крюков в м текст и ритуал

Крюков в м текст и ритуал

ZMQmwztpr3cAPB P1gcQjgv28XEIi KwKU

ZMQmwztpr3cAPB P1gcQjgv28XEIi KwKU

Исследования политических процессов на Востоке запись закреплена

Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000. — 464 с.: илл.

Содержание:
Источники исследования
Принципы источниковедения Шан-Чжоу
Древнекитайская ритуальная эпиграфика как исторический источник
О понимании текста

Родство и социальные связи
Род и клан
Классификационная система чжао-му
Антропонимическая модель и проблема терминов бо-чжун-шу-цзи

Язык сакральной коммуникации
Формирование традиции цзиньвэнь
Дары земные и небесные
Этическое и сакральное в надписях на бронзе

Ритуал и архаический социум
Религиозные средоточия иньской культуры
Символическая природа чжоуского ритуализма
Благая сила дэ: рождение символа из «духа» ритуала

Чжоуская традиция в культурно-исторической перспективе
История как миф
Два «чжоуских ритуала» и начало традиции
Происхождение классических канонов («Шу цзин» и «Ши цзин»)

Ритуал в позднечжоуском Китае
Трансформация ритуала в эпоху Чуньцю
Смена вех и историко-мифологическая ретроспекция
Дар, обмен и коммуникация в философских учениях древнего Китая
Заключение
Приложение А. Правители династий Шан-Инь и Западное Чжоу
Приложение Б. Хронологическая таблица династии Западное Чжоу: варианты реконструкции
Библиография
Указатель имен и географических названий

М.: Памятники исторической мысли, 2000. — 464 с.: илл.

Источник

Текст и ритуал в древнем Китае : Интерпретация эпиграфики эпохи Инь-Чжоу Крюков, Василий Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Общее число таких ипскрипций измеряется многими сотнями, а объем отдельных цзиньвэпь доходит почти до пятисот иероглифов, что вполне сопоставимо с некоторыми главами «Шу цзин». Обычай делать ипскрипций на бронзе зародился в Китае примерно в то же время, что и традиция цзяїувзіїь (самые ранние из известных нам образцов эпиграфики обоих типов датируются предположительно XIII в. до н.э.). Однако, в отличие от гадательных надписей, феномен цзиньвэпь достиг наивысшего расцвета не в Ипь, а в Западном Чжоу.

Основу настоящей диссертации как раз и составляет разбор ипь-чжоуских ипскрипций па бронзе, а также их сопоставление с гадательными надписями и древнейшими классическими текстами. Общий корпус надписей на бронзе, учтенных в диссертационном исследовании, включил в себя 428 ипскрипций, каждая из которых была подвергнута диссертантом датировке и всестороннему историко-филологическому анализу.

Но что в действительности представлял собой текст и ритуал в доконфуциапскую эпоху? Каковы истинные истоки этих осио-

вополаіающих начал духовной жизни Китая, во многом определивших ее историческое своеобразие? Ответы на эти актуальные для современного китаеведения вопросы и пытается дать диссертант.

В диссертации затрагивается широкий круг проблем. Часть из них ставится автором впервые, друше же давно дебатируются в синологических кругах, по до сих пор не получили удовлетворительного истолкования. К числу таких дискуссионных тем относятся, например, классификационная система чжао-му и значение брачных классов в социальной организации древнего Китая, историческая роль Чжоу-гупа, уникальная судьба архаической мифолоши в дохаиьском Китае и соотношение мифа с историей, обуславливающее специфику представлений древних китайцев о собственном прошлом. Материал источников, рассматриваемый в работе, если и не позволяет полностью разрешить все названные спорные проблемы, то во всяком случае существенно продвигает нас в их понимании.

Научная актуальность вопросов, исследуемых в диссертации, не замыкается в рамках страноведческой проблематики. Многие из них имеют общую культурологическую значимость и представляют интерес для широкого круга историков, филологов, этнологов и представителей других гуманитарных дисциплин, связанных с изучением древних и архаических культур. Сюда следует отнести, в частности, вопрос о месте клановой организации в развитии традиционных обществ, социальные аспекты терминов родства, проблемы становления цивилизаций «осевой эпохи» и т.д.

Что касается понятия «текст», то в его использовании диссертант опирается па словоупотребление, принятое в совремеи-

ной лишвистике, которая понимает под этим термином «группу связанных между собой по смыслу и грамматически предложений, выражающих закопченную мысль и образующих качественно новое синтаксическое целое». Указанные критерии позволяют провести грань между иньскими гадательными надписями и ранними типами надписей на бронзе, не являющимися «текстами» в этом лингвистическом смысле, и развитой формой заиад-ночжоуских цзипьиэиь которые имеют вид связного повествования и представляют собой «синтаксическое целое».

Вместе с чем, филологический анализ дополняется в диссертационной работе антропологической интерпретацией, сугь которой заключается в уяснении функционально-символической природы разных категорий письменных источников. Это дает автору основание ввести понятие «ритуальный эпиграфический текст» и тем самым типологически разграничить заиадночжоу-ские надписи на бронзе и классические тексты, входящие в состав ранних древнекитайских канонов.

Но, несмотря па столь длительную традицию исследования древней эпиграфики, наличие немалого числа статей и публикаций, до последнего времени в китаеведении пе имелось пи одного труда, в котором бы давалась обобщающая научная оценка столь специфического явления древнекитайской культуры, как феномен цзиньвэпь. Единственное исключение в этом отношении составляет монография американского синолога Э. Шонес-си «Источники истории Западного Чжоу: надписи на бронзовых сосудах», вышедшая в 1988 году. Однако книга Шонесси, при всей ее несомненной важности, не восполняет многих пробелов, существующих в данной области. За рамками се рассмотрения

остаются инскрипции Инь и Восточного Чжоу, без сравнения с которыми нельзя понять историческое значение западпочжоу-ской эпиграфики; в ней не прослеживается эволюция формы и содержания надписей Западного Чжоу; наконец, и это главное, монография Шонесси обходит стороной проблему внутренней природы цзииьвэпь. С какой целью, собственно, делались надписи па бронзовых сосудах для жертвоприношений? Как связана функциональная природа инскрипции с их композицией и сюжетом? О чем свидетельствует трансформация языка и стиля надписей? Эти и другие актуальные проблемы остаются за пределами исследования американского синолога.

Научные усилия Шонесси направлены главным образом па решение специальных задач, таких, как приемы датировки надписей, методика их перевода, реконструкция дат западночжоу-ской истории данным цзииьвэпь (в пауке до сих пор не существует достоверной хронологии Инь и раннего Чжоу). Крайне важные сами но себе, эти аспекты исследования все же не способны дать нам подлинное понимание источника. Они отражают свойственный всем современным работам по древнекитайской эпиграфике «выборочно-иллюстративный» подход, при котором отдельные надписи и фрагменты эпиграфики используются в суіубо прикладных целях. Причина такого положения дел коренится в стереотипах научного мышления, выработанных под воздействием традиционной китаеведческой проблематики. Привычная ориентация па изучение классических текстов не позволяет ученым рассматривать надписи иначе, как второстепенный и дополнительный источник, объект для узко филологического или историографического комментария.

лепным идейным потребностям. И поэтому надписи на бронзе надо понять как нечто целостное, обладающее собственной впугреппей логикой и символическим единством.

Кроме того, в диссертационной работе содержится ряд выводов и положений, которые изменяют существующие представления об истории и культуре общества Ипь-Чжоу. К их числу относится заключение об антагонизме родовой и клановой структур в древнем Китае (до сих пор считалось, что род и клан беспрепятственно сосуществовали друг с другом в китайском обществе). Идейное «противоборство» этих двух типов традици-

оиной социальной организации вскрыто в диссертации па неизвестном ранее материале, связанном с терминами родства.

Совершенно новым для современной синологии является высказанный диссертантом тезис о серии реформ в области ритуала, начатых Му-ваиом и продолженных его преемниками па чжоуском тропе. Эгот вывод позволяет осуществить переоценку привычных взглядов па ход развития западпочжоуской династии и па роль отдельных исторических личностей этого времени, включая знаменитого Чжоу-гупа.

Новой для синологических исследований является попытка диссертанта сопоставить семантику ряда ипьских и занадночжоу-ских терминов, а также религиозных понятии раннего Чжоу и соответствующих им категорий поздпечжоуских философских учений, в том числе конфуцианства и даосизма.

Самостоятельное научное значение имеют приведенные в диссертации оригинальные переводы надписей па сосудах «Ши Цяп папь», «Хэ цзупь» и других иискрипций, большинство из которых до сих пор пе переводились па иностранные языки.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она открывает новые направления научных исследований историко-филологического профиля. Вопросы, затронутые диссертантом, позволяют иначе взглянуть па традиционную китаевед-ческую проблематику и тем стимулируют дальнейшую разработку имеющился письменных источников. Это, в частности, касается более глубокого сравнительного анализа надписей и древних канонов. Весьма плодотворным представляется создание па

основе диссертационной работы сводов терминов и понятий, встречающихся в ииьской и западпочжоуской эпиграфике, с их последующим лексикостатистическим анализом. Кроме того, диссертация может быть использована как учебное пособие для студентов и аспирантов, изучающих историю Китая и других стран Востока.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите и публикации па заседании отдела Китая Институт востоковедения РАН 13 октября 1997 года. Отдельные положения работы были отражены в 20 публикациях общим объемом 33 ил., в том числе в монографии «Ритуальная коммуникация в древнем Китае». Часть статей по теме диссертации была написана автором на китайском и английском языках и опубликована в научных изданиях КНР, Тайваня и Великобритании.

Многие аспекты проведенного исследования были апробированы в докладах, сделанных автором на XII Международном конгрессе антропологических и этиологических наук в Загребе (1988 г.) и II Международной конференции Европейской ассоциации социальных антропологов в Праге (1992 г.). Кроме того, они нашли отражение в выступлениях, сделанных диссертантом па научных конференциях и семинарах в ряде российских и зарубежных научно-исследовательских учреждений, в том числе в Пекинском университете (1991 г.), университетах Оксфорда и Кембриджа (1992 г.), Школе востоковедения и африканистики при Лондонском университете (1992 г.), Центре китайских исследований в Тайбэе (1995 г.). Некоторые положения работы легли в основу лекций, прочитанных автором в Институте стран Азии и Африки при МГУ.

Структура диссертации. Диссертация, имеющая общий объем 20 и.л., состоит из введения, шести глав, заключения, 102 примечаний, 20 иллюстраций, 4 таблиц, приложения, списка использованных надписей на бронзе и библиографии, включающей в себя наименования около 450 публикаций па русском, китайском, японском, английском, французском и немецком языках.

Источник

Крюков в м текст и ритуал

Дмитриев, 2008. — Дмитриев С. В. Вэнь сюань. — Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III: Литература. Язык и письменность. М., 2008, с. 257-262.

Древнекитайская философия. — Древнекитайская философия. Т. I. М., 1972. Т. II. М., 1973.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. — Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

Духовная культура Китая. — Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 6 томах. Т. 1. М., 2006. Т. 2. М., 2007. Т. 3. М., 2008. Т. 4. М., 2009. Т. 5. М., 2009. Т. 6. М., 2010.

Захаров. — Захаров А. О. Очерки истории традиционного Востока. М., 2007.

Зинин. — Зинин С. В. Древняя мантика в новой историографической перспективе. — Духовная культура Китая. Т. 2. М., 2007.

Зуев. — Зуев Ю. А. Юечжи и кушаны в свете китайских источников. — Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 1. М., 1974.

Иванов. — Иванов В. В. Языковые данные о происхождении кушанской династии и тохарская проблема. — Народы Азии и Африки. 1967, № 3, с. 106-118.

Иллюстрированный атлас мира. — Иллюстрированный атлас мира. М., 2002.

Истзап. — Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 1972 (переизд. М., 2001). Т. II. М., 1975 (переизд. М., 2003) (пер. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина). Т. III. М., 1984. Т. IV. М., 1986. Т. V. М., 1987. Т. VI. М., 1992. Т. VII. М., 1996 (пер. Р. В. Вяткина). T. VIII. М., 2002 (пер. Р. В. Вяткина и А. М. Карапетьянца).

История Древнего Востока. — История Древнего Востока: тексты и документы. М., 2002.

История Древнего Востока, 2004. — История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М., 2004.

История Кореи. — История Кореи (с древнейших времён до наших дней). М., 1974.

Каталог гор и морей. — Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Предисл., пер. и коммент. Э. М. Яншиной. 2-е изд. М., 2004.

Китайская литература. — Китайская литература. Хрестоматия. Т. I. М., 1959.

Китайская философия. — Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Книга правителя Шан. — Книга правителя Шан («Шанцзюньшу»), Пер. Л. С. Переломова. М., 1968.

Конрад, 1977. — Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

Конфуцианское «Четверокнижие». — Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»), М., 2004.

Корольков, 2007. — Корольков М. В. Сыма Цянь Шицзи («Исторические записки»), гл. 121. Жулит лечжуань (Жизнеописания учёных-каноноведов). — История Китая. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (май 2005 г., май 2006 г.). М., 2007.

Корольков, 2009. — Корольков М. В. Удельная система начального периода эпохи Ранняя Хань (202-140 гг. до н.э.): фактор внутридинастических отношений. — XXXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2009.

Корольков, 2010. — Корольков М. В. «Приветственные карточки» в Китае: некоторые черты чиновничьего коммуникативного этикета в свете эпиграфических находок. — Этикет на традиционном Востоке (в печати).

Кравцова, Сыма Сян-жу. — Кравцова М. Е. Сыма Сян-жу. — Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III: Литература. Язык и письменность. М., 2008, с. 419-421.

Кравцова, Фу. — Кравцова М. Е. Фу. — Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III: Литература. Язык и письменность. М., 2008, с. 457-460.

Кравцова, Вэнь сюань. — Кравцова М. Е. Вэнь сюань. — Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III: Литература. Язык и письменность. М., 2008, с. 255-257.

Кроль, 1961. — Кроль Ю. О некоторых особенностях метода использования источников в «Исторических записках» Сыма Цяня. — Дальний Восток. М., 1961.

Кроль, 1970. — Кроль Ю. Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.

Кроль, 1973. — Кроль Ю. Л. О концепции «Китай — варвары». — Китай: общество и государство. М., 1973, с. 13-29.

Кроль, 1978. — Кроль Ю. Л. Китайцы и «варвары» в системе конфуцианских представлений о вселенной (II в. до н.э. — II в. н.э.). — Народы Азии и Африки. 1978, № 6, с. 46-56.

Кроль, Романовский. — Кроль Ю. Л., Романовский Б. В. Опыт систематизации традиционной китайской метрологии. — Страны и народы Востока. Вып. XXIII. М., 1982.

Крюков, 1972. — Крюков М. В. Сыма Цянь и его «Исторические записки». — Истзап. Т. I. М., 1972 (изд. второе: М., 2001), с. 12-65.

Крюков, 1978. — Крюков М. В. и др. Древние китайцы, проблемы этногенеза. М., 1978.

Крюков, 2002. — Крюков В. М. Текст и ритуал. Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2002.

Крюков, Переломов, Софронов, Чебоксаров. — Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

Источник

Текст и ритуал : Опыт интеграции древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу / В.М. Крюков ; РАН, Ин-т востоковедения, Ин-т всеобщ. истории

О произведении

Другие книги автора

ПАРОГЕНЕРАТОР ДВУХКОНТУРНОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Рециркуляционная нагревательная установка Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Буровой станок Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Способ нагрева изделий Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Способ отопления помещений Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Уплотнитель для ровницы к вытяжным приборам прядильных машин Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Ритуальная коммуникация в древнем Китае Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М. И. Рудомино

Текст и ритуал Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М. И. Рудомино

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Кошеленко Геннадий Андреевич

Книга «Том 1. Древний мир»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Сыма Цянь. Исторические записки / Пер. Р.В. Вяткина и др. М., 1972–2002. Т. I–VIII.

Археология зарубежной Азии. М., 1986. гл. 9, 11.

Дебен-Франкфор К. Древний Китай. М., 2002.

Деопик Д.В. Центральная и южная части Восточной Азии как культурные очаги во 2–1 тысячелетиях до н. э. // Ранняя этническая история народов Восточной Азии. М., 1976.

Деопик Д.В., Комиссаров С.А., Ульянов М.Ю. Китай: Древнейшие археологические культуры на территории Китая // Большая Российская энциклопедия. М., 2009. Т. 14. С. 86–90.

Комиссаров С.А. Археология Западного Чжоу — 1027-770 гг. до н. э. (по материалам исследований 70-х гг.) // Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985.

Комиссаров С.А. Комплекс вооружения древнего Китая. Эпоха поздней бронзы. Новосибирск, 1988.

Крюков В.М. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000.

Крюков М.В. Язык иньских надписей. М., 1973.

Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблема этногенеза. М., 1978.

The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Civilization to 221 B.C. / Ed. M. Loewe, Ed.L. Shaughnessy, Cambridge, 1999.

Chang Kwang-chih. Shang Civilization. New Hawen, 1980.

Li Liu, Xingcan Chen. State Formation in Early China. L., 2003.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (III–II тысячелетия до н. э.)

Археология зарубежной Азии. М., 1986.

Беллвуд. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986. Деопик Д.В. История Вьетнама. М., 1986. Т. 1.

История Индонезии. М., 1992. Ч. 1.

История Кампучии: краткий очерк. М., 1981.

Кулланда С.В. История Древней Явы. М.,1992.

ХЕТТЫ И ИХ СОВРЕМЕННИКИ НА ДРЕВНЕМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Герни О. Хетты. М., 1987.

Иванов Вяч. Вс. Хеттская мифология // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия. 1982. Т. II. С. 590 и след.

Луна, упавшая с неба / Пер. и коммент. Вяч. Вс. Иванова. М., 1977.

Akurgal Е. The Art of the Hittites. L., 1962.

Bryce T. Life and Society in the Hittite World. Oxford, 2002. Bryce T. The Kingdom of the Hittites: 2nd ed. Oxford, 2005.

Houwink ten Cate PH.J. Records of the Early Hittite Empire. Istanbul, 1970. Martino S. de. Annali e Res Gestae Antico Ittiti. Pavia, 2003.

Wilhelm G. The Hurrians. Warminster, 1989.

СТРАНЫ ЛЕВАНТА (ФИНИКИЯ, СИРИЯ, ПАЛЕСТИНА)

Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Циркин Ю.Б. История библейских стран. М., 2003.

Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М., 2001.

Шифман И.Ш. Культура древнего Угарита. М., 1987.

Шифман И.Ш. Угаритское общество XIV–XIII вв. до н. э. М., 1982.

Ahlstrom G.M. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander’s Conquest. Sheffield, 1993.

Aubet M.E. Phoenicians and the West: Politics, Colonies and Trade. Cambridge, 1993.

Klengel H. Syria 3000 to 300 B.C. B., 1992.

Parrot F., Chebab M.H., Moscati S. Les Pheniciens. P., 1975.

МИНОЙСКИЙ КРИТ И МИКЕНСКАЯ ГРЕЦИЯ

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тыс. до н. э.). СПб., 2002.

Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966.

Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. М., 1976.

Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои. М., 1993.

Гиндин Л.А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М., 1967.

Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.

История Европы. М., 1988. Т. 1.

Казанскене В.П., Казанский Н.Н. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986.

Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. М.; Л., 1957.

Мерперт Н.Я. Об этнокультурной ситуации ІІІ-ІІ тысячелетий до н. э. в Циркум-понтийской зоне // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988.

Молчанов А.А. Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды). М., 1992.

Молчанов А.А., Нерознак В.П., Шарыпкин С.Я. Памятники древнейшей греческой письменности. Введение в микенологию. М., 1988.

Немировский А.А. «Троянская дискуссия» в историографической перспективе: возможен ли определенный результат? // Studia historica. М., 2002. Т. И.

Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950.

Полякова Г.Ф. Социально-политическая структура пилосского общества (по данным линейного письма В). М., 1978.

Тайны древних письмен. Проблемы дешифровки. М., 1976.

Межгосударственные отношения и дипломатия на древнем Востоке. М., 1987.

Altman A. The Historical Prologue of the Hittite Vassal Treaties. Ramat-Gan, 2004. Amama Diplomacy: The Beginnings of International Relations. Baltimore, 2002. Beckman G. Hittite Diplomatic Texts. Atlanta, 1999.

Continuity of Empire: Assyria, Media, Persia, Padova, 2003.

Helck W. Die Beziehungen Agyptens zu Vorderasien im 3. und 2. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1971.

Helck W. Die Beziehungen Agyptens Und Vorderasiens Zur Agais bis ins. 7. Jahrhundert v. Chr. Darmstadt, 1979.

Moving Across Borders: Foreign Relations, Religion, and Cultural Interactions in the Ancient Mediterranean. Louvain, 2007

Redford D. Egypt, Canaan and Israel in Ancient Times. Princeton, 1994.

Vercoutter J. L’Egypte et le Monde Egeen prehellenique. Cairo, 1956. Vanschoonwinkel J. L’Egee et la Mediterranee orientale a la fin du deuxieme millenaire. Louvain, 1991.

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, РЕЛИГИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ

Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации / Пер. Т.А. Баскаковой. М., 1999.

Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.

Васильев Л.С. История религии Востока. М., 1983.

Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян / Пер. И. А. Богданова. М., 2005. Культура древнего Египта. М., 1979

Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.,

Мифологии Древнего мира. М., 1977.

Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV. М., 1984. Ч. 1–2.

Перепелкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. М., 1962.

Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920. Т. 1.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

Якобсон Т. Сокровищница тьмы: история месопотамской религии. М., 1970.

Cross F.M. Canaanite Myth and Hebrew Epic. Cambridge (Mass.), 1973.

Lehner M. The Complete Pyramids. L., 1999.

Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. 1980. Vol. I–III.

Rice M. Egypt’s Making. L., 1991.

The Oxford History of Ancient Egypt / Ed. I. Shaw. Oxford, 2000.

Wilkinson R.H. The Complete Gods and Goddeness of Ancient Egypt. L., 2003. Wilkinson R.H. The Complete Temples of Ancient Egypt. Cairo, 2005.

ЕГИПЕТ ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

Белова Г.А. Египтяне в Нубии. М., 1988.

Большаков А.О., Сущевский А.Г. Герой и общество в Древнем Египте// ВДИ. 1991. № 3.

Берзина С.Я. Мероэ и окружающий мир в I–III вв. н. э. М., 1992.

Виноградов А.К. Эпитет, имя, титул в письменных памятниках Куша. Этюды по исторической ономастике Древнего Судана. М., 2006. Вып. 1.

Кацнельсон И.С. Напата и Мероэ — древние царства Судана. М., 1970 Кормышева Э.Е. Религия Куша. М., 1984.

Коростовцев М.А. Повесть о Петеисе III. Древнеегипетская проза. М., 1979. Сказки и повести Древнего Египта / Пер. И.Г. Лившица. СПб., 2004.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • крышка упала на пол примета
  • крысы появились в квартире приметы
  • крысы лезут в дом примета
  • крысу увидел на улице примета
  • крыса пробежала по ноге примета