особый ритуал посвящения в ученики в индии

Воспитание и образование в древней Индии — Взгляд на идеальное воспитание

История древней Индии делится на две основные эпохи: дравидийско-арийскую и буддийскую, границей между которыми является 6 век до нашей эры.

Цивилизация дравидийских племен — коренного населения Индийского полуострова до первой половины II тысячелетия до н.э. — соответствовал культурному уровню первых государств Двуречья. Образование было семейным и социальным по своей природе, и роль семьи имела первостепенное значение.

Скорее всего, школа появилась в долине Инда в доарийский период в городах Хараппской культуры (III-II тысячелетие до н.э.), имевшей довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила мало сведений об этой культуре. Несколько сотен печатей с надписями своеобразным шрифтом, глиняные чернильницы — пожалуй, единственные материальные памятники образования того времени. На самом деле, самыми древними документами об образовании в Индии являются ведические Упанишады.

В период со II по I тысячелетие до н.э. территория Индии была завоевана арийскими племенами. На основе отношений между коренным населением и арийскими захватчиками возникла система, которую позже назвали кастовой. Население делилось на четыре основные касты или варны. Три высшие касты были потомками ариев: брамины (священники), кшатрии (воины), вайшьи (общинные земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой и самой низкой кастой были шудры (наемные работники, слуги и рабы). Брамины пользовались самыми большими социальными привилегиями. Кшатрии, профессиональные воины, в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи принадлежали к свободной трудовой части населения. У шудр не было никаких прав, только обязанности. Потомки дравидов, так называемые «парии», вели жалкое существование.

Кастовая система особым образом повлияла на развитие образования в Древней Индии.

Другим, не менее важным фактором в генезисе образования была религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидийско-арийский период, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидийско-арийскую эпоху существовали довольно устойчивые представления о том, каким должно быть образование.

Эти идеи основывались на представлении о том, что каждый человек должен развивать свои моральные, умственные и физические качества, чтобы стать органичным членом своей касты. Брамины считали главными качествами интеллектуальные достоинства, кшатрии — силу и мужество, вайшьи — трудолюбие и терпение, шудры — послушание.

image 94076

lfirmal 3

Взгляд на идеальное воспитание

Появилось также представление об идеальном образовании (только высшие касты могли претендовать на такое образование). Согласно этой точке зрения, человек рожден для богатой и счастливой жизни. Образование предполагало интеллектуальное развитие (ясность суждений и рациональное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенствование (закалка, владение своим телом), любовь к природе и красоте, самоконтроль и сдержанность. Вклад в общее благо считался высшим этическим поведением.

Древние сказания и эпосы содержат подробные описания такого идеального воспитания. Например, в «Бхагавата-пуране», индоарийской истории, дается подробное описание модели воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь, воин и пастух, вырос среди своих сверстников в общих играх и трудах с ними. Позже родители отдали его на обучение одному мудрому брамину. Вместе со своими друзьями Кришна усердно изучал Веды более двух месяцев, стал знатоком всех видов мастерства и искусств и овладел мудростью людей.

Носителем идеального воспитания служил и Рама, герой другого древнеиндийского эпоса, «Махабхараты». Вот этот пример человеческого совершенства: «Никто не мог сравниться с принцем в силе и храбрости, и все превзошли Раму в учености, образованности и мудрости. Он был полон добродетелей, никогда не кичился собой и не искал недостатков у других. Он был чист сердцем, добр и мягок в общении, кроток и прямолинеен, уважителен к старшим. Постоянно практикуя военное искусство в часы отдыха, он вел полезные беседы с мудрецами старости, науки и опыта людей. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и мудр и никогда не отклонялся от пути долга.

Бхагавадгита (1-е тысячелетие до н.э.) также была своего рода священной книгой, а также учебником. Она давала модели содержания и способов образования. «Бхагавадгита» написана в форме бесед между мудрым учителем и его учеником. Божественный Кришна выступает в роли учителя, а царский сын Арджуна — в роли ученика. Арджуна, оказавшись в трудной ситуации, ищет и находит у Кришны объяснения выхода из нее и поднимается на новый, более высокий уровень знаний и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: Сначала учитель дает целостное изложение новых знаний, за которым следует фрагментарный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождается рассмотрением конкретных примеров.

Суть учения «Бхагавадгиты» заключается в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, которые он расширял и углублял таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, и обучал правильным приемам и методам познания. Процесс обучения был уподоблен битве, в результате победы в которой Арджуна достиг совершенства.

Традиция семейно общественного воспитания

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики — упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека.

Порядок упанаямы и содержание дальнейшего обучения для представителей высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев — на 11-летний, для вайшьев — на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3-4 года. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни человека. Хотя формально все высшие касты имели право на полноценное (брахманское) образование, на практике вайшьи купцы и ремесленники в силу своей занятости обычно не пользовались этим правом. Военачальникам и царям (кшатриям) тоже было недосуг, поскольку свое свободное время они посвящали развлечениям.
Фундаментальное образование, следовательно, получали брахманы.

Ученики именовались брахмачаринами, учителя — гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием — брахмавидъя, постичь абсолютную истину и реальность — брахману. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровение свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Программа обычного образования прежде всего включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали как правило немногие юноши. В его программу входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Порядок воспитания в доме учителя во многом зависел от характера семейных отношений: Ученик считался членом семьи и, помимо получения образования, осваивал правила человеческого сосуществования. В то время не было специальных учебных помещений. Занятия проходили под открытым небом. Местом обучения обычно был дом учителя, гурукула.

Развивались своеобразные семейные школы, где мужчины обучали мальчиков, передавая свои знания из уст в уста. Студенты слушали, запоминали и анализировали ведические тексты — Упанишады. Обучение, таким образом, было вербальным. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в древней Индии записи делались на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. Во-вторых (и это более важно), устное слово считалось самым надежным способом передачи знаний. Большинство Вед было написано на архаичном языке. Поэтому среди преподаваемых предметов особое место занимали грамматика, Веды Вед, фонетика и этимология.
В обязанности учеников входило не только изучение Вед: они должны были помогать по дому, выполнять аскетические упражнения, то есть поститься и умерщвлять плоть.

Вначале преподаватели не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическое значение. Основным способом отплаты за обучение была поддержка семьи учителя дома.

Молодые люди, получившие высшее образование, либо продолжали посещать знаменитого учителя-гуру, либо участвовали в диспутах и собраниях ученых людей.

Вблизи городов возникали так называемые лесные школы, где вокруг затворнических гуру собирались преданные ученики.

Влияние буддизма на воспитание

В середине I тысячелетия нашей эры началась новая эпоха в истории древнеиндийской цивилизации. Значительные изменения в экономической и духовной жизни, а также в воспитании и обучении создали условия для возникновения новой религии — буддизма, который в свою очередь оказал влияние на весь уклад жизни в Древней Индии.

Будда, или Шакья Муни (623-544 гг. до н.э.) стоит у истоков буддийской образовательной традиции. По мнению его последователей, Будда (просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманизма и отстаивал равенство каст в религиозной жизни и образовании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвану). Согласно легенде, Будда начал свою деятельность по просветлению в лесной школе недалеко от города Бенарес. Вокруг него — гуру-отшельника — собирались ученики, и он проповедовал им свое учение.

Буддизм отверг принцип кастового неравенства, обратился к личности и провозгласил равенство людей по рождению. Представители всех каст принимались в буддийские общины.

Согласно буддийскому учению, главная задача образования — совершенствование человеческой души, которая должна быть свободна от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе выделяют три основных этапа: предварительный этап, этап концентрации и этап окончательного усвоения.
В буддийскую эпоху произошли изменения в учебной программе. Основной упор был сделан на грамматику санскрита, который стал ведущим языком в Северной Индии в первом веке нашей эры. К этому времени появился древнейший индийский слоговой алфавит Брахми. К III веку нашей эры в Индии распространилось несколько систем алфавитно-слогового письма, заменивших идеографическое письмо. Использование алфавитно-слогового шрифта значительно улучшило эффект обучения.

Начальное образование давалось в религиозных школах Вед и в светских учебных заведениях. В ведических школах образование носило стратифицированный характер и было направлено на представителей трех ведущих каст. В светские школы набирали учеников независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а образование носило более практический характер. В школах Вед упор делался на интеллектуальное образование с элементами религии.

В некоторых буддийских монастырях давали высшее образование. В этом случае учебная программа включала изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и т.д.

В учебных заведениях репетитор занимался с каждым учеником индивидуально. Учителя получали денежное вознаграждение.

Ренессанс индуизма

Во II-VI веках происходит возрождение индуизма. В этот период, называемый «необрахмани», взгляды на образование значительно меняются. Увеличивается количество школ.

Образование рассматривается как способ помочь человеку отличить существенное от эфемерного, достичь духовной гармонии и мира, пренебречь суетным и эфемерным, достичь «плодов действия».

Помимо санскрита, в школах при индуистских храмах обучали чтению и письму на местных языках. Существовало два типа учебных заведений: толе (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары были своего рода сообществом гуру и учеников. Программы аграхара постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ к толи и аграхарам был открыт для представителей различных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары расширилась сфера преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, скульптуры, живописи. В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии возникли крупные центры обучения. Среди таких центров были известны, например, комплексы в Такшашиле (современный город Таксила в Пакистане), Наланде (близ Бхуванешвары). Знаменитые ученые и философы жили в Такшашиле, которая процветала почти пятьсот лет (до V века нашей эры). Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естественные науки, торговлю, обучали магии и заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее известной была образовательная деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV век до н.э.) при 13 буддийских монастырях действовали школы с большим количеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был очень богат: индуизм и буддизм, логика, Веды, медицина, филология, лингвистика, право, астрономия и т.д.

Таким образом, можно сказать, что организованное образование и обучение в Древней Индии имело длительное развитие.

Постепенно учебная программа приблизилась к практике жизни, стала более доступной, а социальный круг студентов расширился.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

lfirmal 3

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Воспитание и обучение в Древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, каким должно быть воспитание и обучение.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на такое воспитание могли лишь высшие касты). Согласно этому взгляду человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Суть обучения по «Бхагавадгите» состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

Фундаментальное образование, следовательно, получали брахманы.

Программа обычного образования прежде всего включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали как правило немногие юноши. В его программу входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать по дому, предаваться аскезе, т. е. поститься и усмирять плоть.

Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. В школах вед акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии.

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений : толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования. Среди подобных центров получили известность, например, комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара). В Такшашиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в. н. э.), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в. до н. э.) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития.

Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся.

Источник

Воспитание и обучение в Древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. – соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школьное образование в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии.

История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма — вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

Фактически древнейшими документами об образования в Индии являются ведийские упанишады священные наставления, относящиеся к VIII-VII вв. до н. э.

В течение 2-1-го тысячелетий до н. э. территория Индии осваивалась арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями ариями возник строй, позднее получивший название кастового.

Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой – являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы).

Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии – профессиональные воины – в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, у них были одни лишь обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов – так называемые парии.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, каким должно быть воспитание и обучение.

Эти представления основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на такое воспитание могли лишь высшие касты). Согласно этому взгляду человек рожден для насыщенной счастливой жизни.

Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древних сказаниях и эпосе. Так, в сказании индоарийцев “Бхагавата пурана” дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны.

Эпический царь – воин и пастух – рос среди сверстников в совместных с ними играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды и сделался знатоком всяческих разнообразных умений и искусств, и овладел людской премудростью.

Носителем идеального воспитания служил также Рама – герой другого древнеиндийского эпоса – “Махабхараты”.

Вот каким был этот образец человеческого совершенства:” Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими.

Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга”.

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также “Бхагавадгита” (1-е тысячелетие до н. э.).

В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. “Бхагавадгита” написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика – царский сын Арджуна.

Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения.

Алгоритм приобретения знаний выглядит так: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий сопровождается рассмотрением конкретных примеров.

Суть обучения по “Бхагавадгите” состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось.

Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование.

Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека.

Порядок упанаямы и содержание дальнейшего обучения для представителей высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев – на 11-летний, для вайшьев – на 12-летний.

Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью.

Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи – сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3-4 года.

Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни человека. Хотя формально все высшие касты имели право на полноценное (брахманское) образование, на практике вайшьи купцы и ремесленники в силу своей занятости обычно не пользовались этим правом.

Военачальникам и царям (кшатриям) тоже было недосуг, поскольку свое свободное время они посвящали развлечениям.

Фундаментальное образование, следовательно, получали брахманы.

Ученики именовались брахмачаринами, учителя – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни.

С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием – брахмавидъя, постичь абсолютную истину и реальность – брахману.

Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие “подсобные науки”: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр.

Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровение свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Программа обычного образования прежде всего включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали как правило немногие юноши.

В его программу входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи, и помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Местом обучения служил обычно дом учителя – гурукула.

Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические тексты – упанишады. Обучение, следовательно, было словесно-звуковым.

Это можно объяснить во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний.

Основная часть вед звучала на архаическом языке. Вот почему среди предметов образования на особом месте стояла грамматика – веда вед, а также фонетика и этимология.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать по дому, предаваться аскезе, т. е. поститься и усмирять плоть.

Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства.

Он выступал против монополии брахманизма и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана).

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него – отшельника-гуру собирались ученики, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии.

К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст.

В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. В школах вед акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии.

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название “необрахманского”, взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться “плодов дела”.

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений : толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня).

Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования. Среди подобных центров получили известность, например, комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара).

В Такшашиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в. н. э.), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в. до н. э.) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития.

Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • особый ритуал зебристых канареек
  • особые приметы человека шуточные
  • особые приметы человека криминалистика
  • особые приметы у собак
  • особые приметы по английски