Обычаи осетин как правильно

Осетинские традиции

Осетины – кавказский народ, численность которого на сегодня составляет около 700 тысяч. Большей частью представители этой национальности проживают в Северной Осетии (Россия) и Южной Осетии, диаспоры имеются в Грузии, Турции и Сирии. Традиции и обычаи осетинский народ унаследовал от предков, скифо-сарматского племени аланов. В течение многих столетий осетины сохранили язык и систему религиозных верований. В настоящее время значительная часть населения Осетии придерживается православной веры, есть также приверженцы ислама.

osetinskie tradicii 1

Особенности национальной культуры

Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.

К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.

Трапеза у осетин ― это не просто прием пищи, а священнодействие. Перед тем, как сесть за стол, принято обратиться к богу и святым покровителям с молитвой. Сквернословие или ссоры за столом недопустимы, и считаются большим грехом.

Осетины очень музыкальны, музыка слышна отовсюду: из окон домов и проезжающих автомобилей, плееров и мобильников. А грациозные, искрометные и зажигательные осетинские танцы неизменно вызывают восторг зрителей.

osetinskie tradicii 2

Государственные праздники Южной Осетии

К национальным праздникам, которые по закону считаются выходными, относятся:

Новый год осетины, как и все народы мира, отмечают 1 января. Но более значимым праздником у них считается Старый Новый год ― «ног Бон». Он приходится на время окончания поста, и изобилие праздничных блюд служит символом благополучия семьи в течение всего наступившего года. На новогоднем столе обязательно присутствуют мясные блюда, домашнее масло и ритуальный круглый пирог «Артхурон», посвященный богу Солнца. Чтобы защитить дом от злых сил, у входа вешаются колючки. На рассвете во дворе разжигают костер, перед ним члены семьи озвучивают свои новогодние пожелания, а ряженая молодежь ходит по улицам, устраивая веселые представления.

osetinskie tradicii 3

Религиозные традиции

Традиции осетинского народа включают все общие для христиан праздники. Во время торжеств в храмах служится литургия, в день некоторых праздников в церквях совершается Всенощное бдение.

К числу общецерковных праздников относятся:

osetinskie tradicii 4

Существуют осетинские традиции и обычаи, связанные с поклонением местным святым-покровителям.

osetinskie tradicii 5

Семейные традиции

Кратко охарактеризовать осетинские семейные традиции можно как яркое воплощение всех национальных черт. В семейную обрядность входят свадебные, крестильные, погребальные и поминальные ритуалы.

Свадьба

Осетинской свадьбе предшествует период сватовства. Согласно обычаям, визиты сватов в дом невесты должны повториться три раза. Последний визит называется сговором. Если согласие получено, доверенные лица родителей жениха вручают семье невесты оговоренный выкуп (калым).

В день свадьбы в доме жениха собираются участники свадебного кортежа, который отправляется в дом невесты (обычно это свита из нескольких десятков человек). Невеста должна быть в платье, подаренном ей женихом. Осетинский свадебный наряд строгий, полностью закрывающий тело.

Торжество проходит одновременно в двух домах. Осетинские свадебные традиции требуют, чтобы жених и невеста до конца застолья не приближались друг к другу и не общались. Гражданская регистрация брака совершается в день свадьбы, но в некоторых случаях до или после нее.

osetinskie tradicii 6

Рождение детей

Если в осетинской семье рождается сын, первому сообщившему эту радостную весть преподносили подарок. Через несколько дней после рождения ребенка над ним совершается обряд укладывания в колыбель (авдаен). Смысл ритуала состоит в передаче новорожденного под опеку небесного святого Сафа ― покровителя семьи и детей. В наше время этот ритуал теряет актуальность.

Крещение новорожденного проводится согласно канонам православной церкви, и считается началом становления младенца на путь приближения к Богу. Обряд может быть выполнен в церкви или дома. Священник трижды окунает младенца в воду святой купели, произнося при этом установленные молитвословия.

Большое значение у осетинских семей придается выбору имени ребенка, обряд наречения именем служит отдельным праздничным ритуалом. Остальные обряды, которые проводятся в первые несколько месяцев после рождения ребенка, направлены на его ограждение от воздействия «злых сил».

osetinskie tradicii 7

Проводы в последний путь

Согласно общепринятым у кавказских народов правилам, усопшего надлежит омыть и обрядить в парадный костюм. У осетин считается, что чем больше слез пролито по покойнику, тем счастливее будет его пребывание на небесах. Поэтому часто проводить умершего в последний путь приглашают профессиональных плакальщиц, услуги которых очень дороги.

Похороны проводят в первые два дня после смерти. После предания покойного земле участники церемонии произносят над могилой короткие речи, а затем отправляются на поминальный обед. Блюда для него готовят соседи, так как в доме, где умер человек, до его погребения огонь разжигать нельзя. Поминальные трапезы раньше устраивали два дня после похорон, сегодня их проводят согласно христианским канонам: в день погребения, на третий, девятый и сороковой дни, а также на годовщину.

Национальная кухня

Блюда осетинской кухни, приготовленные с особыми кавказскими специями, очень вкусны и пользуются популярностью во всем мире.

osetinskie tradicii 8

Из первых блюд в Осетии чаще всего готовят:

Для приготовления вторых блюд в Осетии в основном используют баранину и курицу. Традиционные блюда:

osetinskie tradicii 9

Самый любимый в Осетии десерт ― печенье дзуката. Тонкие полоски теста жарят во фритюре, посыпают сахарной пудрой и подают с медом. Подобное лакомство в России называется «хворост», но в тесто для осетинской зукаты добавляют алкогольный напиток, чтобы оно было хрустящим.

Визитная карточка осетинской кухни ― тонкие плоские пироги круглой или треугольной формы («фыдджын»). Начинкой в них могут быть картофель, мясо, осетинский сыр, капуста или свекольная ботва. Такие пироги ― атрибут любого праздника. Их обычно подают уложенными друг на друга по три штуки ― это символизирует единство Бога, Солнца и Земли.

Источник

Традиции осетин – неприкосновенные гости и праздник чертей

Традиции осетин ярко отражают не только культуру этого народа, но и его давнюю историю. Согласно данным исследователей, название племени возникло от грузинского слова “овси”, что впоследствии стало наименованием для родного края осетин – Осетии.

Предками современных жителей Осетии был древний народ сарматов, что заложил основы многих обычаев и праздников. В наше время в каждом осетинском городе или селении существуют определённые традиции, проводятся яркие торжества. Какие обычаи осетин связаны с семейными ценностями? Что за праздники любит этот народ?

Семейные традиции осетин

Для каждого осетина семья является центром его собственного мира. Неудивительно, что семейные традиции у народа Осетии занимают значительное место в культуре. Как и прежде, современные осетины стараются всячески оберегать беременных женщин.

Когда в доме появлялась будущая мама, все члены семьи старались облегчить ей жизнь, брали домашние хлопоты на себя. До начала прошлого века у осетин существовала интересная традиция.

osetinskaya svadbaОсетинская свадьба

Согласно ей, своего первого ребёнка женщина должна была родить в родительском доме. Осетины верили, что так первенец получает надёжную защиту со стороны предков по материнской линии.

Когда в семье появлялся малыш, все туту же спешили с поздравлениями. Это касалось не только родственников, но и односельчан. С самого рождения определяется правильное воспитание ребёнка. Мальчики должны расти будущими защитниками, сильными и решительными, девочки выступают в качестве будущих матерей и хранительниц домашнего уюта.

Особенное внимание уделялось четвёртым суткам со дня рождения ребёнка. Такой праздник считался женским торжеством. Родственницы матери малыша, её подруги собирались в доме, где пекли пироги, закалывали барашка. Осетины верят, что такой праздник помогает призвать добры силы на защиту малыша, которому уже пошёл пятый день от роду.

osetiny schedryy gostepriimnyy narodОсетины – щедрый гостеприимный народ

А вот на десятый день можно было подумать об имени для ребёнка. Вы думаете, наречение происходило вполне традиционно? А вот и нет. У осетин издавна существовал занимательный ритуал. В указанный день мужчины семейства собирались в доме, где родился ребёнок. Все они участвовали в жеребьёвке. Начинал её самый старший из приглашённых. Тот, у кого последним оказался альчих, давал имя малышу.

О гостеприимстве, вражде и дружбе

Осетинское гостеприимство является одной из самых ярких традиций этого народа. Современные осетины, как и их далёкие предки считают, что ни в коем случае нельзя обидеть гостя невниманием. На Кавказе вообще гость считается особым человеком.

“Мой дом – твой дом”, – нередко можно услышать эту поговорку от осетинских мужчин. Хозяин дома – это не просто принимающая сторона, а при необходимости – даже защитник, что сможет спасти своего гостя и дать ему приют.

Обычаи осетин говорят, что, оставляя гостя на ночь, хозяева должны заколоть барашка, чтобы угостить человека. Даже если в доме есть свежее мясо, этот ритуал обязательно соблюдать. Мне кажется, его корни уходят в глубокое прошлое и, не исключено, связаны с жертвоприношениями покровителям гостеприимства и семейного очага.

Обычаи кровной мести также принадлежат к традициям осетин с давней историей. Несмотря на это, исключением в принципах кровной вражды являются те же правила гостеприимства. Если хозяин дома принял у себя как гостя незнакомого человека, а потом выяснил, что это – его кровный враг, он никогда не причинит ему вреда. Пока враг – гость, он будет окружён заботой и вниманием, его накормят и предоставят ночлег.

Необыкновенный праздник осетин

Как я уже сказала, в каждом осетинском селе или городке немало интересных обычаев, связанных с различными праздниками. Одним из самых необычных торжеств является Хайраджыты Ахсав, что переводится дословно как “Ночь чертей”.

Если верить преданию, некогда человечество жило в гармонии с чертями, и те не причиняли людям вреда. Но мир был разрушен, а после усмирения чертей люди стали задабривать их во время праздника “Ночи чертей”. Главным ритуалом Хайраджыты Ахсав является жертвоприношение животного (чаще всего козлёнка).

Кровь и шкура животного тщательно прятались (их закапывали в землю или относили к реке, чтобы собаки не могли достать). В полночь вся семья накрывала праздничный стол во дворе.

Когда всё было готово, хозяин вместе с домочадцами уходил на время в жилище. Считалось, что так люди дают возможность пировать чертям, что должны первыми притронуться к угощению. Через некоторое время семья возвращалась, и народ рассаживался за столом.

Осетины верят, что каждый посёлок, даже каждый дом имеет своего чёрта-покровителя. Если относиться к нему уважительно, не забывать подкармливать и задабривать, то чёрт может одарить людей благополучием и богатством.

osetinskiy narodnyy tanetsОсетинский народный танец

Традиции осетин – это богатая палитра самых разных обрядов и ритуалов, многие из которых прошли многовековой путь, сохранившись и в наше время. Меня радует, что осетины, как и многие другие народы Кавказа, сохранили ценности своих предков, свою культуру и самобытность. Хочется верить, что и в дальнейшем это наследие будет цениться и приумножаться.

Источник

Осетины традиции и обычаи

Обычаи и традиции осетинского народа

1185

Уходя своими корнями в глубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и непременное уважение к женщине. И конечно же, как и у большинства кавказских народов, это почетное внимание, уделяемое каждому гостю.

Традиционное кавказское гостеприимство

Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.

Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитерам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Еще один восходящий к скифской эпохе обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.

Осетинское застолье. Свод незыблемых правил

Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, – это ритуальное действо, тесно связанное с верой и отражающее весь национальный жизненный уклад. За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям. За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение. Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:

На свадьбе грустный гость некстати. Свадебные традиции осетин

В традициях многих народов свадьба начинается со сватовства. Поддерживается этот обычай и в осетинских семьях. К родителям избранницы засылаются минимум три свата: родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты. Хоть в доме девушки и прекрасно осведомлены о цели визита, но традиции есть традиции: старший из сватов после второго тоста рассказывает, зачем они пожаловали под сей гостеприимный кров. Также по обычаю родные девушки не имеют права дать свое согласие сразу: они благодарят гостей и, обещая посоветоваться со старейшинами, назначают день для следующей встречи.

Следующий этап предсвадебных ритуалов – фидыд, своеобразное брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную денежную сумму, служащую залогом предстоящего родства двух фамилий. Затем членами двух семейств обсуждаются все детали грядущего торжества. Когда же все важные вопросы решены, начинается оживленное праздничное застолье.

Через несколько дней после фидыда жених вместе с шафером и друзьями приезжает в дом невесты, такой тайный визит называется сусагцыд. Происходит последняя встреча жениха и невесты: теперь им предстоит свидеться лишь в брачную ночь. В этот вечер жених одаривает всех присутствующих женщин конфетами и преподносит возлюбленной обручальное кольцо.

И вот наступает первый день свадьбы. За невестой приезжает свадебный кортеж, родственники нареченной выносят пиво и араку, а также три пирога. После взаимных приветствий и выпитых «встречных бокалов» гостей провожают в дом. Их ждет накрытый стол, на котором помимо традиционных блюд возлежат голова и шея жертвенного животного. Пока невесту одевают и собирают в дальний путь, за трапезой произносятся все необходимые в этот день молитвы и тосты. Обычаи осетин предписывают также проявить знаки внимания по отношению к женщинам, находящимся в доме, но, естественно, не принимающим участия в застолье. Самые молодые из прибывших относят им шашлык из ребер и три бокала (нуазан): для накрывавших стол, для женщин-гостей и для старшей в семье.

После традиционного выкупа невесту наконец-то увозят в дом будущего супруга. Сам же жених, наоборот, отправляется к родным избранницы. Здесь он пробудет вместе с друзьями и шафером до самой ночи. А тем временем новобрачная проходит предписанные традициями обряды: снятие фаты и угощение свекрови и других пожилых женщин, находящихся в доме, медом с топленым маслом (мыды кус). В остальные же часы бурного празднования с танцами, песнями, шутками невеста стоит в углу, охраняемая прибывшими с ней двумя молодыми родственниками.

Раньше жених не допускался к невесте несколько дней. Сегодня традиции немножко смягчились, и уже на второй день новобрачные могут быть вместе. Кроме того, второй день свадьбы – это своеобразные «детские смотрины». Все соседские ребятишки прибегают познакомиться с невестой. Она же, в свою очередь, одаривает мальчишек игрушками, а девчонкам вплетает в волосы красивые ленты. Затем из дома молодой жены привозят и приданое: гостей также встречают со всеми почестями и готовится очередное застолье.

Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды

Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.

Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.

Источник

Республика Южная Осетия

Официальный сайт

Республика сегодня

Власть

Новости

5R3A1283

Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

5R3A0646

Анатолий Бибилов встретился с жителями Ленингорского района

5R3A9965

Анатолий Бибилов встретился с жителями посёлка Цинагар

Общество

%D0%9E%D0%9E%D0%9D 3

Победа российской дипломатии

28120538.328202.8898

«Цыппурс» восходит к дохристианским празднествам

10404418 849280798458868 6970246231755814151 n

Плиев Исса Александрович

В мире

%D0%9E%D0%9E%D0%9D 3

Победа российской дипломатии

28120538.328202.8898

«Цыппурс» восходит к дохристианским празднествам

1 2

Торжественное собрание, посвященное образованию Государственной службы охраны Республики Южная Осетия

Диаспоры

%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0

«Я всегда везу с собой частицу Осетии», – Амага Готти

4670048C B8FE 41AD A587 73B184B99621

Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову

88684c13114cdb9532bc933d7266c445 747 1156 577 c

По ходатайству Бибилова в Росгосцирке восстановлен номер «Алании»

Публикации

1640093993 2

На пути становления государственного суверенитета

%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82 8

Мурат Ванеев: «Неправомерное совместительство влияет на безработицу»

Фотогалерея

5R3A9499

Торжественная церемония открытия Республиканской елки

P1040179

Джеры дзуары фæдзæхст ут, ирон адæм!

IMG 9709

Республика строится: улицы Цхинвала

Видео

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA %D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0 2021 09 19 055538

Обращение Анатолия Бибилова по случаю Дня Государственного флага Республики Южная Осетия

img 2300

Нагутни – райский уголок в Южной Осетии

03131

Послание Президента Анатолия Бибилова к народу и Парламенту Республики Южная Осетия

Инфографика

%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B01

Великая Отечественная война

info diagrams cover

Социально-экономические показатели по Республике Южная Осетия за I полугодие 2020 г. в сравнении с аналогичными периодами 2018-2019 гг.

infogr str vo prev

В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Осетинский этикет

1026511908

Основополагающую роль в осетинском обществе исполняет понятие «æгъдау» (древний обычай, кодекс, норма поведения). Для каждого осетина æгъдау был и остается каноном этических и морально-нравственных критериев. Он содержит в себе представления о правильном и уважительном отношении к окружающим, определяет поведенческие нюансы в общении с людьми разного возраста и пола. Этот канон налагает ответственность на каждого члена общества.

Осетинский этикет учит почтительному отношению к религии, воспитывает в человеке веротерпимость и уважение ко всем национальностям и этническим группам. На протяжении веков разные народы населяли Осетию, живя в мире и согласии, что сделало осетинский народ толерантным. Именно поэтому Северная Осетия является одной из самых многонациональных республик России.

Уважение к старшим (Хистæртæн кад кæнын)

В осетинском обществе на протяжении веков вырабатывался сложный механизм взаимоотношений между различными возрастными группами. Здесь на первый план выступает почитание старших. О хорошем воспитании осетина всегда можно судить по его отношению к старшим – какой бы национальности они ни были, какой бы социальный статус ни занимали и т. д. Такое отношение является поведенческой нормой осетинского этикета и свидетельствует о высоком уровне культуры народа.

Важнейшей формой проявления уважения к старшему является приветствие. Согласно этикету, младшему надлежит здороваться первым. Однако протягивать руку старшему первым, напротив, запрещается. При появлении последнего младший всегда встает, уступает старшему место и не садится до тех пор, пока ему не предложат присесть. Этикет не позволяет ему также присаживаться рядом: сесть необходимо немного подальше.

В присутствии старших непозволительно сидеть, закинув ногу на ногу, запрещается повышать голос, сквернословить, отпускать пошлые и неуместные шутки, курить, держать руки в карманах. Старшего надлежит слушать молча, не перебивая, нельзя также быть чрезмерно многословным. Недопустимо пересекать дорогу старшему или входить в помещение первым, не пропустив его вперед.

В старину младший непременно держался в пути слева от старшего. Если путников бывало трое, то они шли в следующем порядке: старший – посередине, по левую руку от него – средний по возрасту, а по правую – младший.

Почитание старших наиболее ярко проявляется в застольном этикете осетин. Специально выбирают наиболее ответственного и знающего этикет юношу, который ухаживает за старшими (уырдыглæууæг). Остальные присутствующие за столом младшие полностью ориентированы на старших. Без позволения последних запрещается покидать застолье. Поддерживая тот или иной тост, младшие должны быть лаконичными, возбраняется говорить дольше старших. В ходе застолья младшие прислуживают, предугадывая желания старших и не заставляя их повторять просьбы и указания.

Любое проявление непочтительного отношения со стороны младших осуждается в обществе, считается постыдным, роняет достоинство молодого человека, бросая тень на его семью.

У осетин принято заботиться о старших, которые с годами не становятся обузой, напротив, получая полную меру заботы и внимания, они продолжают всесторонне участвовать в общественной жизни. Благодаря накопленному жизненному опыту, старшие вносят свой ценный вклад в дело воспитания молодежи, они руководят ритуальными действиями, принимают участие в свадебных и похоронно-поминальных обрядах. Слово старшего авторитетно и непререкаемо, его советам неизменно следуют младшие. При этом старшие корректны по отношению к молодежи, в высшей степени тактичны и никогда в их присутствии не сквернословят. В Осетии не принято злоупотреблять возрастным преимуществом.

Уважение к женщине (Сылгоймагæн кад кæнын)

Несмотря на патриархальные устои, господствовавшие в обществе в былые века, женщин у осетин всегда было принято уважать. Этот факт отмечали многие ученые-кавказоведы, этнографы и путешественники, изучавшие традиции и культуру Осетии.

Осетинка, несмотря на ограниченные права и тяжелую домашнюю работу, всегда пользовалась почетом как среди домочадцев, так и в более дальнем кругу. Унизить женщину неосторожным словом или взглядом, не говоря уже о поступке, считалось большим позором для любого мужчины.

Знаменитый ученый-кавказовед В. Ф. Миллер писал: «Как ни безрадостна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются акты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором. Если семейный раздор дошел до крупной размолвки, жена уходит в дом родителей и со стороны мужа начинаются хлопоты о примирении».

Об особом положении женщины в осетинском обществе говорит и тот факт, что на нее не распространялся обычай кровной мести. Нарушители этого рыцарского правила навлекали на себя величайшее презрение всего общества. Любой, кто вовлекал женщину в кровную распрю, держал ответ перед судом старейшин.

Правила поведения, соблюдавшиеся осетинами, и знаки внимания, которые они оказывали женщине, также свидетельствуют о почтительном к ней отношении. Например, если мужчина и женщина шли рядом, то женщина занимала место справа, однако в случае если это была супружеская пара, жена перемещалась слева. Если же женщина шла с двумя мужчинами, она занимала место между спутниками.

Женщину так чтили, что одно только ее появление могло охладить пыл конфликтующих сторон. Осетинки усмиряли враждующих и даже останавливали кровопролитие. Если женщина, сняв платок, бросала его между сражающимися заклятыми врагами, они обязаны были немедленно прекратить бой. Подобный обычай существовал и у других горских народов Кавказа.

В присутствии женщины и сегодня непозволительно грубо выражаться, сквернословить и отпускать неприличные шутки. Просьбу женщины о помощи осетин выполняет беспрекословно. И хотя мужчина в Осетии все еще является главой семьи, а женщина так или иначе проявляет покорность его воле, в целом наметилась тенденция к равноправным, демократичным отношениям. К мнению женщины в современной осетинской семье принято прислушиваться.

Надо отметить, что особым уважением у осетин издавна пользуется старшая женщина в семье – æфсин (хозяйка). В старину она могла даже занять место главы семьи, если муж умирал, и управляла кланом с одним из сыновей.

Этикет требовал от молодой осетинки уступать дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Мужчины, даже старики, в свою очередь, отвечали вежливостью, при появлении женщины поднимаясь с места. Если всадник встречал в пути (вне селения) женщину, ему надлежало спешиться и проводить ее до места назначения.

В прежние времена в Осетии бытовали весьма консервативные правила поведения: муж никогда не обращался к жене по имени (называя в обращении ее девичью фамилию: например, Хадыхъон, Хæмыцон), избегал ее и не оказывал ей никаких знаков внимания при посторонних. Жена также никогда не обращалась к супругу по имени и называла его «нæ лæг» («наш муж»). Для молодых невесток существовал запрет на обращение к свекру и старшим деверьям (уайсадын). Для отмены этого запрета в доме резали барашка и накрывали стол. Этот обычай до сих пор сохраняется во многих осетинских селениях.

60-е годы XIX века в Осетии стали отправными на пути к свободе и борьбе за права женщины. Многое удалось совершить осетинскому просветителю Аксо Колиеву, открывшему на родине первую женскую школу в истории Северного Кавказа.

В 1849 году А. Колиев назначен смотрителем Владикавказского духовного училища, 1 июня 1860 года возведен в сан протоиерея. Вот что писал о нем архимандрит Иосиф:

«Первый он понял, что для воспитания поколений на христианских началах нужна, прежде всего, христианская семья, а следовательно и христианская мать: и вот по своей собственной инициативе на собственные скудные средства образует он небольшую школу для девочек-осетинок. Помещаясь сам со своей семьей в двух небольших комнатах, он находит возможным тут же заниматься со своими ученицами. Подобное стеснение и пренебрежение семейными интересами вызывает ропот со стороны домашних, но апостольская ревность этого истинно христианского пастыря все превозмогает; число учащихся все больше увеличивается, и, наконец, эта школа обращает на себя внимание Наместника Кавказского Великого князя Михаила Николаевича и преобразуется в девичью школу Ея Высочества Ольги Федоровны. 11 августа 1866 года протоиерей умер после тяжелой болезни, оставив семью без всяких средств к жизни. Мир праху его!»

Женщинам впервые представилась возможность обучаться грамоте, интеллектуально развиваться, восходя на вершины культуры и просвещения.

Честь и достоинство мужчины (Нæлгоймаджы кад æмæ намыс)

Испокон веков мужчина-осетин нес личную ответственность за все общество, осознавая, что от мира и благоденствия в нем зависит и благополучие его семьи. При первой же необходимости уважающий себя осетин готов был броситься на защиту общественных основ и ценностей. По этому поводу существует мудрая осетинская поговорка: «Дæ хъæу куы судза, уæд дæ хæдзар дээр судзы» (Когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела).

Сильной чертой характера любого осетина всегда считалась честность: если он давал слово, обет (дзырд раттын), то можно было не сомневаться в его исполнении. Во времена, когда в Осетии еще не были распространены письменные гарантии, под честное слово и безо всяких свидетелей людям ссужали деньги или скот. Мужчина даже мог сослаться на друга или знакомого, чтобы занять необходимое, — для этого всего лишь нужно было показать шапку поручителя. Не выполнить данное обещание считалось крайне позорным явлением как для мужчины, так и для всей его семьи (рода, фамилии). Такой человек терял доверие односельчан. Его авторитет в обществе падал, а восстановить честное имя уже практически не представлялось возможным.

Одним из самых страшных преступлений, которое мог совершить осетин, было нарушение клятвы. Именно клятва на святом месте была наиболее распространенной формой гарантии в Осетии. Никто не имел права приносить ложную клятву: мужчине было достаточно присягнуть или поклясться, чтобы с него сняли подозрение в совершении какого-либо преступления. Священной считалась клятва землей (зæххæй ард хæрын). Во время присяги дающий клятву в знак правдивости своих слов зачерпывал краем кнута или острым концом кинжала немного земли и клал ее в рот.

Также была распространена клятва именем друга. Считалось, что если человек поклялся друзьями, то уже нет нужды доказывать его правоту на святом месте.

На оскорбление осетин всегда реагировал болезненно, ревностно относясь к своему доброму имени. Наиболее тяжкой формой физического оскорбления считалось нанесение удара палкой или плетью: палкой бьют собак, а плетью подгоняют осла, наказывают раба. Подобное действо могло быть искуплено кровью. Унижением морального характера считалось похищение невесты после договора (фидыд), вербальное оскорбление жены, сестры или матери.

Также считалось неприемлемым поругание надочажной цепи (къонайы рæхыс) в доме мужчины, ведь она – священный символ семьи, предмет клятв и обрядовых действий.

Осетину во все века полагалось быть скромным и сдержанным. В основе его поведения лежит æфсарм (мораль, совесть, честь, стыд). Это не позволяет ему перейти грань дозволенного, проявить наглость по отношению к кому-либо, в той или иной жизненной ситуации забыть о чувстве собственного достоинства. Относится это, в том числе, и к застольям. Обжорство и пьянство на любом мероприятии в осетинском обществе считаются позором. Невоздержанный в еде и питье мужчина вызывает насмешки у окружающих, теряет авторитет, очерняя свое имя. Скромность за столом всегда считалась отличительной особенностью осетин. Кроме того, мужчина никогда не садится за стол в неподобающем виде, даже в своем доме.

Не менее важными категориями мужественности были храбрость и отвага. Наделенных этими качествами мужчин осетины всегда высоко ставили, считали героями, слагали о них песни и легенды. Более других, конечно, почитали ратные подвиги. Воинам-ветеранам на пиршествах (куывдтæ) и свадьбах всегда преподносили почетные бокалы. Юноши, не желавшие служить в армии, приравнивались к трусам: с ними не принято было садиться за один стол, они не могли уже приобрести статус достойного жениха. Исключение делалось лишь для тех молодых людей, которым состояние здоровья не позволяло отдать долг Родине. Дезертир же покрывал себя несмываемым позором, а проявивший малодушие в бою считался предателем, его презирали и отвергали в обществе (хъодыгонд).

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
  • Обычаи на крещение господне что нужно
  • Обычаи на крещение господне что нужно делать
  • обычаи курдов отношение к женщинам
  • Обычаи как источники мчп
  • обычаи индии по отношению к женщине