жители какой страны достаточно терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов

5.2. Этнические правила общения

5.2. Этнические правила общения

Разнообразные правила в различных этнических общностях, согласно которым происходит общение и реализуются этнопсихологические нормы, имеют определенные измерения: уровень понимания, четкость изложения, ранжированность и гомогенность (Cushman, Whiting, 1972).

М. Аргайл и М. Хендерсон на 800 испытуемых в 25 разных ситуациях установили, что среди этносов в пределах британской культуры существуют так называемые «универсальные правила общения», включающие «уважительное отношение к уединенности другой личности», «необходимость в течение разговора смотреть в глаза своему собеседнику», «недопустимость обсуждения с другими лицами конфиденциальных сообщений», «недопустимость проявления сексуальной активности в отношении партнера по общению», «нежелательность публичной критики другой личности» и «необходимость оплаты долгов и проявление благодарности за оказание услуг независимо от того, насколько они малы» (Argyle, Henderson, 1985).

Названные авторы указывают, что результаты кросс-культурных исследований в разных странах свидетельствуют о том, что описанные выше правила для многих этносов не являются обязательными. Так, например, «соблюдение конфиденциальности» характерно для жителей Британии, Италии, Гонконга, но не Японии. Вместе с тем «публичная критика» не допускается как в Японии, так и в Гонконге (здесь вообще общественные столкновения избегаются). В Италии же данное правило вообще не соблюдается. В целом можно сказать, что в коллективистских культурах по сравнению с индивидуалистскими правила выполняются несколько строже для того, чтобы усилить «групповое единство». В индивидуалистских этносах большее значение придается вербальной самоподдержке (Argyle, Henderson, 1985).

В высококонтекстуальных культурах по сравнению с низкоконтекстуальными имеется большая необходимость в четких, ранжированных и гомогенных правилах.

Жители стран высокого уровня избегания неопределенности (Франция, Япония и Греция) одобряют использование представителями своих этнических групп конформистских правил поведения, в то время как в странах с низким уровнем избегания неопределенности (Швеция, Дания, Ямайка) терпимо относятся к девиантному поведению, нарушению этнических правил поведения. Представители культур с высоким избеганием неопределенности (Япония, Греция, Франция) легко пугаются в неясных и двусмысленных ситуациях. Вследствие этого они нуждаются в формальных правилах и ритуалах, для чего формируют «чувство социального порядка и равновесия». Напротив, этнофоры из культур с низким избежанием неопределенности принимают нарушения и склонны к риску, вследствие чего терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов в повседневной жизни (Argyle, Henderson, Bond, Iizuka, Contarelo, 1986).

Многочисленные исследования этнических групп США свидетельствуют о том, что в общении они используют разные правила поведения. Так, к примеру, афроамериканцы и белые американцы предпочитают вербальные средства общения, а мексиканцы – невербальные. Афроамериканцы и белые американцы действуют в личностных ролевых характеристиках, а мексиканцы только в ролевых рамках (Hecht., Ribeau 1984; Collier, 1986; Collie, Ribeau, Hecht, 1986).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Простые и доступные рекомендации родителям для общения с детьми. Правила для создания доброй семейной атмосферы

Простые и доступные рекомендации родителям для общения с детьми. Правила для создания доброй семейной атмосферы Бабушка Мише: Мишенька, ты уже такой взрослый, большой.Миша: да, бабушка, я уже совсем, совсем взрослый.Бабушка: ну, раз ты такой взрослый, давай с тобой

4.2. Этнические конфликты: как они возникают

4.2. Этнические конфликты: как они возникают В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать. Так как они изучаются разными науками, поисками их причин озабочены и социологи, и

4.3. Этнические конфликты: как они протекают

4.3. Этнические конфликты: как они протекают Кроме поисков причин конфликтов психология межгрупповых отношений пытается ответить еще на один вопрос: как протекает конфликт, как изменяются в его ходе конфликтующие стороны. Социального психолога интересуют прежде всего не

Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения

Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения В различного рода международных форумах, совещаниях, бизнес-семинарах и переговорах ежегодно принимает участие немалое число наших соотечественников. И цифра эта с каждым годом неуклонно растет,

5.1. Этнические нормы общения

5.1. Этнические нормы общения Общение этнофоров регулируется нормами и правилами, большая часть которых совпадает с общечеловеческими нормативами поведения, а определенная часть имеет свою этническую специфику. Последовательно рассмотрим этнические нормы и

Часть 3 Подлинные правила общения с мужчинами

Часть 3 Подлинные правила общения с мужчинами Подлинное правило № 14 Будьте искренни в проявлении чувств По прочтении всех Подлинных правил, посвященных тому, как создать правильные взаимоотношения, таких, как: «Не играйте в игры» (№ 4), «Будьте собой» (№ 5), «Если любите

Подлинные правила для общения с окружающими

Подлинные правила для общения с окружающими Подлинное правило № 1: обращайтесь с другими людьми так, как хотели бы, чтобы они обращались с вамиЗнайте, если в своей жизни вы будете следовать только этому Подлинному правилу, то и это уже очень хорошо. Все довольно просто.

Источник

Текст книги «Психология этнического общения»

psihologiya etnicheskogo obscheniya 92138

Автор книги: Евгений Резников

Жанр: Социальная психология, Книги по психологии

Текущая страница: 10 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

5.2. Этнические правила общения

Разнообразные правила в различных этнических общностях, согласно которым происходит общение и реализуются этнопсихологические нормы, имеют определенные измерения: уровень понимания, четкость изложения, ранжированность и гомогенность (Cushman, Whiting, 1972).

М. Аргайл и М. Хендерсон на 800 испытуемых в 25 разных ситуациях установили, что среди этносов в пределах британской культуры существуют так называемые «универсальные правила общения», включающие «уважительное отношение к уединенности другой личности», «необходимость в течение разговора смотреть в глаза своему собеседнику», «недопустимость обсуждения с другими лицами конфиденциальных сообщений», «недопустимость проявления сексуальной активности в отношении партнера по общению», «нежелательность публичной критики другой личности» и «необходимость оплаты долгов и проявление благодарности за оказание услуг независимо от того, насколько они малы» (Argyle, Henderson, 1985).

Названные авторы указывают, что результаты кросс-культурных исследований в разных странах свидетельствуют о том, что описанные выше правила для многих этносов не являются обязательными. Так, например, «соблюдение конфиденциальности» характерно для жителей Британии, Италии, Гонконга, но не Японии. Вместе с тем «публичная критика» не допускается как в Японии, так и в Гонконге (здесь вообще общественные столкновения избегаются). В Италии же данное правило вообще не соблюдается. В целом можно сказать, что в коллективистских культурах по сравнению с индивидуалистскими правила выполняются несколько строже для того, чтобы усилить «групповое единство». В индивидуалистских этносах большее значение придается вербальной самоподдержке (Argyle, Henderson, 1985).

В высококонтекстуальных культурах по сравнению с низкоконтекстуальными имеется большая необходимость в четких, ранжированных и гомогенных правилах.

Жители стран высокого уровня избегания неопределенности (Франция, Япония и Греция) одобряют использование представителями своих этнических групп конформистских правил поведения, в то время как в странах с низким уровнем избегания неопределенности (Швеция, Дания, Ямайка) терпимо относятся к девиантному поведению, нарушению этнических правил поведения. Представители культур с высоким избеганием неопределенности (Япония, Греция, Франция) легко пугаются в неясных и двусмысленных ситуациях. Вследствие этого они нуждаются в формальных правилах и ритуалах, для чего формируют «чувство социального порядка и равновесия». Напротив, этнофоры из культур с низким избежанием неопределенности принимают нарушения и склонны к риску, вследствие чего терпимы к нарушениям формальных правил и ритуалов в повседневной жизни (Argyle, Henderson, Bond, Iizuka, Contarelo, 1986).

Многочисленные исследования этнических групп США свидетельствуют о том, что в общении они используют разные правила поведения. Так, к примеру, афроамериканцы и белые американцы предпочитают вербальные средства общения, а мексиканцы – невербальные. Афроамериканцы и белые американцы действуют в личностных ролевых характеристиках, а мексиканцы только в ролевых рамках (Hecht., Ribeau 1984; Collier, 1986; Collie, Ribeau, Hecht, 1986).

Выводы к главе 5

1. Регулятивная сторона этнического общения подразумевает упорядочение процессов установления контактов, обмен информацией и взаимодействия между этнофорами по этническим нормам и правилам. Этнические нормы предписывают всем представителям этноса необходимость их выполнения. Этническими нормами являются ценностные ориентации, отношения к окружающей действительности, типичное поведение, устоявшиеся проявления психических процессов, состояний и свойств. Этнические нормы в зависимости от ситуации могут меняться. Разные слои населения проявляют разнообразные отклонения от типологической этнической нормы. В эмпирических исследованиях типичные этнические нормы выявляют по репрезентативным выборкам. Исторически этнические нормы меняются, особенно под влиянием кардинальных изменений в стране.

Под этническими правилами понимаются устоявшиеся алгоритмы (порядок) действий этнофоров при выполнении ими этнических норм. Реализация норм и правил осуществляется в многочисленных этнических социальных ролях. Этнопсихологические нормы и правила общения и поведения весьма многообразны, как и проявление одной и той же роли в разных этнических общностях.

2. Регулятивная сторона этнического общения упорядочивает и организует общественную жизнь этнофоров (установление контактов, обмен информацией и взаимодействие) по этническим нормам и правилам, тем самым обусловливает возможность прогнозировать поведение представителей этноса в различных ситуациях. Этнические нормы детерминируют общение этнофоров в разных ситуациях. Таким образом, регулятивная сторона общения одновременно выполняет и прогностическую функцию. Из этого следует, что для прогнозирования поведения и деятельности представителей этноса необходимо изучать их этнические нормы (ценностные ориентации, отношения к окружающей действительности, типичное поведение, устоявшиеся проявления психических процессов, состояний и свойств этноса, и пр.) и ситуации, в которых они проявляются.

Заключение

1. Подводя итоги, можно сказать, что бурные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие во всем мире в последние десятилетия, создали принципиально новую этнополитическую ситуацию. В России и странах СНГ, с одной стороны, стали активно проводиться исследования по различным проблемам этнической психологии, в том числе и по этническому общению (практически был снят идеологический запрет на проведение эмпирических исследований по этнической психологии).

Можно предположить, что значимость результатов исследования по этническому общению, несомненно, будет повышаться. На наш взгляд, за этническими проблемами чаще всего стоят политические, которые, в конечном счете, обусловливаются распределением и перераспределением материальных, экономических, социальных, финансовых и иных ресурсов. Решение внутриэтнических и межэтнических проблем достаточно часто связано с разрешением экономических, политических и правовых вопросов на более высоком уровне. Рекомендации по учету этнопсихологических характеристик в процессе этнического общения, разработанные психологами, могут приниматься во внимание при решении проблем на уровне личности. Этническое общение на макроуровнях более формализованно и происходит с учетом правовых, профессиональных и религиозных, а в отдельных случаях и этнических норм.

2. Новизна полученных результатов заключается в системном рассмотрении этнического общения. Применив подход Б. Ф. Ломова и В. А. Барабанщикова, в общении этнофоров нами было выделено пять составляющих: перцептивная, коммуникативная, интерактивная, межличностная и регулятивная стороны.

Этническое общение – проявление психической активности представителей этнических общностей в двух формах. Первая складывается из перцептивной и регулятивной сторон, которые вовне интенсивно не проявляются (это как бы внутренняя психическая деятельность этнофора по управлению общением). Вторая представлена коммуникативной и интерактивной функциями и установлением межличностных отношений этнофоров. Названные функции в межэтническом общении проявляются более активно. Наиболее выпукло деятельностный подход проявляется в интерактивном взаимодействии (совместная деятельность и конфликтное взаимодействие).

В монографии функции общения исследуются в следующей последовательности: перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны, межличностные отношения и регулятивная функция. Логика рассмотрения обусловлена практикой общения этнофоров: сначала этнофоры воспринимают друг друга как партнеры по общению (с практических позиций они изучают друг друга с целью формирования для себя стратегии и тактики взаимодействия), затем между ними происходит обмен информацией, после чего разворачивается интерактивное взаимодействие (совместная деятельность или конфликтное взаимодействие). Одновременно формируются межличностные отношения. Представитель этноса, используя свою национальную нормативно-ценностную систему, на всех этапах общения регулирует поведение. Причем это делается с учетом психологических характеристик партнера по общению, изменившейся ситуации и др.

3. Процесс этнического общения включает субъекта и объекта, а также механизм процесса восприятия, искажающий адекватность формирующего образа воспринимаемого этнофора (этноцентризм, стереотипизация и идеализация).

При зрительном восприятии психологического облика энофора можно выделить его физическую и социальную стороны. Восприятие физической стороны – фиксация и интерпретация антропологических, психофизиологических, функциональных и паралингвистических особенностей воспринимаемого этнофора. Социальная сторона психологического облика воспринимаемого этнофора включает фиксацию проявлений его социальной роли, оформления внешности, проксемических особенностей, поведения и деятельностных особенностей (поведения и деятельности). Социальные особенности этнофора по сравнению с невербальными признаками являются более информативными. В то же время невербальные характеристики этнофора по сравнению с речью являются относительно более достоверными. Этнопсихологическая составляющая включена как в физический, так и социальный облик воспринимаемого партнера.

3. Коммуникативная сторона этнического общения заключается в обмене информацией в процессе установления контактов между этнофорами. В ней выделяют информативную, металингвистическую, фатическую, побудительную и экспрессивную функции. Средствами коммуникации являются речь, невербальные и контекстуальные системы. Основным средством коммуникации является речь, а невербальные и контекстуальные системы играют вспомогательную роль. Побудительная функция коммуникативной стороны этнического общения проявляется при оказании на партнера психологического воздействия (влияния). Успешность ее реализации зависит от стратегии, тактики, методов и аргументов воздействия и др., обусловленных уровнем развития познавательных процессов в этносе.

4. Интерактивная сторона этнического общения просматривается в особенностях проявления двух форм – сотрудничества и конфликта. Совместная трудовая деятельность в разных этносах вознаграждается по «норме справедливости» (norm of justice), но по-разному понимаемой и интерпретируемой в зависимости от того, распространен ли в этносе индивидуализм или коллективизм, в силу чего она имеет две формы. В индивидуалистических этносах вознаграждение за труд осуществляется по «норме беспристрастности», согласно которой за личный вклад в совместную трудовую деятельность этнофор получает вознаграждение за его персональный вклад. В коллективистских этносах оплата за труд реализуется по «норме равенства», подразумевающей равномерное распределение денег независимо от дифференцированного вклада каждого его участника в процесс трудовой деятельности.

Способы разрешения споров и конфликтов между этнофорами зависят от того, к какому типу этноса они принадлежат. В индивидуалистических и низкоконтекстуальных культурах чаще используются доминирующие (или контролирующие) стратегии управления конфликтом и разрешительноориентированный конфликтный стиль. В коллективистских и высококонтекстуальных культурах в большей степени предпочитается избегающий ориентационно-конфликтный стиль, в связи с чем такие этнофоры стремятся избежать конфликта во что бы то ни стало.

5. В отечественной этнической психологии в межличностных отношениях выделяют когнитивный элемент, предполагающий осознание объектов (знание о нем достоинств, недостатков и пр.). Аффективный аспект психологических отношений находит свое выражение в эмоциональных переживаниях этнофоров по поводу взаимосвязей в процессе взаимодействия. В отдельных случаях отношения содержат и конативный элемент, который порой не очень ярко проявляется.

Перспективными направлениями по данной проблеме могут быть кросс-культурные сравнения межличностных отношений в разных этносах на примерах нашей многонациональной страны и за рубежом, выявление своеобразия каждого этапа в процессе формирования межперсональных отношений, а также проблемы проявления аттракции, эмпатии в разных этносах.

6. Регулятивная сторона этнического общения выражается в выполне-нии этнопсихологических норм и правил, организующих поведение и образ жизни представителей различных этносов. Этнические нормы предписывают всем представителям этноса необходимость их выполнения. Под этническими правилами понимаются устоявшиеся алгоритмы (порядок) действий этнофоров при выполнении ими этнических норм. Регулятивная сторона общения одновременно выполняет и прогностическую функцию. Знание этнопсихологических норм и правил общения в различных ситуациях и соблюдение их представителями разных слоев и социальных групп этноса дает возможность с определенной степенью достоверности предсказывать поведение этнофоров в разных ситуациях.

Литература

Акишина А. А., Кано Х. Словарь русских жестов и мимики. Токио, 1980.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.

Андриянов В. В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 260–268.

Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1998.

Аполлонов В. А. Социально-психологическое заражение как способ общения: Дис… канд. филос. наук. Л., 1972.

Аргайл М. Психология счастья. М., СПб. и др.: Питер, 2003.

Аронсон Э. Ю., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения и повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2002.

Артамонов В. И. На симпозиуме по межнациональным проблемам // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 34–44.

Бакленд Р. Цыгане. Тайны жизни и традиции. М.: Гранд, 2003.

Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: Системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002. № 4. С. 27–38.

Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 29–45.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 121–132.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Восприятие экспрессии лица // Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб., 2002. С. 221–270.

Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

Бгажноков Б. Х. Коммуникативное поведение и культура (к определению предмета этнографии общения) // Советская этнография. 1978. № 5. С. 3–15.

Белянин В. П. Психолингвистика. М., 2003.

Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М. – Воронеж, 2000.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1996.

Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 216–623.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.

Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бодалев А. А. Психология общения. М. – Воронеж, 1996.

Величко Л. Ф. Методологический аспект паралингвистических характеристик устной иноязычной речи: Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 1982.

Величковский Б. В. Коммуникация // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 270.

Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. М.: Питер, 1999.

Галичев А. И. Кинесический и проксемический компоненты речевого общения: Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 1987. С. 23.

Галичев А. И. Введение в практический курс немецкой кинесики и проксемики. М., 1990.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Горелов И. Н. Невербальные аспекты коммуникации. М., 1980.

Гранская Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица: Дис…канд. психол. наук. СПб. ун-т, 1998.

Григорьева К. Е. Паралингвистические средства общения у якутов // Этническая психология и общество. Материалы I-й конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе. Институт этнологии и антропологии РАН. 23–24 октября 1997 г. г. Москва. М., 1997. С. 264–265.

Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М.-Вена, 2001.

Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д, Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

Доржминчингийн Д. Особенности распознавания лицевой экспрессии российскими и монгольскими старшеклассниками: Автореф. дис… канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

Дреев О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дис… канд. психол. наук. Л., 1992.

Дробижева Л. М. Межэтнические отношения // Этносоциология. М., 1998. С. 184–212.

Дробницкий О. Г. Понятие о морали. М., 1974.

Ермолаева Е. А. Психосемантический анализ жестикуляции как знакового средства общения (в соотношении с языком): Дис… канд. психол. наук. М., 1984.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. в виде научного доклада… докт. психол. наук. М., 1999.

Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 83–88.

Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

Завалишина Д. Н., Барабанщиков В. А. Детерминация и развитие психики // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.

Занковский А. Н. Организационная психология. М., 2000.

Залесская Л. К спорам о национальном народном характере // Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971. С. 360–398.

Залюбовская Е. В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика. М., 1990.

Знаков В. В. Научно-психологические и религиозно-философские подходы к изучению духовных ценностей понимающего субъекта // Ценностное сознание личности в период преобразования общества. М., 1997.

Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

Камю А. Падение. Избранное. М., 1969.

Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. М., СПб.: Питер, 2004.

Карнышев А. Д., Одинец С. А. Истоки и детерминанты негативных стереотипов российских предпринимателей за рубежом // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 567–588.

Кириленко Г. Л. Проблема исследований жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. № 4. С. 138–147.

Ключникова Л. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия: Автореф. дис… канд. психол. Наук. М., 2001.

Козлова Л. А. Оптимизация общения с иностранными студентами через его невербальные компоненты // Студент на пороге XXI века. М., 1990. C. 99-103.

Колесов В. В. Язык города. М.: Высшая школа, 1991.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974.

Кольцова В. А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 131–137.

Кон И. С. Дружба. М., 1987.

Кон И. С. Дружба. М., 2005.

Конфликтология. Учебник. СПб., 2000.

Конфликтология в контексте мира. Материалы I Международного конгрессса конфликтологов. М., 2001.

Королев С. И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 20–43.

Короленко Ц. П., Фролов Г. В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск, 1979.

Кочетков В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. М., 2002.

Куликов В. Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни // Проблемы общественной психологии. М., 1965. С. 158–172.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.

Купрейченко А. Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров): Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2001.

Кцоева Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис… канд. психол. наук. М., 1985а.

Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика / Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М., 1985б. С. 225–231.

Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1996.

Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М. 2004.

Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 212–236.

Левкович В. П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологигический феномен // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 70–81.

Леонтьев А. А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихолингвистика // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 3–14.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1977.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997.

Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 64–93.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж, 1996.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

Луганский Н. И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-политические качества личного состава бундесвера: Дис… канд. пед. наук. М.: ВПА, 1968.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1999.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Метцгер У. Обобщения о национальном характере // Современные тенденции в буржуазной философии и методологии истории. М., 1969. С. 230–337.

Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68–86.

Морозов В. П. Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга. Коллективная монография / Отв. редакторы В. П. Морозов, И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. Л.: Наука, 1988.

Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

Московцев Н., Шевченко С. Бизнес по-русски, бизнес по-американски. СПб., М. и др., 2003.

Мягков С. М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития. М., 2001.

Мясищев В. Н. Психология отношений. М. – Воронеж, 1998.

Налчаджян А. А. Этнопсихология. М., СПб. и др., 2004.

Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

Неверов С. В. Особенности речевой и неречевой коммуникации японцев // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 320–338.

Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.

Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М., 1990.

Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение: Учебник. СПб. – М., 2004.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис…докт. психол. наук. М., 1989.

Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.

Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999.

Осипов В. Д. О некоторых чертах кинесической речи у арабов // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 277–282.

Павлова Н. Д. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолингвистике // Психологические исследования дискурса / Под. ред. Н. Д. Павловой. М.: PerSe, 2002. С. 7–17.

Пан Ин. О некоторых формах речевой и жестовой коммуникации в Китае // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 338–345.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.

Пеньков Е. М. Социальные нормы – регуляторы поведения. М.: Мысль, 1972.

Петрова Е. Знаки общения. М., 2001.

Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002.

Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. СПб.: Речь, 2003.

Платонова Н. М. Социально-нормативные аспекты этнического самосознания // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Тезисы докладов 1-й конференции по исторической психологии российского сознания (4–7 июля 1994 г., Самара). Самара, 1994.

Плахов В. Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.

Поршнев Б. Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964.

Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история // История и психологи. М., 1971. С. 7–35.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М., 1989.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1996.

Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

Психологические исследования общения. М., 1985.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М, 1979.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

Резников Е. Н. Изменение установок к труду в различных этнических общностях в связи с появлением новых видов производственной деятельности // Пути технического совершенствования и интенсификации разработки, производства и эксплуатации средств радиотехники, электроники и связи: Тезисы докладов на научно-практической конференции. Минск, 1979. Ч. II. С. 54–55.

Резников Е. Н. К вопросу о структуре этнопсихологии // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. История психологии. Психология физической культуры и спорта. Зоопсихология и сравнительная психология. Ч. IV: Тез. Науч. сообщ. советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. С. 145–146.

Резников Е. Н. Функции этнической психологии // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии. 28–30 января 1997 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 37.

Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология. М., 1999а. С. 508–518.

Резников Е. Н. Этническая психология // Современная психология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999б. С. 571–577.

Резников Е. Н. Роль и место этнической психологии в процессе профессиональной подготовки сотрудников, занятых в сфере туризма // Тезисы докладов Первой Российской конференции «Туризм: Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». 25–26 марта 1999года. М., 1999в.

Резников Е. Н. Понятие «субъект» в этнической психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна). Тезисы докладов к международной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 г. С. 128–129.

Резников Е. Н. Концептуальное представление о структуре этнопсихологических характеристик // Социальная психология. XXI век. Ярославль: Международная академия психологических наук, 1999д. Т. 1. С. 230–234.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Психология: Учебник для технических вузов / В. Н. Дружинин СПб., 2000. С. 351–352.

Резников Е. Н. Результаты анализа исследований по этнической и кросскультурной психологии за рубежом и в России // История психологии и историческая психология: состояния и перспективы развития (III Московские встречи по истории психологии). М., 2001. С. 103–106.

Резников Е. Н. Психология межличностного познания // Социальная психология. М., 2002а. С. 146–164.

Резников Е. Н. Психология межличностного воздействия // Социальная психология. М., 2002б. С. 179–189.

Резников Е. Н. Восприятие и понимание человека человеком // Психология XXI века: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. М., 2003а. С. 663–673.

Резников Е. Н. Изменения в психологии русского народа // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (Краткосрочные и долгосрочные горизонты). Материалы международного психологического конгресса, посвященного 30-летию кафедры психологии. Кострома, 23–24 октября 2003 г. Москва-Кострома, 2003б. Т. 2. С. 63–66.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Психология XXI века / В. Н. Дружинин: Учебник для вузов. М., 2003 в. С. 672–680.

Резников Е. Н. Этапы развития исследований по этнической психологии за рубежом и в России // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития: Материалы II Международной научной конференции. Минск, 2003 г. С. 57–64.

Резников Е. Н. Методические проблемы этнической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

Резников Е. Н. Теоретико-методологические проблемы этнической психологии. Минск, 2006.

Резников Е. Н., Марасанов Г. И. Психологическая подготовка к межэтническому общению // Психология и практика. II съезд Российского Психологического общества. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 1. С. 148–149.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных