вишну гаятри мантра текст

ВАЙШНАВСКИЕ МАНТРЫ

Насчитывается несколько основных вайшнавских мантр.

Мантра чудесна! Она с легкостью снимает страхи существования, делает человека и его жизнь безмятежной, заставляет ощутить то, что душа становится свободной от цепи рождения и смерти, ощущение тела остается, но при этом исчезает чувство, что оно земное, оно становится трансцендентным и ощущается как состоящее из блаженства! Во всем видится красота, плохая карма выжигается и человек становится осознанным и счастливым во всех мирах, оставаясь преданным Шри Вишну!

Эта мантра переводится как: «Я поклоняюсь Нараяне или тому кто сделал сердца всех людей своей обителью!

» Сокровеннейшая мантра Вишну! Повторяющий ее хотя бы 108 раз, глядя на янтру Шри Вишну, становится счастливым и достигает покоя, умиротворения, над-мирности и всех видов счастья, покоясь в сознании Шриман Нараяны Вишну!

ОМ НАРАЯНАЙЯ ВИДМАХЕ ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО ВИШНУХ ПРАЧОДАЙЯТ

Эта мантра является великолепным средством от страхов существования. Человек, повторяющий Гаятри-Вишну, избавляется от ощущения отчужденности, ощущает, что он дома, в счастье, налаживаются отношения в семье, человек снимает с себя тяжесть бремени существования. Шри Вишну просвещает сознание человека, ведя его к добру и миру, человек становится нежным, стоящим за пределами мирских проблем, сознание поглощается Васудевой и человек чувствует защиту Нараяны и достигает великого умиротворения! Пусть направит нас Нараяна, пусть научит и осветит наш разум Васудева, пусть Шри Вишну приведет нас к добру!

ОМ НАМО ВЕНКАТЕШАЙЯ!

Означает: «Я приветствую и простираюсь перед Шри Венкатешей или тем, кто убирает все грехи, ужасные грехи!» Человек получает свободу от отвратительного существования в бренности благодаря исполнению всех его желаний Шри Венкатешей, и получает счастье абсолютной реализованности на земле и преданности Шри Венкатеше!

ОМ ВИШНАВЕ ЧАРАНАУ ШАРАНАМ ПРАПАДЬЕ!

Эта мантра переводится: «Я предаюсь лотосным стопам Шри Вишну!» Повторяют ее чтобы осознать и увеличить преданность Шри Вишну и, безусловно, это необходимо для того, чтобы ощутить преданность верховному Господу! В аналогичных случаях поют ОМ ШРИМАН НАРАЯНА ЧАРАНАУ ШАРАНАМ ПРАПАДЬЕ ОМ ШРИМАТЕ НАРАЯНАЙА НАМАХА!

ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
Этот текст произносят именно в такой последовательности, потому что именно так его произносят традиционно в Индии, и правильный перевод звучит так: «Слава Господу Раме, слава Господу Кришне! Я служу вам!» Эта мантра снимает абсолютно любое невежественное восприятие и заставляет человека ощутить духовную свободу и блаженство благодаря воплощению Господа Вишну на земле как Рамы и Кришны!

ОМ ВИШНАВЕ ПАРАДЖЬЙОТЬЕ НАМАХА!

Эта мантра показывает величие и поклонение Вишну как высшему свету! Она насыщает сознание человека осознанным чувством присутствия Бога во всем и ведет к постоянному ощущению того, что в тебе присутствует Бог в каждой клеточке твоего тела.

Это величайшее произведение во всех мирах! Это чудо, дарованное нам, она составляет тысячу прекрасных имен Господа Вишну. Позже, копируя тысячу имен стали составлять и для других богов, но первоначально главной и ценной была Вишну Сахасранама!

Гимн одухотворяет, образует запредельную, никем непобедимую гармонию в пространстве и человеке, радует Господа Вишну, вы служите ему, тем самым понимая его величие! Господь этим гимном дарует вам все! Вы просто должны читать этот совершенный гимн Господу, который дает все, что ни пожелаете! Многие утверждают, что одно имя Рамы это как все 1000 имен Вишну. Конечно, но тысяча имен есть тысяча имен!

Является бесценным гимном Вишну. Эта сукта при чтении заставляет вас оказаться в сознании Господа Вишну, ощутить его великолепие, власть, цветение, победу Вишну. А значит и вашу победу, защиту и присутствие Господа, мир и святость в Боге.

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЙА!

Эта мантра дарует ощущение того, что Бог повсюду и проявляет высшее знание Васудевы. Создается атмосфера ощущения, что Бог это чистое сознание повсюду. Ощущается присутствие чистого сознания Бога во всех объектах и внутри собственного сознания.

ОМ НАМО АНАНТАШАЯНАЙА!

Эта мантра дарует связь с Господом Вишну в форме лежащего Вишну. У вас проявляется ощущение связи с Творцом, лежащим в вечности, и вы ощутите любовное прикосновение к нему с ясным осознанием желания общаться с ним и осознания того, что с ним можно говорить на высшем языке истины.

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХЬЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙЯТ
Эта гаятри-мантра обычно считается посвященной Савитару – богу солнца, но на самом деле произносят ее для Вишну, и Господь Кришна также утверждает: « Пусть одна мантра будет для всех- это гаятри-мантра!».

ОМ ПУРНАМАДА ПУРНАМИДАМ

Эта мантра означает: « Бесконечность есть то, бесконечность есть это, если из бесконечности вычесть бесконечность, то бесконечность останется!» Она заставляет нас ощутить то, что мы все являемся одним, и то, что господь Вишну присутствует во всем. Она дарует умиротворение, восприятие Бога во всем и духовное просветление и проявление истины, скрытой за нашими физическими оболочками. Человек осознает бесконечность, полноту и единство мира и Бога в целом.

Это великая мантра Господа Вишну как Хари золотого, или того, кто избавляет от всех грехов. Она, безусловно, снимает энергетические утечки в человеке, проявленные в виде грехов и невежественных поступков, и господь Хари дарует милость, делая человека свободным от грехов. Эта мантра ставит вас лицом к лицу с Нараяной!

ОМ НАМО ПАДМАНАБХАЙА!

108 имен Анантападманабхи

Этот гимн посвящен тоже Господу Вишну, во все времена он, повторяемый людьми, даровал исполнение любых желаний и наполнял человека материальным счастьем и свободой развития в мире духа.

ОМ ШРИ ХАЙАГРИВАЙА НАМАХА!

Эта мантра Вишну как учителю и обладателю всезнания дарует вам возможность духовного знания и вообще знания любого вида. Вы станете ученым и будете писать книги, будете понимать то, что хотели.

Можете произносить мантры Господу в его воплощении как Рамы, Кришны, Матсьи, Курмы, Парашурамы, Мохини, Баладжи, Хамсы и других воплощений, в соответствии с их качествами единого Господа Вишну. У вас должна быть мантра единая. Пусть это будет Ом Вишнаве намаха, также ежедневно читайте Вишну Сахасранама, а все остальное можно применять при соответствующем желании, нужде, повторяя или 2 часа, чтобы сила мантры открылась и вы ощутили ее действие, или хотя бы 108 раз. Делать это можно когда захотите, особенно, если вы делаете ягью или пуджу божеству.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Гаятри мантра

Ом Бхур Бхавах Суваха
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодайат

Великая сила Гаятри-мантры

Гаятри звучит буквально так:

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

(Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat)

Большое значение имеет правильное ее произношение:
Ом;
Бхур Бхувах Сува-ха;
Тат Савитур Варе-уньям;
Бхарго-О Девасья Дхимахи;
Дхийо-Йо Нахф Прачо-дайат.

Перевод Гаятри мантры:

Когда нужно повторять Гаятри мантру

Автор: Яна Новикова.

Значение и символизм мантры

Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

Иконографически Богиня Гаятри изображается с пятью головами, т.е. пятиликой (панча мукхи). Ее пять ликов или аспектов, по словам Саи Бабы, соответствуют пяти частям мантры, а также пяти паузам (пранаямам).

Ниже пятеричное подразделение мантры мы сопровождаем буквальным (пословным) переводом, соблюдая порядок слов оригинала:

Пять ликов Гаятри Дэви раскрывают и отображают самого Ишвару. Они излучают 5 видов энергии (праны) и соответствуют 5 грубым (бхуты) и 5 тонким (танматры) элементам, 5 оболочкам человеческого тела (коши), 5 органам познания (джнана-индрии) и 5 органам действия (карма-индрии). Управляя всеми этими составляющими, Гаятри Дэви полностью пронизывает все человеческое существо и при произнесении мантры способна очищать и трансформировать все указанные выше элементы. Отсюда значимость и сила воздействия этой мантры!

Гаятри-мантра может иметь многочисленные варианты переводов. Один такой перевод приведен ниже:

Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

Также: Дхй Йо ЙоНах Прачодаят = Пробуди мое Различение, О Господь, и направляй меня. (Гита Вахини, с.3)
***

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.
интернет-источник

Источник

Текст Гаятри-мантры и ее значение

Гаятри-мантра считается одной из сильнейших формул, описанных в древних писаниях и дошедших до современности. Считается, что в ней содержится смысл Вед. Регулярное повторение помогает очистить разум и тело, добиться гармонии, избавиться от страхов, сомнений.

История появления и развития

Гаятри-мантра — великий источник жизненной энергии.

Считается, что мантра возникла еще 20000 лет назад. В северной части Индии в то время жил Рама Аватара, божественный учитель. Он был членом королевской семьи.

В юности Рама Аватара прошел обучение у 2 мудрецов, которые быстро осознали, что перед ними не простой принц, а воплощение бога Вишну. Он стал первым, кого благословили на практику Гаятри-мантры.

Использование брахманами

Мантра применяется в традиционной для молодых индусов церемонии — упанаяне. Смысл церемонии заключался в передаче мантры получившим шнур упавиты, считавшийся священным. С помощью церемонии отмечалось начало изучения Вед. Гаятри-мантра при этом применялась для направления разума в сторону обретения мудрости. В брахманской практике принято читать ее ежедневно на рассвете.

В современном индуизме

Во второй половине XIX в. после реформ в индуизме повторять священный текст разрешили всем, вне зависимости от касты, пола. Свами Вивекананда с 1898 г. начал посвящать в церемонию небрахманов, обосновав свое решение тем, что статус нужно заслужить, а не получить от рождения. Реформаторское движение Даянанды Сарасвати помогло распространить учение, позволяющее повторение мантры, изучение Вед женщинам.

В массовой культуре

Гаятри-мантру выбрали как заглавную песню в фантастическом сериале «Звездный крейсер «Галактика». Позже ее использовали как заключительный трек в мини-сериале «Звездный крейсер «Галактика»: Хром и кровь». Композитору хотелось подобрать древние звуки Старого Света. Мантра также вошла в альбом певицы Oonagh (Зенты-Софии Делипонте).

Гаятри-мантру исполняют в научно-фантастическом телесериале.

Текст и значение мантры Гаятри: перевод на русский язык

В оригинале на санскрите мантра звучит так:

«Ом бхур бхувак сваха тат савитур вареньям барго девасья димахи дийо йо нах прачодаят ом, шанти, шанти, шанти».

На русский язык переводится как:

«Мы медитируем на сияние Творца, который создал Вселенную, заслуживает прославления, воплощает Свет и Знание, избавляет от невежества, грехов; пусть просветит наш Разум».

Волшебная сила слов

Каждый слог мантры оказывает воздействие на отдельную часть тела человека. Считается, что регулярное повторение:

Регулярное повторение мантры избавляет от неуверенности.

Йоги применяют мантру для раскрытия шестой чакры, Аджны. Этот энергетический центр отвечает за интуицию, реализацию желаний, понимание духовных законов существования мира. С помощью активации Аджны йогин очищает разум, сознание от негатива, приобретает мудрость, сверхъестественные способности.

Принцип действия

При использовании мантр важен не только сам текст, но и звучание. Считается, что звуки воздействуют на физическое тело, поэтому важно выучить слова, правильно пропевать их. Необходимо верить в действие формулы, осознанно произносить каждый слог, чтобы повысить эффективность практики.

Так мантра будет усиливаться намерением человека, его верой, энергией. При механическом повторении результативность сильно понижается.

Кому необходимо регулярное чтение

Обращение к богине Гаятри принесет пользу каждому человеку. Прослушивание мантры рекомендовано в период восстановления после тяжелого заболевания либо хирургического вмешательства. Священный текст способствует активации процессов регенерации.

Обращение к богине Гаятри может принести только пользу.

Практика необходима любому человеку, желающему позаботиться о своей душе. Текст вызывает приток космической энергии, защищает от негатива, благотворно влияет на состояние всех 7 чакр. Йогины утверждают, что ежедневная практика помогает быстрее перейти на более высокий уровень существования.

Особенности применения

Чтобы добиться максимального эффекта, соблюдайте правила применения священного текста.

Правила произношения

Проговаривание не предусматривает строгих ограничений. Рекомендуется каждую букву, слог произносить правильно.

Хотя небольшие ошибки не приведут к негативным последствиям, эффективность практики из-за них понизится.

Рекомендуется подкреплять чтение мантры визуализацией. Создавайте образы успеха, благополучия, духовного развития перед мысленным взором. Думайте о конечном результате. Если желаете восстановиться после болезни, представляйте не лечение, а полностью вернувшееся здоровье. В случаях, когда целью являются счастливые семейные отношения, визуализируйте счастливый брак, а не процесс поисков.

Визуализируйте счастливый брак, если вы хотите идеальных отношений.

Во время практики осознавайте смысл обращения. На начальных этапах отсутствие чувства благодарности нормально, оно возникнет позднее. Когда закончите, некоторое время посидите с закрытыми глазами. Уделите внимание своему состоянию, осознайте, какие чувства, эмоции испытываете. Только через несколько минут открывайте глаза.

Количество повторений

Лучше всего сделать 108 повторений. Для этого требуется примерно 0,25 часа. За раз допускается 3, 9 или 11 подходов, во время каждого из которых текст будет произнесен 108 раз. Но не рекомендуется подсчитывать, сколько раз слова были повторены. Это помешает сосредоточению, не даст осмыслить значение обращения. Лучше воспользоваться четками с нужным количеством бусин для отслеживания. Если такого приспособления у йогина пока нет, рекомендуется делать как можно больше повторов без счета.

Когда нужно повторять

Повторять мантру разрешается в любое время суток вне зависимости от места, где человек находится. Для большей результативности рекомендуется выбирать раннее утро, вечер перед сном. Многие йогины, однако, выбирают полдень. Если практика проводится перед приемом пищи, одновременно очищается еда. При проведении перед принятием душа человек очистит вместе с физическим телом свою душу, внутреннее пространство.

Мантру разрешается повторять в любое время суток.

Если испытываете негативные эмоции, не приступайте сразу к проговариванию священного текста. Сначала нужно успокоиться. В противном случае отрицательные энергии могут причинить вред практикующему либо окружающим. Если успокоиться не получается, отложите практику.

Вариации Гаятри-мантры

Существует несколько вариаций мантры Гаятри:

Советы и рекомендации практикующим

Соблюдение ряда рекомендаций повысит эффективность использования мантры:

Старайтесь не отвлекаться в процессе, оставайтесь сосредоточенным до завершения чтения мантры. Для этого регулярно практикуйтесь. Рекомендуется дополнительно медитировать, сочетать с различными духовными практиками.

Источник

Гаятри мантра

О дна из самых могущественных мантр, сохраненная до наших времен в древних священных писаниях человечества. Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Риг Веды (III 62.10), авторство большей части которой приписывается риши Вишвамитре. Считается, что мантра содержит в себе всю сущность Вед.

Регулярное повторение Гаятри мантры с верой, искренностью и преданностью, сосредоточенностью, ведет к очищению ума и тела, дарует мудрость, процветание, умиротворенность, озарение, устраняет все препятствия на пути, избавляет от страхов, опасностей, очищает карму, благословляет освобождением, а также приводит к развитию духовного разума. При правильном произношении мантры, ум практикующего может видеть истину без искажения, без наслоения сознания, позволяет развить интуицию. Независимо от пола, национальности и вероисповедания ее может произносить любой человек.

ॐ भूर्भुवः स्वः
तत् सवितुर्वरेण्यं
भर्गो देवस्य धीमहि
धियो यो नः प्रचोदयात्

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

ОМ БХУР БХУВА СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Гаятри мантра может иметь многочисленные переводы, поскольку санскрит представляет собой язык образов. Ниже приведены несколько вольных вариантов.

«Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум. И направит лучи нашего сознания на путь праведности».

«Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»

Скачать разные вариации исполнения мантры Гаятри можно в этом разделе

Источник

Шри Гаятри мантра

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

П ервое упоминание об этой мантре стало известно миру из древнего ведического писания «Ригведа» (3.62.10), «Веда гимнов», написанного на священном санскрите — протоязыке всей индоарийской культуры и индоевропейской языковой семьи. В этой статье мы постараемся приблизиться к пониманию Гаятри с точки зрения образного восприятия санскрита и русского языка, заглянем в историю прихода мантры в наш мир и осветим основные аспекты практики мантры.

Традиционно считается, что знания, содержащиеся в Ведах, были записаны древними мудрецами для сохранения и передачи потомкам, однако изначально они переходили от учителя к ученику много поколений и передавались устно. Так кто же создатель Гаятри-мантры? Кто впервые произнёс её? Некогда Вишвамитра, один из махариши 1 (Великих мудрецов), в результате длительных аскез и медитативных практик смог впервые изречь и постичь истинный смысл Гаятри-мантры. Благодаря этому он смог воспользоваться всей её мощью и духовной силой.

Шри Гаятри мантра: текст

Om Bhur Bhuvah Svaha
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

«Ригведа» (Мандала 3, глава 62, гимн 10)

Гимны этой мандалы по традиции приписываются Вишвамитре, сыну Гатхина, внуку Кушики.

Чтобы разобраться в глубинном смысле этой мантры, необходимо знать историю её зарождения, проникнуться величием её творца и попытаться прочувствовать всю её всеобъемлемость.

История Гаятри мантры

В Маркандея-пуране (глава 45 «Порядок Творения») говорится:

Мы видим, что Брахма «создал Гаятри из своего рта». Эта образная формулировка может означать, что Брахма произнёс Гаятри-мантру и другие гимны, стихи, придав им соответствующую для них правильную форму, строфу, ритм и размер. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гаятри существовала изначально как тонкая энергия в форме космических вибраций, подобно самому Брахме. Что подразумевается под Гаятри в этом тексте? Можно разобраться в этом, взглянув на само слово «Гаятри». Оно состоит из двух основных корней: «гаяте», что означает «песнь», и «траяте», что означает «защита». Следовательно, в совокупности мы получаем «защитную песнь», или оберегающий, сохраняющий звук — мантру. По дальнейшему контексту мы видим логическое соответствие этого заключения.

Нужно иметь ввиду, что Гаятри не просто мантра, она является эталоном, некой божественной формулой и порождает целый класс Гаятри-мантр, которые посвящены различным божествам. Все эти мантры сохраняют стихотворный размер Гаятри и имеют 24 слога. Вишвамитра, благодаря своим аскезам 18 и глубокой упорной медитации, смог постичь и воспроизвести эту мантру, тем самым подарив её миру. Что же сподвигло Вишвамитру пойти таким нелёгким путём и добиться столь высокой реализации?

Ответ мы можем найти в древних ведических эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате», авторы которых повествуют об одной и той же истории борьбы между высоким духом мудреца Васиштхи и гордыней Вишвамитры.

Некогда Вишвамитра был царём-кшатрием 19 по имени Вишваратха. Храбрый и честолюбивый, он, посетив ашрам 20 мудреца Васиштхи, который был сыном самого Брахмы, отведал угощений и возжелал заполучить чудесную корову Нандини, которая жила в ашраме мудреца и помогала ему в служении. Мудрец Васиштха отказал ему, и Вишваратха захотел забрать её силой. Но корова не желала покидать Васиштху и, будучи божественным существом, в ярости своей уничтожила всё войско Вишваратхи.

«Махабхарата». Книга 18. Сваргароханикапарва

«…– О царь, почему ты подвергаешь себя аскезе? Чего ты хочешь? Я дарую тебе благословение и исполню всё, что ты пожелаешь!

Вишваратха в ответ распростёрся ниц перед Шивой и сказал:

– Быть тому! – отвечал бог богов и удалился в свою обитель…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 55.

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 56.

«Брахма, глава всех богов, предстал перед ним и, желая умилостивить его, сказал:

– О Брахмариши, мы почтительно кланяемся тебе, аскезы твои доставили нам великое удовлетворение. Силой своих исключительных аскез ты обрёл брахманическое могущество, о, сын Каушики. Я в присутствии сонмов Марутов 32 дарую тебе долголетие, о, брахман. Будь счастлив, о, великий, и иди, куда желаешь! Знаменитый муни в ответ на слова Брахмы и богов склонился в великой радости и сказал:

– Поскольку мне дарованы сан брахмариши и долгая жизнь, я хочу обрести знание Брахмана! Пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне! Пусть я стану главным толкователем Кшатраведы и Брахмаведы, и пусть сын Брахмы Васиштха выразит мне почтение, о, боги! Если вы готовы исполнить это моё последнее желание, то пусть первый среди богов дарует мне своё благословение. По просьбе богов Васиштха, лучший среди молящихся, помирился с Вишвамитрой.

– Воистину, ты – брахмариши, ты всего достиг! – сказал он».

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 65.

В этом отрывке мы видим, что Вишвамитра просит Брахму: «пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне…» — эта просьба значит нечто большее, нежели просто знание этих слогов и Вед. Вишвамитра осознал, что корнем всех страданий является неведение. Таким образом, Вишвамитра попросил о постижении мудрости Вед, и потому ему явилась богиня Гаятри.

Гаятри-мантра: как практиковать

В Атхарваведе (19.71.1) сказано, что этот гимн есть Веда-мата, Мать Вед. Гаятри, Сарасвати, Савитри — это символ шакти 34 Брахмы, знания, чистоты и добродетели. Сама же Гаятри-мантра с Пранавой (священный звук ОМ), Вьяхрити 35 и Ширас 36 является сущностью всех Вед. Ширас — головная мантра, которая, согласно Дхармашастрам, является почитаемой формулой и произносится вместе с Гаятри:

«Паро Раджасе’савад Ом» — ‘пребывающий вне тьмы Ом’.

Вьяхрити — это «огненные» слова, или «рождённые огнём». Священные изречения семи высших миров, каждое из которых отражает суть своего мира: первые три — махавьяхрити: «бхур», «бхуваха», «сваха», затем остальные вьяхрити: «манар», «джанар», «тапар», «сатья». После пранавы (ОМ) в ритуале используют первые три — махавьяхрити, но есть варианты исполнения всех семи.

Для того чтобы углубиться в практике пения Гаятри мантры, необходимо не только изрекать звуки мантры, знать значение слов, но и осознавать глубинный смысл каждого сказанного слова, и тогда в сознании зазвучат очень знакомые нашей душе родные вибрации. Постичь смысл, заложенный в слогах мантры не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. К тому же, если этому предшествовал длительный период практики мантры с достаточным усердием, любовью и концентрацией, то она открывается в своей истинной природе и даёт плоды. При чтении любой ведической мантры, человек должен знать четыре следующих вещи:

Давно известно о связи санскрита с русским языком, это две формы одного и того же языка, чья фонетика изменилась со временем и в связи с обстоятельствами, которые сопровождали носителей этого языка. Однако само словообразование осталось настолько неизменным, что это подтверждают санскритологи. Единая корневая основа сохранилась также в языках латинской группы, которая, в свою очередь, является дочерней в индоевропейской языковой семье. Таким образом, на каком бы языке ни мыслил человек, пропевание мантры на санскрите будет иметь отклик сначала в его уме, затем в сознании и, наконец, в интуитивном беЗсознательном.

Smriti parisuddhau svarupa sunya iva artha matra nirbhasa nirvitarka

Когда память очищена и имеет свою собственную природу, она пуста, как суть самого объекта. Это сияющее самадхи 37 без рассуждения

Йога-сутры Патанджали. Самадхипада. Сутра 43

Составляющие Гаятри-мантры

Aum — пранава, или священный звук, символизирующий всё сущее.

Махавьяхрити — три качества трёх миров, отражающие природу Бога.

Tat — ‘тот’. Указательное местоимение. Обозначает Всевышнего. Это не просто местоимение, и использовано неслучайно. Обращение к Богу с помощью относительного местоимения (тот), а не личного (ты, он), имеет очень важный смысл. Отношение к Богу, как к «тому», указывает на его безличность, т. к. он проявлен во всех формах. Здесь мы видим правильное отношение и восприятие Всевышнего — видеть его во всех и во всём, а не представлять себе некую отдельную божественную Персону.

Savitur — ‘живитель’. Ещё одно качество Всевышнего. Здесь прослеживается корень «vita», что значит жизнь, «sa» или «su» означает участие, именно здесь участие в обеспечении энергией жизни. Таким образом, мы обращаемся к Богу, как животворящему источнику жизненных сил природы. В материальном мире люди всегда видели источник жизни в воде и в солнце. В мифологии индусов Савитар приобрёл отдельную персонализацию как солярное божество, при этом имеющее особое превосходство над Сурьей, Варуной, Индрой и другими божествами. Это говорит нам о том, что дар жизни, её непосредственное творение осуществляется только по воле Бога, но для этого необходимо сформировать множество благоприятных обстоятельств: тепло солнца, влага, день и ночь, ветер и дождь. В Индии садху неспроста произносят утренние молитвы, повернувшись лицом к восходящему солнцу и набрав в ладони воду из священной реки Ганг, принимают омовение. Для выполнения своей Дхармы 45 необходима жизнь.

Bhargo — ‘очищающий, лучезарный, чистый, светлый’. Такой перевод весьма образный, но корневая основа подсказывает нам истинный смысл. Bh — это приставка; очень часто в санскрите с этих звуков начинаются слова, и она означает «Бог, божественный, великий, благой». Argo — это известный нам корень, его мы встречаем среди греческих и латинских наименований, например, корабль всем известного Ясона «Арго», герой «Аргус» — тысячеокий; здесь это перекликается с Арджуной (героем-лучником, которого его учитель Дрона считал лучшим, так как тот обладал уникальным зрением и всегда попадал в цель), и наконец, «аргентум» — ‘серебро, металл’, издревле считающийся священным и назван так неспроста. В действительности ионы серебра обладают антисептическими, бактерицидными свойствами. Серебро используют для очищения в медицине и технике. Но всё это уже вторичные термины, первично же само слово, означающее луч света, стремящегося поразить тьму. Божественный свет, который устраняет тьму неведения, очищает сознание и исцеляет душу от невежества. Свет, который являет собой божью любовь, силу и величие, источающее чистоту.

Devasya — ‘Абсолют’. Это слово образовано от санскритского «deva» — ‘Бог’ и «devata» — ‘божество’. Однако эта форма слова имеет более глубокий смысл. Девами в индуизме называют многих богов, каждый из которых обладает определёнными качествами (Агнидев — бог огня, Павандев — бог ветра, Сурьядев — бог солнца, Ямадев — бог смерти и т. д.). У славян это были дивы, каждый из которых имел свою вотчину, в которой творил чудеса. Слово «девасья», как и другие слова в санскрите, имеет общую с русским языком фонетику и порядок словообразования. Нас интересует окончание «sya». Мы можем поискать в русском языке похожие формы: например — колосья, братья, кутья, гостья, третья, харатья, сватья и т. д. «Т» и «С» — взаимозаменяемые звуки, часто сливаются, образуя звук «Ц», потому у нас много глаголов, оканчивающихся на «тся», а произносим всегда «ца», так и получается, что глагол «дивиться» и существительное «девица» звучат одинаково. Как у нас, так и в санскрите, мы можем встретить этот дифтонг, например, «матсья» — рыба, и здесь мы тоже при правильном произношении услышим «Ц». В санскрите нет буквы, обозначающей звук «Ц», однако сам звук есть, и используются то «С», то «Т», то обе буквы вместе — всё как в русском языке. Получается, что в окончаниях «Т» и «С» могут меняться в зависимости от самих слов. Мы обращаем внимание на то, что слово «deva» в санскрите мужского рода; если поискать среди приведённых выше примеров русских слов, то мы увидим, что большинство из них женского рода и лишь два (братья и колосья) имеют мужской род и множественное число, что как раз и образует такое окончание. Следовательно, мы можем сделать вывод, что devasya — это божества. Божество или Бог во множественном числе, т. е. множественная форма Бога. Как братья рождаются от одного отца, как колосья в поле все одного рода, так и все божества вышли из единого источника — основы и первопричины всего, содержащей в себе качества всех богов. Мы можем почувствовать в этом слове истинный абсолютизм Бога.

Dhimahi — ‘медитация’. «Dhi» — ‘интеллект, ум, разум’; «mahi» — ‘максимум, великий, большой’. Т. е. дословно мы получаем максимальную работу разума над самим собой, образно говоря, околопредельные способности мозга. Это и есть концентрация. В контексте мантры это слово означает предельную концентрацию на Боге, направление всей ментальной энергии к высшему источнику существования.

Dhiyo yo — «dhi» означает ‘ум’; «yo» — ‘дискомфорт, укрощение, ограничение, аскеза’.

Например, йога (где «га» — ‘движение’) — путь аскез, движение к контролю, управлению. В русском языке звук «йо», а проще «ё», занимает особое место. Во всех словах, где он образует корневую основу и не заменяется более мягкой «е», везде мы можем заметить аспект аскезы, болезненности, неприятных ощущений. Например, ёж, ёлка, ёрш, йод (хотя слово уже появилось позднее), мёд (без укуса пчел в старину было не добыть), лёд (обжигает в мороз не хуже огня), лён (льняная пряжа состоит из лубяных волокон, сильно заостряющихся на концах, грубое полотно). В общем, этот список можно продолжать, но чаще всего звук «ё» русский человек произносит сквозь зубы, когда внезапно ударяется или испытывает боль, а также использует дозволенные ругательства: «ё-моё», «ёлки-палки», «ёжкин кот», «ёкэлэмэнэ» и т. д.

Nah — ‘наш, нас’ (местоимение).

Prachodayat — ‘просветит, даст просвещение’.

Таким образом, мы получаем высказывание о том, что в укрощённом уме через аскезу и есть наше просветление. Эта часть является одновременно и мантрой, и молитвой, в которой практик обращается к высшим силам с просьбой о помощи в проведении по пути аскез к свету истины.

Гаятри-мантра: что она дает. Сила и могущество Гаятри-мантры

В этой статье были разобраны все составляющие Гаятри-мантры, однако заключительный перевод может быть понят только посредством усердной практики пения этой мантры, размышлением и/или отсутствием размышления. Результат всегда зависит от цели, поэтому честно осознавайте истинную цель практики.

Иногда может наступить такое время, когда наше сознание под воздействием окружающих нас энергий становится нестабильным, легко управляемой марионеткой страстей; асаны могут оказаться малоэффективными, пранаямы — неактуальными в данное время, а медитация — не по зубам. Именно в такое время мантра становится «палочкой-выручалочкой». Благодаря мантре происходит сонастройка вектора сознания (которое всегда стремится наружу) с вектором души (которая всегда стремится внутрь, к живатме, к Богу). С помощью Гаятри-мантры, где грань между мантрой и молитвой весьма размыта, можно обрести избавление от невежества, найти вдохновение и силы на преодоление своих страстей, преобразовав их в позитивные качества. Она приносит Великие плоды — это знание и мудрость, так как раскрывает в нашем сознании высшее «Я» (частицу Абсолюта), которое является всем сущим, всей энергией и всей истиной — это «Я» всего. Согласно писаниям, человек, познавший это, всегда будет мудр, а значит, будет жить в соответствии с Дхармой, с волей

Всевышнего, его здоровье не иссякнет, как не иссякнет сила и энергия. Когда-то эту простую истину осознал Вишвамитра, так последуем же его примеру.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: