предвестники войны народные приметы

Война и народные суеверия

73152225Красивый вид Авроры Боревалис, или северного сияния, создал несколько суеверий как знаков войны.

Конечно, в северном климате такое поверье не пустили бы и на порог, так как зимними ночами это явление является там обычным. Но на юге, где Аврору редко видно, страх отыскал плодородную почву.

В 1939 году, когда Британия все ближе катилась к войне, северное сияние увидели южнее Лондона. И в США перед японской атакой Пёрл-Харбор удивительное зрелище было видно три ночи подряд в Кливленде, штат Огайо.

Но и более обычные явления могут служить знаками войны. Чаще всего тут фигурируют животные. Американцы говорят, что войну предвещает появление большого количества саранчи с любопытными метками на крыльях, напоминающими букву W. (Некоторые говорят, что буква ссылается не на войну, а на бедность. А если бы на крыльях стояла буква Р, то наступил бы всеобщий мир.)

Также необычная плодовитость овец означает приближение войны, словно сама природа готовится к периоду трудностей; большой рост крыс означает то же самое. Когда муравьи очень плодовиты и активны, война тоже не за горами. И наоборот, когда пчелы ведут себя вяло и почти не производят мед, это тоже к войне.

Появление в Британии необычно большого количества жуков — это признак скорой войны. В Швеции на войну указывают удоды; в других странах войну предвещают вороны, летящие друг к другу, или орлы, низко летающие над долиной.

31472679Война грядет, когда рождается много мальчиков или когда дети начинают играть на улице в солдат.

Сон с кровью тоже предвещает войну.

Что касается небесных тел, то красная луна означает войну, как и вид странного сердечка на северо-западном небе, со звездами, видимыми на нем.

В США говорят, что исчезновение группы из семи звезд (неопределенных) означает войну. И в позитивном смысле можно добавить, что появление полной радуги во времена международных кризисов является знаком мира.

На важность войны в суевериях может показывать существование особенных и необычных знаков. Например, некоторые британские ручьи и озера ведут себя странно перед войной. Эссендский ручей в Оксфордшире известен свое нерегулярностью.

Перед войной он пересыхает полностью; местные клянутся, что так было в 1914 г. и в 1939-м. Колодец св. Хелены в Стаффордшире пересыхает перед войнами и другими бедами. Сухой пруд в Девоне был полным перед национальной катастрофой и был полным перед смертью короля Джорджа VI в 1952 г.

Британцам известен чудесный барабан, который принадлежал сэру Френсису Дрейку, который издает долгую дробь, сам про себе предвещая войну. Говорят, что последний раз так было в 1914 г. Очевидно, он предсказывает победы, так как Кристина Хоул заметила современную легенду: барабан отстучал в 1918-м, когда немецкий флот сдался в Скапа-Флоу.

В соответствии с этим из американской истории пришло поверье, что во время Гражданской войны полосы красного, белого и синего цветов появлялись на ночном небе перед большими битвами.

Ужасные травмы войны, нанесенные нации, порождают потребность в каких-либо заверениях, а также широкий ассортимент иллюзий, охвативших встревоженное население. Ничто иное не может объяснить невероятный расцвет астрологии и сходных форм псевдонаучных предсказаний, которые сопровождали Вторую мировую войну.

Этот бум заставил британское правительство вступить в контакт с астрологами, которые часто предсказывали быстрые победы союзников. Не было сомнений — как указывало массовое мнение, — что миллионы, людей начали отчаянно верить в предсказания.

Более локализованные заблуждения были вызваны осложнениями в войне, из которых следует упомянуть широко распространенную среди союзных солдат байку, что неполадки и падения самолетов вызывались злобными существами — гремлинами. Эти и им подобные твари были последними в долгой линии «маленького народа», известного по европейским легендам, которые, казалось, изо всех сил старались испортить жизнь людей.

Пилоты в союзных войсках имели множество магических средств, чтобы отразить активность гремлинов; среди них славилась пустая пивная бутылка — гремлины просто не могли устоять перед ней и забирались внутрь, а выбраться у них уже не получалось.

В некоторых береговых областях Британии во время Первой мировой войны люди верили, что души убитых моряков тоже участвовали в битве. Легенда гласит, что старые огни вспыхивали на британском побережье, видимые только вражеским кораблям. Те направляли суда на скалы, так же как пираты два века назад завлекали корабли на скалы, чтобы затем разграбить их.

Самые известные заблуждения происходили от недоразумений или принятия выдумки за факт. Английский писатель Артур Мешен, тогда неизвестный, а сейчас признанный мастер фантастики, написал короткую историю, в которой ослабевшие души британских солдат в Монсе, Бельгия, оживились при появлении ангельских воинов в небе, призывавших их к битве.

Это обычный мотив в фольклоре: Божественная помощь часто приходит в моменты большой опасности и она принимается христианами, включая св. Томаса Аквинского, с ранних веков. Но история вызвала в стране восторг, и о вымышленной стороне истории забыли. Люди реально верили, что ангелы в Монсе были видимы; солдаты и офицеры тут же заявили, что были свидетелями этого события и добавили свои фантазии к истории Мешена; сотни статей анализировали смысл манифестации в ключе возможной победы Британии. (Следует добавить, что роль Мешена в драме была забыта, и он оставался неизвестным, как и раньше.)

В атмосфере тревоги военного времени достаточно известные суеверия могут добавлять дополнительные аспекты в умы людей. Во время Второй мировой войны жены солдат верили, что нельзя ссылаться в беседах на отсутствие их мужей. На оборонных заводах рабочие царапали имена вражеских лидеров на бомбах и снарядах. (Имена всегда фигурируют в магических чарах.)

Люди, чьи родственники были на передовой, шли на все, чтобы избежать хорошо известных знамений смерти, например держали собак в доме, чтобы они не выли около дома. Семьи выставляли дополнительные тарелки по особым случаям для мужей или сыновей, которые сражались на фронте. Власти предупреждали людей не говорить на публике о своих любимых, служивших на фронте, но суеверные люди сделали это табу из страха как-то подвергнуть риску их солдат.

Но, конечно, в военное время реальный пакет суеверий приходился на сами вооруженные силы. Люди, которые шли в бой, прислушивались к каждому совету, который мог заверить их в светлых надеждах. Суеверия включали в себя не только принятие религии, но и различные виды философского фатализма.

Однако тревога возрастала при определенных знамениях беды или поражения в бою. Намечалась неудача, если солдат оступался, когда шел в бой. Солдаты верили, что не вернутся из битвы, если уберут кровати перед выходом в бой. (Неубранная кровать указывала, что владелец вскоре вернется. Сходным образом считалось к счастью побриться перед боем: то есть вы вернетесь на вечернее веселье.)

Многие птицы считались плохими предвестниками; древние римляне боялись появления стервятников над их легионами, когда они были на марше к битве. Во многих частях мира сейчас хищные птицы — особенно ястребы, — летящие слева от армии, указывают на поражение. Британские солдаты боятся свистящих птиц, известных как «семь свистунов», как и моряки.

И, конечно, худшим знаком является потеря в битве флага, стяга, полковых штандартов и тому подобное. Это суеверие связано с примитивной верой в тотемную магию: тотем, обычно животное, считался вместилищем духа племени. Нанесенный ему вред переходил на все племя. Потеря штандартов не только ранила честь полка, но и магически подрывала его единство и само существование.

Естественно, во Второй мировой войне использовалась защитная магия. Группа американских психологов в детальном исследовании войск США отметила использование магических практик: в бою носились обычные амулеты, включая кроличьи лапки, кресты и Библии; использовались различные табу, например против зажигания трех сигарет от одной спички или прочего испытания судьбы; фиксированные манеры действий в подготовке к бою; предметы одежды и снаряжения, которые связывались с прошлыми выходами из опасных ситуаций.

Датский психолог Мирлу писал во время войны: «Мы все идем на войну с амулетами и талисманами, убежденные, что их наличие избавит нас от вреда. Мы используем магические формулы, которые отгоняют страх». Он отметил формулы и заклинания, которые лично использовал на войне: он повторял снова и снова: «Это философский абсурд закончить свою жизнь в это чертово мгновение».

Писатель Джон Стейнбек, служивший военным корреспондентом, рапортовал «Нью-Йорк геральд трибьюн», что «замечал у солдат амулеты. Они носили гладкие камешки, странные куски металла, счастливые монетки, кольца и другие украшения, связанные с родными и близкими людьми. Иногда даже фотографии жен и родителей становились магическими, ассоциируясь со счастливыми исходами битв. Один солдат носил маленькую, вырезанную из дерева свинку с надписью: „Свинья — это не для нас“».

Фольклор традиционно связывает некоторые предметы с защитой солдат в бою — кусочки угля, аметисты и даже послед, купленный на удачу. Но многие солдаты используют собственные амулеты и находят пути внести в них удачу. В Первой мировой войне, например, артиллеристы решили, что неприятности происходят, когда кто-либо привозит с собой роман Райдера Хаггарда. Поэтому с тех пор они сжигали любую книгу этого автора.

Но суеверия можно найти не только среди солдат. Офицеры, генералы, а также лидеры стран тоже подвержены им. Гитлер был предан таким верованиям: он и некоторые его генералы обращали пристальное внимание на астрологические прогнозы во время войны. И Гитлер слепо верил в силу приносящей удачу семерки. Воскресенье, седьмой день недели, стал благоприятным днем в его глазах — большую часть атак на Австрию, Польшу, Нидерланды, Югославию, Грецию и Россию он назначил на воскресенье.

s73964630 В силах союзников сам генерал Эйзенхауэр носил особую золотую монету на счастье. А Джордж Кеннеди, служивший в 5-й военно-воздушной армии США, носил с собой пару игральных кубиков, которые он приобрел в Париже.

Их благословил священник с условием, что они не будут участвовать в азартных играх. Это было еще до успешных атак против японцев. Кеннеди бросал кубики как знак, и иногда они давали счастливые одиннадцать очков.

Возможно, самым ясным указанием на эту магию были службы, которые занимались распространением амулетов и живых животных для некоторых отрядов. (Здесь также видна связь с тотемами.) Конечно, иногда талисманы выполняли свой долг, если, например, они были собаками, тренированными для спасательных заданий.

Но многие талисманы были просто любимчиками — хранителями групповой удачи. Имелись козлы, принадлежавшие королевскому уэльскому полку; овчарки у ирландских гвардейцев. Были даже лев у эскадрона канадских летчиков, осел — у 8-й воздушной армии США, кролик, канарейка, гусь — у Пустынной воздушной армии, гималайский медведь — у эскадрона RAF.

Источник

Предвестники войны народные приметы

392 300 11406 mushbig

plus fontminus print send bookmark blog

pictogr01

pictogr01

«Чтобы не было войны!» — один из главных тостов за любым застольем в не столь давние времена, когда память о Великой Отечественной войне была ещё свежа. Удивительно, но, пытаясь предугадать, будет всё-таки война или нет, народ до сих пор чутко прислушивается к молве. Потому что есть проверенные временем приметы, которые могут указывать на предстоящие тяжёлые испытания.

Облизываясь на выложенный в тарелку «мировой закусон» — опята свежего засола, не забудьте провозгласить первый тост за то, чтобы не было войны. Ведь пугающе большой урожай грибов, если верить народной молве, — точно к внезапному началу масштабного кровопролития.

laquo

raquo

Примета древняя, она живёт с тех времён, когда междоусобные конфликты были делом обычным и случались гораздо чаще, чем выпадало грибное лето. И если в какой-то местности на самом деле грибов вырастало хоть косой коси, люди были уверены: беда непременно придёт и к ним. Наблюдательный русский народ с языческих времён отталкивался от совпадений, часто роковых. Увязали значительное событие с природным явлением — поверье сформировалось. Порой, правда, слишком уж диковинное. Например, перед самой отменой крепостного права в нескольких российских губерниях на домашнюю птицу напал мор. Последовавшую великую реформу крестьянские политологические умы задним числом увязали с локальным бедствием. Однако затем целых полвека никакими судьбоносными новациями и не пахло, а куры всё-таки время от времени массово отбрасывали копыта.

Не так давно кто-то из журналистов обнаружил опубликованную в 1946 году работу С.А. Новосельского «Влияние войны на половой состав рождающихся» в сборнике трудов «Вопросы охраны материнства и детства» кафедры организации здравоохранения Ленинградского педиатрического института. Отталкиваясь от данных по рождаемости в Англии, Франции, Германии и отдельных городах России в период с 1908 по 1925 год (до начала Первой мировой войны, годы её течения и несколько лет спустя), автор пришёл к выводу: в конце войны мальчиков в странах-участницах на самом деле рождалось больше, но совсем незначительно. А непосредственно перед её началом показатели были обычные, как в любой другой мирный год.

Так же и грибы: два подряд грибных года были перед нападением Германии на Советский Союз, а ещё раньше — накануне русско-японской войны. Однако и погода, согласно источникам, была соответствующая — дождливая, но не «гнилая».

Вообще, если брать последнюю мировую войну, роковой для нас 1941 год почти ничем не предвещал надвигающуюся грозу. Правда, на западе страны, в Белоруссии, в июне наблюдались длительные сполохи на небе, которые тамошние жители толковали однозначно: грядёт война. Да ещё луна часто являлась багрово-красной, как будто указывала на большую кровь. Но через границу была уже оккупированная немцами Польша, и, значит, некоторая тревожность присутствовала.

Справедливости ради отметим, что накануне вторжения немцев в Польшу 1 сентября 1939 года в белорусских сёлах то и дело говорили о неминуемой войне. Именно отталкиваясь от общеизвестных примет. Так, паутина, затянувшая колодец, считалась верным признаком грядущих лишений. То ли пауки, голодая, шире раскидывали сети, то ли народ, охваченный предчувствием общей беды, брал на карандаш всё, что подтверждало его опасения, но получалось, что слухи буквально черпались из колодца.

Кстати, есть мнение, будто распространённая грибная примета на самом деле не прямая, а «побочная». Дескать, знатному урожаю грибов, как давно подмечено, обычно сопутствует богатый урожай хлеба, а он издавна считался почти доказанным признаком скорой войны. Но и в 1939, и в 1940 году, последнем для нас мирном, хлеб, как назло, уродился в меру. Поэтому вдали от западных границ народ безмолвствовал: ни слухов, ни примет…

laquo

raquo

Правда, кое-где наблюдались явления другого порядка. То, что в народе называют знамениями. Это «разовые» явления в отличие от «проверенных» веками примет. Скажем, «плачущие» иконы. Накануне Великой Отечественной войны иконы Богородицы в ряде храмов по всему Советскому Союзу вдруг начали дружно слезоточить. Священники, зная отношение властей к церковным чудесам, просили прихожан не распространяться о них, но разве шило в мешке утаишь? Нередко приходилось официально дезавуировать будоражащие православных слухи: мол, это выдумки, храм работает в обычном режиме. Кроме того, сами настоятели не знали, как толковать эти знамения. Ведь неизвестно, какие события с ними надо увязывать: местные или в мировом масштабе. Хотя старинное поверье имеется и известно широко: плачет Матерь Божия — это к слезам народным.

Иконы то там, то тут «плачут» и самообновляются по сей день, но серьёзные бедствия, к счастью, происходят гораздо реже. Зато есть одна примета, прямо касающаяся церкви: когда среди молящихся в храме становится всё больше военных, война неминуема. Но перед первой чеченской войной в православных храмах Северного Кавказа было буквально не протолкнуться. Сработала примета? Вряд ли. В регионе не первый год пахло порохом, и люди молились за мирное разрешение кавказских проблем.

И всё же порой случалось нечто вовсе загадочное. В 1914 году, перед Первой мировой войной, монахи Валаамского монастыря увидели в небе неопознанный летающий объект, который однозначно истолковали как военное знамение — и не ошиблись. Про «летающие тарелки» тогда просто не знали. Летящий объект в виде креста со смесью ужаса и изумления наблюдали и жители Владивостока — за несколько дней до начала антияпонской военной операции в 1945 году.

Вообще, уверяют знатоки народных обычаев и поверий, в приметы можно верить лишь тогда, когда они наблюдаются в совокупности. Если, скажем, демографический перекос дополняется невесть откуда взявшимися очередями в магазинах, массовым бегством тараканов из домов, длительными необычными явлениями в атмосфере вроде дождя из падающих звёзд или кровавых закатов, то да, по всем приметам должна быть война. Правда, совсем не обязательно, что она случится. Вечно ошибающиеся политологи всё-таки сегодня вызывают больше доверия, чем народные приметы.

Хотя есть одна неоспоримая примета, которая подтверждалась не раз. За несколько лет до начала масштабных войн наблюдался большой прорыв в науке и культуре. В России накануне 1914 года блистало созвездие талантов, развивалась индустрия, делались эпохальные открытия. Да и перед Второй мировой войной научно-технический прогресс шёл семимильными шагами, а военные действия его только подстёгивали. Сейчас в нашей науке, увы, былого прорыва давно нет. С культурой плоховато, в застое литература, кинематограф… Значит, по всем приметам спокойно жить можно ещё не один год?

Источник

Приметы предвещающие войну или стихийные бедствия

primety sulyashhie stihijnye bedstviya i nachalo vojn narodnye poverya i primety o vojnah i bedstviyah

Народные приметы сулящие войну и стихийные бедствия

Какие знаки подает природа, предупреждая людей о надвигающихся военных конфликтах или стихийных бедствиях.

Приметы о войне и стихийных бедствиях

2) Обильный урожай яблок и грибов, согласно приметам, является знаком, что военные действия не за горами.

3) Если в дневное время вдруг стало видно, как в небе дерутся птицы, то такие же драки вскоре начнутся и на земле между людьми.

4) Колодец, расположенный неподалеку от дома, затягивает паутиной непосредственно перед вооруженным конфликтом.

5) Выпеченный в домашних условиях хлеб приобретает кисловатый привкус.

6) Печи становится невозможно растапливать из-за того, что дрова отсыревают ни с того, ни с сего.

7) Молоко, которое дают коровы, становится горьким, хотя питаются они привычной травой.

8) Лесные звери начинают приходить к людским домам, волки по ночам громче завывают.

9) Вороны кружат над селами и деревнями – тоже плохая примета, предвещающая лишения и войны.

10) В церквях начинают плакать иконы.

11) Считается, что перед началом затяжных конфликтов происходит серьезный прорыв в медицине.

12) Если в текущем году рождается мальчиков намного больше, чем девочек, то вскоре начнется вооруженный конфликт между странами.

13) Домашняя птица начинает массово вымирать перед несчастьями.

14) Злаки дают невиданный урожай перед войной.

15) В населенных пунктах наблюдается нашествие грызунов: крыс, мышей, а также насекомых.

16) Весна наступает рано, и погода не омрачается длительными дождями и ветрами.

17) На солнце чаще наблюдаются вспышки.

18) Закаты становятся кроваво-красными.

19) Пчелы залетают в дома и начинают там роиться непосредственно перед войной.

20) Если в сентябре вдруг зацветет акация, то согласно приметам, не избежать катастрофы.

21) В ночном небе чаще падают кометы.

Все эти знамения дает природа, чтобы предупредить человечество о возможных стихийных бедствиях, а также, чтобы напомнить о последствиях нерациональных действий.

Источник

Приметы войны

518 1

Какие приметы к войне бытуют в народе

В народе так и говорили – «Много грибов, много гробов». Звучит страшно, и на деле так и есть. Правдивость приметы подтвердили наблюдения в 1940-м году, а также в 1903 году, перед началом русско-японской войны за контроль над Манчжурией.

Как правило, капли, похожие на слезы, появляются на иконах с ликом Божьей Матери. Иногда это смолянистая жидкость, иногда водянистая. Пока наука пытается объяснить этот факт, он все же остается фактом – лик Девы Марии «плачет» перед серьезными катастрофами, предрекая слезы миллионов людей.

Самые известные приметы перед войной – появление на небе белых фигур, силуэтов крестов, красных полос, разноцветных вспышек и т.п. Засвидетельствованы многими очевидцами.

Если они появляются одновременно во многих домах и квартирах, значит, быть войне. Аналогично истолковывается нашествие мышей, крыс, саранчи, муравьев.

518 2

Прочие поверья

Примета имеет статус научного факта.

Особенно примечательно поведение свиней – они начинают рыть глубоки ямы. Остальной скот прячется по сараям и хлевам, не желая выходить даже в ясную солнечную погоду.

А их поведение становится все более смелым – волки, лисы, медведи не боятся заходить на территорию людей.

Вокруг луны появляется красноватое свечение, и сама она начинает отливать красным цветом.

Обычно, такое бывает перед бурей. Если же приближения бури на горизонте не наблюдается, а тишина стоит практически гробовая, быть беде.

В старину считалось, что это предвещает большие бедствия, в том числе и войну.

Затянутое в этот день облаками небо – плохой знак. Примета эта европейская, однако, может применяться и в других странах.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Природные и метеорологические приметы войны

Люди издавна стараются предугадать будущее. Особенно проницательными были наши предки, когда дело касалось предвестников войны. Люди наблюдали за природой и метеорологическими явлениями, чтобы предвидеть беду. Таким образом, в народе сформировался ряд примет, которые могут указывать на предстоящие тяжёлые испытания.

Природные и метеорологические приметы войны (цитирую статью, где собраны свидетельства из письменных источников), собранные Лабораторией фольклористики РГГУ в рамках научной работы.

ЦИТИРУЮ:

Для многих война 1941 – 1945 гг. началась неожиданно.

В то же время в народном сознании с ужасом ожидали беды.

Среди примет начала Великой Отечественной войны можно выделить группу природных и метеорологических.

Связано оно и с народным представлением об антиномиях. «Лето 1941 года было исключительно урожайным. Удались озимые и яровые, трава стояла по грудь. Но тревога в народе уже жила,

войну предсказывали, видя всполохи северного сияния.

Двадцатого июня Андрей принёс около 360 штук белых грибов. Когда мать увидела их, всплеснула руками, воскликнула: «К войне!» А бабушка промолвила: «Типун тебе, Катя, на язык». Но война началась».

«О том, что война придет, чувствовалось, об этом все говорили. Признаки природы.

Было огромное количество белок, зверьков. На каждом суку яблони, прямо под ногами. Говорили: «Это к войне». Это Духовщинский район сейчас. Смоленская область. Вёрткинский сельсовет. Деревня Село.

Грибов никогда столько не было! Уйма грибов!

И мальчишки принимали участие в работе колхозной. И вот одна женщина рассказывает такую быль, небылицу. Милые мои, дорога узкая полевая, рожь высокая-высокая стеной стоит. Машина ехала. Машин тогда было мало. И вдруг колёса крутятся, машина стоит. Выходит женщина в костюме Евы.

— Из ржи, из посевов. И обращается к этим, кто был в машине.

— А там много было в машине человек?

— А бог знает! Трудно сказать.

Машин мало ведь до войны было. В нашем колхозе была одна машина.

Так вот. И держит три колоса: колос ржи, колос пшеницы и колос ячменя. Тучные колосья. Зёрна налитые. И говорит: «Не спеши! Вот видишь, какой урожай. А убирать некому будет. Некогда будет. Будет война».

Были предчувствия войны.

Другие приметы какие-то находили. Огурцов много. Тоже к войне. Это было в 41-ом году, за несколько недель до войны. Война ж началась 22 июня. Рожь ещё не созрела. Она выколосилась. Действительно, урожаи были как на погибель.

Был мальчишкой ещё.

Было в нашей деревни два старика. Они в Первую Мировую войну оказались в плену в Германии. Долго там были. И говорили по-немецки, и понимали немецкую жизнь. И вот они предсказывали, что немец начинает войны обычно летом. И Наполеон летом, и немец летом. Было ж известно, что Австрия, Чехословакия, Бельгия и Франция –

все сложились под Гитлера, что война идёт на нас»

Так проявляется антитетичное сознание: ср. потоп снится к пожару, пожар – к потопу. Аналогично можно интерпретировать тучные колосья в руке у женщины в белом,

(вариант: в прозрачной одежде, нагая; гендерная трансформация: мужчина в белом, старичок, являвшейся путнику (обычно – водителю) перед началом войны.

Также в народном сознании большое число младенцев мужского пола говорит о грядущей войне.

«Это я слышала, что перед войной, говорят, много мальчиков рождается. Да одни мальчики рождаются – это значит будет война»

«Люди кричат: «Война!», а мы в роддоме детей рожаем.

И что я запомнила – мальчиков все рожали» Эта примета находит отражение и в художественной литературе

Сильные морозы под Москвой в 1941 году многими трактуются как Божья помощь

ибо немцы рассчитывали на молниеносный захват территории Советского Союза. Напоминают они и зиму 1812 года. Здесь можно обнаружить сказочные и обрядовые мотивы. Прежде всего, это представление о морозе как о мифическом существе, а также помощь природных сил сказочному герою.

И всегда люди ищут прецедентные ситуации. Сравнивают природные явления перед грозными событиями разных лет.

Вспомним солнечное затмение в «Слове о полку Игореве».

Чаще всего сопоставляются войны Отечественная и Великая Отечественная, иногда – ещё и нашествие татар.

«Накануне 1812 года на небесах России зажглась невиданная звезда. Она появлялась в долгие ночи и горела странной зловещей точкой среди ровного сияния привычных светил.

Люди, смотревшие в глубине неба, чувствовали, как сжимаются сердца от упорного, неколебимого взгляда незнакомки. Она словно предсказывала беду, словно твердила: «Быть несчастьям… Быть горю… Ждите на порог войну…»

Вслед за необъяснимым появлением звезды начались жестокие пожары. Горели российские города, сёла, леса; земля курилась дымами, как небрежно брошенное костровище. И в этих огнях люди тоже видели неумолимое предзнаменование: «Быть несчастьям… Быть горю… Война не за горами…»

Учёные мужи открыли древние книги и ужаснулись:

ветхие страницы сообщали о том, что

перед великим нашествием татар на Русь солнце и луна стали неузнаваемы, будто предупреждали о грядущих страданиях и беде» Таким образом, можно провести параллель с легендой о явлении Богоматери Тамерлану, что сопровождалось затмением небесных светил. Падение комет обычно также расценивается как недобрый знак.

«На чёрном звёздном небе светилась людская фигура, похожая на Николая Угодника. Вернее, она как бы состояла из контуров, прочерченных едва различимыми точками-звёздочками. Почему-то меня охватил такой ужас, что я кинулся в сени и спрятался за дверь. Бабка радостно звала: «Не бойся, иди скорее, перекрестись». Но я только, задыхаясь от ужаса, выглядывал из-за двери, а дед с бабкой посредине двора, подняв лица, крестились на небо»

«Слышала: огненные шары летали перед войной. Это кометы. А ещё иконы плакали кровавыми слезами»

Два огненных столба могли драться на небе, что трактовалось рассказчиком как битва богатырей. Также количество столбов на небе приравнивалось к числу лет войны.

Причём, такие параллели в предзнаменованиях касались не только Великой Отечественной войны.

«Мне учительница ИЗО рассказывала, а ей ещё женщина. Перед войной видели столбы на небе. Самые толстые столбы… Сколько столбов – столько лет война будет длиться. Это перед первой чеченской кампанией

Символика креста явно отсылает к христианской традиции:

народу уготовлено нести свой крест.

Также напрашивается аналогия с распятием, жестокостью, несправедливостью, муками, а в целом – с большим горем.

Иногда в одном рассказе говорится о ряде примет, знаков, предсказывающих лихолетье. «Это было весной 1940 года. Жили мы в то время в селе Кирово Мишкинского района. Коровы у меня не было, по молоко ходила к соседке Миропии Ивановне. Как-то я пошла к ней. Не успела зайти в дом, как из-за леса показалась туча. Чёрная-чёрная. Сразу пошёл дождь. Решила у неё его переждать. Начали говорить. А небо-то так и бросает молнии. Вдруг хозяйка замолчала.

Около радуги вспыхивало пять крестов. Два-то из них были яркими, а три еле-еле светились. Миропия Ивановна-то и говорит:

«Вот и перед ерманской так… Сначала кресты, а потом война. А урожай-то был… Ой-ёй-ёй. Особенно грибов было видимо-невидимо. Так и сейчас… Стало быть, не избежать нам новой войны. Особенно тяжёлыми будут первые два года, а потом немного полегче, а кончится война на пятый год»

Верила я и не верила. А через месяц мы уехали в Шадринск. И забыла я о предвещении Миропии Ивановны и только через год, 22 июня, вспомнила»

Известны также предания, связанные с единичными судьбами.

Перед войной сильная буря нередко интерпретируется как знак грядущих грозных событий. Мужчина, куривший в бурю у открытого окна, погибнет на войне. Можно сопоставить это и с обрядом окуривания умершего.

Символика бури в целом же расценивается как вторжение врага (вспомним былины, песни, сказки).

Радуга же, наоборот, сопутствует успехам советских войск. В христианстве она расценивается как знак милости свыше и оказания в ближайшем будущем Божьей помощи.

Но может и радуга (трансформированный образ) входить в состав предзнаменования с негативной семантикой. «Вы знаете, снился мне сон до войны. Люся, я рассказывала? Ты помнишь?

— (Дочка): ясновидящая ты наша.

— А когда снились эти сны про чашу?

— Война еще не кончилась. И вскоре действительно кончилась война. Действительно наполнилась кровью чаша, и я не знала эти слова как употреблять в то время. Говорю, мужская чаша наполнилась кровью. И дальше! Это не всё!

— (Дочка): с востока на запад тогда!

А ручей, текущий посреди деревни, «в каждом доме унёс по покойнику. Здесь на первый план выходит символика реки (граница между живыми и мертвыми). Перед началом войны вода в колодцах не принимала вёдра, выталкивала их.

Природа в воспоминаниях о войне не остаётся безучастной к происходящему.

Изменения в ней и появление многочисленных знаков предупреждают о важных как для судьбы конкретного человека, так и для страны в целом, событиях.

Нехарактерные для данного времени года погодные условия не только показывают нарушение обычного течения времени, но и интерпретируются как помощь свыше в борьбе с врагом. Также большую роль играют приметы, многие из которых получили символическое наполнение в предыдущие войны.

Воспоминания о знамениях и приметах войны – метеорологических и природных – интересно сопоставить с традиционно бытующими в фольклоре рассказами о вещих снах, поверьями о знамениях на небе и о светилах.

Порой данный вид примет сочетается с другими, в т. ч. связанными с образами некоторых животных.

Например, такой случай.«Однажды утром жительница деревни Стволовка вышла во двор и около своего сарая увидела огромных размеров орла с окровавленным клювом, а над сараем всполохи огня.

На другой день поехали в город Сычёвку на базар и узнали страшную весть о начале войны. А через год в этот же день на фронте погибает её муж. Во время войны сгорает и дом, и сарай»

Знамения на небе – довольно широко распространённая тема для военных воспоминаний. Отсылая к предыдущему опыту, они внушают людям преимущественно суеверный страх (реже – религиозное чувство и умиление от осознания присутствия Бога).

Небеса в сознании людей связаны с Царством Божиим. Поэтому необычные изменения, происходящие на небе, особенно остро воспринимаются очевидцами.

Знаки, появляющиеся на небе, можно отослать как к христианской, так и к языческой традиции – в зависимости от вариантов реализации знамения.

В таком жанре народного творчества, как примета, наглядно проявляется мистическое восприятие войны.

Многие из примет, подчеркивая противоестественность войны, ее несоответствие жизни мира, фиксируют сведения

Важно, однако, и то, что образы примет в традиции тоже тесно связаны с идеей смерти. Волк, например, играл роль носителя зла во многих мировых мифологиях, особенно почитался воинственными народами (еще древние римляне верили, что волки показываются перед битвой). Славяне также считали, что волки связаны с миром мертвых.
Понималось как знак войны необычное поведение домашних животных:

Примета используется и в более широком значении: Cвинья роет землю – быть беде. Разрытая земля ассоциативно связывалась с могилой; ср. в связи с этим: Если свинья выроет яму перед чьим-нибудь домом, то в этом доме следует ожидать покойника (Карагай). Приметой к войне считалось появление редких лесных животных, птиц: Перед войной филин рявкал, как баба, ухал (Красновишерск). Филин, ночная хищная птица, считался у славян нечистым; известно, что его громкие крики пугающе действуют не только на людей, но и на животных. Аналогично приметой к войне считалось появление удода (пск. [СРНГ 7: 211]) – птицы, редко показывающейся человеку и к тому же отличающейся омерзительным запахом.

Вторичное цветение деревьев – особенно цветущая в сентябре акация – считается верной приметой войны.

В субботу 21 июня 1941 года старые люди, видя багровый, в полнеба полыхающий закат, качали головой: такой же закат был накануне войны 1914 года.

Вспомним и величественные мрачные знаки беды, словно останавливающие князя Игоря, отправившегося в поход против половцев («Слово о полку Игореве»):

Солнце ему тьмою путь заступало;
ночь стонами грозы птиц пробудила;
свист звериный встал,
взбился див –
кличет на вершине дерева,
велит прислушаться.
На другой день спозаранок
кровавые зори свет вещают;
черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому…

Небесные сполохи и свечение наблюдались над США накануне нападения японцев на Перл Харбор..

И все же наиболее убедительной кажется такая примета: если дети на улице ни с того ни с сего начинают играть в войну – вскоре быть настоящему кровопролитию!

МАГИЯ ВОЙНЫ: ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

В книге «Православные чудеса XX века» этому дивному чуду посвящено всего лишь несколько строк, но они воскрешают в памяти каждого русского человека переломный момент в ходе Великой Отечественной войны.

И ВЫВЕЛА ПО ТРОПОЧКЕ К СВОИМ.

Среди наших известнейших священнослужителей было немало ветеранов Великой Отечественной войны, оставивших потомству свои воспоминания о боевом прошлом, о чудесных встречах на дорогах войны. Вот что рассказал о себе наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов).

Место, где мы сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал нам: немцы атаковали нас превосходящими силами, а мы их отбрасывали, и потери у нас были на удивление небольшими.

Мы занялись, кто, чем в ожидании, когда нам ужин привезут. Я достал кисет, закурил, а земляк мой, Иван Божков, отошел в сторону.

Вдруг вижу: Божков высунул голову над бруствером.

— Петя, там женщина плачет.

— Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?

Но когда со стороны немцев стихла «музыка», мы услышали, что где-то и вправду плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.

Наклоняется над убитыми и плачет.

Она похожа на Богородицу.

Ведь нас Господь избрал для этой памятной минуты, на наших глазах чудо совершается!

Перед нами святое видение.

Мы осторожно выглянули из окопа.

По ничейной полосе в клубах тумана шла женщина в темной и длинной одежде.

Она склонялась к земле и громко плакала.

— А немцы тоже на видение смотрят.

Вон их каски над окопами торчат.

Да, тут что-то не так.

Смотри, какая Она высокая, раза в два выше обычной женщины.

Господи, как же Она плакала, прямо в душе все переворачивалось!

Пока мы смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы.

«Надо же, будто саваном погибших укрывает. »

А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.

— Богородица в нашу сторону поклонилась!

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • пранама мантра шриле прабхупаде текст
  • пранама мантра шриле прабхупаде с переводом
  • пранама мантра чайтанья чандра чаран прабху текст и перевод
  • пранама мантра санатана госвами
  • пранама мантра ниранджана свами текст