Обычаи на крещение господне что нужно

Православная Жизнь

Об обязательных и необязательных традициях этого дня.

87dc312a3ed3jpg

Христос приходит на берег Иордана в то время, когда Иоанн Предтеча крестит людей. Он тоже принимает такое крещение. Когда Христос вышел из воды, разверзлись Небеса и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). В это время с Неба на Спасителя сошёл Дух Святой в образе голубя. Бог впервые явил Себя в трёх Лицах: мы видим Сына, стоящего в воде, Духа Святого в виде голубя и слышим голос Отца. Поэтому этот день называется Богоявление.

Зачем безгрешный Христос принимает крещение? Он указывает каждому из нас путь ко спасению через принятие таинства Крещения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Спасение может быть только через крещение, через благодать Божию.

Для каждого христианина Богоявление — одно из важнейших событий наравне с Рождеством и Воскресением Христовым. Этот праздник — один из самых любимых, чтимых и самых главных в Православной Церкви. Об обязательных и необязательных традициях этого дня мы поговорили с протоиереем Николаем Марковским.

Прийти в храм

В этот день каждый человек, который любит Бога, стремится прийти в храм, помолиться, поучаствовать в богослужении, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин — соединиться со Христом. Не просто чтить какие-то традиции, а быть в храме вместе со Христом.

Праздничное богослужение начинается в сочельник, 18 января, утром. Вместе с литургией совершаются чтение Царских часов и великая вечерня. Вечером служится всенощное бдение и чин великого освящения воды. Этот чин повторяется утром после литургии, так что нет никакой разницы — освятить воду вечером накануне или утром.

Соблюсти пост

Весь крещенский сочельник мы строго постимся, как нам предписывает устав, — целый день, а не до первой звезды. Не едим мясо, рыбу, молочную пищу. Полностью от пищи никто не отказывается. Каждый из нас где-то работает: кто-то водитель, кто-то стоит у станка — как можно трудиться, ничего не поев?

Освятить воду

Крещенская вода обладает особой силой. Ею освящают жилище, её добавляют в муку для просфор. У каждого православного христианина она хранится дома. Не нужно пытаться набрать её как можно больше, целый день простаивая возле храма с бидонами. Нужно взять ровно столько, сколько необходимо. Святую воду не пьют литрами — одного глотка вполне достаточно. В любом храме всегда есть крещенская вода. Если у вас она закончилась — можно прийти и попросить.

Неважно, где была набрана вода — из-под крана или из колодца, получена из принесённого талого снега или льда. Каждый должен для себя сам решить, какую воду он хочет пить. Но разницы в духовных свойствах святой воды, взятой из снега, колодца или из крана, нет. Священник одинаково молится над ней, чтобы Дух Святой снизошёл и освятил эту воду.

Окропить свой дом

Благочестивая традиция — по приходу из храма окропить крещенской водой своё жилище. Фермеры окропляют скот. Ничего плохого в такой традиции нет. При этом относиться к святой воде нужно не как к какому-то магическому атрибуту — в Церкви магизма нет, — а как к святыне, призывая благодать Божию.

Крещенская вода имеет свойство освящать всё вокруг себя. Не нужно дополнительно рисовать свечой кресты на окнах или косяках дверей, — это народная традиция, которая не находит соответствий в уставе Церкви. Она возникла из-за поверья, что в крещенский сочельник якобы происходит разгул нечистой силы.

Зачастую у людей отношение к православным праздникам магическое: они не ходят в храм, не причащаются, не исповедуются, не живут христианской жизнью, но при этом тщательно соблюдают все обряды, о которых им довелось услышать. Нераскаявшийся человек, живущий без Бога, боится всего, поэтому с охотой верит народным поверьям о разгуле нечистой силы. Христианин злых духов не боится: если он с Богом, ему ничто не может навредить.

Если человек не кается в своих согрешениях, не исправляет свою жизнь, не живёт по заповедям, которые нам оставил Господь, никакие кресты на дверях ему не помогут. Праздник Крещения Господня — это, по сути, праздник покаяния. Иоанн Предтеча призывал людей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

Необязательные традиции праздника

Окунуться в крещенскую воду

Суеверное мнение, будто святая вода сама по себе, без Бога, может смыть наши грехи, — камень преткновения для многих. Церковь ясно и понятно говорит: избавиться от грехов можно только исповедью, покаянием и причащением. Смыть грехи может только Кровь Христова, Которую мы получаем через таинство Святого Причастия.

На протяжении многих лет я наблюдаю, что окунуться в иордань приходят те, кого я ни разу не видел в храме. Этим людям не важен Христос и нет дела до того, что совершается в храме. Им важна прорубь: нырнуть в неё и побежать выпить сто грамм.

Крещенские купания — сугубо народная традиция. Церковь окунаться в ледяную воду никогда своих чад не призывала. В её канонах и правилах об этом ничего не говорится. Не будем забывать, что Иоанн Предтеча крестил в Иордане. Это тёплая река, где всё время плюсовая температура воды. Святой пророк никого не загонял в ледяную воду.

Если вы закалённый человек и вам позволяет здоровье, — пожалуйста, ныряйте, если вам хочется. Но христианской необходимости в этом нет. Считать, что это способ смыть с себя грехи, — заблуждение.

Тем, кто захочет окунуться в прорубь, нужно взять на это благословение у настоятеля своего храма и совершить погружение не под весёлую музыку, а с молитвой и благоговением. Желательно, чтобы на водоёме в момент вашего окунания присутствовали службы МЧС и скорой помощи, работали пункты обогрева.

Если вы сомневаетесь в своём здоровье, я как священник не советовал бы окунаться. Нырянием в ледяную прорубь, не будучи при этом моржами, не занимаясь закаливанием, мы, по сути, искушаем Господа. Мы просим: «Яви мне чудо, чтобы я не заболел, чтобы я выплыл и не утонул». Имеем ли мы право искушать Бога таким образом?

Ни в коем случае нельзя набирать крещенскую воду в ванну — ведь иначе потом она попадёт в канализацию и будет течь вместе с нечистотами. Люди зачастую максималисты: когда священник окропляет их святой водой, им кажется этого недостаточно, они требуют, чтобы их ею основательно полили. Им кажется, чем больше святой воды на них попадёт, тем больше они освятятся. Это тоже заблуждение: освящение будет одинаковым. Даже двух-трёх капель святой воды вполне достаточно.

Надеть особую одежду

Некоторые готовят особую сорочку для окунания в иордань. Делать это необязательно. Как и по поводу самого погружения в прорубь, в уставе Церкви ничего об этом нет. Обязательно прийти на праздничное богослужение. Всё остальное второстепенно. Бывает, люди уделяют внимание сорочке, тому, как долго они продержались в проруби, как глубоко нырнули и прочим ничего не значащим вещам, но при этом забывают о Христе, в честь Которого установлен праздник Богоявления.

После погружения в иордань также не нужно наряжаться в новую одежду, а нужно завернуться в полотенце, как можно скорее добежать до тёплой палатки и выпить горячего чаю. Надетая затем одежда должна быть тёплой. Будет ли она новой или старой — от этого в вашей жизни ничего не изменится.

Верить в чудеса

Одним из крещенских чудес считают поворот реки вспять в день Крещения. Я никогда не наблюдал, чтобы река вдруг меняла своё течение, и не встречался с очевидцами такого чуда. Если кто-то знает, что какая-то из наших рек на Крещение меняет ход своего течения, позовите меня, я с удовольствием посмотрю, как река течёт в обратную сторону. Пока что к таким поверьям я отношусь с большим скепсисом — очень сомневаюсь, что ровно в полночь, когда никто не видит, на доли минуты реки зачем-то меняют своё течение. Для чего вообще Богу совершать такое чудо? Чтобы кто-то удовлетворил своё любопытство?

Убрать в доме

Я бы посоветовал убирать свой дом не накануне праздника, а задолго до него. Вообще как можно чаще поддерживать чистоту, чтобы не делать потом утомительных генеральных уборок. Череда зимних праздников, святки не позволяют держать дом неубранным. Крещенский сочельник же лучше посвятить не уборке, а молитве в храме.

Приготовить особые праздничные блюда

Нередко на Крещение готовят двенадцать блюд, как на рождественский сочельник, или говорят, что их количество должно быть нечётным. Мы живём в такое время, когда рассуждать о количестве блюд не приходится. Каждый накрывает праздничный стол соразмерно со своими финансовыми возможностями. Сколько блюд мы поставим на стол — неважно. Главное, чтобы угощение получилось вкусным, а за праздничным столом собралась вместе вся семья.

Есть народная традиция делать выпечку в виде крестов. Я бы не советовал так вольно обращаться с Крестом Господним. Я очень негативно отношусь к святым изображениям на пряниках и печенье. Хотя мы видим такие изображения на просфоре, это не просто выпечка, а святыня, которая участвует в богослужении. Из просфоры вынимается частица, которая потом окунается в Чашу Господню с молитвой о том, чтобы Кровь Христова омыла наши грехи. Печенье или пряник — просто еда. Это разные вещи.

В последний раз зажечь огни на ёлке

Каждый убирает ёлку, когда ему нравится. Я делаю это после 14 января — Старого Нового года. В Церкви нет такой традиции — зажигать огни на ёлке в день Крещения Господня.

Выпускать в небо голубей

В моём храме нет такого обычая, но в некоторых других он соблюдается. Насколько я знаю, для этих целей берут специально обученных птиц, чтобы голубь потом не потерялся и не погиб. Вообще в Церкви такой традиции нет.

Наблюдать погодные приметы

Очень важно проводить грань между церковной жизнью и народными обычаями. Мне больно, когда люди не видят между ними разницы. Есть множество народных примет, которые зачастую идут ещё из язычества. Это и «крещенские гадания», основанные на выискивании примет в каких-то действиях, и суеверие, что в полночь вода во всех реках и кранах становится святой, и уже упомянутые рассказы о поворачивающих вспять реках. Не надо всё это нести в Церковь.

Обращаться к Богу с самой заветной просьбой

Каждая Божественная литургия, в какой бы день она ни совершалась, — это чудо Божие. Господь невидимым образом претворяет хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Говорить о том, что за какой-то литургией Господь тебя слышит и прощает, а за другой не слышит и не прощает, — большое заблуждение.

Господь слышит тебя всегда, когда ты идёшь к Нему, когда исправляешь свою жизнь, думаешь не о слепом исполнении ритуала, а действительно живёшь с Богом. Тогда твоя молитва слышна, не только в праздник Крещения, но и в любой другой день.

Если ты ждёшь каких-то особых дней, чтобы прийти в храм Божий, и в эти дни для тебя важно только освящение воды или ныряние в прорубь, не надо надеяться, что Господь тебя услышит: ты же сам не слышишь Бога, Он тебе не нужен. Тебе нужен «фокус» — магический результат твоего ныряния или каких-то других действий, но в твоём сердце нет Бога, молитвы и веры. В этом случае никакая твоя просьба не исполнится.

Живите по заповедям Божиим, будьте православными христианами, стремитесь к Богу, и тогда Господь вас обязательно услышит! Для этого не нужно ждать праздника Крещения, ведь во все дни вашей жизни Господь будет с вами!

Протоиерей Николай Марковский

Источник

Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления

215df06s 100

В ночь с 18 на 19 января православные отмечают Крещение Господне (Святое Богоявление). Что нужно делать на Крещение? Как правильно отмечать праздник? Какие обряды необходимо совершить? На какие приметы необходимо обратить внимание? Как поздравить родных и близких?

b3e217es 960

Крещение — один из главных христианских праздников.

Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник. Праздник этот установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, когда ему было 30 лет. Из Евангелия известно, что Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, крестил людей в водах Иордана. Спаситель, будучи безгрешен изначально, не имел нужды в Иоанновом Крещении покаяния, но по смирению Своему принял Крещение водою, освятив при этом Собою водное естество.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».
Накануне Крещения, 18 января, верующие постятся — ничего не едят до вечера, а вечером отмечают второй Святой Вечер или «Голодную кутю». На ужин подают постные блюда — жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутю и узвар.

Вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом, к которому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья (сочиво). В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями.
После ужина все ложки собирают в одну миску, а сверху кладут хлеб — «чтобы хлеб родился». Этими же ложками девушки гадали: выходили на порог и стучали ими, пока где-то не залает пес — в эту же сторону девушка и замуж пойдет.

Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды.

Утром 19 января святят воду — или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.

В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест («йордан») и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным.

2bd217es 960

Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней.

Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос.

В день Крещения, после молебна, в проруби купаются больные — чтобы излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год — чтобы очиститься от греха. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой.

Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья — в доме будет порядок и покой.

До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби — тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год. И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия — лучше всего перед этим взять благословение у священника. Также нужно знать, что омовение в крещенской воде не очищает от всех грехов «автоматически».

После празднования Крещения начинается новый свадебный сезон, который продолжается до Великого поста. В старину это было время веселья и досуга. Молодежь собиралась на вечерницы, семьи устраивали складчины и ходили друг к другу в гости.

Крещенская святая вода

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится.

Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким. Но и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно.

Лучше перелить воду из пластиковой посуды в стеклянную, и хранить ее рядом с иконами. Также и пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела.

Крещенская вода может годами стоять и не портиться.

bb217es 960

Гадание на Крещение

В крещенский вечер девушка должна выйти из дома и пойти по улице. Если она встретить на своем пути первого молодого и симпатичного мужчину, велика вероятность, что в этом году она выйдет замуж. Если прохожий будет старым, то замужество еще не скоро.

На Крещение кроме традиционных новогодних и рождественских гаданий, издревле практиковали особое гадание — с кутьей.

Суть его состояла в том, что гадальщицы, захватив в чашку горячей кутьи и скрыв ее под фартуком или платком, бежали на улицу и первому попавшемуся мужчине швыряли в лицо кутьей, спрашивая его имя.

Еще более оригинален другой вид специального крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагишом выходили на улицу, «пололи» снег, кидали его через плечо и затем слушали — в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут.

♦ Если на Крещение деревья покрыты инеем, весной сеять озимую пшеницу нужно в тот же день недели — урожай будет богатым.
♦ Если на Крещение идет лопатой снег — к хорошему урожаю.
♦ Если на Крещение ясно и холодно — к неурожаю, засушливому лету.
♦ Если на Крещение звездная ночь — будет хороший урожай орехов и ягод. ♦ Если на Крещение видно много рыбы — будут пчелы хорошо роиться.
♦ Если после Крещения на небе полный месяц — весной возможен паводок. ♦ Если собаки много лают — к большому количеству зверья и дичи в лесу. ♦ Чтобы узнать, насколько теплым будет остаток зимы, в ночь Сочельника перед Крещением надо просто посмотреть на небо. Если звезды светят ярко, то лето будет сухим и жарким, а весна начнется рано. Более того, осень также будет теплой и затяжной. Также яркие звезды на небе в Крещение говорят о том, что год будет спокойным, без политических или экономических сотрясений.
♦ Если в ночь Крещения будет полнолуние, то весной надо опасаться сильного разлива рек.
♦ Не очень хорошо, если на Крещение тепло: приметы говорят о том, что в наступившем году будут проблемы со здоровье. Наоборот, если на Крещение много снега — это к крепкому здоровью.
♦ Если в Крещение вы услышите лай собак — это сулит хорошее финансовое состояние в наступившем году. Считается, что собаки зовут на охоту, которая сулит отличную добычу.

c37217es 960

Гадание на Крещение

В крещенский вечер девушка должна выйти из дома и пойти по улице. Если она встретить на своем пути первого молодого и симпатичного мужчину, велика вероятность, что в этом году она выйдет замуж. Если прохожий будет старым, то замужество еще не скоро.

На Крещение кроме традиционных новогодних и рождественских гаданий, издревле практиковали особое гадание — с кутьей.

Суть его состояла в том, что гадальщицы, захватив в чашку горячей кутьи и скрыв ее под фартуком или платком, бежали на улицу и первому попавшемуся мужчине швыряли в лицо кутьей, спрашивая его имя.

Еще более оригинален другой вид специального крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагишом выходили на улицу, «пололи» снег, кидали его через плечо и затем слушали — в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут.

♦ Если на Крещение деревья покрыты инеем, весной сеять озимую пшеницу нужно в тот же день недели — урожай будет богатым.
♦ Если на Крещение идет лопатой снег — к хорошему урожаю.
♦ Если на Крещение ясно и холодно — к неурожаю, засушливому лету.
♦ Если на Крещение звездная ночь — будет хороший урожай орехов и ягод. ♦ Если на Крещение видно много рыбы — будут пчелы хорошо роиться.
♦ Если после Крещения на небе полный месяц — весной возможен паводок. ♦ Если собаки много лают — к большому количеству зверья и дичи в лесу. ♦ Чтобы узнать, насколько теплым будет остаток зимы, в ночь Сочельника перед Крещением надо просто посмотреть на небо. Если звезды светят ярко, то лето будет сухим и жарким, а весна начнется рано. Более того, осень также будет теплой и затяжной. Также яркие звезды на небе в Крещение говорят о том, что год будет спокойным, без политических или экономических сотрясений.
♦ Если в ночь Крещения будет полнолуние, то весной надо опасаться сильного разлива рек.
♦ Не очень хорошо, если на Крещение тепло: приметы говорят о том, что в наступившем году будут проблемы со здоровье. Наоборот, если на Крещение много снега — это к крепкому здоровью.
♦ Если в Крещение вы услышите лай собак — это сулит хорошее финансовое состояние в наступившем году. Считается, что собаки зовут на охоту, которая сулит отличную добычу.

Поздравления на Крещение Господне

♦ Пусть морозы на крещенье
Принесут благословенье,
Теплоту, уют, Ваш дом —
Пусть наполнится добром
Мысли, чувства и сердца.
Соберется пусть родня.
Пусть нагрянет в дом веселье
В этот праздник на Крещенье.

♦ Пусть крещенские морозы
Унесут беду и слезы
И добавят в жизнь веселья,
Счастья, радости, везенья!
Будьте к празднику готовы —
Очень веселы, здоровы,
Чтобы в проруби купаться
И здоровеньким остаться!

♦ Пускай в Крещенские морозы
Печали ваши прочь уйдут.
Пусть лишь от счастья будут слезы,
Благие вести пусть придут.
Хочу, чтоб чаще вы смеялись
И не грустили никогда!
Чтобы любовью восхищались,
И были счастливы всегда!

a2f217es 960

♦ Для народа на Крещенье
Наступает обновленье.
Прыгнул в прорубь с головой –
Жизнь становится иной.
А потом шагнешь на лед,
Повернешься на восход.
Руки в верх поднимешь смело,
Чтоб душа твоя запела.

♦ Хочу в Крещенья праздник пожелать,
Стихов побольше, меньше в жизни прозы,
Пусть будет жизнь такой, чтоб не страдать,
Любовь — сильней крещенского мороза.
Надежды, красоты и доброты,
И, безусловно, море позитива,
Стремиться к высоте своей мечты
Под жизненные вечные мотивы.

♦ Со Святым Богоявленьем
Поздравляю вас, друзья!
Вы откиньте все сомненья,
Будьте счастливы, любя!
Разной нечести не бойтесь,
И святой водой умойтесь!
Погадайте на любовь…
Праздник к нам приходит вновь!

♦ С Крещением Вас спешу поздравить
И пожелать Вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!
Пусть Ангелы Вас охраняют
И стерегут Ваш крепкий сон
Пусть горя близкие не знают
И будет рядышком Господь!

bdf217es 960

♦ В светлый день Господнего Крещенья
Вам желаю всех земных щедрот.
Пусть души и тела очищенье
В этот день к Вам с неба снизойдет.
Благ земных и Божьей благодати
Пожелать я Вам хочу сейчас.
Пусть все будет вовремя и кстати,
Пусть Господь оберегает Вас.
Пусть все в жизни Вам легко дается,
И пускай крещенская вода,
Что сегодня отовсюду льется,
Смоет все плохое навсегда!

♦ Пусть святая вода
Грех ваш смоет любой,
Пусть любая беда
Обойдет стороной.
Пусть откроется вам,
Чистый свет и любовь,
И души вашей храм
Возрождается вновь.

♦ С днем Крещения Господня
Поздравляю вас сегодня!
Дом пускай не оскудеет,
Мир для вас станет добрее.
Помощь будет пусть заметной,
Счастье ваше не померкнет.
Любовь близких и поддержка
Пусть с годами станут крепче!

НЕ ЗАБЫВАЕМ ДЕЛИТЬСЯ СО СВОИМИ ПОДПИСЧИКАМИ

Источник

Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Слово пастырей

Приближается Крещение Господне. Зачастую в народном сознании празднование того или иного великого церковного праздника ассоциируется не столько с богослужением, а в большей степени с «гастрономическо-развлекательными мероприятиями», занимающими, конечно же, свое место в традиции празднования.

Эти традиции, конечно же, хороши, но является ли их соблюдение достаточным для христианина в этот праздник? Неужели это великое событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода? Как, по вашему мнению, с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране? – на этот вопрос отвечают наши пастыри.

52892.p

– Трудно однозначно оценить, хороши или плохи для современного человека наши традиции. Одни приходят к вере и воцерковляются через них; другие, ограничивая себя только лишь традициями, так и не приходят к Богу, и тогда они для них бесполезны; третьи относятся к неизвестным им старинным традициям как к пережитку средневековья, не принимают даже вида их и из-за этого удаляются от Бога и от Церкви.

Например, фарисеи, придерживаясь ветхозаветных традиций, «преданий старцев», обвиняли Господа, что Он разоряет закон, и по «закону» Господь должен быть распят… Да, многие наши крещенные россияне, считающие себя православными, относятся к Церкви потребительски: ограничиваются тем, что ставят свечи, заказывают молебны и сорокоусты, даже во многих монастырях, на Крещение берут святую воду, забывая ее потом пить, на Пасху освящают куличи. И все это для того, чтобы Бог сохранил от бедствий, дал здоровье и благополучие, помог в делах и т.д. При этом они забывают, для чего дана нам православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Мысль о Царствии Небесном их пугает, они не хотят ни говорить, ни думать о смерти. А рассуждают так: дал бы Бог нам здесь есть, пить и веселиться, наслаждаться благами земными и быть счастливыми, а Царство Небесное приложится нам, ведь мы крещенные и спасемся.

К сожалению, мы, священнослужители, бываем в этом виноваты. Если бы людям, приходящим для требоотправления, освящения куличей, получения святой воды или окунания в проруби, объясняли, что для спасения необходимо исповедоваться, изменить саму жизненную ориентацию: от полной погруженности в плотские удовольствия – к жизни духовной и в причащении соединяться со Христом, и что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни! По собственному опыту скажу, что большинство приходящих в храм за требами не услышат священника, по слову Господа: «Уши имеют и не слышат, и глаза имеют и не видят, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их, ибо огрубело сердце их». Но каждый раз, когда из этой толпы, которая спешит освятить куличи или получить святую воду и бежать домой праздновать, потом приходят на исповедь один, два или три человека, – это радость для священника, ни с чем не сравнимая.

52888.p

– Русское Православие неизменно воспринимается вместе с той традицией, которая окружает основной культ. Культ создает культуру, Культура преломляется в традицию. Традиция захватывает периферийные и маргинальные слои субкультур, скрепляя все это в формы народных обычаев.

Святая Агиасма превратилась в прорубь; из проруби получилась купель народно-христианского сознания. Что ж делать…

Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. Пришедшего, чтобы весь мир, но главное – чтобы человек, преобразились, богоуподобились. Путь богоуподобления – это воипостазирование во Христа.

Народ, сидящий в тьме кромешной, к тебе обращен свет Христов! Открой сердце и глаза, открой разум и сознание! Бог открывается тебе, и ты откройся Богу.

Богоявление – праздник необычайной силы Божией! Явление нам Бога в силе и свете! «Явление Христа народу» – это и есть Богоявление. Там, в сюжете Иванова, много людей, и все обращены ко Христу. Вот бы и нам всем собираться в этот день вместе и встречать Христа.

Думается, что это очень хороший день для общих праздничных встреч. Жаль, что мы все, священники, так заняты «водой». Очень бы хотелось радостных встреч в этот день!

52889.p

– Запомнился давний крещенский эпизод. Во Введенском женском монастыре в Иванове, где я тогда служил, мы раздавали людям святую воду. Как обычно, длинная очередь продвигалась медленно, несмотря на наши усилия: каждый норовил наполнить с дюжину принесенных с собою бутылей, бутылок и бутылочек… То и дело вспыхивали перепалки по знакомому с большевицких времен сценарию:

– Женщина, вы здесь не стояли!

– Больше трех банок в одни руки не давать!

– Да ты на себя-то посмотри!

– Простите, – сказал, – вы зачем, собственно, пришли?

– Как зачем? За водичкой.

– И надо было такую очередь на морозе выстаивать? Набрали бы из-под крана.

– А вот так. С подобной жизненной позицией для вас эффект будет ровно такой же. Таинство освящения воды, которое мы совершили, действительно – но для вас оно недейственно.

Очередь замолчала. Несколько минут слышно было только журчание воды и скрип снега. Затем под раздачу подошли те, кто не слыхал моего богословского экскурса, и ругань возобновилась.

И вот эти краткие минуты тишины и послужили мне основанием для некоторого оптимизма. Хоть несколько живых душ разнесут по домам вместе с крещенской водой искорки того света, которым Христос просвещает мир.

52891.p

– Все мы, россияне, живущие в России, настолько разные. У кого-то из нас представление о том, что праздник Крещения Господа связан только с освященной водой; у кого-то на первом месте не вода, а Сам Бог и возможность принять участие в праздничной литургии – причаститься Тела и Крови нашего Спасителя. Кто-то несет эту водную святыню только себе, а кто-то делится с соседями.

Приятно, что Россия поворачивается лицом к Господу. Но вот в чем парадокс. Бог в душе, а о душе подумать некогда. Зачем прилагать усилия к исповеданию грехов, если можно просто окунуться в освященную водичку и «очиститься» от душевной скверны? Некоторые уверенны, что главное – вера в Бога, чтобы Он был в душе, а священники только мешают. Правда, с другой стороны, ждут, чтобы воду освятил именно священник.

Странно такое отношение. Но на этот случай есть предостережение от осуждения. Как тем, кто думает, что главное в этот день – попить святой водички, окунуться в Иордани и немного выпить спиртного, так и кому открыто понимание истинной евхаристической радости праздника Крещения Господня.

52890.p

– Почему-то думается, что весь этот наш ажиотаж, «страсти по воде» – это от невежества, конечно, идет, вполне понятного после 70 лет выжигания веры, но все же и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда… Это не нужно скидывать со счетов, и это, как ни странно, отрадный знак того, что мы живы, несмотря ни на что, открыты высшим, духовным устремлениям.

Другое дело, что период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес, восторгов, предметных и ощутимых «вложений перстов» в гвоздинные язвы, этот период затягивается, и тогда он становится грехом, если можно так сказать, «духовного инфантилизма». То, что допустимо для младенца, неприемлемо для отрока, и спрос иной с одного и с другого. Вот нам и пора уже переходить к «духовному отрочеству». Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»…

Приходят в храм взрослые, умудренные жизненным опытом люди и рассказывают с умилением и гордостью, что они молитву «Отче наш» каждый день читают… и водичку в Крещение святят… и свечечку когда-никогда в храме поставят…

Все это, конечно, хорошо и правильно, но нужно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом… Вот это нужно нам, священникам, объяснять сейчас людям: что в веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению. И большая проблема, что человек, не зная, не вникая в глубины Православия, считает свою жизнь вполне благочестивой, достаточно доброй, чтобы «Бог простил». Это именно происходит от сознательной и добровольной ограниченности, по принципу: «чего не знаю, того нет». Или: «больше знаешь – хуже спишь». Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.

Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», – а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества – это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится.

Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу (переводу) христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое – всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как – единицы. И это проблема номер один.

Далее. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает.

Исповедь, причастие – источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают…

Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, – это же тоже так важно! Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании (см.: Рим. 2: 7). Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования.

Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований.

Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело – не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело – не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями.

Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» (1 Кор. 14: 20). Вот в чем уподобляться надо детям – в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно…

Впрочем, самое главное – то, что никакими буквами не объяснишь, – это живое, искреннее стремление, любовь к Богу. Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост – это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати – этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть – никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим.

Ну вот… проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего… Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника – события явления в мир Бога! – невозможно познать одним только разумом, но благодатью, действующей в сердце, оживляющей и окрыляющей душу. Но для этого мы и сами должны делать все, о чем Господь нас просит так терпеливо и кротко, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).

Вот ведь простые, опять же – минимальные вещи, маленький, но такой полезный труд: накануне сочельника соберемся семьей да и прочитаем вслух или расскажем, кто знает о смысле праздника Богоявления. О том, что чудо великое свершается, Сам Бог приходит в человеческий мир, чтобы преобразить каждого из нас, оживотворить, даровать надежду и вечную, благодатную жизнь.

Сходите накануне праздника на службу торжественную, и не на десять минут, а от начала до конца постойте… Трудно… Зато какая за этой трудностью радость откроется – сами посмотрите. И ни с чем она не сравнится… Да и утром придите в храм, пусть с водичкой, но к началу службы. Помолитесь, а может быть, кто и найдёт в себе силы и решимость подготовится ко причастию. Вот уж радость будет! Да большего и желать нельзя. А там можно и водичку освятить и нести спокойно домой, но не как «трофей», а как символ, знак таинственной причастности. Как же это хорошо! И сопричастность эту иначе как посредством личных усилий, хоть малых, но сознательных не приобрести.

Словом, давайте не лениться вникать в собственную веру, и не умом только, но поступками, согласными с церковным опытом, и эта смиренная сопричастность Христу откроет нам совершенно иной, недостижимый в обычной жизни опыт. И из этого благодатного опыта, как из зерна, непременно начнет в нас возрастать и зреть благодатный колосок Небесного Царствия!

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • Обычаи на крещение господне что нужно делать
  • обычаи курдов отношение к женщинам
  • Обычаи как источники мчп
  • обычаи индии по отношению к женщине
  • Обычаи и традиции что это такое