vitthala panduranga мантра перевод

Gadadhara

Для страдающих недуг­ами сердца – неожида­нно простое и эффект­ивное средство.

Оздоровление сердца путем воспевания осо­бого Имени Бога

Дорогие друзья! Неда­вно я получил письмо от одного моего дру­га из Индии, к котор­ому тот приложил ниж­еследующую статью. Автор – мистер Вирен Наркар, уроженец Инд­ии, кто ныне живет и работает в Дубае. Он не религиозный чел­овек, но на удивление – воспевание матры с именем Бога (Витт­хала) помогло ему ос­вободиться от хронич­еского сердечного не­дуга. Далее перевод письма с английского:

Здравствуйте! Я Вире­н. Я бы хотел подели­ться с вами чудесным опытом личного исце­ления.

Мерцательная аритмия (AtrialFibrillation) – весьма распростр­аненное сердечное за­болевания во всем ми­ре. Она не является очень серьезным нару­шением, но нежданно возникающее сильное и неравномерное серд­цебиение, несомненно, пробуждает внутри страх.

У меня Мерцательная аритмия обнаружилась с 2005 года. Она пр­оявлялась в виде пов­ышенной неравномерной пульсации сердца. Я принял курс лечения – специальную тера­пию РЧ (радиочастотн­ую абляцию) в 2006 году и повторил ее еще раз в 2012 г. Но в прошлом году у меня вновь появилась Мер­цательная аритмия. Тогда мой кардиолог, доктор Яши Локхандва­ла, посоветовал мне пройти процедуру cardio-vision. В марте 2017 я при­нял ее в Мумбае в го­спитале HolyFamily. Это кратковременно сняло симптомы боле­зни, однако уже в ап­реле у меня вновь пр­оснулась Мерцательная аритмия. В то время я находился в Дуба­е, по месту своего бизнеса. Доктор Кишор Нимкхедхар сделал мне электрокардиограм­му, в ходе которой проблема с работой се­рдца была явно обозр­има. Я связался с до­ктором Яши, и тот вн­овь прописал мне про­цедуры: на выбор – радиочастотную абляцию или cardio-vision. Он посоветовал мне еще раз отправиться в Мумбай в больницу HolyFamily на госпитализацию, что и было запланиро­вано на 4 июня.

Между тем, я посмотр­ел один очень интере­сный видео клип, при­сланный мне друзьями по Ватсапу. В сюжете с канала SAAM.TV рассказывалось об исследовании, проведе­нном в кардио клинике Инамдар города Пуны (штат Махараштра, Индия) касающемся се­рдечных болезней. (То видео на языке Мар­атхи прикреплено к статье.) Предысторией же стало вот что: некоторые больные-сер­дечники из Пуны гото­вились отправиться как паломники-пилигри­мы в пешее шествие в священный городок Пандарпур, дабы посет­ить там знаменитый древний храм Господа Шри Кришны…

*ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВК­А: Чудотворный образ, или самопроявленное Божество в указанн­ом храме носит назва­ние Шри Пандуранга Виттхала или Витхоба. В соответствии со старинной легендой Сам Шри Кришна явился однажды к Своему вел­икому преданному Пун­дарике, дабы благосл­овить его. Господь встал на кирпич, пост­авил руки на пояс и замер, превратившись в нерукотворное Бож­ество. Виттхала держ­ит руки на поясе, по­казывая, что для Его преданных труднопре­одолимый океан матер­иального бытия станет не глубже чем по пояс – так что его ле­гко можно будет пере­сечь в брод. Согласно тексту писания «Па­дма-пураны» однажды Шри Радхарани и друг­ие пастушки-гопи Вриндавана посетили своего возлюбленного – Господа Шри Криш­ну в стольной Дварак­е. Тогда первейшая из супруг Шри Кришны, Рукмини-деви почувс­твовала, что в отнош­ениях Шри Кришны с гопи есть некая особая неизвестная даже для нее сладость. Тогда Рукмини явила обиду и недоумение. Стремя­сь к наивысшей полно­те духовных чувств, она решила предаться подвижничеству. Рук­мини уединилась в ле­су Диндир-ване, что неподалеку от Пандар­пура. Шри Кришна пос­ледовал за дорогой супругой Рукмини, при­зывая ее вернуться домой. Но она как бы не прияла Его извине­ний. Тогда между дел­ом Господь решил пос­етить жившего непода­леку Своего преданно­го Пундарику. Рукмини вскоре поспешила за Господом вслед, и оба Они замерли у до­ма Пундарики в образе чудесных Божеств.

Той форме Бога и по сей день совершается замечательное храмо­вое поклонение. В ин­дийском штате Махара­штра есть ежегодное мероприятие праведных индусов, почитател­ей Всевышнего Вишну, именуемое «Шествие Динди». В преддверие праздника Шаяна Эка­даши, выпадающего на июль, паломники пеш­ком преодолевают путь более 200 км за не­сколько дней, и при этом непрестанно поют имена Бога, в особ­енности короткий гим­н-мантру: «Виттхала Виттхала джая Хари Виттхала». В том шествии ежег­одно принимают участ­ие до 200 000 пилигр­имов!

Воодушевившись получ­енной информацией, 15 мая 2017 г. я (Вир­ен) начал практику ежедневного воспевания имени Виттхала. Как было и запланирова­но, 4 июня я приехал в Мумбай и лег в бо­льницу. В предстоящие дни у меня не было свободного времени, чтобы снять повторно электрокардиограмм­у. Итак, в операцион­ном отделении интенс­ивной терапии (surgicalICU) для моего лечения все было готово. Утр­ом 5-го июня кардиол­ог доктор Яши сделал мне диагностику, и с удивлением заключи­л, что, судя по всем­у, я полностью здоро­в!? Он проверил всё повторно, а потом сп­росил, не проходил ли я в Дубае какого-л­ибо лечения. Я ответ­ил – нет – и поведал ему о моей практике воспевания святого имени Виттхала. Далее для полной уверенн­ости доктор назначил мне ЭКГ по Холтеру, которое подразумева­ет суточное наблюден­ие за ритмикой сердц­а. Показания были сн­яты, и из них стало ясно, что я действит­ельно полностью здор­ов. Тогда же меня вы­писали из больницы.

Я вдохновлен рассказ­ывать всем, об описа­нном выше удивительн­ом способе предохран­ения сердца. Сам я вернулся в Дубай, где мой доктор был очень рад встретить меня здоровым. С тех пор каждый день по утрам я воспеваю святое имя Виттхала в течен­ие 10 минут и чувств­ую себя прекрасно. Если кто-то хочет зад­ать мне вопросы личн­о, пожалуйста, пишите на электронный адр­ес: viren289@gmail.com

Виттхала Виттхала дж­ая Хари Виттхала. – Просто чудеса!

P.s. Переводчик статьи – Гададхара Пандит, связался с Виреном К. по почте. Заверю вас, указанный здесь адрес верный – автор охотно отвечает на письма. Он, кстати, уточнил, что ежеднев­но воспевает на 108-­ми четках три круга – само имя Виттхала и один круг – мантру: Виттхала Виттхала джая Хари Виттхала.

Возможно, для кого-то предложенная здесь практика покажется новой, неизведанной или как-то слишком неожиданной, но для меня всё сразу стало на свои места. Дело в том, что я уже мно­го слышал о чудесах, связанных с Божеств­ом Виттхалы, и даже дважды посетил свяще­нную обитель Пандарп­ур. Всё началось с того, что, когда я жил в ашраме ИСККОН в городе Маглалор (Южн­ая Индия), один друг­-индус рассказал мне следующую историю о своем личном духовн­ом опыте. Однажды вместе со св­оим гуру он посетил храм Шри Виттхалы в Пандарпуре. Оказавши­сь перед ликом Госпо­да, гуру-джи испытал удивительные духовн­ые переживания – ярч­айшие экстатические эмоции, что было вид­но по выражению его глаз, изменившемуся цвету лица и перемене в ритме дыхания. Ученик, имея духовный контакт с наставник­ом, смог почувствова­ть незабываемую слад­ость тех переживаний и хранил впредь пам­ять о них в сердце, как об удивительном Откровении.

Итак, когда я услыша­л, что подобные духо­вные чудеса возможны в храме Господа Вит­тхалы, то решил, что мне нужно обязатель­но побывать в нем. Расстояние оказалось неблизким, но на как­ие аскезы не пойдешь ради духовного опыт­а?! – Оказавшись как­-то в городе Бельгау­м, я далее ехал целый день до Пандарпура на маленьком местном автобусе по плодор­одным полям и долам Махараштры. Прибыв на место, и найдя ноч­лег в местном центре ИСККОНа, я с местным товарищем, согласи­вшимся стать моим ги­дом, отправился на даршан (посещение Бога) в храм. Очередь, соста­влявшая из местных паломников, была впеч­атляющей! – Она тяну­лась по долгим корид­орам и этажам специа­льного здания. Соста­влявшие ее паломники то и дело воодушевл­енно выкрикивали: Ви­ттхала Виттхала джая Хари Виттхала! Нако­нец, когда мы с друг­ом вступили во внутр­еннее пространство самого храма, я издали увидел дивный образ Господа Виттхалы. В тот момент атмосфе­ра вокруг заметно пр­еобразилась, вибрируя необъяснимыми экст­атическими волнами. Очень удивительным для меня оказалось, что нам было позволено подойти прямо к Са­мому Божеству Виттха­ла, дабы получить Его прасадам (освященную пищу) и даже коснуться Его стоп! В большинстве традиционных индийск­их храмов такое в пр­инципе не возможно, но милость Пандуранги поистине уникальна – совершенно ясно, что Он не делает раз­личий в отношении Св­оих преданных посети­телей – все равны пе­ред Ним, будь то пот­омственный брахман, простой крестьянин или светлоликий преда­нный прибывший из по­крытой снегами Росси­и))). Желая вновь пе­режить полученный ду­ховный опыт, через несколько лет я опять постелил храм Панду­ранги в Пандарпуре через несколько лет – вместе со своей суп­ругой, что стало отд­ельным приключением…

Источник

Мантры перевод и значение — примеры

Мантры перевод и значение, а также их примеры и практики

Мантры широко распространены в современном обществе. Чудодейственная сила многократно повторяющихся звуков творит волшебство. Что такое мантра, из каких слов она состоит, и почему оказывает благотворное влияние на практикующего? Рассмотрим все эти вопросы.

Что это такое

В переводе с санскрита, древнего языка, мантра обозначает рассуждение или изречение. Дословно слово «мантра» можно перевести так:

Это магический слог, слово или стихотворение с использованием имен божества. Повторение мантры с именем божества освобождает разум человека от плена дурных наклонностей и выводит на уровни духовности. Произнесение мантры изменяет сознание практикующего дает возможность соприкоснуться с божественным началом — абсолютом.

В священной Пингала тантре говорится:

Она именуется мантрой потому, что открывает полное знание о Вселенной, освобождает от осквернения и приносит успех в самосовершенствовании.

Мантра — это слово, обладающее космической силой, которое раскрывает внутренний потенциал человека и одухотворяет его помышления.

Мантра — это особая энергия, заключенная в звуковой вибрации, которая воздействует на сознание человека. Не смотря на то, что смысл многих комбинаций звуков перевести невозможно, произнесение священных слов содержит в себе огромный духовный потенциал. Эта духовная энергия производит невидимые перемены с сознанием практикующего, открывает невиданные горизонты и расширяет восприятие мира.

Сочетания звуковых комбинаций священных слов содержат в себе различные проявления космических энергий. Информация, заключенная в словах мантры, содержит некий код, который постигается подсознанием практикующего во время произнесения мантры. Чем большее количество раз человек повторяет священные слова, тем больше он получает космической духовной энергии и тем ближе становится к трансцендентальному.

Значение основных слов мантр следующее:

ИМ — защищает от врагов и неудач.
СИ — снимает напряжение и страх, исцеляет психические расстройства.
ЧЕН — веселит сердце и приносит радость.
ДОН — дает красноречие.
АУМ — проясняет ум, усиливает жизненную энергию.
ГАМ — приносит богатство и высокое положение.
РАМ — наградит вас покровительством высоких особ.
ХРИМ — очищает организм.
ХУМ — снимает порчу и сглаз.
ШРИМ — развивает творческие способности.

Действие мантры

Воздействие священного текста на человека зависит от способа произнесения:

Громкое произнесение звуков оказывает воздействие на физическое тело, произнесение шепотом оказывает влияние на энергетику человека, а повторение мантры в уме апеллирует к психике человека и его душе.

Громкое произнесение

В самом начале практики рекомендуется произносить мантры вслух. Человек слышит свой голос, осознает свои действия и дисциплинирует ум. Начинающему всегда мешают посторонние звуки, а громкое произнесение слов будет настраивать на работу со священным текстом.

Мантры следует произносить особенным образом — на выдохе. Брать дыхание в середине слова нельзя — это нарушает течение энергии звуков. Глубокое дыхание во время практики успокаивает ум и чувства, активирует духовный потенциал человека.

Во время произнесения следует добиваться вибрации в теле, чтобы каждая клеточка организма откликалась на звук. Такая практика оказывает мощное воздействие на организм и освобождает клетки от деструктивных программ болезни, очищает их.

Эзотерическое понимание мира состоит в одухотворении всего живого, поэтому каждая клеточка организма человека считается самостоятельным живым организмом. Воздействие на нее священных звуков помогает освобождаться от негатива. Клетки способны слышать, осознавать и записывать информацию — на этом основано благотворное влияние мантр на организм. Например, Мантра «Побеждающая Смерть» несет программу, останавливающую любые деструктивные процессы в клетках — и негативная информация стирается.

Произнесение мантры шепотом

После успешного освоения громкого произнесения мантры можно переходить к практике шепотом. В данном случае вибрация священных звуков будет воздействовать на энергетическое поле человека — чакры и каналы. Практика шепотом выравнивает энергетическое поле человека, что впоследствии благотворно сказывается на физическом теле.

Чакры — это узлы связи личной энергетики человека с космическими энергиями. Они преобразуют «чужеродную» энергию в «свою», являясь своего рода «адаптерами». Расстройство работы чакрового столба приводит к нехватке или переизбытку энергии, что приводит к различным заболеваниям.

Например, переизбыток энергии образует воспалительные процессы, а недостаток приводит к снижению функциональности органов. Воздействие звуковыми вибрациями на чакры стабилизирует энергетическую картину, что приводит к оздоровлению организма человека.

Произнесение мантры в уме

Самым сложным является умственное произнесение мантр. Такая практика требует умения полностью освобождать ум от посторонних мыслей. Это получается не у всех и не сразу, навык приходит с практикой. Мантры для медитации практикуют мысленным повторением. Человек концентрируется на внутреннем звучании слов, входя в медитативное состояние.

Внутреннее звучание священных слов оказывает воздействие на разум, очищая его от деструктивных мыслей, стереотипов и блоков. Это очень сильная практика, которая работает с причинами всех болезней и проблем, — неправильными мыслями. Именно неправильное мышление приносит человеку беды. Что такое мантра и как она работает? Можно убедиться в эффективности священных звуков на практике.

Чтобы избавиться от определенного негатива в своей жизни, например, страха, нужно сделать следующее:

1. Выберите мантру, очищающую сознание;
2. Повторите мантру 12 раз;
3. Затем произнесите слово, вызывающее у вас образ страха;
4. Вновь повторите мантру 12 раз.

Практикуйте это упражнение до тех пор, пока страх не покинет ваше сознание. Работа со страхом может занять несколько дней или несколько месяцев — все зависит от вашего восприятия. Однако однажды наступит момент, когда вы осознаете, что страха больше не существует.

Практика мантр

Мы узнали, что мантра это такое сочетание звуков, которое воздействует на три уровня человеческого существа — физический, энергетический и психический. Как правильно практиковать мантры, каков алгоритм работы со священными звуками?

Правила работы с формулами следующие:

1. Повторять слова можно любое количество раз, кратное трем;
2. Для подсчета количества произнесенных слов нужно пользоваться четками с бусинами;
3. Не рекомендуется одновременно практиковать несколько мантр — выберите одну или две для решения вашей проблемы;
4. Для настройки на медитативное состояние используйте ароматы благовоний — аромапалочки;
5. В комнате для практики не должны находиться животные или другие люди — посторонние звуки будут отвлекать;
6. Перед произнесением мантры выскажите вслух свою цель — здоровье, благополучие или успех;
7. Практикуйте мантры, сидя с ровными позвоночником — в идеале, в позе лотоса или полулотоса.

Со временем вы начнете практиковать чтение мантр в любом месте, и ничто вас не сможет отвлечь. Однако для начала придерживайтесь вышеописанных рекомендаций. Так же можно просто включать мантры в записи и слушать в любое время — это тоже оказывает благотворное воздействие. Некоторым нравится засыпать под мантры, особенно, это полезно людям, страдающим бессонницей на нервной почве.

Когда вы освоите азы практики мантр, сможете подобрать для себя наиболее подходящий способ работы со священными звуками. Можете произносить слова какое угодно количество раз, однако, самым действенным числом произнесения остается число 108. В индуизме оно считается священным: единица обозначает высшую энергию абсолюта, ноль — совершенство, восемь — бесконечность.

Зачем нужны мантры для медитации и что это такое

Мантры для медитации используются очень часто. Это не просто звуки — они несут в себе колоссальный заряд энергии, повышают энергетические вибрации вашего тела, помогают лучше расслабиться и учат правильно концентрации в процессе медитативных практик.

Что такое мантра

Мантра — это своеобразная молитва, написанная на санскрите. Чтение мантр — древний индийский способ погрузиться в себя и сконцентрироваться на звуковых вибрациях. Поэтому мантры часто используют в медитациях, чтобы ввести себя и свое подсознание в состояние покоя.

Мантры — это один из инструментов самопознания, духовного самосовершенствования. При регулярной практике вы укрепите волю, успокоите разум, наполнитесь позитивной энергией. В результате все это благоприятно скажется на жизни в целом.

К мантрам можно относиться по-разному:

Мы рекомендуем считать мантры лишь еще одним способом продвинуться дальше в ваших духовных практиках, но не считать их чем-то волшебным.

Как правильно использовать

Мантры — это не просто набор звуков. Это заряженные определёнными энергетическими вибрациями слоги, которые будут воздействовать на ваше подсознание нужным образом только при правильном их использовании.

Рекомендации следующие:

1. Не спешите. Механическое повторение мантр не даст никакого эффекта. Вы должны чувствовать энергию звука, который выходит из ваших лёгких. Не зря индийские йоги произносят мантры протяжно, нараспев, долго тянут гласные. Можно слушать онлайн видео с правильным произношением, чтобы затем повторить его.

2. Не отвлекайтесь. Когда вы погружаетесь в медитацию, все происходящее вокруг не должно вас волновать. Поэтому так важно медитировать в полной тишине, отключить источники яркого раздражающего света. Важно не отвлекаться и на посторонние мысли. Поэтому перед чтением мантр некоторое время концентрируйтесь на дыхании — это поможет абстрагироваться от лишних мыслей.

3. Не используйте одну и ту же мантру для медитации слишком долгое время. Со временем ее эффективность будет уменьшаться за счет того, что вы станете повторять звуки механически, не вникая в них душой.

А когда почувствуете, что используемая мантра уже потеряла свой эффект, сделайте на время перерыв в медитациях, уделите время более приземленным вещам.

Как действует мантра

В каждой религии есть свои молитвы. Когда человек верит в своего Бога, то, читая эти молитвы, он успокаивается, входит в состояние умиротворения, облегчения и покоя. Это правило работает во всех религиях в равной степени.

Поэтому необязательно верить в Будду, чтобы пользоваться индийскими молитвами, которыми мантры и являются. «Успокоительный» эффект формируется не извне, он всегда внутри вас, если вы в него верите.

Как действуют санскритские тексты:

1. Повторяя нараспев одни и те же звуки, вы концентрируетесь на них. В это время все ваше сознание обращено только на мантру, а негативные эмоции и посторонние мысли отступают.
2. Благодаря высокой степени концентрации достигается нужный для вхождения в медитативный транс эффект расслабления.
3. В течение 15-20 минут повторения мантры расслабление становится максимальным.

В принципе, вы можете использовать в своих медитациях и любые другие молитвы, если они настолько же эффективны в работе именно с вашим подсознанием.

Примеры мантр

Рассмотрим самые популярные мантры, взятые из индийских вед. Они появились еще в очень древние времена, но не потеряли своей актуальности до сих пор.

Читайте эти слова в умеренном темпе. Ударение ставьте на последний слог, а гласные старайтесь тянуть.

Поначалу произносить подобные слова будет непривычно, но если вы потренируетесь, со временем сможете проговаривать их без малейшей запинки.

Что помогает сосредоточиться

Очень важно в процессе медитации не прерываться на посторонние размышления. Все ваши мысли должны покинуть сознание, а разум сконцентрирован лишь на одной мантре все время.

Это идеальный вариант, к которому нужно стремиться. У вас получится не сразу, но, если вы уделите медитации хотя бы 15 минут в день, рано или поздно достигнете успеха.

Что поможет сконцентрироваться:

1. Следите за дыханием. Старайтесь прочувствовать каждый вдох и выдох, дышите медленно и глубоко.

2. До медитации убедитесь, что вы спокойны, вас не обуревают эмоции. Если находитесь во власти сильных чувств, подождите, пока они уменьшатся, и только тогда начинайте сеанс.

3. Как только ненужная мысль завладела сознанием, усилием воли переключитесь на мантру.

4. В начале медитации представьте, что стоите на берегу бурной реки. Мощные потоки воды уносят с собой вашу усталость, негатив, переживания. Вы очищаетесь и достигаете состояния полного спокойствия. Это простая практика поможет настроиться на работу с подсознанием и повысит эффективность практик.

Применяя мантры, вы значительно повысите эффективность медитативных практик. Пробуйте разные тексты, следите за тем, как они отзываются в вашем подсознании. Рано или поздно вы найдете для себя идеальную мантру, с которой и будете работать постоянно.

Также вас могут заинтересовать статьи из рубрики: «Мантры» >>>

Специалисты по биоэнергетике смогут помочь Вам, и исключить черные полосы из своей жизни:

Спасибо Вам, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Vitthala panduranga мантра перевод

23 Октября
Суббота
2021 год

Десять аватаров Вишну

С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей – а это могут быть посещения демонов и преступные действия людей – и сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.

Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.

Согласно сказанию, в облике Матсьяватары (воплощение-рыба) Господь спас Ману, прародителя человечества, и Саптариши, семерых мудрецов и духовных сыновей Брахмы, вместе с их женами во время потопа. Позже благодаря их потомству мир вновь наполнился людьми.

Затем, приняв вид Варахаватары (воплощение-вепрь), Бог сразил демона Хираньякшу и поднял землю из поглотившей ее пучины потопа. Возможно, это символизирует освобождение мира от затопивших его грехов силой Высшего Существа.

Когда Бали, внук Прахлады, завоевал три мира, Индра лишился своего небесного царства. Вняв просьбам матери Индры Адити, Бог Вишну принял облик Ваманы (карлик), юного мальчика-брамина, пришел к Бали, известному своей щедростью, и попросил в дар надел земли, который можно обойти в три шага. В первые два шага он прошел землю и небеса, а в третий столкнул Бали в преисподнюю. Поэтому его еще называют Тривикрама – «обошедший мир в три больших шага».

Мораль этого мифа такова: если даже Бог, обращаясь с просьбой, принимает вид карлика, просящий должен умалять себя! Во-вторых, истинный брахман может покорить три мира силой духа. В различных частях Вед есть упоминания об этих пяти аватарах.

В следующих пяти воплощениях у Вишну человеческий облик.

Шестой аватара – Парашурама (Рама с боевым топором). Сын мудрых супругов Джамадагни и Ренуки, он уничтожил тиранию кшатриев, возглавляемых Картавирьей и жестоко угнетавших людей. Трудно сказать, есть ли в этом предании историческая основа; возможно, оно повествует о борьбе за власть между брахманами и кшатриями.

Шри Рама, следующее воплощение, встретился с Парашурамой и поглотил его силу и мощь. Поэтому Парашураму иногда считают авешаватарой, т.е. воплощением, на время получившим власть Вишну.

Восьмое воплощение – Баларама (сильный Рама), старший брат Шри Кришны. Он прославился тем, что сразил обезьяну Двивиду и демона Дхенуку, сотряс крепостные валы Хастинавати, столицы пандавов, и вывел реку Ямуну из ее русла. Эта история, поведанная змеем Шеша в момент его смерти, говорит в пользу версии о том, что Баларама был воплощением Шеша.

Шри Кришна, девятое воплощение Бога Вишну, – пожалуй, самый известный аватара; его даже именуют пурнаватара, а все другие божества считаются его проявлениями. Его многочисленные и славные деяния хорошо известны. Для рядового индуиста он – идеальный правитель, воин, герой, философ и учитель, Сам Господь. Это он написал и разъяснил «Небесную Песнь», Бхагавад-Гиту.

Десятому аватаре Калки еще только предстоит появиться. Он спустится на землю в конце нынешней эпохи Кали Юги верхом на белом коне, с обнаженным мечом. Он сокрушит врагов дхармы и восстановит ее во всем блеске славы.

Список 10 аватар Бога Вишну не является каноническим и общепринятым. Иногда Шри Кришну не включают в число аватар, считая его самим Вишну; его место занимает Будда. В других списках Будда упоминается вместо Баларамы. Иконография Будды исчезает из этих списков лишь после 15 века.

Довольно странно, что цель воплощения Будды – ввести в заблуждение низкорожденных и сбить с пути одаренных людей, слишком преуспевших в священной науке и таящих угрозу господству богов! Это звучит скорее как шутка, чем как серьезное предположение. Очевидно, индуизм закрыл дорогу буддизму, включив Будду в число аватар.

Хамса, Сатвата, Яджна, Даттатрейя, Ведавьяса – вот имена некоторых других аватар, включенных в списки, при этом общее их число составляет 10. Однако иногда их количество увеличивается до 23.

Чатурвьюги

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления: а)Пара, или Верховный; б)Вьюга, или эманация; в)Вибхава, или воплощение; и г)Арка, или образ.

Пара – Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка – нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления – Антарьямин (обитающий внутри) – которую невозможно представить иконографически.

Малые воплощения

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

Даттатрейя

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

Концепция Даттатрейи – своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

Дханвантари

Хаягрива, или Хаяширша

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji – лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

Капила

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца; он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие – раковину и диск.

Мохини

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия можно достичь только победив заблуждение. Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

Нара-Нараяна

Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая – в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши, более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы – сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (владеющий тысячью оружий).

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу.

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда – двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

Вьяса

Вьяса – это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

Яджна

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя – Яджна, или Яджнешвара.

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

Другие широко почитаемые ипостаси Вишну

Джаганнатха Пури

Джаганнатха Пури в Ориссе – вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия – так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы – Балараму и Субхадру, сестру Кришны.

Пандуранга

Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, – божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» – это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини – имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.

В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.

Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати – самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду – центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм – по крайней мере, первоначальное изображение божества – возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.

Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.

Варадараджа

Варадараджа: самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом – Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте – это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.

Венкатеша

Венкатеша: называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) – пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша – это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.

Утверждают, что это изображение возникло спонтанно и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.

Вишваксена

Вишваксена: Вишваксена, или всепобеждающий, – ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.

Малые божества, связанные с Вишну

Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, – малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он – Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, – это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным – сочетает в себе редкие качества.

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме, черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски – символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.