автор олимпийских ритуалов эмблемы текста клятвы участников олимпийских игр

История, философия и символика Олимпийских Игр

Что такое Олимпиада

Итак, что такое Олимпиада и Олимпийские Игры? Сам термин «Олимпиада» означает период в четыре года, который начинается с открытия Игр Олимпиады и оканчивается стартом Игр следующей Олимпиады. В современной истории спорта, как и в Древней Греции, счёт ведется на Олимпиады, при этом летние Игры начинают этот четырехгодичный цикл.

Если Игры какой-либо Олимпиады не проводились по любой из множества причин, Олимпиада заканчивается через четыре года после окончания предыдущего цикла, и с того дня начинается новая Олимпиада. Отсчет Олимпиад ведут последовательно с первых Олимпийских игр современности, которые праздновались в Афинах в 1896 году.

Сейчас Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года, перерыв был лишь во время мировых войн. Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году, сначала проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Игр.

В наши дни спустя несколько дней после проведения Олимпийских игр на тех же спортивных сооружениях проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями. Олимпийская медаль считается одним из наивысших достижений в спорте. А звание чемпиона Олимпийских игр даётся на все времена, и не существует такого понятия, как экс-чемпион Олимпийских игр.

История возникновения Олимпийских Игр

Достоверно известно, что Олимпийские Игры возникли в Древней Греции, но есть несколько теорий, или легенд, о их происхождении.

Первая теория гласит о том, что мифический герой Пелопс, царь Элиды, сын Тантала и предок Геракла, победил на состязаниях на колесницах царя города Писы Эномая и решил устраивать каждые четыре года праздник и соревнования в честь этого памятного события.

Некоторые историки утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Именно поэтому победители награждались оливковой веткой и лавровым венком. Время проведения Игр в августе-сентябре может служить одним из плюсов в пользу этой теории.

По версии другой легенды Ифит, реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства в западном Пелопонессе, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города – Элис и Писа, по окончании эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу с вопросом «что делать дальше». Оракул посоветовал воздерживаться от войн, укреплять связи между городами и «основать для укрепления мира Игры, угодные богам». Так как Эллада воевала в основном со Спартой, Ифит предложил спартанскому царю и законодателю Ликургу совместно последовать совету оракула. После продолжительных споров они заключили мирное соглашение в 884 г. до н. э., текст которого высекли на металлическом диске. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в Олимпии большой праздник, который было решено повторять раз в четыре года («Олимпиада» по-гречески означает период из четырех лет).

Три царя: Клеосфен из Писы, Ифит из Элиса и Ликург из Спарты решили обезопасить участников Олимпиад и заключили соглашение, которе на время проведения игр прекращало любые военные действия, чтобы у гостей и атлетов была возможность прибыть на соревнования. Священное перемирие «экихирия» защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. В случае нарушения священного перемирия жители Эллады имели право взыскать с нарушителя денежный штраф и лишить человека или целый город права участия в предстоящих Играх. Поэтому города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок, но после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись.

Возродить эту традицию в 1992 году попытался МОК, призвав все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться «от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр». Генеральная Ассамблея ООН утвердила соответствующую резолюцию в 2003 году, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в «Декларацию Тысячелетия», подписанную лидерами многих стран мира.

В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими – именно этим годом датирован самый древний документ, описывающий соревнования, посвященные богу Зевсу. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. Именно с игр 776 г. до н.э. начался отсчет древних Олимпийских игр.

Программа древних Олимпийских игр

Через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., в программу ввели самый жесткий и зрелищный вид борьбы – панкратион. Борьба отличалась довольно жестокими правилами и была чрезвычайно популярна у зрителей. Она представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любые приемы. Им позволялось делать всё, удушения, болевые приемы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса. Схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. Говорят, чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля.

Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, в которых спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить вперед руки, в каждой из которых держал по гире, которые должны были увлечь его за собой. Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов, поэтов, ораторов, актеров и драматургов.

Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Всех желающие принять участие в Играх вносили в особые списки за год от открытия соревнований. Потенциальные участники давали клятву, что будут готовиться к предстоящим Играм не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.

Женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но даже присутствовать на них в качестве зрительниц. При этом девушки Древней Греции были вполне спортивные и любили соревноваться. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере, супруге Зевса. В этих состязаниях, на которые мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.

Поэтому и в современных Олимпийских играх сначала соревновались только мужчины. И лишь в 1900 году к соревнованиям по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету были допущены женщины. А мужской коллектив МОК был разбавлен специалистами женского пола только в 1981 году.

В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса, где на алтаре приносились в жертву быки. На второй день проходили соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, а на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Но бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, затем ему воздвигали статую.

В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались теперь уже с участием римлян. Игры все больше теряли свою религиозную основу, так как у римлян были свои боги, и превращались в демонстрацию могущества Рима. В программе появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.

Появление христианской религии окончательно погубило древнегреческие Олимпийские игры. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I запретил состязания, так как считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, в которой христианство стало официальной религией.

Отношение к Олимпийским Играм в Древней Греции

Некоторые представители интеллигенции – поэты, философы, ораторы, были категорически против состязаний. Они считали, что победа в Олимпийских играх ставит физические достоинства человека выше его умственных способностей. Победитель в Олимпийских состязаниях мог быть только один – только первый. Все остальные места считались позором. И сам факт участия в Олимпийских играх не считался какой-то особой заслугой.

Философы того времени также утверждали, что ажиотаж по поводу проведения Олимпийских игр и их победителей отвлекал внимание людей от истинных нужд общества. Аристотель высказывался по поводу непомерных физических нагрузок, направленных на укрепление тела спортсмена, отмечая, что они, мало того, что не несут в себе никакой практической пользы для жизни общества, они также не способствуют пропаганде здорового образа жизни и правильного воспитания подрастающего поколения. Да, разумное количество нагрузок необходимо, по его мнению, но не более, и должны они быть направлены на разнообразные виды человеческой деятельности, а не только на укрепление физических сил.

Возрождение Олимпийских игр

В Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, в качестве официальных языков МОК установили французский, английский и немецкий, и впервые был рассмотрен вопрос взаимоотношения с международными федерациями.

Первая современная Олимпиада

Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».

Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.

Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.

Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.

Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.

В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом – Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.

«Цель олимпийского движения, – записано в Олимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».

Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.

Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.

В организационную структуру олимпийского движения входят: МОК, национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. В олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.

Х. А. Самаранч в одном из своих выступлений, отвечая на вопрос, как он относится к словам Кубертена «Олимпизм – это не организация, а образ мышления», сказал: «У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть – вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт – это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами» (1989).

По мнению Отто Шимичека, «Олимпийская идеология выражает идеалистическую философию и является оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).

Как «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент МОК Эвери Брендедж (1963).

Кубертен предлагал организовать Олимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество».

Но то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны Кубертена. На Олимпийском конгрессе в Гавре (1897 г.) он негативно оценил Олимпийские игры в Афинах, утверждая, что «все усилия были сконцентрированы на организации спортивной стороны мероприятия в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Критически Кубертен оценил и Игры II Олимпиады в Париже, проведенные в рамках Всемирной выставки в 1900 году: «мы поняли, что никогда больше Олимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении ярмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказывается равно нулю».

В наши дни наблюдается еще большее снижение внимания к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. Олимпийское движение превращается из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал Кубертен, в спортивно-коммерческое.

Из новой редакции Олимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившееся в предыдущем варианте (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

В 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («пятиборье муз»), которые шесть раз включались в программу Олимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. Токийский кубок, который присуждался спортсмену, «чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией МОК.

Первые зимние Олимпийские игры

Следует отметить, что первые зимние Олимпийские игры прошли в Шамони в 1924 году. Но события конца января того года официально назывались «Неделя зимнего спорта». Тогда Париж готовился к летней Олимпиаде, из зимних видов в официальную программу входили только хоккей и фигурное катание. Основатель Олимпийского движения барон Пьер де Кубертен решил исправить такую несправедливость. На соревнования во французские Альпы приехали 258 спортсменов-любителей из 16 стран.

Историк Клод Маран рассказал о ситуации в области спорта в то время: «Против идеи активно выступали все Скандинавские государства. У них были свои популярные «Северные игры», так что делиться славой и успехом проекта они не спешили. Добавьте сюда и Швейцарию с лучшими по тем временам зимними курортами в мире и это всего в нескольких километрах отсюда. Им также не нужны были конкуренты». В Шамони почти не было Олимпийской символики, не было Олимпийского огня, так как эта традиция появилась позже. Олимпийский флаг официально не поднимали, хотя его и принесли его на некоторые соревнования, и это помогло убедить общественность, что состязания в Шамони были Олимпийскими играми.

Символика и ритуалы Олимпийских игр

Символы

Традицию возродили только в 1936 году на XI Олимпиаде в Берлине. Автором идеи являлся Карл Дим, одним из главных инициаторов был Йозеф Геббельс. Олимпийский огонь был зажжен от лучей солнца с помощью вогнутого зеркала в Олимпии и доставлен в Берлин, более 3000 бегунов участвовали в доставке факела. Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажег Олимпийское пламя на церемонии открытия Олимпийских Игр на стадионе, украшенном знаменами со свастикой. С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь к месту проведения Олимпиады, стал торжественным прологом Игр.

По традиции, огонь зажигается в греческом городе Олимпии от солнечных лучей.

В число уникальных способов транспортировки олимпийского огня входит северо-американское каноэ и верблюд.

В 2004 году была проведена мировая факельная эстафета. Олимпийский огонь преодолел дистанцию в 78 000 км и побывал в руках у 11 400 спортсмен. Продолжалось это действо 78 дней.

Начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия) все атлеты и судьи дают олимпийскую клятву.

Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится Начиная c IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне.

Олимпийские игры, как любое регламентированное событие, имеют свои сформированные за десятилетия традиции и ритуалы. Далее некоторые из них:

Во время открытия и закрытия Игр проводятся театрализованные представления, представляющие зрителям облик и культуру страны и города, в котором они проводятся. К разработке сценариев этих зрелищ привлекают самых лучших специалистов в этой области со всего мира: сценаристов, организаторов массовых шоу, специалистов по спецэффектам и так далее. За честь выступить на таком мероприятии соревнуются известные певцы и актеры. Каждая страна-организатор Олимпиады стремится превзойти предыдущие по размаху и красоте этих церемоний – как мы наблюдали это в Сочи. Сценарии церемоний держатся в строжайшей тайне вплоть до самого их начала. Церемонии проходят на центральных стадионах с большой вместимостью, там же где проводятся соревнования по лёгкой атлетике. Трансляции этих событий каждый раз бьют рекорды по количеству зрителей.

Торжественный проход по центральному стадиону спортсменов и членов делегаций. Спортсмены каждой страны идут отдельными группами в алфавитном порядке названий стран на языке страны-организатора или на официальном языке МОК (английском или французском). Но первой шествует делегация спортсменов Греции — страны-родоначальницы Игр. Перед каждой группой идет представитель принимающей страны, который несет табличку с названием соответствующей страны. За ним следует знаменосец, обычно участвующий в Играх спортсмен, с флагом страны. Эта весьма почетная миссия, как правило, поручается самым титулованным и уважаемым спортсменам.

В обязательном порядке президент МОК произносит приветственные речи, также как и председатель Оргкомитета или другой официальный представитель принимающей страны. Обычно глава государства объявляет официальное открытие Игр: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После этой фразы производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.

Под звуки национального гимна поднимается флаг Греции.

Один из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, произносит олимпийские клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом.

Несколько судей произносят от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе. С 2012 года также произносится клятва от имени тренеров и окружения спортсменов.

Во время звучания официального Олимпийского гимна поднимается Олимпийский флаг. Иногда поднимают флаг Мира (голубое полотнище, на котором изображён белый голубь с оливковой ветвью в клюве), который напоминает о традиции прекращения всех вооружённых конфликтов на время Игр.

Кульминацией церемонии открытия становится зажжение Олимпийского огня.

Источник

Олимпийская символика

Флаг был впервые поднят на Олимпийских играх 1920 года.
Во время церемонии закрытия Олимпийский игр представитель города проводившего Игры, передаёт флаг президенту МОК (Международный Олимпийский Комитет), а тот – меру города-организатора следующей Олимпиады.

Девиз

Олимпийский девиз
«Быстрее, Выше, Сильнее.»
(Citius, Altius, Fortius.)
Автор девиза французский священник Анри Дидон

Клятва

Первый текст клятвы предложил Пьер де Кубертен в 1913 году. Впервые клятва спортсменом была произнесена на Олимпиаде 1920 года. В наше время клятва звучит так: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивно духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
Текст клятвы от судий таков: « От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся в подлинно спортивном духе».

Хартия

Олимпийская хартия – основной закон всемирного движения, своего рода конституция олимпийского движения, свод основных законов, по которым живет мир современно олимпийского спорта. В ней изложены принципы олимпизма, правила организации и проведения Олимпийских игр, устройство олимпийского движения.

Медали

Специальные награды вручаются за спортивные успехи на Олимпийских играх. Среди них медали и дипломы. С недавнего времени победителям и призёрам вручают нагрудные знаки соответствующего достоинства. Дипломами МОК награждаются все победители и призёры, а так же участники, занявшие с 4 по 8 место в личных и командных соревнованиях.

Эмблема

Талисман

Впервые талисман Олимпийских игр появился в Мехико в 1968 году.
Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры.

Олимпийский огонь

Зажжение один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия Олимпийских игр. Огонь зажигают от солнечных лучей у развалин храма Зевса в Олимпии.
В первые церемония зажжение олимпийского огня была проведена в 1928 году в Амстердаме, а на зимних Играх в Осло в 1958.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.