автор фразы без анатомии нет ни терапии ни хирургии а одни лишь приметы да предрассудки

Мир внутри нас: как рождаются научные открытия в анатомии

В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова на кафедре анатомии человека (ул. Моховая, 11, стр. 8) прошел III Ежегодный международный конкурс анатомического рисунка IMAGO ANATOMICA VESALIUS – 2017.

Экспозицию конкурсных работ, вдохновленных трактатом Андреаса Везалия «О строении человеческого тела» (De humani corporе fabrica), с 10 по 24 ноября 2017 года посетили более 1000 человек. Центром выставки стала копия картины «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембранда ван Рейна, где часть композиции — раскрытый том трактата Везалия.

В конкурсе анатомического рисунка приняли участие студенты медицинских и художественных вузов, российских и зарубежных университетов. На встрече с учеными и художниками 24 ноября им были вручены памятные сертификаты и представлен цикл интерактивных междисциплинарных научных докладов преподавателей и студентов МАРХИ, РУДН, Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Сеченовского университета.

Со словами приветствия к участникам конкурса обратились декан лечебного факультета Марина Кинкулькина, заведующий кафедрой анатомии человека Владимир Николенко, почетный заведующий кафедрой Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, доктор химических наук Ольга Васнецова, заслуженные художники России Александр Беглов и Алексей Кравченко, профессор МАРХИ Ольга Суслова.

Достижения новых высот в медицине, науке и искусстве пожелал студентам профессор Института патологии университетского медицинского комплекса Шарите (Берлин, Германия) Ханс Гуски (Hans Guski, Universitatsmedizin Berlin, Institute of Pathology, Berlin, Germany) и пригласил их на свою лекцию по целлюлярной (клеточной) патологии в Сеченовском университете. Виктор Овченков, профессор кафедры анатомии человека напомнил студентам слова известного врача А.П. Губарева: «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки».

«В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды», – писал выдающийся российский ученый-анатом, заведующий кафедрой анатомии человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова с 1971 – 2015 год Михаил Сапин.

Ежегодный международный конкурс анатомического рисунка IMAGO ANATOMICA VESALIUS – 2017 посвящен тому, как на стыке разных профессий и наук, медицины, искусства и архитектуры, мира внутри нас и внешней среды рождаются новые открытия в анатомии и других отраслях знаний. Следующий конкурс IMAGO ANATOMICA VESALIUS 2018 года также обещает быть очень интересным: он пройдет в год 260-летия Сеченовского университета и 475 годовщину с момента издания в 1543 году трактата хирурга и анатома Андреаса Везалия «О строении человеческого тела» с иллюстрациями художника школы Тициана.

Источник

Завершился ежегодный международный конкурс анатомического рисунка Imago Anatomiсa Vesalius

Завершился ежегодный международный конкурс анатомического рисунка Imago Anatomiсa Vesalius. Юбилейный, пятый по счету конкурс был посвящен истории хирургии, истории искусства и миру внутри нас.

Приветственный адрес участникам конференции направил ректор университета, академик РАН Петр Глыбочко, отметивший, что конкурс, объединивший ученых и студентов разных стран, вузов и специальностей, стал символом дружбы и преданности медицине.

Заведующий кафедрой анатомии Сеченовского Университета Владимир Николенко, обращаясь к участникам конкурса, выразил надежду, что каждый из них, подобно многим педагогам и выпускникам alma mater внесет вклад не только в медицину, но и в искусство.

В конкурсе анатомического рисунка приняли участие студенты медицинских и художественных вузов, российских и зарубежных университетов. Среди организаторов конкурса Российская академия художеств и Московский архитектурный институт, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Международная академия творчества, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Также в организации конкурса приняли участие Союз художников Подмосковья и Московское отделение Научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов, Петровская академия науки и искусства.

«Содружество врачей и художников, продемонстрированное на конкурсе, вносит большой вклад в развитие и современной науки, и современного искусства», – убежден Народный художник РФ, президент Международной академии культуры и искусства Петр Стронский.

Встрече финалистов с известными российскими учеными и художниками оказалась очень плодотворной. Преподаватели и студенты выступили с научными докладами, посвященными хирургии в изобразительном искусстве, анатомии для художников. Один из докладов был о женщинах в анатомии, преуспевших в столь нелегкой, но великой профессии. Ведь «без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки».

Ежегодный международный конкурс анатомического рисунка наглядно показал как на стыке медицины, искусства и архитектуры рождаются новые открытия в анатомии, живописи и многих других отраслях знаний.

Источник

Читать онлайн «Анатомия человека. Атлас. В 3 томах. Том 1. Учение о костях, соединениях костей и мышцах. Учебное пособие»

Автор Михаил Сапин

М. Р. САПИН

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА. ТОМ 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второе издание книги в целом сохраняет структуру первого издания. В новом издании учтены критические замечания, пожелания, советы преподавателей, студентов, врачей, сделаны дополнения, переработаны многие разделы. Включены новые сведения, касающиеся возрастной анатомии, пороков развития и некоторых других вопросов.

Изменена структура ряда таблиц, что сделало их более наглядными.

Большое внимание уделено прикладным аспектам анатомии, мотивационной характеристике изучаемого материала в связи с требованиями практической медицины; Из текста исключена излишняя детализация при изложении некоторых анатомических данных, внесены новые сведения по анатомии, появившиеся в последние годы. В конце каждой главы или крупного раздела приведены вопросы для самоконтроля.

При написании книги использованы материалы из классических отечественных и иностранных учебных пособий и руководств, из наиболее авторитетных монографий.

Материал изложен в традиционном плане, принятом для учебников по анатомии человека. Для каждого органа приведены данные о его развитии, топографии, строении, функции. Для мышц, внутренних органов, мозга и его оболочек, органов иммунной системы, органов чувств указаны источники их иннервации, кровоснабжения. Приведены краткие рентгеноанатомические сведения о некоторых органах. В каждой главе наряду с описанием строения и функции всех органов тела человека в соответствии с требованиями современной классической, систематической анатомии изложены данные о наиболее существенных достижениях анатомической науки. Приводятся наиболее важные сведения о внутриутробном периоде развития (органогенез), о возрастной анатомии, особенностях строения детского организма. Впервые дано подроЬное описание функциональной анатомии органов, иммунной системы; большое внимание уделено различным вариантам и аномалиям развития, их характеристике.

В историческом очерке показаны основные этапы развития анатомической науки, приведены ранее не упоминавшиеся сведения о появлении первых анатомических школ и книг в нашей стране.

Книга иллюстрирована черно-белыми и цветными оригинальными рисунками, схемами, рентгенограммами. Для названия органов и их частей использованы общепринятые русские эквиваленты латинских анатомических терминов, приведенных в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе 1985 г.

Академик Российской АМН

М. Р. САПИН

По технологическим причинам книгу пришлось разделить на два тома, примерно равных по объему. Поэтому из раздела «Спланхнология» в т. 1 вошли «Пищеварительная система» и «Дыхательная система», а «Мочеполовой аппарат» включен в т. 2.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

аа. art. artt. for. forr. gl. gll. lam. lamm. lig.

I’ggnn. seg. s. sul. sull. sut. sutt.

ВВЕДЕНИЕ

Человек выделился из животного мира, поднялся на новую ступень эволюции. Появились речь, интеллект, сформировалось свойственное человеку сознание. Человек качественно отличается от животных благодаря своей социальной сущности, которая определяется социальными условиями, совокупностью общественных отношений, общественно-историческим опытом. Сформировали человека труд и социальные потребности, рост которых привел к изменению особенностей строения, к биологическому прогрессу.

Как живое существо человек принадлежит к животному миру.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «…Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела человека пользуются антропометрическими методами.

. Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т. д. ) получило название систематической анатомии.

Источник

Презентация «Науки об организме человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

МОУ СОШ №4
2020
Науки
об организме человека

Описание слайда:

С давних пор человек интересуется тем, как устроен его организм, какие условия способствуют долголетию, как бороться с болезнями.
Современному человеку эти знания позволяют сохранить здоровье, избежать влияния вредных факторов и привычек.

Описание слайда:

Развитие человека
Человек состоит из таких же клеток и органов, как и животные

Описание слайда:

лёгкие
сердце
Человек дышит легкими, в его груди бьется сердце.

Описание слайда:

В то же время люди отличаются от животных. Они способны думать, говорить, трудиться, дружить, понимать друг друга. Организм человека приобрел особенности, сочетание которых дает ему решающее преимущество перед другими видами.

Описание слайда:

Многие люди не знают, какими резервами обладает их организм, и как можно сохранять, развивать и использовать эти резервы, чтобы продлить жизнь на долгие годы.

Описание слайда:

Необходимо изучать свой организм.
Это даст возможность понять, как он работает, научит защищаться от болезней.

Описание слайда:

Человек — объект изучения многих наук: анатомии, физиологии, гигиены, генетики, экологии, антропологии.

Описание слайда:

Гиппократ
История исследования организма
(≈460–370 гг. до н.э.)
Исследования организма человека начались еще в глубокой древности.
Гиппократ, выдающийся древнегреческий ученый, всю жизнь посвятил изучению анатомии, эмбриологии и физиологии человека.

Описание слайда:

Клавдий Гален
(≈130–200 гг.)
Авиценна
(≈980–1037 гг.)
Платон
(427–347 гг. до н.э.)
Знания об организме человека в отличие от других научных направлений развивались очень медленно.
Великими учеными своего времени были Платон, Аристотель, Клавдий Гален, Авиценна.

Описание слайда:

Леонардо да Винчи
(1452–1519 гг.)
Огромный вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Свои рисунки Леонардо да Винчи сопровождал письменными пояснениями.
Он положил начало пластической анатомии, исследовал тело и внутреннее строение человека, сделал большое количество рисунков тела, костей скелета, мышц, внутренних органов.

Описание слайда:

Иван Сеченов
(1829–1905 гг.)
Русский ученый Иван Михайлович Сеченов вошел в историю науки как физиолог, исследовавший сознание человека.

Описание слайда:

Иван Павлов
(1849–1936 гг.)
Развитие физиологии стало возможным, в том числе благодаря работам Ивана Петровича Павлова. Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных.

Описание слайда:

Анатомия
Гигиена
Физиология
Науки, изучающие
организм человека
В настоящее время анатомия и физиология являются фундаментальными науками. Познакомимся с ними

Описание слайда:

Анатомия –— наука о строении организма и его органов.

Описание слайда:

Термин анатомия
происходит от греческого слова
«анатоме»,
что означает
«рассечение»

Описание слайда:

Урок анатомии доктора Тюлпа
И действительно, один из самых древних методов анатомии — это вскрытие мертвого тела человека и его изучение.

Описание слайда:

«Без анатомии нет ни терапии,
ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки».
А.П. Губарев
Александр Петрович Губарев
(1855—1931)

Описание слайда:

Организм человека состоит из большого числа органов, огромного количества клеток.

Описание слайда:

осмотр тела
наблюдение
и изучение отдельного органа
вскрытие тела
Методы анатомического исследования
Основными методами анатомического исследования являются
а также наблюдение, изучение отдельного органа или
тела
осмотр
и вскрытие,
группы органов, их внутреннего, клеточного строения.

Описание слайда:

Для этого используются современные технические средства. Строение скелета, мышц, внутренних органов, расположение кровеносных и лимфатических сосудов изучают, используя рентгеновские снимки.

Описание слайда:

Полые органы — желудок, трахею, кишечник – исследуют методом эндоскопии.

Описание слайда:

Ethan J. Tal
Ультразвуковое исследование
Метод ультразвукового исследования, или УЗИ, который основан на анализе отражения ультразвуковых волн от органов и тканей, применяют для изучения внутренних органов.

Описание слайда:

Один из современных методов исследования организма —
УЗИ, или ультразвуковое исследование.
С помощью УЗИ можно установить границы тканей, выявить изменения, наличие опухолей, камней, расширения или сужения крупных сосудов.

Описание слайда:

Еще один метод исследования — компьютерная томография
Безопасный, безболезненный, высокоинформативный и доступный метод ультразвуковых исследований сегодня используют в науке и медицине.

Описание слайда:

Компьютерная томография изучает строение тела человека
с учётом положения органов и их взаимодействия друг с другом.

Описание слайда:

Анатомия изучает строение и функции органов с учетом происхождения человека. Строение тела современных людей является результатом эволюции, приспособления к условиям внешней среды.

Описание слайда:

Для понимания истории развития человека анатомия использует данные палеонтологии, изучает ископаемые останки костей. Изучению тела человека также помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тел людей и животных.

Описание слайда:

Систематическая анатомия
Каждому человеку присущи индивидуальные особенности строения, которые изучает систематическая анатомия.
Эта наука прослеживает индивидуальную изменчивость, разные варианты строения тела.

Описание слайда:

9%
10%
1%
Тело человека
а ладонь — 1 % поверхности тела.
Систематическая анатомия установила, что поверхность головы составляет 9 %,
каждая верхняя конечность — 10 %,
а нижняя — 19 %, верхняя и нижняя части туловища – по 17 %,
19%

Описание слайда:

Наряду с анатомией развивалась физиология.
Физиология –— наука о жизненных функциях организма и его органов. Наблюдая и изучая жизненные процессы, физиолог стремится дать им качественную и количественную характеристику, то есть точно описать и измерить их. Это требует специальных инструментов, соответствующих задаче исследования.

Описание слайда:

Особого успеха физиология достигла в настоящее время

Описание слайда:

Физиология широко использует достижения физики, химии, электроники и автоматики.

Описание слайда:

Электрокардиография –— метод исследования работы сердца, который отображает проблемы, возникающие при его деятельности.

Описание слайда:

Исследование производится при помощи аппарата — электрокардиографа.

Описание слайда:

Метод микроскопического исследования
Важное место в физиологии занимает метод микроскопического исследования, который является частью общего клинического анализа крови или других жидкостей организма. Этот метод дает важную информацию о состоянии здоровья человека.

Описание слайда:

Анатомия и физиология дали начало гигиене.
Гигиена – наука о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. Ее цель — изучение условий жизни, работы и отдыха людей для сохранения и укрепления здоровья. Методы исследования, используемые этой наукой, разнообразны.

Описание слайда:

Химические методы исследования
С помощью химических методов проводятся анализы состава воздуха или воды, определяется наличие вредных веществ.

Описание слайда:

Физические методы исследования
Физические методы играют существенную роль в исследовании температуры, влажности, движения воздуха, шума, теплового излучения.

Описание слайда:

Физические методы исследования
В последние годы стали широко применяться методы оценки радиоактивности воздушной среды, воды, пищевых продуктов, строительных материалов.

Описание слайда:

Бактериологические методы исследования
применяются для определения содержания в почве, воздухе, воде, пище микроорганизмов, которые могут оказаться причиной заражения людей инфекционными болезнями.

Описание слайда:

Гигиенические рекомендации в жизнь внедряют санитарные врачи и гигиенисты.
Именно гигиенисты устанавливают предельно допустимую концентрацию веществ, превышение которой в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может вредно сказаться на здоровье человека.
Санитарные врачи следят за соблюдением этих норм. Так, установлено, что предельно допустимая концентрация хлора в водопроводной воде 0,5 мг/л.

Описание слайда:

Санитарно-эпидемиологические центры и станции
В стране действуют санитарно-эпидемиологические центры и санитарно-эпидемиологические станции. Их задача — несение санитарной службы в пределах определенного региона.

Описание слайда:

Инспекторы этих центров могут остановить работу любого предприятия, если технология производства или продукция не соответствуют санитарным нормам, закрыть торговые точки, где не соблюдаются гигиенические правила или продается опасный для здоровья товар.

Описание слайда:

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и, при необходимости, объявляют карантин – изоляцию территории, где появилась опасная инфекция. Это помогает предупредить распространение инфекции.

Описание слайда:

Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице. Санитарная служба оказывает помощь и в охране окружающей среды от загрязнений.

Описание слайда:

Гигиенические знания необходимы всем людям. Они позволяют:
– успешно бороться со многими болезнями;
– разрабатывать меры профилактики для сохранения окружающей природы и здоровья человека.

Описание слайда:

Домашнее задание:
§1, ответить на вопросы;
термины;
страница 9 (МБИ).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Тест «Грибы» 5 класс Пасечник В.В.

Тренинговое занятие «Вода-источник жизни на Земле»

Тест по биологии «Вирусы»

Презентация по биологии «Археологическая экспедиция. Происхождение человека.»

Статья: Развитие метапредметных компетенций обучающихся на уроках биологии.

Презентация по биологии «Основные функции зеленого листа и его видоизменения»

Презентация «Отчет лидера акции «Сделаем вместе»

Презентация «Отчет лидера Акции «Сделаем вместе»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5222596 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Значение анатомии для медицины.

Объект и методы анатомического исследования.

Объектом изучения предмета «анатомия человека» является живой человек. Однако чтобы познать сложное строение отдельных его органов и систем, необходимо производить вскрытия и препарировать. Естественно, такие исследования на живом человеке производить нельзя, поэтому анатомы вынуждены проводить обучение на трупах и анатомических препаратах. В этом плане совершенно справедливым является латинское выражение – «mortui vivos dociunt», т.е. «мертвые учат живых».

Для познания сложного человеческого организма в анатомии используются следующие методики:

— вскрытие (аутопсия – от греч. autos – сам и opsis – видение) и препарирование (лат. praeparatus – приготовленный) трупов и отдельных органов и систем.

— бальзамирование отдельных органов и целых трупов, т.е. пропитывание органов и тканей трупа веществами, препятствующими их разложению. В Древнем Египте и других странах Востока для бальзамирования применялись специальные бальзамы (отсюда название).

— распилы частей тела или разрезы органов. Создателем метода распилов является Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который производил распилы замороженных трупов. Этот метод изучения органов и других образований позволяет более точно в трехмерном изображении определить их проекцию и глубину залегания.

— инъекция (от лат. injectio – вбрасывание) полых органов красящими веществами. В широком смысле под этим методом подразумевается заполнение полостей или трубок, щелей, просветов в человеческом теле окрашенной или бесцветной уплотняющей массой. Для инъекций используют горячий воск, желатин, взвесь туши, различные масляные краски, соли тяжелых металлов и др.

— инъекция полых органов застывающими массами с последующим расплавлением тканей органа – метод изготовления коррозионных препаратов (лат. corrosto – разъедание). Этот метод в общих чертах заключается в том, что полый орган или кровеносные сосуды заполняются затвердевающей массой, мягкие ткани удаляются путем вытравливания их кислотами или при постепенном отгнивании в теплой воде, в результате остается только слепок затвердевающей массы. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса.

— метод мацерации (лат. maceratio – размягчение) – представляет собой процесс размачивания и вываривания мягких тканей и применяется для изготовления костных препаратов.

— просветление тканей органов. Под данной методикой понимают такую обработку органов или их частей, при которой изучаемый объект на фоне просветленных тканей становится хорошо видимым.

— пластинация органов и целых трупов. Этот метод заключается в пропитывании органов или трупов специальными пластмассами с пластификаторами, которые делают ткани эластичными и пластичными. Данная методика разработана в Германии.

— рентгеноанатомия (рентгенография, рентгеноскопия);

— томография (от греч. tomos – ломоть, слой и grapho – пишу) – метод неразрушающего послойного исследования внутренних органов посредством многократного его просвечивания в различных пересекающихся направлениях, количество которых может достигать от 10 до 1000000. По виду просвечивающего излучения различают рентгеновскую, магнитную, ядерно-магнитно-резонансную, пучковую, ультразвуковую и др. томографии. С помощью томографии получают изображение слоев толщиной до 2 мм. Обработка сигналов осуществляется на компьютере.

— эндоскопия (от греч. endon – внутри, skopeo – смотрю) – осмотр полых внутренних органов с помощью введения в них инструментов, снабженных оптической и осветительной системами (напр. – бронхоскопия, гастроскопия и др.).

— гистотопография (от греч. histos, histion – ткань, topos – место, grapho – пишу) – изучение структуры и положения тканей в организме человека.

— световая и электронная микроскопия;

— контактная микроскопия – метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

— голография (от греч. holos – весь, полный и grapho – пишу) – метод получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей.

— соматоскопия (от греч. somatos – тело, skopeo – смотрю) – осмотр и пальпация анатомических образований на живом человеке;

— эксперименты на животных – осмотр и изучение функций внутренних органов.

— математический метод – при анатомических исследованиях позволяет вывести более достоверные количественные показатели. В современных условиях развития электронно-вычислительной техники математический метод занимает ведущее место в морфологических исследованиях.

— метод иллюстрирования – применяется для передачи точного документального изображения (фотографирование) или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. В анатомических исследованиях так же широко используется метод кино- и видеосъемки.

С появлением новых методов исследования анатомия как наука поднимается на все более высокую ступень развития, однако основным движущим фактором в развитии анатомии всегда являлись потребности медицины – запросы клинической практики.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая или рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставить задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних и внутренних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяется строение и форма органов человека. У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении организма. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия – наука о ребенке, геронтология – наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомий человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных – сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ, удается найти общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.