедневно. Все упражнение занимает около 10 минут. В течение этого короткого времени тело упражняется в высшей степени систематическим и всесторонним образом. С сурья-намаскара не может сравниться никакое другое упражнение. Несомненно, бег, пешие прогулки и плавание – это прекрасные упражнения, но они не обеспечивают такой эффективной тренировки тела за столь короткое время, как сурья-намаскара. Поэтому нет нужды говорить, что мы настоятельно рекомендуем вам это упражнение. По сути дела, мы ценим сурья-намаскара столь высоко, что будем советовать вам, включать его в свою ежедневную программу занятий.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»