1 педагогика лагеря логика смены содержание периодов смены законы традиции и ритуалы в дол

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогичнская копилка

Го вожатского отряда «ПОДТЯЖКИ»

image002

1. Педагогика лагеря

· основные идеи лагерной педагогики

2. Законы и традиции лагеря

4. Творческая мастерская

6. Вечерние огоньки

ПЕРИОДЫ СМЕНЫ

image004

I. Организационный

Место в общей логике — первые 1-3 дня: от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены.
Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!».
Задачи:

· Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями.

· Создать условия для раскрытия способностей каждого.

· Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.

· Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд.

· Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.

Основное содержание:
игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда.
Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены.
Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.

II. Основной

Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами.
Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!».

· Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества.

· Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления.

· Создавать и укреплять внутриотрядные традиции.

· Заботиться о сплочении детского коллектива.

Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.
Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.
Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.

III. Заключительный
Место в общей логике — последние 2-4 дня перед отъездом.
Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».
Задачи:

· Создать атмосферу дружеского прощания.

· Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.

· Подвести итоги смены.

· Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым.

Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.
Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры.
Позиция вожатого. Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

· Единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;

· Уникальность данной лагерной встречи;

· Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира через реализацию личных и социальных инициатив, организацию жизнедеятельности своего сообщества;

· Совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых;

· Творческий подход к организации жизнедеятельности (уклад жизни).

Детский оздоровительный лагерь это:

· площадка диалога с родителями;

· модель «гражданского общества»;

Пространства в лагере, необходимые для удовлетворения потребностей:

· Одухотворенность, оптимизм в восприятии мира;

· Оптимальная организация жизнедеятельности, безопасность;

Педагогическое со-бытие момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе- и ценностно- ориентированная встреча взрослого и ребенка.

Основные признаки со-бытийной общности:

· совместное бытие, соприкосновение жизней, их пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием, духовной связью (общностью), близостью, чувством МЫ;

· неформальный, открытый тип отношений, общность создается совместными усилиями участников;

· взаимодействие в со-бытийной общности – межпозиционное, требующее самоопределения, выбора, демонстрации собственной позиции, что необходимо для воспитания и развития субъектности юношества;

· единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;

· рефлексивная общность, позволяющая осознавать процессы и явления, выводить на индивидуальное осознание себя, своей позиции в общности и жизни.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:

· технологии сотрудничества и педагогической поддержки»

· системное вовлечение в социальную практику.

· к Родине – патриотизм, забота,

· к обществу – гражданственность, активность, сознательное отношение к общественному долгу;

· к людям – гуманизм, товарищеская забота;

· к себе, как товарищу других людей, – забота, активность и инициативность,

· к делу – ответственность за взятое на себя поручение, выполнение своих обязанностей;

· к природе как сущности всего живого на Земле.

· социальная и трудовая;

Отрядная деятельность – педагогически целесообразная организация 2-3 педагогами всей жизнедеятельности детского объединения (отряда) в течение лагерной смены: и проживания, и отдыха, и запланированных вместе с детьми дел, и работы отряда по тематике общелагерного проекта.

Стадии (этапы) деятельности группы:

· предварительная работа педагогов по программированию деятельности группы;

· Сами (вместе –дети и взрослые) находим цель;

· сами планируем путь её достижения, сами прокладываем маршрут;

· сами идем по этому пути, организуем жизнь, сами готовим события;

· сами реализуем задуманное, проводим интересные и полезные дела;

· сами анализируем сделанное, прожитое, корректируем маршрут, определяем дальнейшие шаги (последействие).

Изменение позиции ребенка:

· активный наблюдатель (зритель);

· пассивный наблюдатель (зритель);

Логика проживания и усложнение деятельности ребенка в лагере:

· ИГРЫ: на самопрезентацию, демонстрацию умений и способностей, сплочение, формирование благоприятного климата и отношений;

· ДЕЛО: для себя, для других, для всех;

· СИСТЕМА отрядных сборов;

· СИСТЕМА отрядных «огоньков»;

· ДИНАМИКА развития сюжетно-игровой линии;

· ЗЕРКАЛЬНОСТЬ начальных и финальных событий ;

Роли и позиции вожатого в лагере:

· Старший брат/сестра, попечитель;

· Вожак, организатор, лидер, воодушевитель;

· Аниматор, ведущий, шоу-мен,

· Помощник, советник, консультант,

· Методист, учитель, эксперт;

· Автор,сценарист, режиссер, актер;

· Утешитель, социальный педагог, психолог;

· Игротехник, мастер игры;

· Помощник, ассистент, подмастерье,

· Художник, оформитель, декоратор, дизайнер, костюмер;

Воспитательный результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде воспитательной деятельности.

Воспитательный эффект – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Результаты и эффекты лагерного воспитания:

· Удовлетворенность (интеллектуальная, физическая, эмоционально-психологическая, социальная) ребенка жизнью, создаваемой детьми и взрослыми в лагере;

· Со-причастность/включенность ребенка в процесс жизнетворчества, его участие в выбранных видах деятельности;

· Изменение мотивации деятельности подростка в сторону позитивного социального опыта (расходящиеся круги);

· Самореализация и успех подростка в различных видах деятельности;

· Принятие подростком орлятских ценностей, законов и традиций, осознание себя «орлёнком», членом Большого орлятского круга

· Овладение подростком способами организации собственной деятельности и деятельности своих сверстников.

ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ ЛАГЕРЯ

image006

Закон территории Знай, за границу ход закрыт! И содержи в порядке быт! Если кто-нибудь решит Посмотреть, как ежик спит, В парк скорее убежит, То такой закон гласит – Нарушитель будет тот, Кто с территории уйдет.
Закон здоровья Запомни – пить сырую воду нельзя! Со здоровьем мы друзья!
Закон творчества Делу любому – задора, веселья, Желания искусства и точности, Будешь работать тогда без сомненья Ты по закону творчества!
Закон доброго отношения Не будет конфликтов и ругани грязной, А будут улыбки, сюрпризы, проказы.
Закон зелени Прекрасен лагеря зеленый наряд. Ты ветки не трогай, цветам будь как брат.
Закон времени или закон «ноль- ноль» Будем время мы беречь – Будет больше разных встреч.
Закон правой руки У нас в отряде закон един, Слушают все, когда говорит один!
Закон дружбы Всем, кто в лагере помнить нужно: Наш закон, товарищи – дружба!

Традиции

Вечерний огонек. «Что сегодня было хорошего? Что плохого? Кто проявил себя лучше всех? Кому было труднее всех?» – такие вопросы обсуждаются на огоньке. Кроме того, оценивается работа дежурного командира дня и выбирается дежком на следующий день. Что касается общей обстановки огонька, то свеча и лирические песни обычно настраивают на спокойный, доверительный лад. Вечерний огонек – это откровенный разговор. Там можно и похвалить, и поругать, но никто не обижается, потому что все слова – правда, всё – от чистого сердца и сказано только с добрыми намерениями. Негласные правила огонька: говори правду или молчи, свеча горит – один говорит. И еще один важный момент: огонек – это минуты единения отряда, поэтому те, кто действительно пришёл общаться, садятся так, чтобы свеча освещала их лица, а те, кто по каким-то причи­нам хотят не показывать всем своего настроения, – отодвигаются в тень. На огоньке есть две «священные вещи» – это свеча и песня. Право зажечь свечу на вечернем огоньке – это почетное право, и оно предоставляется обычно ребятам, проявившим себя в течение прошедшего дня, или именинникам в качестве подарка. В конце огонька отряд встает в орлятский круг и поет несколько традиционных «вечерних» песен. Затем наступает вечернее прощание: все берутся за руки определенным образом (каждый человек скрещивает руки перед собой – правую руку поверх левой, берет за руки соседей) и хором говорят слова вечерней речевки. На последнем слове «мы» руки разрываются, все встают вокруг свечи, загадывают желания на следующий день и на «три-шестнадцать» задувают пламя.

Традиция доброго отношения. Прежде всего, это традиция доброго отношения к людям: нужно всегда помнить, что рядом с тобой находятся люди, и каждый из них (твой друг по отряду или другой зеркалёнок, вожатый или любой сотрудник лагеря) хочет к себе человеческого отношения. Поэтому необходимо уважать каждого человека! Вежливые люди при встрече всегда приветствуют друг друга. Но в устной речи прекрасное приветствие – пожелание здоровья «здравствуйте!» – произносится чаще всего впопыхах и превращается в невнятное «здрасть!». Поэтому при встрече с любым человеком принято говорить: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» (естественно, в зависимости от времени суток). Ведь когда человек говорит слово «добрый», то он непроизвольно произносит это по-доброму. А потом пожелание добра человеку, оказавшемуся рядом, входит в привычку. Еще одно правило вежливости, входящее в традицию доброго отношения, касается обращения друг к другу. В лагере не принято давать прозвища, употреблять клички. Мы считаем недопустимым любое проявление неуважения к личности человека. Поэтому мы приветствуем обращение по именам. Существует и традиция доброго отношения к песне. Много песен живет у нас. Много новых песен привозят с собой зеркалята. Всюду в «Зеркальном» звучат песни под аккомпанемент гитары. И для того, чтобы песне было у нас уютно, мы придумали традицию уважения к песне: не прерывай песню, дослушай, пожалуйста, до конца. Если ты слышишь песню, то либо подпевай, либо слушай молча и не мешай – в этом проявляется уважение и к песне, и к исполнителю, и к слушателям.

Традиция орлятского круга.Она пришла к нам изВсероссийского детского центра «Орленок». О том, что такое орлятский круг, всем детям рассказывают вожатые на первом огоньке. Все встают в один большой круг, кладут правую руку на плечо правому соседу, а левую – на пояс левому, и в этом тесном, едином кругу поют любимые песни. Самое же главное, что орлятский круг объединяет отряд, он сам является символом этого единства. Круг помогает почувствовать поддержку друг друга, увидеть глаза товарищей. В орлятском кругу решаются самые важные, серьезные вопросы. Наверное, поэтому орлятский круг сопровождает жизнь отряда с первого дня смены до последних минут перед расставанием.

Вечерняя вожатская песня. Каждый вечер после отбоя вожатые поют своим деткам песни. Засыпать под тихий перебор гитары и спокойные песни приятно человеку любого возраста, а уж детям – особенно. Поэтому вожатые каждый вечер от чистого сердца преподносят своим любимым ребятам такой подарок. Обычно уже на второй день смены дети начинают делать «заказы» на песни, которые они хотели бы услышать вечером. А в целом выбор репертуара зависит от предпочтений каждого вожатого, поэтому во всех отрядах звучат очень разные вечерние песни.

Приятного аппетита. Перед любым приемом пищи отряды выстраиваются у входа в столовую и желают друг другу приятного аппетита. По традиции обязательно произносятся слова: «Всем-всем-всем приятного аппетита!» Но при этом дежурные командиры на каждый прием пищи стараются придумать что-нибудь новенькое, свое, желательно, связанное с жизнью отряда в этот день или период дня. В столовой же кричать не принято (а то представляете, сколько кричалок услышали бы наши повара!), здесь принимают пищу.

Наказ.Каждая смена оставляет наказ детям следующей смены. Для него существует особая мелодия и традиционные заключительные слова:

За нами будет смен немало,
Растет у лагеря семья,
Но повторяю я упрямо,
Что смена лучшая – моя!

Наказ пишут все, в нем сконцентрированы самые главные мысли о жизни в лагере, о днях, проведенных здесь. Наказ звучит дважды: на прощальной линейке (или наобщем сборе) смены, которая его оставляет, и на линейке смены (или на первом общем сборе) смены, которой он адресован. Обычно в наказе ребята рассказывают о своей смене, о своей любви к лагерю и обращаются с призывом к детям, которые приедут сюда после них, бережно хранить и любить лагерь, чтобы он еще много лет жил и радовал всех, кто соприкасается с его удивительным миром.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).

Отличительными признаками КТД могут стать:

· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
· его социальный характер (для кого это нужно?),
· высокая мотивация создателей.

· Развитие творческих способностей.
· Развитие интеллектуальных способностей.
· Реализацию коммуникационных потребностей.
· Обучение правилам и формам совместной работы.

Источник

Логика лагерной смены

5cdd3d3586f1m

Логика лагерной смены определилась давно и достаточно четко:

этапы. Сложилось и содержание этих периодов.

В середине смены (примерно на 12-14 день) наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и другими взрослыми, обострение тоски по дому. Ребята уже привыкли к лагерю и в то же время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события, или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.

За 2-3 дня до конца смены начинается итоговый заключительный этап с еще одним конфликтным кризисным пиком (особенно если смена была 30-40 дней). Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий, они снова вспомнили про дом. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И конечно, успех всех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для вожатого очень важно найти для каждого ребенка то дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию.

Лагерую смену возможно использование самых разнообразных форм работы. Перечислим некоторые из них:

Познавательные: турниры смекалистых, книжная лавка, вечер легенд, викторины, час вопросов и ответов, турнир эрудитов (интеллектуалов типа «Что? Где? Когда?»), базар головоломок, КВНы смешанные и тематические, журнал «Хочу все знать», познавательные экскурсии, разнообразные кружки, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, клуб «Почемучек», День книги, «Герои любимых книг» и т.д.

Трудовые: самообслуживание, трудовые подряды в сельском хозяйстве, лесничествах и водных хозяйствах; защита профессий, защита фантастических проектов, мастерские, города волшебников, умельцев, трудовые десанты, дежурство, дни профессий, экскурсии на предприятия, в хозяйства, в гостях у Самоделкина, кружки, «Король Мусор и Мы» и т.д.

Нравственного направления: экскурсии и шествия к памятникам, местам славы и исторической памяти, диспуты, огоньки (знакомства, «Расскажи мне обо мне», «Расскажи мне о себе», «Откровенный разговор», «Давай обсудим»), беседы, обучение общению: психотренинги, психоигры и упражнения; телефон доверия, день именинника и т.д.

Оздоровительные и физкультурно-спортивные: купание, закаливание, прогулки, походы, санитарно-гигиенические дела («Уют», «Мойдодыр», «В гостях у Айболита»), малые олимпийские игры, средневековые и рыцарские турниры, «Веселые старты», эстафеты, дни спорта и здоровья, праздник Нептуна, народные спортивные игрища, викторины, игровые и тематические зарядки и т.д.

Туристско-краеведческие: походы, туристские викторины, конкурсы, эстафеты, фестивали, слеты, поисковые экспедиции, ориентирование на местности и т.д.

Юнкоровские: выпуск газет (мини- и многометровых, серьезных и юмористических, сатирических, страшных, смешных, курьезных); Почтовый дилижанс. Рыцари пера. Акулы пера, информационные листки, «Молнии», пресс-конференции, организация работы пресс-центра, радиоцентра, ТАЛа (телеграфного агентства лагеря) и т.д.

Экологические: экологическая тропа, викторины, конкурсы научно-фантастических проектов по охране природы; лесная аптека, путешествия «В мир лесных звуков», «В царство Берендея», «По морям и океанам», «На морском (речном, озерном) дне», «Природная радуга», «Красная книга природы», аукцион книг о природе; постановка инсценированных сказок, басен, мультиков; игра «Город Природоград», биологический аукцион, ботанические (зоологические) эстафеты, кругосветки; деятельность зеленого и голубого патруля и т.д.

Знакомство с народными традициями и промыслами: посиделки, праздники хоровода, единоборств, путешествия в народную мудрость (сказки, сказы, былины, прибаутки, пословицы и поговорки, песни, притчи, частушки, скороговорки, считалки, колыбельные песни); конкурсы самодельной народной игрушки, народный календарь, народные забавы, дни национальной кухни и праздники фольклора, народной музыки и др.

Многие формы работы можно объединить в игре «Экспресс-маршрута». Каждый отряд (если общелагерная игра) или команда получает маршрутный лист по станциям, на которых их ждет жюри (эксперты, специалисты), которое оценивает соответствующие названию станции, умения, знания, навыки и выставляет баллы.

Жизнь и работа в оздоровительном лагере — продолжение жизни ребенка до лагеря. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, изолированность ребёнка от семьи, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда и дружины. И главная её отличительная особенность — цикличность и периодизация оздоровительного лагеря. Три периода лагерной смены отличаются своими задачами, способами их решения и особой позицией вожатого.

I. Период организационный

Место в общей логике — первые 1-3 дня: от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены.

Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!».

Основное содержание: игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда.

Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены.

Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.

II. Период основной

Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами.

Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!».

Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.

Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.

Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.

III. Период заключительный

Место в общей логике — последние 2-4 дня перед отъездом.

Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».

Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.

Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры.

Позиция вожатого. Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.

Источник

Логика смены

791 1086m

Деловая игра, через которую ребенок узнает, чем он будет заниматься в смене.

ж) Совместно спланировать отрядную деятельность Сбор планирования (Можно провести с соседним отрядом). з) Сформулировать органы самоуправления в отряде (придумать вместе с детьми цветочный мир, Государство, Лукоморье) Организационный сбор е) Создать условия для самореализации каждого ребенка. Все предыдущие формы

Девиз Организационного периода – «Ни одной свободной минуты!»

Что обязательно нужно провести в организационный период:

Bigl%3Bkklm

Начинается огонек с настроя:

1. Традиция доброго отношения к людям:

Доброе отношение к людям – это:

Формула токай традиции кратка: «нести радость людям», а реализовать ее можно множеством добрых дел и поступков.

2. Традиция доброго отношения к песне:

Традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне. Это означает:

3. Традиция вечернего огонька:

Это традиция доброго товарищеского разговора, обсуждение жизни своего коллектива, это воспитание в себе умение сказать правду в глаза и без обид выслушивать эту правду от товарищей, отряда в целом, в желании сделать свой коллектив еще лучше, дружнее.

4. Традиция орлятского круга и речевки:

Как важно видеть глаза товарища, чувствовать рядом его плечо. И главное – именно круг дает возможность не исключать из внимания ни одного человека из отряда. В орлятских кругах поют песни, садятся кругом на сборах, но огонек укрепляет традицию орлятского круга, придает ему высокое нравственное значение.

А вечернюю речевку предложил ребятам вожатый. И эти слова стали сейчас необходимым заключением каждого прожитого дня в лагере.

«День отшумел, и ночью объятый Лагерь зовет уснуть. Доброй вам ночи, девчата! Доброй вам ночи ребята! Завтра нам снова в путь!».

Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.

154656658m

Проводится в форме игры (Путешествие с домовенком Кузей, игра-сказка, комплексная игра, экскурсия с различными персонажами).

Диспут или дискуссия, конференция.

Основные темы обсуждения:

Основные законы ДОЛ

Данный закон гласит о том, что время в детском лагере дорого, ребята вместе собрались всего на 21 день, а успеть за это время надо многое: и отдохнуть и научиться новому, и обменяться опытом. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.

2. Закон правой поднятой руки

Если человек поднимает руку, гласит закон, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. Жест «поднятой руки» (или открытой ладони) означает: «Прошу меня выслушать!»

3. Закон территории:

Закон территории очень богат содержанием. Это не просто территориальные ограничения в лагере, не выходить за территорию лагеря, центра (хотя и это очень важно). Закон территории гласит: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом. Очень тесно Закон территории связан в этом с традицией доброго отношения к людям.

Закон зелени напоминает каждому новому человеку в детском лагере, что красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов – все это результат труда многих и многих людей, преданных лагерю. Гораздо проще поломать, чем взрастить. И поэтому Закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории лагеря. Если каждый сорвет по одной веточке, цветущий лагерь превратиться в пустыню.

Закон водоема призывает относиться к водоемам без лихачества, с уважением, без заигрывания. К воде и в воде – только с коллективом и только со взрослыми.

49 76m

1. Сформировать структуру отряда.

2. Выбрать органы самоуправления отряда.

3. Договориться о правилах.

a. принятие Устава; b. принятие Конституции; c. «Заповеди отряда» (здесь нет планирования).

План организационного сбора:

а) Необходимо оформить место;

в) Игра на разогрев:

г) Вступительное слово;

ж) Работа в группах по заданию;

з) Защита каждой группы;

к) Голосование и выбор одного проекта (работа в группах), в каждой группе проиграть на сплоченность:

л) Разработка инструкции для каждого;

м) Выборы и назначения (возможно в другое время);

о) Напутственное слово.

п) Заканчивается подарками и песнями.

Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену.

1. Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность;

План сбора планирования:

Цель: сформировать представление об отряде и о себе в отряде.

Форма проведения – дружеская беседа с элементами игры.

СХЕМА АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА

1. Портрет «заехавшего» ребенка

Необходимо раскрывать следующие позиции:

Необходимо раскрыть следующие позиции:

3. Дела организационного периода, которые наиболее эффективно сработали на реализацию поставленных вами целей и задач.

4. Выводы по результатам организационного периода и определение перспектив деятельности на основной период смены.

791 0406m

Foto iz lagerej pohodov kanikul 110m

1243109652 2 igram

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Особое внимание в основной период необходимо уделить аналитической деятельности.

Image8m

DSC00047m

Цель – подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой ПДК (постоянный детский коллектив).

1. Коллективная оценка приобретенного опыта, осознание роста ВДК

2. Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка

3. Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребенка, постановка задач на будущее

4. Подготовка лагеря к следующей смене

Для педагога важно:

o за эту смену мне удалось… o я сделал o я научился …, где это можно использовать дальше.

ЦЕЛЬ: сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.

ЦЕЛЬ: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни.

Image30m

IMG 3149m

Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.

Критерии успешности дела.

10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.

Возрастные особенности детей.

В лагере особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.

25599516LvTm

Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики :

( игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении)

791 0444m

Дети 10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:

( игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении )

798 3099m

Дети 13 – 15 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

Теория развития временного детского коллектива (ВДК)

Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. Опыт показывает, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели.

403772m

Организационный период — это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:

Цель оргпериода – заложить основы ВДК.

Методика проведения оргпериода

В эти дни вожатые решают три основные задачи — организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить ребятам возможность узнать друг друга. Эти задачи решаются через организацию и проведение небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявить себя в конкретной деятельности.

Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых — проводить КТД, когда в отряд заедут все дети. КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее КТД проводится, когда заедут еще 5 человек. И так каждый раз, когда заезжают следующие 5 человек. Таким образом, можно провести большое количество КТД малых форм в первые дни смены, выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников. Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т. е. предъявляются детям единые педагогические требования.

Игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2—3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах отряда.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом этого не наверстать) тихий час и др.

2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. Интервью, расскажи нам о себе и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.

Понятие о «нулевой» точке развития коллектива

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят.

Психологическое состояние детей

Дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.).

Трудно включаются в деятельность.

Основные задачи педагога в оргпериоде

Условия организации деятельности детей

Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил, Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность.

Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.

Методы работы педагога:

Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.

Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону.

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.

791 0830m

Основной период ВДК

Цель основного периода — формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи основного периода:

Неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.

Вторая конфликтная зона в работе педагога

В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.

В период конфликтов педагогу необходимо:

Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (перед всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.

Условия организации деятельности в основном периоде

Методы работы педагога в основной период:

Примерные направления деятельности:

Деятельность личности ребенка останется нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей, формирование у них опыта общественного поведения

Image29m

Итоговый период называется периодом «консолидации» отношений, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Консолидация – объединение.

Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

Задачи итогового периода

В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи требовательности, взаимной заботы, уважения.

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива. В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.

Основная форма организации деятельности — индивидуально коллективная, стимулирующая межгрупповое общение. Большое внимание педагогу необходимо обратить на организационную деятельность уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене проводы детей и др.

Sport igri dlya deteym

Третья зона конфликта в работе педагога.

В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.

Показатели сложившегося детского коллектива:

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • ящерица на воске гадание значение
  • ясновидение гадание на кофейной гуще лотос
  • японское гадание на палочках
  • японское гадание на монетах книга перемен
  • янука гадания для мобильных